Главная » Статьи » Статьи А.П. Романова |
«СВОИМ БЕССТРАШИЕМ УВЛЕКАЕТ...» 16 октября 1943 года полк в полном составе рано утром стартовал с аэродрома Вазиани через Кутаиси. В тот же день 33 «Аэрокобры» сели на аэродроме Краснодара. К этому времени благодатная житница Союза – Кубань была уже освобождена от немецких войск. Немцы сидели в Крыму, сделав из полуострова неприступную крепость. Красная Армия готовилась к штурму этих бастионов. 66-й ИАП вошёл в состав 329-й ИАД полковника Осипова и 27 октября 1943 перелетел из Краснодара на аэродром у станицы Вышестиблиевская. Здесь уже базировались два полка этой дивизии: 57-й гвардейский истребительный авиационный полк (ГИАП) и 101-й ГИАП. 1 ноября 1943 года десант 18-й армии скрытно высадился в районе посёлка Эльтинген и захватил плацдарм до 5 километров по фронту и до 2 километров в глубину. Воспользовавшись тем, что противник сосредоточил основные силы для борьбы с десантом 18-й армии, Азовская военная флотилия в ночь на 3 ноября высадила северо-восточнее Керчи десант 56-й армии, который к 12 ноября захватил плацдарм на участке от Азовского моря до предместья Керчи. Общее руководство операцией возлагалось на командующего Северо-Кавказским фронтом генерал-полковника Ивана Ефимовича Петрова. Над плацдармом требовалось создать надёжный защитный зонтик. Штаб 4-й воздушной армии планировал график прикрытия плавсредств и наших войск над плацдармом. 2 ноября 1943 года 66-й ИАП выполнил 1-й боевой вылет над Керченским полуостровом… А 1 февраля 1944 года появился следующий документ.
Наградной лист
1. Год рождения: 1917 2. Национальность: русский 3. С какого времени состоит в Красной Армии: с 1937 г. 4. Партийность: член ВКП/б с 1943 г. 5. Участие в боях: на Южном фронте с 06.1941 г., на Северо-Кавказском фронте с 10.1942 по 04.1943 г., и с 10.1944 г. 6. Имеет ли ранения и контузии: ранений и контузий не имеет. 7. Чем ранее награждён: орденом Отечественной войны I степени в 12.1942 г., орденом «Красное Знамя» в 3.1943 г., Герой Советского Союза в 5.1943 г., орденом «Красное Знамя» в ноябре 1943 г. 8. Каким РВК призван: кадровый.
1. Короткое конкретное изложение личного боевого подвига или заслуг На фронте Отечественной войны с июня 1941 г., за всё время участия на фронтах Отечественной войны произвёл 131 самолётовылет, участвовал в 56 воздушных боях. Лично сбил 29 самолётов противника и 13 самолётов противника в группе. На самолёте ЛаГГ-3 произвёл 66 боевых самолётовылетов. Провёл 26 воздушных боёв. Лично сбил 14 самолётов противника и 8 сбил в группе. За отличное выполнение боевых заданий и проявленные при этом доблесть, мужество и отвагу Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденом Отечественной войны I-й степени и орденом «Красное Знамя». С ноября 1943 года на самолёте «Аэрокобра» участвует в боях по освобождению Крыма. Произвёл 65 успешных боевых вылетов. Провёл 34 воздушных боя. Лично сбил 15 самолётов противника и 5 самолётов противника в паре со своим ведомым. За отлично проведённый воздушный бой 21.11.43 г. ведущим в составе 6 самолётов «Аэрокобра» с восемью Ме-109, в результате которого лично сбил один Ме-109 и один Ме-109 сбил его ведомый, остальные Ме-109 обратил в бегство, приказом командующего 4 ВА награждён орденом «Красное Знамя». С 23 ноября 1943 г. по 12 января 1944 г. произвёл 32 самолётовылета, участвовал в 20 воздушных боях, лично сбил 9 самолётов и 1 самолёт противника сбил в пере со своим ведомым, за что представлен к правительственной награде – ордену «Красное Знамя». После представления к награде с 18.01.44 г. произвёл 15 боевых вылетов, участвовал в 9 воздушных боях, лично сбил 4 