MENU

КОВАЛЁВ ВЕНЕДИКТ ЕФИМОВИЧ

Командир звена 11-го ИАП Московского военного округа, лейтенант, Герой Советского Союза. Родился 27.03.1915 в селе Городище (село Городище Супоневской области Брянского уезда - с 1956 года в черте города Брянска) в семье рабочего. Русский.  Окончив 7 классов общеобразовательной школы и фабрично-заводское училище, Венедикт Ефимович стал работать токарем на Брянском механическом заводе. В 1933 году его призвали на военную службу в РККА. После завершения военной службы в 1935 году Ковалёв возвращается работать на свой завод, и одновременно начинает заниматься в школе пилотов аэроклуба. После её окончания он становиться инструктором Бежицкого аэроклуба. Но мечта стать военным лётчиком ведёт его дальше. В январе 1938 года, по специальному набору, Венедикт Ковалёв направляется в Борисоглебскую авиационную школу пилотов, и в декабре успешно её оканчивает. Летом 1941 года он получает назначение в 11-й истребительный авиационный полк Московского военного округа (6 авиационный корпус ПВО), дислоцированный на аэродроме Кубинка. С самого начала Великой Отечественной войны командир авиазвена 11 ИАП Ковалёв Венедикт Ефимович, вместе со своими боевыми товарищами, бдительно охраняет воздушные подступы к Москве. В ночь с 15 на 16 августа 1941 года, при отражении очередного ночного налёта авиации противника на Москву, лейтенант Ковалёв одерживает свою первую победу – сбивает немецкий бомбардировщик. В боях с воздушным противником он держал 8 побед – 2 самолёта сбил лично и 6 – в составе группы  (некоторые источники указывают на 9 побед), штурмуя вражеские войска, уничтожил 9 танков и 16 автомашин с пехотой. Ранним утром 14 декабря 1941 года, во главе группы истребителей, он вылетел на штурмовку войск противника у железнодорожной станции Румянцево Волоколамского района Московской области. Когда его крылатая машина была подбита огнём зенитной артиллерии, Венедикт Ефимович направил её в зенитную батарею противника, взорвал её, и, погибнув смертью храбрых, открыл своей ведомой группе путь к цели. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство лейтенанту Ковалёву Венедикту Ефимовичу (в числе 11 лётчиков-истребителей зоны противовоздушной обороны Москвы) присвоено звание Героя Советского Союза, с награждением орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда», посмертно. После войны в деревне Румянцево Истринского района Московской области в память о Герое была установлена стела. Имя Героя Советского Союза Венедикта Ефимовича Ковалёва носила Брянская школа №20 – в феврале 2010 года на здании школы открыли мемориальную доску (поясним, что при реорганизации в августе 2013 года эта школа была присоединена к МБОУ «Гимназия №5» города Брянска). Венедикт Ефимович внесён в книги Памяти города Кубинка, Подмосковья, обороны Москвы. На восточной окраине посёлка Румянцево Истринского района Московской области воздвигнут мемориал в память о подвиге Венедикта Ефимовича Ковалёва. Напротив мемориала расположена средняя школа, носящая имя Героя. В 1973 году на стене Румянцевской средней школы была установлена мемориальная доска, а после реконструкции здания, её переустановили во внутренний двор школы.

ПЫЛАЮЩИЙ ТАРАН

11-й истребительный авиационный полк 6-го авиакорпуса ПВО, в котором Венедикт Ковалёв служил командиром звена, охранял небо столицы на истребителях И-16 и Як-1.

Поясним, что по данным журнала боевых действий 6 ИАК ПВО за 1941 год по состоянию на 30 июня 1941 года в составе 11 ИАП числилось 75 лётчиков, а на вооружении полка состояло 37 И-16 и 72 Як-1; к концу августа боевой состав 11 ИАП составляли 38 лётчиков и 28 самолётов Як-1; на 31 октября в полку было 28 лётчиков и только 4 Як-1; к январю 1942 года 11 ИАП имел 8 боеготовых Як-1 и 7 лётчиков – из них ночью могли действовать 2 лётчика на 2-х подготовленных для ночных вылетов Як-1.

