MENU
Главная » 2020 » Сентябрь » 25 » Поздравляем со 105-летием со дня рождения лётчика-истребителя, Героя Советского Союза Сергея Семёновича Азарова!
15:18
Поздравляем со 105-летием со дня рождения лётчика-истребителя, Героя Советского Союза Сергея Семёновича Азарова!

Мы тепло поздравляем жителей Брянщины, Крыма, Ростовской области и Краснодарского края со 105-летием со дня рождения Героя Советского Союза, самоотверженного лётчика-истребителя, гвардии старшего лейтенанта Азарова Сергея Семёновича!

Сергей Азаров, 19-летним юношей придя в Бежицкий аэроклуб, на всю жизнь самозабвенно «заболел» небом. После выпуска, он уже сам увлечённо обучал группы курсантов как инструктор-общественник, заражая любовью к захватывающему лётному делу. Вот как о нём тепло вспоминал офицер в отставке, в прошлом лётчик-истребитель Евгений Васильевич Макаренко:

«В профессии лётчика на всю жизнь остаётся в памяти его первый самостоятельный полёт и в таких деталях, когда ярко помнишь день, погоду, старт, весь полёт по кругу. Такое обострённое, воодушевлённое состояние, впечатление было у меня за штурвалом, когда я в передней кабине и нет лётчика-инструктора. Ощущаешь полную свободу действий, это незабываемое. В памяти всегда остаётся первый лётчик-инструктор, который дал тебе путёвку в авиацию. Таким был мой замечательный инструктор, лётчик Сергей Семёнович Азаров. Для меня он был воплощением человека честного, скромного, влюблённого в свою профессию. Лётчики-инструкторы были общественниками. Работали на производстве, а после работы приезжали на аэродром, где летали с курсантами. Несмотря на тяжёлую физическую нагрузку, люди были энтузиастами своей любимой профессии. Все юноши были здоровыми, жизнерадостными, влюблёнными в своё дело. В моей памяти всегда стоит образ моего инструктора Азарова. Ниже среднего роста, плотный, с открытым лицом, голубыми глазами, русоволосый. В нём чувствовался истинно русский характер. Скромность у него граничила с застенчивостью. В группе у него было 10 человек. Надо сказать: в любом деле есть свои трудности, такие трудности в авиации, которые унаследовали от старых лётчиков. Считалось, что перед самостоятельным полётом инструктор должен ругать курсанта, и чем внушительнее и смачнее, тем, ему казалось, полёт курсанта самостоятельно будет удачнее. Азаров тоже подражал этой традиции, старался поругать, но было смешно, когда он ругал, и у него не получалось, ибо мы знали: ругаться он не умел, был всегда спокоен и уравновешен. Группу он выпустил с хорошей и отличной оценкой».

Друзей, Сергея Азарова и Павла Камозина, как одних из лучших инструкторов лётного дела, в конце 1937 года направили в Борисоглебск, где была 2-я военная школа лётчиков Красного Воздушного Флота. Её начали формировать в декабре 1922 года в Москве, а в апреле 1923-го школа двумя эшелонами передислоцировалась из Москвы в Борисоглебск. 2-я ВШЛ настойчиво развивалась и совершенствовала систему подготовки лётных кадров. Азаров и Камозин интенсивно учились по ускоренной программе, и в октябре 1938 года состоялся выпуск их курса. Сергей Азаров получил направление в Баку…


Памятная фотография (восстановленная) одной из нескольких групп выпускников 1938 года 2-й военной школы лётчиков в Борисоглебске. Сергей Азаров в верхнем ряду выпускников второй слева

 

36-й ИАП, в составе которого Азаров встретил войну, был сформирован в Баку на аэродроме Насосная в марте 1938 года на базе двух эскадрилий 70-го отдельного авиаотряда. Его вооружение составляли самолёты И-16 и И-15 бис. В 1939 году группа из 60 лётчиков-истребителей и техников была отправлена на Халхин-Гол, где в боях с японцами погибли три пилота и двое техников, и было одержано несколько воздушных побед. С началом Великой Отечественной войны 36-й ИАП прикрывал нефтепромыслы Баку, в августе 1941-го, в составе группировки советских войск полк участвовал в походе в Иран. Вернувшись из Ирана, 36 ИАП в октябре прикрывал Сухуми, а в ноябре 1941-го его перебросили под Ростов…