самолёта противника и 2 самолёта в паре со своим ведомым. – 23.01.44 г. Сбил один Ме-109 в районе Керчи, подтверждают лейтенанты Кондратьев и Соболев. – 26.01.44 г. Сбил один ФВ-190 в районе западнее Керчи, подтверждают лейтенанты Глоба и Соболев. – 27.01.44 г. Сбил один ФВ-190 в районе 2 км западнее Керчи, подтверждают лейтенанты Кондаков и Кондратьев. – 28.01.44 г. Сбил один Ме-109 в районе 1 км северо-западнее Керчи, подтверждают лейтенанты Кондаков и Кондратьев. – 23.01.44 г. Ведущим группы в составе 4 самолётов «Аэрокобра», патрулируя над своими войсками, заметил как пять Ме-109 из-за облачности в районе Керчи начали штурмовать наши войска. Одного Ме-109 атаковал на пикировании и сбил его. Самолёт противника в воздухе взорвался на глазах у всех остальных экипажей. – 26.01.44 г. Ведущим группы 4 самолётов «Аэрокобра», патрулировавших, прикрывавших свои наземные войска в районе Керчи, Тархана, заметил как два ФВ-190, Н=1500 м, с пикирования бомбили наши войска. Смелой и решительной атакой сбил один ФВ-190, который загорелся в воздухе и упал в районе западнее Керчи. – 27.01.44 г. Ведущим группы в составе 4 самолётов «Аэрокобра», патрулировавших в воздухе и прикрывавших свои наземные войска в районе Керчи, Булганок, радиостанцией наведения был наведён на Ме-109 на высоте 7000 метров. Старший лейтенант Камозин передал по радио ведущему второй пары идти на солнце, а сам подошёл поближе к Ме-109, сделал перед ним переворот и сделал вид, что уходит. Хитрость удалась. Два Ме-109 начали пикировать за Камозиным. В это время находящаяся в стороне пара «Аэрокобр» со стороны солнца атаковала одного Ме-109 и сбила его. Второго Ме-109 сбил в паре со своим ведомым старший лейтенант Камозин.
В воздушных боях своим бесстрашием увлекает за собой молодёжный состав на боевые подвиги. Эскадрилья, которой командует Камозин, произвела 426 боевых вылета, сбила 43 самолёта противника. Вывод. За особые заслуги в боях за Родину на фронте борьбы с немецкими захватчиками достоин присвоения звания дважды Героя Советского Союза. 1 февраля 1944 г. командир 66-го истребительного Указ Президиума Верховного Совета Союза ССР от 1.07.44 г.
5 ноября 1943 года в Крым, на аэродром Багерово, около Керчи, перебазировалась II группа 52-й эскадры Люфтваффе - 32 самолёта Bf.109G. Опасный противник, одно из самых эффективных истребительных подразделений с целой плеядой выдающихся «экспертов» (асов) Люфтваффе. Командовал подразделением гауптман Герхард Баркхорн. Позывной «Радецки -1». С этого дня и до 10 апреля 1944 года это было единственное подразделение истребителей Люфтваффе в Крыму. Оно базировалось на аэродромах: Багерово, Каранкут, Сарабус, Грамматиково и мыс Херсонес. В январе в Крыму появились Fw.190A-5/U1 из II/SG2 (эскадра штурмовиков), базировавшиеся на аэродроме Каранкут. Это штурмовая версия истребителя Fw.190 для оказания непосредственной поддержки на поле боя. После освобождения от бомбовой нагрузки они также участвовали в воздушных боях... Остатки II группы 52-й эскадры эвакуировались из Крыма с мыса Херсонес под Севастополем 9 мая 1944 года вместе с пилотами III группы, которые прибыли к ним для усиления 10 апреля 1944 года. 12 ноября 1943 года Камозин одерживает первую Крымскую победу – сбивает Ju.88 при сопровождении Ил-2 в районе Сейджент (20 км. южнее Семи Колодезей). А 16 ноября состоялся первый результативный бой эскадрильи Камозина над Крымом, и была потеряна первая «Аэрокобра» Камозина с №23. Вот записи из журнала боевых действий 66-го ИАП. 16.11.1943. Группа третьей АЭ. Ведущий четырёх самолётов «Аэрокобра» Герой Советского Союза ст. лейтенант Камозин. Взлёт в 13:10, посадка – 14:10. Высота 4000 м. Вылетели по вызову радиостанции наведения в район Эльтинген. Радиостанция передала, что в районе Керчь с запада на восток идут бомбардировщики противника. В 13:35 в районе севернее Керчи, квадратный сад, заметили на высоте 3000 м. три группы бомбардировщиков. В первой группе 6 Ю-87. Каждую группу прикрывали по 4 Ме-109. Ст. лейтенант Камозин с высоты 4000 м. подал команду: «Прикрыть, иду в атаку». Ст. лейтенант Камозин и ведущий второй пары мл. лейтенант Глоба пошли в атаку по первой группе. Во время атаки сверху на Камозина начали пикировать два Ме-109. Его ведомый Владыкин атаку на лобовых отбил. Оба Ме-109 ушли вверх. Результата атаки Камозина не наблюдали, так как начали вести бой с Ме-109. Мл. лейтенант Глоба атаковал одного Ю-87 с дистанции 150-100 м. вверх в хвост и произвёл две очереди. Ведомый Устюжанинов наблюдал, как западнее Аджимушкай во время атаки на мл. лейтенанта Глоба напали два Ме-109. Ведомый, мл. лейтенант Устюжанинов, отбивая на лобовых атаку немцев, сбил Ме-109, который упал одним километром восточнее Катерлез. Упал горящим. Мл. лейтенант Владыкин атаковал вторую группу Ю-87. Атаку производил сверху до дистанции 100 м. и сбил один Ю-87. Не вернулся с задания ст. лейтенант Камозин. По сообщению радиостанции наведения Камозин произвёл посадку на фюзеляж в районе завода имени Войкова. Дополнение к боевому донесению №052. 17.11.1943. В 13:30 вернулся в свою часть не вернувшийся с боевого задания 16.11.1943 Герой Советского Союза Камозин П.М. Из доклада ст. лейтенанта Камозина: «Придя в зону №2, радиостанцией наведения были наведены на группу бомбардировщиков Ю-87. Всего было три группы. В первых двух 7-8 самолётов, в третьей 16 Ю-87. Непосредственно с Ю-87 истребительного прикрытия не было, но когда «Аэрокобрами» была произведена одна атака по первой группе Ю-87 и когда начали заходить для повторной атаки, в 13:25 с высоты 3500 м. с курсом 90 градусов начали пикировать две пары Ме-109. Наша группа «Аэрокобр» вступила с Ме-109 в бой. Бой с Ме-109 продолжался накоротке. Ме-109 ушли: некоторые с набором высоты, некоторые на свою территорию. Всего вели бой 6 Ме-109. После окончания воздушного боя ст. лейтенант Камозин собрал свою группу и ушёл с набором высоты на солнце. Идя с набором высоты, заметил: в районе западнее Керчи 20 км. шла ещё одна группа из 6 Ю-87 на высоте 1800 м.» Ст. лейтенант Камозин подал команду: «Иду в атаку». И с пикирования под ракурсом 2/4 атаковал. Во время атаки Ю-87 сверху с курсом 90 градусов начали пикировать две пары Ме-109, которые проскочили вперёд, а в это время «Аэрокобры» атаковали вторую группу Ю-87. Наблюдал, как Ю-87 начал разворачиваться на свою территорию, некоторые начали беспорядочно сбрасывать бомбы в районе своих войск. Во время атаки второй группы Ю-87 самолёт ст. лейтенанта Камозина был подбит зенитной артиллерией. Маслорадиатор был подбит, мотор начал давать перебои. Камозин развернулся и пошёл на свою территорию. Перетянув линию фронта, произвёл посадку в районе своих войск восточнее завода имени Войкова 1 км. Оставшиеся «Аэрокобры» вели бой с Ю-87 и Ме-109. Результат воздушного боя. Из первой группы Ю-87 наблюдал, как один Ю-87 в воздухе перевернулся и упал на землю севернее Керчи 3 км. Сбит мл. лейтенантом Владыкиным. Мл. лейтенант Устюжанинов сбил одного Ме-109, который в воздухе загорелся. Во второй группе был сбит один Ю-87 младшим лейтенантом Глоба, который упал северо-западнее Керчи на 10 км. Один Ю-87 был подбит ст. лейтенантом Камозиным, который со снижением ушёл в западном направлении. На КП наземной части Камозину доложили, что из первой группы сбит один Ю-87.
