MENU

ЕЗЕРСКИЙ ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ

Родился 15.02.1917 года в посёлке Жуковка (ныне город Брянской области) в семье рабочего. Русский. Окончил 7 классов и школу ФЗО. Работал токарем на механическом заводе. Однажды увидев прилетевший в Жуковку У-2, на котором пилот прокатил и его в числе нескольких местных ребят, восхищённый Дмитрий Езерский решил связать свою судьбу с небом. В 1938 году выпускник Батайской авиашколы ГВФ, Езерский был направлен в Уфу, в 209-й авиаотряд Уральской авиагруппы Западно-Сибирского управления ГВФ. Там выполнял полёты на многоцелевом У-2 – как правило, на малых высотах. 14 июня 1941 его, как и других пилотов ГВФ, работавших в санитарной и сельхозавиации, перебазировали под Киев – в распоряжение формировавшейся Киевской авиагруппы особого назначения ГВФ. Вскоре Езерского назначили командиром звена, он выполнял воздушную разведку, доставку медикаментов для обороняющихся в тяжёлых боях бойцов Красной Армии под Харьковом. В 1941-1942 годах на У-2 Езерский налетал 760 часов, выполнил 312 боевых вылетов. После переучивания на Ли-2 и Си-47 («Дакота») его перевели в Московскую авиагруппу особого назначения во Внуково, где он выполнял полёты к партизанам, в том числе ночные, с посадками в исключительно сложных условиях. Затем эскадрилью Езерского перебазировали на аэродром близ ст. Хвойная, под Ленинградом, в 30 километрах от Ладоги. Он совершил полтора десятка рейсов в блокадный город, когда ещё не замёрзла ледовая «Дорога жизни» через Ладожское озеро. Доставлял продукты, обратно брал 30 человек в каждом полёте – раненых и истощённых ленинградцев.

С июня 1944 по январь 1945 в составе эскадрильи транспортных самолётов 10-й гвардейской авиатранспортной дивизии ГВФ Езерский выполнял полёты с советской авиабазы Бари (Италия) в тыл противника в расположение Народно-освободительной Армии (НОА) Югославии. В августе 1944 он совершил первый полёт к югославским партизанам на неподготовленную площадку в горах. Обратным рейсом вывез раненых. И такие экстремально-сложные вылеты в глубокий тыл противника продолжалось до тех пор, пока очередная боевая группа или отряд партизан не был полностью обеспечен боеприпасами и продовольствием, а их израненные бойцы спасены в советских госпиталях.

Всего за время войны Дмитрий Сергеевич Езерский выполнил 226 ночных полётов, из них 88 с посадкой в тылу противника.

За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года, старшему лейтенанту Езерскому Дмитрию Сергеевичу присвоено звание Героя Советского Союза.

С 1946 года капитан Езерский – в запасе. Он был командиром воздушного судна, заместителем командира лётного отряда в авиагруппе международных воздушных сообщений. В составе Отдельного авиаотряда №235 выполнял задания по обслуживанию правительственных делегаций, инспекторскую работу в ГУГВФ, МГА, был преподавателем в УТО ЦУМВС. Дмитрий Сергеевич за время лётной работы налетал безаварийно свыше 3,5 млн. километров. В 1960-1977 годах Езерский работал в ГУГВФ и МГА СССР. Это было время интенсивного развития отечественной гражданской авиации, требовалось решать вопросы обеспечения безопасности полётов, в том числе в системе УВД. Большой опыт и высокий профессионализм Дмитрия Сергеевича был востребован в штабе отрасли. Уйдя на заслуженный отдых, Езерский жил в Москве, не терял связи с коллегами по работе в МГА СССР. Если позволяло здоровье, он принимал активное участие во встречах с ветеранами и был душой компании.

Дмитрий Сергеевич Езерский награждён орденом Ленина, Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, 2 орденами Красной Звезды, орденом «Знак Почёта», югославским орденом Партизанской Звезды 1-й степени,14-ю медалями. Удостоен звания «Почётный пилот ВВС Югославии» с золотым нагрудным знаком и «Отличник Аэрофлота». Дмитрий Сергеевич Езерский, последний из фронтовых пилотов гражданской авиации – Героев Советского Союза Великой Отечественной войны, скончался на 97 году жизни. За героизм и мужество в годы войны 15 лётчиков из фронтовых частей ГВФ были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Дмитрий Сергеевич ещё недавно оставался единственным в живых из этой героической когорты...

Одному из первых самолётов Sukhoi SuperJet 100 авиакомпании «Аэрофлот» присвоено имя «Дмитрий Езерский». В центре города Жуковка Брянской области именем Героя Советского Союза Дмитрия Сергеевича Езерского назван Лицей №1 (бывшая Жуковская средняя общеобразовательная школа № 3).

ЗОЛОТАЯ ПАРТИЗАНСКАЯ МЕДАЛЬ

Дмитрий Сергеевич Езерский родился 15 февраля 1917 года в посёлке Жуковка (ныне город Брянской области) в семье рабочего. Окончил 7 классов и школу ФЗО. Работал токарем на механическом заводе. В 1938 году окончил Батайскую авиационную школу Гражданского Воздушного Флота (ГВФ) в Ростовской области. С сентября 1939 года работал лётчиком-пилотом в 209-м авиаотряде ГВФ в Башкирии. С марта 1941 года – пилот Киевской особой авиагруппы ГВФ на Украине.

С июня 1941 по май 1945 года – на фронтах Великой Отечественной войны. Сразу после начала войны зачислен в Красную Армию, назначен пилотом 4-го авиаотряда Киевской особой авиагруппы ГВФ при штабе Юго-Западного фронта. С октября 1941 года – в авиационном отряде ГВФ при 40-й армии Юго-Западного фронта, был командиром звена, затем шеф-пилот Военного совета армии (перевозил командующего армией и его заместителей).