Дважды представленный к званию Героя Советского Союза

Боевое крещение командир звена 1-й эскадрильи 36-го ИАП получил в конце ноября 1941 года на Южном фронте в Ростовской наступательной операции, где две эскадрильи полка вели боевую работу с аэродрома Кулешовская под Ростовом, и ещё одна с аэродрома Запорожская на Тамани. К концу 1941-го года на счету Сергея Азарова было 4 самолёта противника – 2 сбитых лично (два Bf.109) и 2 в составе пары (Ju.88 и Bf.109). До осени 1942 года 36-й ИАП участвовал в боях под Ростовом, в Крыму и обороне Кавказа. Известно, что только за два первых летних месяца 1942 года сражаясь на И-16 в районе Кубани и северо-восточного побережья Чёрного моря, 36-й ИАП произвёл 1976 боевых вылетов, из них 661 – на штурмовку войск и техники противника. Лётчики полка провели 56 групповых воздушных боёв и сбили 13 самолётов противника. С февраля 1942 года полк действовал в составе 135-й ИАД, а с апреля 1942-го в составе ВВС Крымского фронта. С июня 1942 года 36-й ИАП входил в состав 237-й ИАД, а после её расформирования был переброшен в Крым, укрепив в первой декаде октября 236-ю ИАД, отражавшую наступление противника на туапсинском направлении. Поясним, что 236-я истребительная авиадивизия тогда базировалась на полевых аэродромах близ Агоя и Адлера. К 12 октября 1942 года в авиадивизии осталось всего 39 боевых самолётов, из которых могли летать на задания чуть больше одной трети…


Совместная группа лётного и технического состава 36 ИАП у истребителя И-16, Сергей Семёнович Азаров в нижнем ряду – второй справа

 


Группа лётчиков 36 ИАП рядом с истребителем И-16. Сергей Семёнович Азаров – первый справа

 


И-16 Героя Советского Союза, командира 1-й эскадрильи 4-го ГИАП ВВС ВМФ гвардии капитана Васильева Михаила Яковлевича вернулся из боевого вылета, октябрь 1942 года

 

Из воспоминаний авиатехника самолёта Сергея Азарова, Алексея Буялова:

«Я начал службу в ноябре 1939 года в истребительном авиационном полку, где в то время уже служил Серёжа Азаров. Как сейчас помню его внешность: невысоко роста с прямыми, несколько непослушными светло-русыми волосами юноша, довольно весёлый и остроумный, он как-то своим внутренним содержанием, своим добрым доверчивым отношением к товарищам и всем окружающим людям внушал уважение. Его очень любили в эскадрилье. Он всегда был с улыбкой на лице, даже тогда, когда воинские порядки требовали от него быть серьёзным и строгим, это ему удавалась с трудом. Мы с ним в то время были в одном звене: он лётчик, я техник. Часто вместе вечерами проводили свободное время, гуляли в парках города Баку. К началу войны это был вполне подготовленный лётчик, воздушный боец.

Началась война, нас длительное время, до ноября 1941 года, не отправляли на фронт. В ноябре 1941-го полк был переброшен на фронт в район Ростова-на-Дону. Я помню, каким привёл Сергей самолёт после выполненного одного задания. Зенитным снарядом была разорвана плоскость крыла, отбита половина руля глубины. Когда Серёжа сделал посадку, все удивились, как мог самолёт в таком состоянии держаться в воздухе. Только искусство пилотирования, мужество и желание лётчика во что бы то ни стало сохранить самолёт помогли сделать это».

Командир полка, майор Осипов Александр Алексеевич, так характеризовал командира звена 1-й эскадрильи в представлении его ко второму ордену Красного Знамени: «Товарищ Азаров лётчик исключительной храбрости, обладает мастерством ведения воздушного боя. Замечательный товарищ, он никогда не оставит товарища, какое-бы тяжёлое положение ни было. В любую минуту придёт на выручку товарища, какая бы опасность ему ни угрожала».