Вот ещё один бой, в день, когда Павлу Михайловичу была вручена медаль Героя Советского Союза. 25.11.1943. Прикрытие своих войск в районе Баксы, Аджимушкай. Ведущий четырёх «Аэрокобр» ст. лейтенант Камозин (бортовой №26), ведомый – мл. лейтенант Владыкин. Ведущий второй пары – мл. лейтенант Кондаков, ведомый – Конюков. Взлёт в 11:08, посадка – 11:45. В районе Багерово на высоте 2000 м. с курсом 270 градусов уходили на свою территорию пятнадцать Ю-88 и два Ме-109. Ст. лейтенант Камозин со своими ведомыми, мл. лейтенантами Кондаковым и Владыкиным, с дистанции 400-500 м. атаковал одного Ю-88, который загорелся и пошёл к земле до облачности. Мл. лейтенант Кондаков вёл бой с двумя Ме-109. После первой атаки Камозин атаковал второй Ю-88 снизу, который после первой атаки под ракурсом 2/4 с дистанции 100 м. загорелся, перевернулся на спину и пошёл к земле в районе Багерово. Мл. лейтенант Владыкин произвёл три атаки по Ю-88. Результат атаки: ст. лейтенантом Камозиным сбито два Ю-88 и два подбиты. Подтвердили экипажи. При атаке группы ст. лейтенанта Камозина атаковал один Ме-109. Имеется снизу пробоина. Пробита система шасси, трос управления. Расход боеприпасов: пушка 37 мм. – 9 снарядов, пулемёты 12,7 мм. – 86, 7,62 мм. – 270. Погода: облачность 5-8 баллов, H = 1800 м., видимость 14 км.
5 декабря 1943 года для командира эскадрильи Павла Камозина был днём напряжённым, с уникальным, исключительно трудным боем против многократно превосходящего противника. Боем, который он не проиграл, уцелев вопреки всем стараниям группы набросившихся на его подбитый самолёт истребителей Люфтваффе. На глазах у восхищённых его мужеством и мастерством наших военно-морских и наземных частей в прибрежной полосе косы Тузла...
Вот два, очень разных вылета Камозина в этот день. 05.12.1943. Задача: прикрытие своих войск в районе Эльтинген. Состав: ст. лейтенант Камозин, ведомый – мл. лейтенант Владыкин, мл. лейтенант Глоба, ведомый – мл. лейтенант Устюжанинов. Группа из четырёх самолётов «Аэрокобра» третьей АЭ в период с 9:27 по 10:06 прикрывала свои войска в районе Эльтинген. Выше, наперерез группе, шли четыре самолёта Ме-109, и левым разворотом пытались зайти всей группе в хвост. Заходили три Ме-109, а четвёртый находился выше. Наша группа выполнила правый разворот и начала сближаться. После этого Ме-109 проскочили «Аэрокобры» и левым разворотом зашли в хвост паре мл. лейтенанта Глоба. Ст. лейтенант Камозин предупредил об этом по радио, и затем, пристроился в хвост одному Ме-109. С дистанции 75-100 м. открыл огонь. В результате попал в правую плоскость. Ме-109 загорелся и пошёл влево-вниз. Упал в море восточнее Яныш–Такил. Падение наблюдал мл. лейтенант Владыкин. После этого ст. лейтенант Камозин гонял одного Ме-109, ведя огонь из пушки с дистанции 200 м. По-видимому, самолёт подбит. Мл. лейтенант Глоба вёл бой с двумя Ме-109. Немцы пытались зайти в хвост мл. лейтенанту Устюжанинову, но ведущий Глоба атаки отбивал: огонь