РОЖНОВ НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ
Родился 25 июля 1913 года в селе Игрицкое ныне Комаричского района Брянской области в семье крестьянина. Русский. Окончил 2 курса рабфака в 1930. С 1931 года в Красной Армии, где поступил в Ленинградскую военно-теоретическую школу лётчиков. После её окончания в 1933 году был направлен в только сформированный Бежицкий аэроклуб инструктором-лётчиком ОСОАВИАХИМа. В 1937 году был снова призван в Красную Армию. В 1938-1939 годах участвовал в боях с японскими войсками в районе озера Хасан и реки Халхин-Гол. На фронтах Великой Отечественной войны с июля 1942. Штурман 217-го штурмового авиационного полка капитан Рожнов к середине февраля 1944 года совершил 94 боевых вылета на разведку, бомбардировку и штурмовку войск противника. В воздушных боях сбил лично 3 вражеских самолёта. Звание Героя Советского Союза присвоено 1 июля 1944 года. С 1946 года капитан Рожнов – в запасе. Жил в Брянске. Награждён орденом Ленина (1 июля 1944 года), 2 орденами Красного Знамени (11 июля 1943 и 15 сентября 1943 года), медалью «Золотая Звезда» (1 июля 1944 года) и другими медалями. Скончался Николай Андреевич 7 декабря 1959 года. Похоронен на Аллее Героев Центрального кладбища в Брянске. Именем Николая Андреевича Рожнова названа улица в его родном селе Игрицкое.
ПОЕДИНОК С БРОНЕПОЕЗДОМ
Нападение фашистской Германии на нашу Родину всколыхнуло лётчиков-дальневосточников. Рапорт за рапортом о переводе на запад лавиной посыпались в штаб. Их многократно подавал и Рожнов. И в сентябре 1942 года командир звена 535-го штурмового полка на грозном Ил-2 сражается против фашистов на Южном фронте. Самоотверженные боевые вылеты на штурмовку скоплений живой силы и техники врага следуют ежедневно. Николай Андреевич громил немцев под Ростовом и на Северном Кавказе. Командуя ударными группами Ил-2, расчищал с воздуха дорогу наступающим войскам под Новороссийском, на Таманском полуострове, Кубани. А 3-го августа 1942 года Рожнов сбил свой первый вражеский самолёт – Ju.87. И привёл повреждённый Ил-2 на базовый аэродром. В том неравном, но победном воздушном бою, после штурмовки войск противника, Рожнов в паре с ведомым был атакован большой группой бомбардировщиков Ju.87 и многоцелевых Ju.88.
В 1943 году заместитель командира эскадрильи 217-го штурмового авиационного полка 16-й воздушной армии старший лейтенант Рожнов сражается в небе на Орловско-Курской дуге, уничтожая танки, бронетехнику и артиллерию противника, расстреливая из пушек и пулемётов живую силу врага. С Орловского направления 299-я штурмовая дивизия 26 августа 1943 года перенесла свой удар по обороне немцев в районе Севска, где войска 65-й армии генерала Батова взламывали мощную оборону врага под Березовцом, Шведчиками.
Росло боевое мастерство и тактический опыт Николая Андреевича как командира групп штурмовиков, рос счёт уничтоженной им живой силы и техники врага. В сентябре 1943 года он уже был кавалером двух орденов Красного Знамени...
В 1943 году в газете «Правда» была опубликована заметка «Подвиг лётчика Рожнова» – о тяжёлом воздушном бое Ил-2 Рожнова с группой из пяти «Мессершмиттов» при возвращении с боевого задания. В неравной схватке лётчик-штурмовик метким огнём из пушек сбил один вражеский истребитель. Четверо «Мессеров», взяв в «клещи» умело оборонявшийся Ил-2, с разных сторон обрушились на штурмовик – уже изрядно «потрёпанный» зенитками и плохо управляемый. Результативно выпустив последние снаряды в воздушную цель, Ил-2 Рожнова полностью израсходовал свой боекомплект. Теперь огнём отбивался только борт-стрелок. Распознав беззащитность сражавшегося Ил-2 с передней полусферы, истребители противника повели групповую атаку в лоб. И тогда Николай Рожнов принял смелое решение. Он резко бросает повреждённый штурмовик в крутое пике, неожиданно вырвавшись из кольца окружения, и предельно снизившись, с большой перегрузкой отчаянно выравнивает самолёт у самой земли, тут же стремительно пролетая под железнодорожным мостом!.. Одурачив с огромным риском, потерявших его из вида немецких пилотов, Рожнов оторвался от преследователей и скрытно вышел на свой аэродром на беззащитной, изрешечённой машине. За сбитый «Мессер» (Messerschmitt Bf.109F «Фридрих») и отличную штурмовую работу старший лейтенант Рожнов был награждён 11 июля 1943 года своим первым орденом Красного Знамени.