Показательным примером стойкости и мужества лётчиков 36-го полка является бой, который им пришлось выдержать 7 октября 1942 года. Во второй половине дня 9 бипланов И-153 (из соседнего полка) и 4 И-16, вылетев на задание в район балки Сосновка, встретили при подходе к цели группу немецких самолётов. Четыре Bf.110 под прикрытием пары Bf.109 заходили на штурмовку боевых позиций советских войск. Ведущий группы самолётов 36-го авиаполка старший политрук Чернецов повёл своих ведомых в атаку на «Сто десятых». Завязался бой на виражах. Более вёрткие И-16 успешно уворачивались от атак врага, стремясь зайти в хвост немецким машинам. Старшему лейтенанту Азарову удалось, выпустив реактивный снаряд РС-82, подбить один из Bf.110. Пара Bf.109 тем временем атаковала «Чайки». Очередь прошила машину лейтенанта Чёрного. Повреждённый самолёт врезался в гору и взорвался. «Мессеры» зашли в атаку на следующий И-153. На помощь пришёл старший лейтенант Солдатов. Заложив свой И-16 в крутой вираж, он сблизился с одним из Bf.109 и меткой очередью поразил его. Вражеский истребитель рухнул на южные скаты горы Лысая. День 7 октября 1942 года стал, безусловно, одним из самых сложных и тяжёлых в истории 236-й истребительной авиадивизии. Лётчики сбили или серьёзно повредили 18 немецких самолётов (9 Bf.109, 7 Bf.110, 2 Ju-87), но и сами потеряли 9 боевых машин. Многие самолёты получили повреждения. Погибли 3 лётчика, судьба ещё 3-х была неизвестна (они вернулись в свои части лишь через несколько дней).

Сражаясь на истребителе И-16, Сергей Азаров в тяжелейших воздушных боях 1941-1942 годов одержал на нём одиннадцать побед и выполнил несколько десятков штурмовок наступающих войск противника. За свою боевую работу он был награждён в 1942 году двумя орденами Красного Знамени и высшей государственной наградой – орденом Ленина.

В ноябре 1942 года полк был выведен в Баку на переформирование и освоение английских истребителей «Спитфайр» Mk Vb, которые несколько опытных лётчиков во главе с командиром, перегоняли из Ирана. Приказом НКО СССР № 63 от 8-го февраля 1943 года за образцовое выполнение боевых задач, отвагу, стойкость, мужество и героизм личного состава, 36-й ИАП был преобразован в 57-й ГИАП. И к середине весны 1943 года 57-й гвардейский истребительный авиаполк, в котором гвардии старший лейтенант Сергей Азаров стал заместителем командира 3-й эскадрильи, первым в советских ВВС, перевооружился на «Спитфайр» Mk.Vb.


Подготовка в иранском городе Абадан британских истребителей «Спитфайр», поставленных по лен-лизу, для передачи советской стороне, 1943 год

 


Истребитель «Spitfire» Mk.Vb из состава 57-го гвардейского истребительного авиаполка, Кубань, весна 1943 года

 

Во второй половине апреля 1943 года 57-й гвардейский истребительный авиационный полк 4-й воздушной армии Северо-Кавказского фронта перебазировался в Краснодар, где принял участие в драматичной воздушной битве на Кубани. Уже 25 апреля 1943-го года полк вступил в кровопролитные бои, действуя в составе 216-й смешанной авиационной дивизии. А с 28 апреля началось грандиозное воздушное сражение в небе над станицей Крымской, которое продолжалось по 10 мая. Только за 6 дней, с 3 по 8 мая, лётчики полка сбили 26 вражеских машин. Одержал несколько побед и Сергей Азаров. Но эти победы достались гвардейцам дорогой ценой. В воздушных боях здесь участвовало большое количество самолётов, в некоторые дни над узким участком фронта происходило по несколько десятков крупных и менее массовых, но не менее упорных воздушных боёв. В составе 4-го воздушного флота противник сконцентрировал и умело применял самые боеспособные силы Люфтваффе на Восточном фронте. Для поддержки сюда были переброшены лучшие истребительные эскадры Германии: 3-я «Удет», 51-я «Мёльдерс», 54-я «Зелёные сердца», вооружённые последними модификациями истребителей Bf.109 и Fw.190. Дополнительно на этом театре военных действий противник использовал по одной истребительной эскадрилье Словакии, Хорватии и Румынии… C 25 апреля по 8 мая Азаров 22 раза вылетает на прикрытие наших войск и на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков. В такой напряжённой обстановке 4-го мая он сбивает два двухмоторных бомбардировщика Ju.88, а 5-го мая – пикирующий бомбардировщик Ju.87. И уже на следующий день, в бою южнее станицы Неберджаевская, Сергей Азаров отправил в землю ещё один Ju.87. За лично сбитые в 17 групповых воздушных боях 4 самолёта противника гвардии старшего лейтенанта Азарова наградили орденом Отечественной войны 1-й степени – но он не успел его получить…

