Главная » Статьи » Статьи А.П. Романова |
Помощь союзникам24-го мая 1944 года 66-й ИАП перелетает с аэродрома Ички под Богодухов, где получал пополнение и выполнял согласно курсу боевой подготовки, тренировочные полёты. В 95-ти километрах находилась секретная авиабаза союзных войск. 14-го апреля 1944 года под Полтаву прибыла первая группа американских офицеров. 6-го мая прибыл эшелон из Ирана с постоянным составом американского контингента. Так что же делали американцы в гоголевских местах? 2-го июня 1944 года с авиабаз в Италии поднялись в воздух бомбардировщики В-17 и истребители сопровождения «Мустанг», всего 750 самолётов. Операция «Фрэнтик» началась. Выполнив бомбардировку объектов в тылу противника, бомбардировщики 97-й и 99-й групп легли на новый курс – восток. Экипажи терялись в догадках: что их ждёт в загадочной России? На аэродромах в Полтаве, Миргороде и Пирятине их уже ждали. Прибыли: посол США в СССР Уильям Гарриман, генерал Дин, корреспонденты «Правды», «Известий», «Красной Звезды», представители ВВС Красной Армии. Всего произвели посадку 193 самолёта. Им был оказан тёплый приём. 11-го июня с полтавских аэродромов взлетели 190 самолётов В-17 и «Мустанг». Выполнив бомбардировку по целям, они вернулись на свои базы в Италии. Так завершилась первая челночная операция ВВС США.
Операция «Фрэнтик II» осуществилась 21-го июня 1944 года. 2500 самолётов союзников нанесли самый мощный за время войны удар по объектам Берлина и его пригородов, но не все вернулись на свои базы. 163 «Летающие крепости» и 70 «Мустангов» направились на аэродромы Полтавского аэроузла. Посадку произвели 137 В-17 и 63 «Мустанга». За американцами следовал, умело маскируясь в облаках, разведчик He.111 (Heinkel He.111), экипаж которого сфотографировал все аэродромы, на которых американские самолёты произвели посадку. В разгар дружеского ужина бомбардировщики Люфтваффе начали атаку. Базу в Миргороде спасла облачность, и вся сила ночного удара пришлась по Полтаве. 180 He.111, подвесив осветительные бомбы, обрабатывали стоянки и объекты обеспечения базы. Операция немцам удалась. В результате разбора причин неэффективной ПВО командование произвело замену истребительных полков.
Всего в ту ночь над полтавским аэродромом разгрузились, с учётом «следопытов», около 180 Не.111 из трёх эскадр KG 4, KG 53 и KG 55, которые сбросили до 100 тонн бомб. Интересно, что при этом немцы не только не потеряли ни одного самолёта, но даже не имели раненых в экипажах! Для понимания причинённого ночным налётом ущерба обратимся к документу, появившемуся на свет в буквальном смысле по горячим следам бомбёжек.
Начальнику Главного управления контрразведки «СМЕРШ» – Комиссару госбезопасности 2 ранга тов. Абакумову. Докладываю результаты налётов вражеской авиации на аэродромы Миргород и Пирятин 23.06.1944 г. Миргород: сгорела одна «Аэрокобра», УТИ-4 – 1, УТ-1–1, повреждено «Аэрокобр» – 12, американцев раненых и убитых нет. Убито – 0 чел., ранено – 27 чел., из них один гражданский. Горючего сгорело 370 т. Аэродром засыпан мелкими бомбами, зажигалками. Пирятин: уничтожено бензина – 30 т., ранено 6 чел., американцев раненых и убитых нет. Уточняю данные за 22.06.1944 г. по аэродрому Полтава: уничтожено – «Летающие крепости» – 44, С-47 – 2, «Лайтнинг» – 1, повреждено: «Летающие крепости» – 25, Як-9 –15, Як-7– 6, «Харрикейн» – 1, У-2 –3, сгорело бензина – 360 т., уничтожено авиабомб – до 2000. Американцев убито – 1, ранено – 15, наших убито – 31, ранено – 88 (в число раненых и убитых входят и бойцы ПВО)... Аэродром Полтава очищается от зажигательных и неразорвавшихся бомб. Бетонная полоса пригодна к посадке. Металлические полосы аэродромов Миргород и Пирятин ремонтируются. Свешников.