Экипаж штурмовика Ил-2 кавалера двух орденов Красного Знамени старшего лейтенанта Рожнова Николая Андреевича, 1943 год. Фотографии сделаны корреспондентом армейской газеты «Слово бойца» Марков-Гринбергом Марком Борисовичем
Наградные листы Представления старшего лейтенанта Рожнова Николая Андреевича к первому ордену Красного Знамени
В двадцатых числах сентября 1943 года войска Центрального фронта, оставив позади Десну, вышли к Днепру и форсировали его. В районе Вышгорода, севернее Киева, где сражались за расширение плацдарма дивизии 60-й армии генерала Черняховского, бои носили ожесточённый характер. Особенно беспокоил наши части вражеский бронепоезд. Он внезапно появлялся в самые трудные для гитлеровцев моменты. За ним началась самая настоящая охота. И воздушная разведка вскоре обнаружила его «логово». В воздух немедленно была поднята десятка штурмовиков 217-го ШАП под командованием Рожнова. Но едва самолёты стали подходить к цели, как на них навалились истребители врага. С земли стали бить эрликоны. Огонь был до того плотным, что два подбитых штурмовика сразу задымили. Пробиться к бронепоезду, чтобы накрыть его бомбовым ударом, штурмовики так и не смогли, а выпущенные с большой дистанции реактивные снаряды большого вреда не причинили. Назавтра вновь повторили налёт – и опять неудача. Бронепоезд остался невредимым, а штурмовики потеряли ещё один самолёт.
У Николая Андреевича зреет план изменить тактику боя: на цель пойти меньшими силами, звеном, вечером, когда немецкая истребительная авиация менее активна. Налёт делать с двух сторон: с востока, для отвлечения внимания врага, и со стороны заходящего солнца вдоль полотна железной дороги. В этой сложной ситуации удар должен быть точным по времени и метким по попаданиям.
Получив добро от командования, три «Ила» (отвлекающая пара и ударный штурмовик Николая Рожнова) в предвечерний час поднялись в воздух. За линией фронта в длинной выемке, укрытой густой лесной посадкой, по вспышкам артиллерийского огня, лётчики обнаружили «работавший» по позициям наших войск, бронепоезд. Разделившись, первой на бреющем полёте из пушек и РС атаковала бронепоезд отвлекающая пара. Чуть позже, со стороны солнца на цель вышел Ил-2 Рожнова. С опозданием развернувшись, зенитки противника открыли по нему шквальный огонь, но сорвать атаку не успели. Точно по цели ударили реактивные снаряды (РС) и шесть стокилограммовых бомб, свалившие под откос пылающий, уничтоженный бронепоезд. Выполнив трудное задание, Рожнов сумел довести израненный зенитным огнём самолёт до своего аэродрома и безаварийно его посадить уже в глубоких сумерках…
Выдержка из наградных листов Представления капитана Рожнова Николая Андреевича к званию Героя Советского Союза
Капитан Рожнов начал свой боевой путь в Отечественной войне рядовым лётчиком с июля 1942 года в составе 217-го штурмового авиационного полка. Благодаря умелому руководству в боях, в которых всегда выходил победителем, прошёл все ступени командных степеней и вырос до штурмана полка. Участвовал в боях на Северо-Кавказском, Центральном и Белорусском фронтах. На Северо-Кавказском фронте с 27 июля 1942 года произвёл 6 успешных боевых вылетов, в результате которых им лично уничтожены 53 автомашины с войсками и грузом, 1 переправа на реке Ея в районе хутора Красный, до 67 человек живой силы противника, лично сбил 1 самолёт Ю-87. 3 августа 1942 года тов. Рожнову в паре с лётчиком Козловым была поставлена задача отыскать автоколонну противника в районе станицы Кущёвская и атаковать её. У переправы на реке Ея в районе хутора Красный заметил скопление автомашин до 50 штук. Сделал 3 атаки, накрыл цель, в результате лично уничтожил: 1 переправу, 29 автомашин. При отходе от цели был атакован 15 самолётами Ю-87 и Ю-88. Несмотря на неравенство сил и подбитый в воздухе самолёт, лично сбил 1 Ю-87. 4 августа 1942 года получил задание – произвести разведку колонны автомашин с пехотой в районе «Трудовой МТС» на реке Сосыка и атаковать её. На бреющем полёте, который длился 45 минут, тов. Рожнов обнаружил до 60 автомашин с пехотой, сделал 4 атаки, в результате чего уничтожил 25 автомашин и до 60 человек живой силы противника. На 8-м боевом вылете награждён орденом Красного Знамени в 1943 году.