Из письма бывшего однополчанина Азарова, гвардии подполковника в запасе Василия Егоровича Солдатова: «Отважного лётчика-истребителя Героя Советского Союза Сергея Семёновича Азарова я знал с января 1942 года по службе в 36-м истребительном авиационном полку. Мы встретились на Керченском полуострове, на полевом аэродроме…12 мая 1942 года наш полк перебазировался на Кубань. Здесь мы вошли в состав Северо-Кавказского фронта. В августе 1942 года мы перелетели в район Ростова-на-Дону, затем Краснодар, Анапа, Геленджик, Туапсе. Производили боевые вылеты на разведку, прикрытие своих войск, сопровождение штурмовиков и очень часто, по несколько раз в день, летали на штурмовку войск, автоколонн и танков противника. Об этом в коротком письме рассказать очень трудно. Много было разных эпизодов... В январе 1943 года мы находились на отдыхе. Там мы получили пополнение молодых лётчиков и английские самолёты «Спитфайр». В январе 1943 года я был командиром авиаэскадрильи, а Сергей Семёнович был назначен заместителем. Наш бывший 36-й полк был переименован в 57-й гвардейский. Мы с Азаровым много летали, готовили лётный состав к боевым действиям. За короткое время справились с этой задачей и вновь рвались на фронт защищать свою Родину. 23 апреля 1943 года наша авиаэскадрилья первая из полка перелетела на прифронтовой аэродром. С этого аэродрома началась наша боевая деятельность на английских самолётах. В это время на Кубани шли напряжённые бои. Ежедневно проводили по пять-шесть боевых вылетов с воздушными боями…»

8 мая Азаров провёл свой последний бой. Вот как он предельно лаконично описан командиром 57-го ГИАП гвардии полковником Александром Алексеевичем Осиповым в Представлении Сергея Семёновича Азарова к званию Героя Советского Союза:

«Так, 8 мая 1943 года на высоте 3000 метров, западнее станицы Абинская 7-8 км, ведущий группы, командир 3 АЭ, гвардии старший лейтенант Солдатов в составе 4-х экипажей на маршруте к цели внезапно сверху сзади со стороны солнца был атакован 2 Ме-109-г, остальные 4 Ме-109-г атаковали следующую пару. В результате внезапной атаки 2 Ме-109-г гвардии старший лейтенант Солдатов был сбит и будучи тяжело ранен выпрыгнул на парашюте. 2 Ме-109-г пытались расстрелять его в воздухе, но гвардии старший лейтенант Азаров не щадя жизни до момента приземления гвардии старшего лейтенанта Солдатова, прикрывал его, отбивая яростные атаки 2 Ме-109-г, в результате этих атак был подожжён в воздухе, бросив в последнюю минуту свой самолёт, выпрыгнул на парашюте, получив ожоги 3-й степени. Несмотря на трудности неравного боя, гвардии старший лейтенант Азаров обеспечил приземление выпрыгнувшего на парашюте гвардии старшего лейтенанта Солдатова».