Истребители зоны противовоздушной обороны Москвы днём и ночью отражали налёты немецкой авиации. Так, в ночь с 15 на 16 Августа 1941 года Венедикт Ефимович вновь патрулировал в воздухе. Большая группа вражеских самолётов пыталась прорваться к Москве. Но меткий огонь наших зенитчиков, смелые действия истребителей ПВО, заставили врага повернуть обратно. И всё же одному из бомбардировщиков удалось прорваться к столице. Первым его заметил Ковалёв. Завязался упорный бой. Советскому лётчику удалось пробить у вражеского самолёта мотор и баки с бензином. Не долетев до Москвы, объятый пламенем, Ju.88 рухнул на землю…

В последних числах ноября звено Ковалёва получило боевую задачу – нанести удар по скоплению войск противника. Внезапно на пути следования показались шесть Ju.87. Ковалёв принимает решение вступить в бой. Фашистские лётчики на это не рассчитывали. Передав команду начать атаку, Венедикт ловким маневром зашёл в хвост одному из «Юнкерсов». Короткая очередь – и, оставляя шлейф дыма, Ju.87 пошёл вниз. Дерзкой, неожиданной атакой строй бомбардировщиков был разрушен. В беспорядке рассыпавшись, они повернули обратно. Преследуя противника, наши истребители сбили ещё два самолёта, и без потерь, вернулись на свой аэродром.

Весь ноябрь и начало декабря 1941 года лётчики 11-го ИАП вели напряжённые оборонительные бои против воздушного и наземного противника. Несмотря на потери однополчан и тяжёлое положение на фронтах, они не теряли оптимизма, ждали перелома в ходе войны и, как могли, приближали этот желанный день.

О готовящемся контрнаступлении наших войск стало известно заранее. Ставка поставила задачу частям противовоздушной обороны столицы надёжно прикрывать районы сосредоточения резервов, не допускать к ним не только бомбардировщики Люфтваффе, но и самолёты-разведчики неприятеля. Наши лётчики выполнили эту ответственную задачу. Контрнаступление советских войск, начавшееся 5-6 декабря, явилось для врага полной неожиданностью.

Лётчики-истребители ПВО приняли активное участие в контрнаступлении войск Западного фронта (и смежных с ним флангов Калининского и Юго-Западного фронтов), постоянно прикрывая их с воздуха и нанося штурмовые удары. Большими группами они атаковали боевые порядки вражеских войск, нанося им ощутимые потери, не давая возможности закрепиться в узлах сопротивления и опорных пунктах. Особенно эффективными оказывались удары по отступавшему противнику. Глубокий снежный покров сковывал маневр врага. Его войска вынуждены были двигаться по дорогам, забитым обозами тыловых подразделений. Вот на дорогах-то и сосредоточили своё внимание наши лётчики. Они помогали дезорганизовать движение противника.

Только в первый день контрнаступления лётчики ПВО совершили до 2000 самолёто-вылетов. Столь же интенсивно они действовали и в последующие дни. Потери врага от штурмовых ударов наших лётчиков исчислялись десятками танков, сотнями автомашин, большим количеством живой силы…

14 декабря авиационная разведка доложила, что в районе станции Клин замечено большое скопление войск противника. Для уничтожения их вылетела группа наших самолётов под командованием Ковалёва. Обнаружив колонну противника, отступающую по Волоколамскому шоссе, Венедикт Ефимович дал сигнал к штурмовой атаке. Благодаря неожиданным, слаженным атакам самолётов группы, огнём реактивных снарядов и пулемётов удалось в упор расстрелять большую часть немецкой колонны. Внезапно один из снарядов заработавшей зенитки разорвался под плоскостью его самолёта, от взрыва загорелся мотор. Ковалёв бросил объятую пламенем машину в пике, ведя прицельный огонь по врагу, а затем пылающим факелом ринулся туда, где стояла вражеская батарея. Взрыв оглушительной силы потряс воздух – самолёт врезался в центр батареи, где находился её боезапас. Мощным взрывом, вместе с зенитной батареей было уничтожено скопление автомобилей с десятками отступающих солдат.