На Центральном и Белорусском фронте участвует с 1 апреля 1943 года в Орловской, Курской, Севской операциях. В боях за Конотоп, Бахмач, Нежин, в форсировании рек Сож и Днепр, в боях за Лоев, Гомель, Мозырь, Калинковичи произвёл 88 успешных боевых вылетов, из них 76 боевых вылетов в качестве ведущего групп по 6–12 самолётов Ил-2. За 88 вылетов лично уничтожил: 31 танк, 93 автомашины, 15 орудий зенитной артиллерии, 21 орудие полевой артиллерии, 9 миномётов, 1 бронепоезд, до 550 человек живой силы противника, сбил лично 1 самолёт ФВ-190. 76 групп, ведомых тов. Рожновым, уничтожили до 113 танков, 1227 автомашин с грузом и живой силой противника, 5 переправ на реках Сев, Днепр и Сож, 2 склада с боеприпасами, 4 паровоза, 99 железнодорожных вагонов, 107 повозок с грузом, 57 орудий полевой артиллерии на огневых позициях, до 3000–3500 человек живой силы противника. За отличное выполнение заданий командования на 48 боевом вылете был награждён вторым орденом Красного Знамени в 1943 году.
4 августа 1943 года при выполнении боевого задания по штурмовке живой силы и артиллерии противника в районе Верхнебаевка группа из шести Ил-2 (ведущий – тов. Рожнов) была атакована восемью ФВ-190. В воздушном бою у самолёта Рожнова был перебит руль поворота. Несмотря на непослушность самолёта и неравный бой, лично сбил 1 ФВ-190, вышел из-под удара победителем и отлично произвёл посадку на свой аэродром. 14 октября 1943 года тов. Рожнову была поставлена задача – в полёте парой разведать курсирование бронепоезда противника в районе железной дороги Гомель – Речица. Несмотря на сложные метеоусловия, Рожнов отлично выполнил поставленную задачу. Бронепоезд был обнаружен при выходе со станции Прибор. Двумя заходами бронепоезд был уничтожен, что подтверждено вторичной разведкой истребителями 165 истребительного авиаполка.
15 октября 1943 года группа из 12 Ил-2, ведомая тов. Рожновым, 27 минут держалась над расположением огневых позиций противника в излучине реки Днепр в районе Лоев при сильном противодействии зенитной артиллерии. Группа сделала 12 заходов, снижаясь на бреющем полёте до 10–15 метров. На третьем заходе замолчали огневые точки противника, мешавшие форсированию реки Днепр наземными войсками. В результате активного действия штурмовиков над целью группа уничтожила 11 орудий полевой артиллерии, 7 орудий зенитной артиллерии, до 200–250 человек живой силы противника. На третьем заходе на цель всё замолчало, группа израсходовала весь боекомплект. Рожнов принял решение бреющим полётом ходить над целью, не давать возможности войскам противника вести огонь по нашим наземным частям, переправлявшимся через Днепр. В результате этого наши наземные части форсировали Днепр и заняли наиболее выгодный рубеж.
К 15 февраля 1944 года Николай Андреевич Рожнов выполнил 94 успешных боевых вылета на штурмовике Ил-2, в результате которых им были лично уничтожены: 31 танк, 146 автомашин, 1 переправа, 17 орудий зенитной артиллерии, 23 орудия полевой артиллерии, 9 миномётов, 1 бронепоезд, до 650 человек живой силы противника. В воздушных боях лично сбил 3 вражеских самолёта.
Представление к званию Герой Советского Союза
Именной Ил-2 «Советский металлург» на аэродроме близ Адрианополя, 1943 год. На строительство боевого самолёта «Советский металлург» в 1943 году перечислили свою Государственную премию СССР 1-й степени (100 тысяч рублей) лауреаты Златоустовского металлургического завода И.Н. Голиков, С.И. Малышев, И.И. Мурзин, А.А. Осминкин. Этот самолёт воевал в авиационной эскадрилье «Металлург Златоуста», построенной в годы войны на личные сбережения рабочих, инженерно-технических работников и служащих Златоустовского металлургического завода – собравших сумму в 2,5 миллиона рублей