вёл с переворота с дистанции 100 м., высота 1000 м. В результате атаки Ме-109 резко пошёл вниз. Мл. лейтенант Устюжанинов попросил, чтобы его прикрыли, так как был ранен в правое плечо (5 осколков). Результат боя: сбито два Ме-109: один Камозиным, один – Глоба. Упали в пролив восточнее Яныш–Такил. Самолёт Устюжанинова повреждён. Лётчик ранен. Погода: ясно, видимость – 16 км. 05.12.1943. Прикрытие своих войск в районе Эльтинген. Ведущий – ст. лейтенант Камозин (самолёт без номера), ведомый – мл. лейтенант Владыкин, ведущий второй пары мл. лейтенант Глоба, ведомый второй пары – мл. лейтенант Устюжанинов. Ведущий третьей пары – капитан Капустик, ведомый – мл. лейтенант Кондаков. Группа в составе 6 самолётов «Аэрокобра», ведущий ст. лейтенант Камозин, в период 12:05 – 12:50 прикрывала свои войска в районе Эльтинген на высоте 3500 м. Патрулируя, на высоте 300 м. заметили приближение группы 8-9 Ю-87 к району Эльтинген. В 12:15 на высоте 800 м. Камозин со своим ведомым атаковал эту группу бомбардировщиков и рассеял её. В это время появилась группа из 8 Ме-109 и атаковала группу «Аэрокобр» в хвост под ракурсом 1/4. Пара Ме-109 зашла вплотную к мл. лейтенанту Устюжанинову и с дистанции 300-200 м. открыла огонь. Капитан Капустик со своим ведомым эту атаку отбил. Мл. лейтенант Устюжанинов по радио попросил своего ведущего мл. лейтенанта Глоба, чтобы он прикрыл при следовании домой, так как в бою был ранен. Мл. лейтенант Глоба со своим ведомым ушли на свой аэродром. Капитан Капустик со своим ведомым ещё некоторое время оставался патрулировать, так как осталось горючее, и после ушёл на свой аэродром. Здесь необходимо пояснить, что почему-то в журнале отсутствует описание действий капитана Капустика во второй половине боя. Поэтому участие этой пары в конце воздушного боя не совсем ясно. По данным мл. лейтенанта Владыкина, ст. лейтенант Камозин подал команду: «Идём в атаку» и пошёл на Ю-87. После атаки Ю-87 ушли боевым разворотом на запад в облака. К мл. лейтенанту Владыкину зашли в хвост два Ме-109. По радио попросил ст. лейтенанта Камозина, чтобы он отбил эту атаку. Атаку этих Ме-109 отбили ст. лейтенант Камозин и капитан Капустик. После этого мл. лейтенанта Владыкина зажали два Ме-109. Ст. лейтенант Камозин по радио приказал, чтобы он с переворота ушёл на свою территорию. Преследуемый двумя Ме-109, мл. лейтенант Владыкин потерял своего ведущего ст. лейтенанта Камозина. Погода: облачность – 4 балла, высота – 1500 м., видимость – 15 км. Начальнику оперативно-разведывательного отдела 329-й ИАД. 06.12.1943. В 12:00 возвратился Герой Советского Союза ст. лейтенант Камозин П.