Лист из донесения о безвозвратных потерях 6 ИАК ПВО

 

Житель города Волоколамска Н.В. Печников оказался непосредственным свидетелем штурмовки советскими истребителями колонны вражеских войск на шоссе между Ботовым и Теряевым. Ему, одному из немногих, довелось стать непосредственным очевидцем геройского подвига советского сокола. Во время штурмовки по головному истребителю открыла скорострельный огонь вражеская автоматическая пушка малого калибра. Самолёт загорелся. Лётчик пытался сбить огонь крутым пикированием, но это не удалось. Тогда он направил свой самолёт, представляющий в те мгновенья пылающий смерч, на скопление машин, где маскировалась немецкая зенитная точка. Раздался оглушительный взрыв. А сверху на врага один за другим пикировали боевые друзья командира, разя фашистов из пушек и пулемётов...

Известие о героической гибели командира звена Венедикта Ефимовича Ковалёва всколыхнуло личный состав полка. В короткий световой день,14 декабря 1941 года, как свидетельствует отчёт о боевой работе, весь лётный состав 11-го ИАП выполнил по 5 штурмовых вылетов. На шоссе «Румянцево – Волоколамск» и «Теряева Слобода – Ярополец» колонны бегущих врагов подверглись яростным атакам. В результате штурмовок полком было уничтожено около 150 автомашин с войсками и грузами, истреблено до 1300 солдат и офицеров противника.

За самоотверженный подвиг Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1942 года лейтенант Ковалёв Венедикт Ефимович удостоен звания Героя Советского Союза с награждением орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда» – посмертно.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1942 года

Послевоенные и современные поиски журналистов и красных следопытов Детгородковской средней школы  позволили выяснить обстоятельства подвига Венедикта Ефимовича глазами его очевидцев.  Разыскали они в Москве и вдову Ковалёва – Антонину Дмитриевну. Все, кто был причастен к поиску, естественно испытали чувства большой радости и удовлетворения. Наконец-то нашёлся человек, который, без сомнения, сможет поведать о смелом лётчике-истребителе новое, пока нам неизвестное. Бесконечно радовало высокое признание Родиной заслуг и подвига бесстрашного сокола. Наконец пришло драгоценное письмо от вдовы воина, отдавшего жизнь за освобождение Подмосковья. Антонина Дмитриевна сообщила, что фронтовые письма и вещи мужа-Героя она передала в музеи города Москвы и Истры, а также в среднюю школу Брянска, носящую имя Героя-лётчика. Дети воина – Эдуард и Светлана – выросли, закончили высшие учебные заведения и работают в столице. Сын – военный моряк, капитан второго ранга, служит в одном из центральных военных ведомств, дочь – санитарный врач. В конверт была вложена фотография Героя. Журналисты  побывали в краеведческом музее Московской области. В зале с названием «Советские соколы в боях за Москву», помещены большие фотографии воздушных асов, отличившихся в боях с авиационными эскадрами гитлеровцев в 1941–1942 годах. Среди них и Венедикт Ефимович Ковалёв, статный, мужественный лейтенант с двумя кубиками в петлицах гимнастёрки. Здесь же отдельный стенд, посвящённый командиру звена 11-го истребительного авиаполка. На нём наградной Указ Президиума Верховного Совета СССР с подписями Михаила Ивановича Калинина и Александра Фёдоровича Горкина, книги, на страницах которых запечатлён подвиг, навсегда вошедший в историю борьбы советского народа с фашизмом, письма жене, газета «Правда» от 5 марта 1942 года и другие документы.