В апреле 1942 года отозван с фронта и направлен на переучивание на транспортные самолёты Ли-2 и Си-47 («Дакота»). С июля 1942 года – пилот, а с сентября того же года – командир кораблей Ли-2 и Си-47 в Московской авиагруппе особого назначения (преобразована в 10-ю гвардейскую авиационную транспортную дивизию ГВФ). Группа базировалась в аэропорту Внуково и выполняла наиболее ответственные задания Ставки ВГК и Центрального штаба партизанского движения. В составе группы выполнял ночные полёты в тыл противника, доставляя вооружение, боеприпасы, медикаменты, различное снаряжение, эвакуировал тяжелораненых, десантировал спецгруппы.

 


Прославленные лётчики Московской авиагруппы особого назначения, Герои Советского Союза (слева-направо) Павел Михайлович Михайлов, Григорий Алексеевич Таран, Дмитрий Сергеевич Езерский

 

Выделяется подвиг лётчика, совершённый в 1943 году в Крыму. В ходе карательной экспедиции гитлеровцев один из партизанских отрядов был оттеснён в горы. Отряд не мог вырваться из окружения, поскольку в нём находились дети партизан и жителей деревень, подлежащих уничтожению за связь с партизанами. Дмитрий Езерский вылетел в Крым с аэродрома Крымская в Краснодарском крае, ночью в горах обнаружил отряд и совершил крайне рискованную посадку на крохотной горной площадке в горах, причём грунт был размыт недавними ливнями. Тщательно изучив и обмерив посадочную площадку, Дмитрий Сергеевич Езерский улетел с 28 детьми на борту. Следующей ночью он повторил рейс, имея на борту других лётчиков, которым указал на все особенности посадки и взлёта. Совместными усилиями пилотов за три ночи были вывезены на «Большую землю» и спасены 272 ребёнка, а также несколько тяжелораненых партизан.

С 10 июля 1944 по 20 марта 1945 года – командир корабля в составе Авиационной группы особого назначения, сформированной для обеспечения действий югославских партизан и Народно-освободительной армии Югославии. Совершил в составе группы 66 боевых вылетов с аэродромов в южной Италии через Адриатическое море в Югославию, из них 47 вылетов – с посадками в расположении партизан. В одном из них самолёт его был подбит, а Дмитрий Сергеевич ранен. Экипаж Езерского доставил югославским бойцам 88,5 тонн вооружения, боеприпасов и продовольствия, вывез 405 раненых партизан, перебросил через линию фронта 508 офицеров югославской, советской и союзных армий. Тёмной ноябрьской ночью 1944 года самолёт, ведомый Езерским, возвращался на базу. Задание было успешно выполнено – партизаны получили боеприпасы и продовольствие. Вдруг в кабину командира вошёл радист и сообщил приказ. Необходимо срочно совершить посадку у деревни Осовец и забрать раненых партизан. Изменив курс, Дмитрий Сергеевич вышел точно к цели. Партизаны уже ждали. Они быстро занесли в самолёт двадцать шесть человек. Но оставался ещё один тяжелораненный человек. Чтобы забрать его, Езерский снизил взлётный перегруз, приказав слить горючее до критического предела – на филигранный, кратчайший перелёт к аэродрому...

Окончил войну в рядах 3-го транспортного авиационного полка 2-й авиационной дивизии особого назначения. Всего за годы войны Дмитрий Сергеевич Езерский только в тыл противника выполнил 226 ночных боевых полётов, из них 78 – с посадкой на партизанские площадки.

Звание Героя Советского Союза присвоено 29 июня 1945 года.

В ноябре 1945 года капитан Езерский был уволен в запас. Работал в авиаотрядах Внуковских соединений ГВФ. В июне 1946 года выполнил первые регулярные рейсы Ил-12 из Внуково в Копенгаген (Дания) и Стокгольм (Швеция). С февраля 1947 года – командир корабля Си-47 на международных воздушных линиях. В марте того же года выполнил первый полёт советского самолёта с пассажирами в Индию для участия в работе конференции народов Ближнего и Среднего Востока. Окончил в 1948 году Ташкентскую школу высшей лётной подготовки ГВФ. В 1950-е годы работал в Северном Йемене.

В 1959 году Дмитрий Езерский по состоянию здоровья был списан с лётной работы и переведён в Главное управление ГВФ (с 1964 года – Министерство Гражданской авиации) инженером, затем старшим инспектором по движению. С 1977 года – преподаватель в учебно-тренировочном отряде Шереметьевского аэропорта. С 1981 года – на пенсии.

Жил в городе-герое Москве. Активно участвовал в общественной работе как заместитель председателя Совета ветеранов войны и труда посёлка «Сокол» в Москве, член Совета ветеранов гражданской авиации. Был почётным гражданином Жуковского района Брянской области.

Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом «Знак Почёта», медалями, в том числе «За оборону Ленинграда», «За оборону Севастополя», «Партизану Отечественной войны» I степени, югославским орденом Партизанской Звезды I степени. Удостоен звания «Почётный пилот ВВС Югославии» с золотым нагрудным знаком.

Статья о Дмитрии Сергеевиче Езерском «Человек-легенда и самолёт» на нашем сайте

Военно-транспортный самолёт Ли-2

Многоцелевой биплан У-2

Многоцелевой учебно-тренировочный самолёт У-2 (По-2)

Средний транспортно-пассажирский самолёт Ли-2 (ПС-84)