М., не вернувшийся с боевого задания 05.12.1943. В период 12:05 по 12:50 05.12.1943 прикрывал свои войска в районе Эльтинген. Связался со станцией наведения «Ярлык-1», которая сообщила: «В воздухе противника не наблюдаю, если заметите, сообщите». В тоже время ст. лейтенант Камозин заметил 2 Ме-109, вынырнувших из облачности над Эльтингеном, которые вновь вошли в облака. Ст. лейтенант Камозин заметил через разрывы облачности, что бомбят Эльтинген. «Ярлык-1» сообщил ему воздушную обстановку, ст. лейтенант Камозин начал его перебивать, сообщив группе: «Бомбят Эльтинген – иду в атаку, капитан Капустик, прикрой». Сразу же пошёл в атаку. Команду вновь повторил после того, как закончил свою передачу «Ярлык-1», и вся группа «Аэрокобр» пошла за ст. лейтенантом Камозиным в атаку. С пикирования пристроился к одному Ю-87, который выходил из атаки. С дистанции 100 м. под ракурсом 0/4 открыл огонь. Ю-87 с левым разворотом и пикированием вниз пытался уйти на свою территорию. Ст. лейтенант Камозин его преследовал также с левым разворотом, непрерывно ведя по нему огонь. На высоте 50 м. Ю-87 перевернулся и пошёл резко вниз. Места падения не наблюдал, так как пошёл снова в атаку на другие Ю-87. С левым полупереворотом атаковал сверху в хвост ведущего Ю-87, вёл огонь с дистанции 50 м. под ракурсом 0/4 до тех пор, пока Ю-87 не загорелся и пошёл со снижением влево-вниз. Сообщил по радио своим ведомым о том, что горит один Ю-87. Во время падения Ю-87 ведомого ст. лейтенанта Камозина мл. лейтенанта Владыкина атаковали 2 Ме-109. Ст. лейтенант Камозин пошёл на помощь своему ведомому. Одного Ме-109 отогнал, который ушёл вправо, а второму зашёл в хвост. Под ракурсом 0/4 с дистанции 150 м. открыл огонь, Ме-109 атаку на Владыкина прекратил и ушёл правым разворотом в сторону вверх. По нему ст. лейтенант дал ещё одну очередь в хвост. Самолёт закачался и ушёл вверх. После того, как ст. лейтенант Камозин дал по уходящему Ме-109 очередь, к нему в хвост зашли 4 Ме-109. Один Ме-109 из этой группы открыл огонь с дистанции 150 м. Камозин встал в вираж и стал отбивать атаку от Владыкина, у которого было 2 Ме-109 в хвосте, а мл. лейтенант Владыкин отбивал атаки Ме-109 от ст. лейтенанта Камозина, одновременно сообщая капитану Капустику: «Веду на высоте 200 м. ниже облачности над Эльтингеном воздушный бой». Во время ведения воздушного боя был подбит самолёт Владыкина. Владыкин ушёл по прямой в сторону Тамани. Ст. лейтенант Камозин отбил атаку двух Ме-109 и в это время был подбит, в результате чего был прижат к земле. Мотор начал давать перебои, сейчас же начал тянуть на свою территорию. После того как мотор совсем отказал, пошёл по прямой. Один Ме-109 проскочил впереди самолёта Камозина. Камозин немного приподнял нос самолёта и открыл огонь по Ме-109. В результате Ме-109 загорелся и пошёл левым разворотом на свою территорию, в это время горел и самолёт Камозина. Ст. лейтенант Камозин сбросил правую дверцу, хотел прыгнуть, но тянул по прямой на косу Тузла. Самолёт всё время подвергался атакам трёх Ме-109. После чего произвёл посадку у берега. Самолёт разбит, лётчик невредим. Итоги боя: по докладу ст. лейтенанта Камозина сбито два Ю-87, упали в районе Эльтинген. Наблюдали моряки с косы Тузла падение одного Ме-109. Начальник штаба 66-го ИАП майор Холод.