Нельзя без волнения читать письма, которые доносят дыхание грозной поры, суровый холод смертельной опасности, нависшей над Родиной. За короткими скупыми строками видится прямой мужественный человек, преданный товарищ, любящий муж и отец. Вот некоторые из них.

Июль 1941 года: «Пишу в самолёте. За всё время только раз был дома. Дом стал чужим. Это нужно чувствовать»...

26 октября 1941 года: «Как видишь, пишу сам. Рука зажила и скоро буду летать. Пиши мне почаще, хочу знать, что с детьми, как их здоровье. Обо мне не беспокойся».

9 ноября 1941 года: «Тоня! Саша Грамзан и Вася Бокач погибли. Я плачу. Жалко до глубины души. Это лучшие мои друзья... Как поправлюсь, я за всё сведу с ними счёты. Буду драться до последней капли крови и отомщу за друзей»...

Декабрь 1941 года: «С фашистами расплачиваюсь сполна, на моём счету два сбитых самолёта одиночно, шесть в группе, много штурмовок. Я за себя не болею, это мне не нужно. Я жалею детей, за них и за Родину я им мщу. Здоровье хорошее, делаю по 4-5 вылетов в такой короткий день. Это нужно, без этого невозможно. Отдохнём, когда выведем со своей Родины всех гадов фашизма»...

Это письмо было последним.

У предвоенных выпускников Борисоглебской военной авиационной школы пилотов имени Валерия Павловича Чкалова был популярен девиз истребителей, который они иногда писали в своих выпускных альбомах: «Врага уничтожить – большая заслуга, а друга спасти – это высшая честь». Отдав все свои силы, способности и, не колеблясь, отдав жизнь на разгром врага, Венедикт Ефимович Ковалёв исключительно полно выполнил этот завет. Он навсегда среди тех, кто своим воинским подвигом ярко продемонстрировал могучему врагу и всему миру особую отвагу, жертвенность, невероятное упорство и поразительную силу духа самоотверженно сражающегося народа великой страны.


Истребитель Як-1 первых серий, весна 1941 года

 


Командующий ВВС Черноморского флота, генерал-майор авиации Николай Алексеевич Остряков перед вылетом на боевое задание на истребителе Як-1, март 1942 года

 


Истребитель Як-1 20 ИАП ВВС Северного флота на аэродроме Ваенга-1, июнь-август 1942 года

 


Як-1 Героя Советского Союза гвардии капитана Авдеева Михаила Васильевича (из состава 6 ГИАП ВМФ Севастопольской авиагруппы) выруливает на старт Херсонесского аэродрома, 1942 год

 


Лётчики 586 ИАП старший сержант Лидия Владимировна Литвяк, младший лейтенант Екатерина Васильевна Буданова и младший лейтенант Мария Михайловна Кузнецова возле истребителя Як-1, 17 сентября 1942 года

 


Зимняя заправка истребителей Як-1 с лыжным шасси

 


Группа лётчиков 236 ИАП (которым с весны 1941 года командовал  майор Антонец Павел Андреевич) после выполнения боевого задания работают с картами на аэродроме в районе Можайска, январь 1942 года. Слева направо: лейтенант Максимов Александр Ефимович, старшие лейтенанты Липин Марк Сергеевич, Медведев Пётр Петрович, майор Рогожников Сергей Васильевич. В кадре истребители Як-1 на лыжном шасси. У самолёта слева на пусковых установках под крыльями подвешены РС-82 (реактивные снаряды калибра 82 мм)

 


Истребитель И-16 (тип 10) 70 ИАП на монгольском аэродроме Тамсаг-Булак, июль 1939 года

 


Командир эскадрильи из состава 728 ИАП Иваненков Иван Александрович (справа) слушает доклад пилота самолёта-истребителя И-16 Денисова. Калининский фронт, январь 1943 года

 


Лётчики-сержанты 34 ИАП ПВО Москвы С. Слесарчук, С. Гозин и А. Перевера у истребителя И-16, 1942 год

 

  
Мемориальная доска в Румянцевской средней школе

 

Истребитель Як-1

Истребитель И-16