Итоговый отчёт штаба 169-й АБОН за период май-ноябрь 1944 года, подписанный подполковником Щепанковым, дополняет список потерь одним Ли-2 и свидетельствует, что во время налёта на Полтаву погибли также три корреспондента центральных газет. Приведённые цифры позволяют заключить, что в Полтаве американская стратегическая авиация понесла самые большие потери на земле за всю Вторую мировую войну. После девяти месяцев трудных переговоров и доставки в Советский Союз всего необходимого, стоившей миллионы долларов и немалых усилий, события одной ночи поставили под сомнение целесообразность всех предпринятых мер. Несомненно, это был один из наиболее крупных успехов Люфтваффе, но, как ни удивительно, «дождь наград» над пилотами IV авиакорпуса не пролился. Им пришлось довольствоваться выражением признательности со стороны своего командира Рудольфа Майстера, да отеческой гордостью рейхсмаршала Геринга, который даже на допросе 10-го мая 1945 года, вспоминая о налёте на Полтаву, говорил, что «это было прекрасное время». Полтавская трагедия на некоторое время приостановила проведение операции «Фрэнтик» – для ликвидации ущерба и принятия мер для недопущения подобного впредь. Катастрофа в Полтаве стала следствием общей неэффективности советской ПВО в ночное время и шапкозакидательского настроения американских генералов, не пожелавших рассредоточить на стоянках и перебазировать самолёты на другие аэродромы. Первоначально было принято компромиссное решение – продолжать выполнение операции «Фрэнтик», но с той разницей, что пока в ней будут принимать участие одни лишь истребители. 19-го июля 1944 года 66-й ИАП, взлетев из-под Богодухова, совершил посадку на аэродроме Миргород с последующей передислокацией в Петривцы. 21-го июля дважды Герой Советского Союза Камозин Павел Михайлович выполняет два полёта на ознакомление с районом полётов (указ о присвоении звания опубликован 1-го июля 1944 года). Операция «Фрэнтик III» началась 22-го июля 1944 года. На этот раз в ней принимали участие 73 «Лайтнинга» и 41 «Мустанг», которые блокировали румынские аэродромы, в то время, когда B-17 наносили удар по нефтепромыслам Плоешти. В этот день Камозин со своими лётчиками был в воздухе. Задача – прикрытие посадки «Лайтнингов». Внимательно вглядываясь вдаль, он заметил группу самолётов, поблёскивающую на солнце полированным дюралем. С набором высоты он повёл группу навстречу с союзниками. Американцы шли нечётким строем, некоторые машины имели повреждения. Над целью было потеряно 5 самолётов. Сопровождая эту группу, он внимательно осматривал воздушное пространство, не идут ли за ними немецкие «следопыты». Доведя группу до нашего аэродрома, Павел наблюдал, как «янки» производят посадку. Не все выполнили положенное построение, некоторые садились сходу по прямой. Видимо этим парням над целью досталось больше других. Дождавшись смены, Камозин повёл своих орлов на посадку. После отдыха спустя два дня 33 «Лайтнинга» в сопровождении 34 «Мустангов» нанесли бомбовый удар по авиабазе Мелец, расположенной на территории Польши. И в этот раз эскадрилья Камозина обеспечивала прикрытие посадки союзников, которые завершили операцию без потерь. Союзники Отвечая на заданный мною вопрос, встречались ли наши лётчики с американскими пилотами, Борис Александрович Шугаев написал следующее: «С американскими лётчиками мы встречались, правда, не так часто. По-моему, раза три были встречи. Дело в том, что мы базировались в Петривцах (полевой аэродром), а американцы располагались в Миргороде. Для них был выделен батальон особого назначения. Наш командир иногда договаривался с командиром батальона, чтобы лётчики полка в вечерние часы посетили их ресторанчик на пару часов. Беседы с американцами происходили с помощью наших переводчиков. В этом ресторанчике весь ассортимент продуктов был по государственной цене, очень дёшево. Были хорошие папиросы, шампанское и т.д. Особых разговоров у нас с ними не было. Но мысль, что мы в этой войне победим, была основной». В августе полк выполнял полёты по «Курсу боевой подготовки истребительной авиации 1944 года». С продвижением советских войск на запад операции «Фрэнтик» потеряли своё стратегическое значение. Американцы начали постепенную эвакуацию личного состава. Наконец 66-й ИАП начал подготовку к перелёту на фронт…
Александр Петрович Романов
Статья на нашем сайте "Операция "Frantic" ("Неистовый") Часть 1"
Статья на нашем сайте "Операция "Frantic" ("Неистовый") Часть 2"
| |
Просмотров: 4652 | |
Всего комментариев: 0 | |