Камозин потерял свою вторую «Аэрокобру», которая на этот раз оказалась без бортового номера. За 5 декабря 1943 года командир эскадрильи Павел Михайлович Камозин одержал четыре победы в течение двух вылетов. Из них три во втором – «морском». Камозин умело сорвал немцам бомбардировку, прикрыл подбитых ведомых, связал боем группу истребителей противника, вытянув их на себя как «подранок-приманка». Увёл их к земле, затруднив атаки и маневр самолётов в группе. Подставив при этом под огонь нашей зенитной артиллерии. Не позволил на виражах у земли, пока работал двигатель, себя сбить. А когда двигатель отказал, и скорость резко упала, сбил проскочивший атакующий истребитель. И посадил свой израненный самолёт у берега на «живот»! Павел Михайлович успел быстро покинуть «Аэрокобру» - это спасло ему жизнь, так как по месту посадки начала бить немецкая артиллерия. Моряки-десантники отогрели промокшего лётчика, устроив на высшем уровне тёплую, фронтовую встречу уважаемому «воздушному гостю». Вспоминает Лина Семёновна Жукова-Латышева. В 66-м ИАП она работала в наземном экипаже Павла Михайловича Камозина оружейником. Исследования показывают, что вынужденную посадку П.М. Камозина, как свою сомнительную 71-ю (якобы) победу записал на себя командир шестой эскадрильи второй группы 52-й эскадры Хельмут Липферт. Причём в ходе одной из атак на Камозина он попал под огонь другого, атаковавшего Павла Михайловича со всех стволов Ме-109. Видимо, под сильным впечатлением от этого, и неудовлетворённости из-за спасения русского пилота, на следующий день, в ходе своего первого вылета Липферт полетел в паре со своим ведомым к косе Тузла (тогда острову). Он обстрелял лежавшую «на животе» машину, и после трёх заходов она наконец загорелась...
Из записей Бориса Александровича Шугаева: «Камозин 31.12.1943 г. ещё раз проявил себя как талантливый лётчик-истребитель. Он в паре со своим ведомым Владыкиным обнаружил транспортный самолёт, прикрываемый несколькими Ме-109. Павел Михайлович набрал высоту, чтобы себя обезопасить и чтобы противник их не обнаружил, и выполнил внезапную атаку. Транспортник загорелся и упал. На этом самолёте летели генералы и полковники с наградами для своих военных. Гитлер объявил 3-дневный траур и приказал выделить одного из асов, чтобы он рассчитался с Камозиным. Асом назначили Графа. Встреча эта состоялась, и Камозин вышел победителем – сбил Графа». Можно только представить каково было состояние обороняющихся в Крыму немецких войск, когда вместо новогоднего празднования, во фронтовых частях объявили траур. Грозный русский ас-истребитель, наглядно им показал, что надежды на помощь из Берлина нет. Если даже у высших генералов нет защиты, то, что же ждёт остальных… Газета 4-й воздушной армии «Крылья Советов» за 12 января 1944 г. Сбил за день три вражеских самолёта Услышав по радио приказ наземной радиостанции, мой командир Герой Советского Союза Камозин, изменил курс и ринулся вниз. Вслед за ним начал пикировать и я. Снизившись, мы обнаружили семь «Юнкерсов». Стрелки открыли по нашим самолётам огонь. С земли со всех сторон били «Эрликоны», но Камозин стремительно шёл вперёд, настигая врага. Вскоре от его метких очередей один «Юнкерс» врезался в землю. В это время я почти вплотную подошёл к другому «Юнкерсу», и второй гитлеровец полетел вниз. В полёте в конце второй половины дня Камозин и я встретили два «Мессершмитта». Один из них сразу же скрылся в облачности, второй пытался со снижением уйти на свой аэродром. Мой командир погнался за ним и, когда «Мессершмитт» сделал разворот в сторону, дал по нему длинную очередь огня. «Мессершмитт» сразу же врезался в землю. На обратном пути мы встретили четыре «Юнкерса». Камозин сделал переворот вправо и атаковал строй «Юнкерсов». Один из них взорвался, остальные рассеялись, побросали бомбы на свои войска и повернули обратно. В этот день Герой Советского Союза Камозин сбил три самолёта противника. А. Владыкин.