Резко маневрируя вокруг спускающегося на парашюте Солдатова и пресекая атаки на него, несмотря на повреждения своего «Спитфайра», Азаров обнаружил, как одна из пар Bf.109 снова опасно заходит на комэску. С отказавшим оружием или уже израсходовав боекомплект на заградительный огонь, он немедленно бросил свой самолёт между этой парой и Солдатовым на линию вражеской атаки. Прикрыв своей машиной товарища, Азаров принял на себя расстрельный огонь пары со всех стволов. Его подбитый самолёт загорелся и неуправляемый, стал падать. На облитом топливом Сергее тоже вспыхнула одежда, но он смог открыть разбитый фонарь кабины и выбросился с парашютом. Падением сбить с себя пламя не удалось. С горящим парашютом Азаров огненным комом понёсся к земле. Сергея подобрали наши пехотинцы. У них на руках он остался скрученным дикой болью в страшный, дымящий комок, но всё же спросил о командире. Ему ответили, что с товарищем всё в порядке, что он приземлился и жив. Несмотря на всю возможную осторожность несущих его бойцов, вряд ли Сергей воспринял их слова, теряя сознание от болевого шока… Трое суток врачи боролись за его жизнь. Но слишком тяжелы были мучительные раны и ожоги, чтобы выжить. Похоронили Сергея Семёновича на холме близ станицы Ахтырской – там, где в братских могилах захоронены почти полтысячи наших воинов, штурмом бравших эту станицу.

За год с небольшим своего пребывания на фронте Сергей Азаров совершил 324 боевых вылета, из которых 64 – на наземные цели. Провёл 47 воздушных боёв, сбил лично 7 и в групповых боях 8 самолётов противника. Штурмовыми действиями в составе группы уничтожил и вывел из строя 4 самолёта противника, до батальона вражеской пехоты, около 40 автомобилей с грузом и живой силой, до 12 точек зенитной артиллерии и 3 танка противника.

2-го сентября 1943 года гвардии старшему лейтенанту Азарову Сергею Семёновичу посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Приказом Министра обороны Союза ССР он навечно зачислен в списки воинской части № 27618. На Брянщине и на Кубани свято чтут самоотверженного крылатого Героя. Его имя носят улицы в посёлке Ахтырском Абинского района Краснодарского края, в городе Крымске Краснодарского края, в посёлке Корчминка Брянского района Брянской области и в Бежицком районе города Брянска. На территории Брянского машиностроительного завода по улице Ульянова, где Сергей Семёнович работал в паровозосборочном цехе, Герою установлен памятник (скульптор Козлова Нина Никитовна). В сентябре 1982-го года перед зданием Нетьинской средней общеобразовательной школы Брянского района Брянской области на средства, заработанные её учащимися, был открыт памятник-бюст Герою Советского Союза Сергею Семёновичу Азарову. В честь отважного воина установлены мемориальные доски на памятнике погибшим, возведённом на кладбище по улице Ахтырской в посёлке Ахтырском, и в мемориальном комплексе «Парк 30-летия Победы» города Абинска. Имя Героя высечено в зале Славы Центрального музея Великой Отечественной войны в Парке Победы на Поклонной горе в Москве.


На открытии памятника Сергею Семёновичу Азарову у цеха рефрижераторных вагонов Брянского машиностроительного завода 19 мая 1969 года присутствовал спасённый им Василий Егорович Солдатов – на фото он, уже гвардии подполковник в запасе, первый справа (в плаще). Рядом с ним представители 57-го гвардейского истребительного Краснознамённого авиационного полка, в котором вместе сражались Азаров и Солдатов. Увы, в постсоветский период был разрушен постамент памятника, который до сих пор не восстановлен, и сейчас мраморный бюст Сергея Семёновича Азарова находится в экспозиции музея БМЗ

 

Наградные листы Представлений Сергея Семёновича Азарова к правительственным наградам

Своим подвигом и грозной боевой работой мощно всколыхнув крылатых фронтовых соратников, Сергей Семёнович Азаров лучистой звездой пронзительно просиял в плеяде выдающихся боевых авиаторов из прославленной Борисоглебской школы лётчиков. Он в полной мере выполнил суровый завет, популярный среди её выпускников: «Врага уничтожить – большая заслуга, а друга спасти – это высшая честь».

Особо, мы сердечно приветствуем сегодня коллектив МБОУ «Нетьинская средняя общеобразовательная школа имени Юрия Лёвкина» Брянского района, в которой с гордостью и любовью, трепетно чтят Сергея Семёновича Азарова и его воинский подвиг. И в их лице мы вновь благодарим многие поколения учителей и учеников, заботливо берегущих святую память о фронтовиках и наших послевоенных Героях, продолжающих суровые и славные воинские традиции самоотверженных защитников Отечества.

Просмотров: 1935 | Добавил: kamozin100 | Рейтинг: 5.0/9
Всего комментариев: 0
avatar