Газета «Крылья Советов» за 13 января 1944 г. Вчера Герой Советского Союза старший лейтенант Камозин несколько раз вылетал в бой. Как всегда, он появлялся в точно указанное время в районе патрулирования и по первому сигналу станции наведения устремлялся на врага. Двумя группами шли 13 «Юнкерсов-87» под прикрытием четырёх «Мессершмиттов». Первую группу в лоб атаковал подполковник Смирнов, вторую в хвост – Камозин. Атаки обоих истребителей увенчались успехом. И тот и другой сбили по одному «Юнкерсу». Вслед за этим Камозин завязал бой с двумя «Мессершмиттами», и те поспешили удрать. В другом вылете Камозин во главе группы истребителей снова прикрывал наши войска. Фашистские бомбардировщики, решив незаметно проскользнуть через линию фронта, пошли под облаками, но Камозин нашёл их и настиг меткими, сокрушительными атаками. Он наносит один удар «Юнкерсу» в лоб, затем, сделав разворот, подстраивается в хвост «Лапотнику», подходит к нему на дистанцию 15 метров и в упор расстреливает врага. «Юнкерс» загорелся и упал. Сражённый лётчиком Владыкиным, валиться ещё один «Юнкерс». Бой продолжается, но в это время радиостанция передаёт новый приказ: – На бреющем полёте идёт ещё одна группа бомбардировщиков. Перехватить! Камозин устремляется вниз и натыкается на двух «Мессершмиттов». С ходу он атакует одного из них. Фашист загорелся, стал удирать. Патрулируя в третий раз, Камозин заметил один «Фокке-Вульф-189». Внезапно обрушившись на врага, он с первой очереди поджёг вражескую машину. Горящая, она со снижением пошла на запад. Теперь на счету Героя – 30 лично сбитых самолётов. М. Ильин.
Павел Камозин достиг результата в 30 побед, но радости в тот день 12 января 1944 года ему это не доставило. Не вернулись из боевых вылетов трое лётчиков из его эскадрильи. Трагическая случайность оборвала жизнь его постоянного ведомого Владыкина и младшего лейтенанта Конюкова. Они оба атаковали один и тот же Ju.87, один сверху, другой снизу на кабрировании. Немца они сбили, но их самолёты столкнулись между собой. Лётчики погибли. Не вернулся с боевого задания младший лейтенант Русаков. Русаков всё время ходил рядом с Камозиным и начал добивать горящий Fw.189. В это время сверху спикировали два Bf.109. Камозин вступил в бой с ними на лобовых и виражах. В то время потерял Русакова... После, уже в районе северо-восточнее Баксы, над берегом Азовского моря снизу Камозина атаковал (ошибочно) один ЛаГГ-3. Самолёт Камозина был повреждён и, потребовалась замена двигателя. Драматизм и накал воздушных боёв были исключительные… Следует особо отметить, что ещё во время битвы за Кавказ немцы достойно оценили Камозина. Лётчик 269-го ИАП Николай Васильевич Кукланов так это вспоминал: «Когда мы базировались в Лазаревской, наши радисты впервые услышали немецкую передачу-предупреждение своим лётчикам: «Ахтунг, ахтунг – Камозин в воздухе!». А после предновогодней гибели берлинских генералов Люфтваффе объявило «сезон охоты» на Павла Михайловича. Из-за этого наше командование пыталось ограничить боевую активность Камозина, но безуспешно. Находясь под засадной «опекой» «экспертов» Люфтваффе и персональным вниманием к нему немцев в воздушном управлении, Павлу Михайловичу пришлось в начале 1944-го взломать и заботу командования. Возможно поэтому, его личный боевой счёт в этот период вырос не так значительно… 28 апреля 66-й ИАП перебазируется в Крым на аэродром Семисотка. 17 мая 1944 года следующее перебазирование на аэродром Ички, ныне населённый пункт Советский. На этом воздушные баталии в Крыму для Камозина закончились. За этот период над Крымом Камозин одержал 19 официальных побед. Заставил спасаться на парашюте выдающегося «эксперта» Люфтваффе Германа Графа. И стал особым врагом рейха за дерзко сбитый на глазах у бессильного сопровождения транспортник с генералами и высшими офицерами вермахта. Кроме звания дважды Героя Советского Союза, с вручением второй «Золотой Звезды», за Крым Павел Михайлович был также награждён вторым орденом «Красного Знамени» и орденом «Александра Невского». Вот наградные листы к его крымским орденам... Наградной лист к ордену Красного Знамени Наградной лист к ордену Александра Невского | |
Просмотров: 5693 | |
Всего комментариев: 0 | |