MENU


АЗАРОВ СЕРГЕЙ СЕМЁНОВИЧ

Родился 25.09.1915 г. в деревне Соколово (ныне Брянского района Брянской области) в семье крестьянина. Русский. Пятый ребёнок в семье Азаровых, в которой было девять детей. Когда через год после смерти матери умерла и мачеха, оставив ещё двух детей, восьмилетнего Серёжу отдали в батраки. Ходить в школу у маленького работника не было ни времени, ни сил, ни одежды. Не выдержав такой жизни, Серёжа убежал от хозяина в посёлок Сельцо, где жила его сестра Полина. Несмотря на бедность, Полина Семёновна приютила брата и Серёжа стал посещать школу. Четыре класса он проучился в Сельцо, затем перебрался в Бежицу в большую семью старшей сестры Анастасии Семёновны. Её муж Семён Стефанович Михеев работал мастером на заводе «Красный Профинтерн» (в 1956 г. предприятие переименовано в «Брянский машиностроительный завод»…). В 14 лет он взял Серёжу учеником слесаря в паровозосборочный цех. Работая на заводе, Серёжа Азаров учился в вечерней школе. Окончив 7-й класс, поступил в школу ФЗУ и, завершив обучение, работал слесарем в том же паровозосборочном цехе завода «Красный Профинтерн», вступил в комсомол. В Бежице 19-летним юношей начал постигать лётное дело в аэроклубе ОСОАВИАХИМа, а после выпуска уже сам успешно обучал группы курсантов Бежицкого аэроклуба как внештатный инструктор-лётчик (инструктор-общественник). В Красной Армии с 1937 г. По ускоренной программе в октябре 1938 г. окончил Борисоглебскую Краснознамённую военную авиационную школу имени Валерия Павловича Чкалова. С ноября 1941 г. на фронте, член ВКП(б) с 1942 г.  Заместитель командира 3-й эскадрильи 57-го гвардейского истребительного авиационного полка (216-я смешанная авиационная дивизия, 4-я воздушная армия, Северо-Кавказский фронт) гвардии старший лейтенант Азаров Сергей Семёнович совершил 324 боевых вылета, провёл 47 воздушных боёв, лично сбил 7 и в группе 8 самолётов противника. 08.05.1943 самоотверженно прикрыл раненного командира эскадрильи, выпрыгнувшего из подбитой машины, сам был ранен и тяжело обожжён. Мучительно страдая от ожогов, скончался 10.05.1943 г. в 122 хирургическом полевом подвижном госпитале. Похоронен в братской могиле в станице Ахтырская Абинского района Краснодарского края. Звание Героя Советского Союза присвоено посмертно 02.09.1943 г. Награждён 2 орденами Ленина (27.10.1942 г. и 02.09.1943 г.), 2 орденами Красного Знамени (19.04.1942 г. и 03.10.1942 г.), орденом Отечественной войны I степени (28.05.1943 г.) и медалью «Золотая Звезда» (02.09.1943 г.).


Памятная фотография (восстановленная) одной из нескольких групп выпускников 1938 года 2-й военной школы лётчиков в Борисоглебске. Сергей Азаров в верхнем ряду выпускников второй слева

 

ПО ЗАКОНАМ ФРОНТОВОГО БРАТСТВА

Воевать Сергей Азаров начал на истребителе И-16 и в тяжелейших воздушных боях одержал на нём одиннадцать побед. Боевое крещение командир звена 1-й эскадрильи 36-го ИАП (из состава 74 ИАД ВВС 56-й армии) получил в конце ноября 1941 года на Южном фронте в Ростовской наступательной операции, где две эскадрильи полка вели боевую работу с аэродрома Кулешовская под Ростовом, и ещё одна с аэродрома Запорожская на Тамани. Боевой счёт полка в воздушных боях открыл 1-го декабря лейтенант Шаталов из 2-й эскадрильи (он погибнет уже на следующий день), сбив на догоне бомбардировщик «Хенкель» 111 (He.111). Вторым был сбит бомбардировщик «Юнкерс» 88 (Ju.88) – в групповом бою 2-го декабря в районе Вареновки отличилась пара Ильина с Азаровым. К концу 1941-го года на счету Сергея Азарова было 4 самолёта противника – 2 сбитых лично (два Bf.109) и 2 в составе пары (Ju.88 и Bf.109). До осени 1942 года 36-й ИАП участвовал в боях под Ростовом, в Крыму и обороне Кавказа. Известно, что только за два первых летних месяца 1942 года сражаясь на И-16 в районе Кубани и северо-восточного побережья Чёрного моря, 36-й ИАП произвёл 1976 боевых вылетов, из них 661 – на штурмовку войск и техники противника. Лётчики полка провели 56 групповых воздушных боёв и сбили 13 самолётов противника. С февраля 1942 года полк действовал в составе 135-й ИАД, а с апреля 1942-го в составе ВВС Крымского фронта. С июня 1942 года 36-й ИАП входил в состав 237-й ИАД, а после её расформирования был переброшен в Крым, укрепив в первой декаде октября 236-ю ИАД, отражавшую наступление противника на туапсинском направлении. Поясним, что 236-я истребительная авиадивизия тогда базировалась на полевых аэродромах близ Агоя и Адлера. К 12 октября 1942 года в авиадивизии осталось всего 39 боевых самолётов, из которых могли летать на задания чуть больше одной трети…


Совместная группа лётного и технического состава 36 ИАП у истребителя И-16, Сергей Семёнович Азаров в нижнем ряду – второй справа

 


Группа лётчиков 36 ИАП рядом с истребителем И-16. Сергей Семёнович Азаров – первый справа

 

Показательным примером стойкости и мужества лётчиков 36-го полка является бой, который им пришлось выдержать 7 октября 1942 года. Во второй половине дня 9 бипланов И-153 (из соседнего полка) и 4 И-16, вылетев на задание в район балки Сосновка, встретили при подходе к цели группу немецких самолётов. Четыре Bf.110 под прикрытием пары Bf.109 заходили на штурмовку боевых позиций советских войск. Ведущий группы самолётов 36-го авиаполка старший политрук Чернецов повёл своих ведомых в атаку на «Сто десятых». Завязался бой на виражах. Более вёрткие И-16 успешно уворачивались от атак врага, стремясь зайти в хвост немецким машинам. Старшему лейтенанту Азарову удалось, выпустив реактивный снаряд РС-82, подбить один из Bf.110. Пара Bf.109 тем временем атаковала «Чайки». Очередь прошила машину лейтенанта Чёрного. Повреждённый самолёт врезался в гору и взорвался. «Мессеры» зашли в атаку на следующий И-153. На помощь пришёл старший лейтенант Солдатов. Заложив свой И-16 в крутой вираж, он сблизился с одним из Bf.109 и меткой очередью поразил его. Вражеский истребитель рухнул на южные скаты горы Лысая. День 7 октября 1942 года стал, безусловно, одним из самых сложных и тяжёлых в истории 236-й истребительной авиадивизии. Лётчики сбили или серьёзно повредили 18 немецких самолётов (9 Bf.109, 7 Bf.110, 2 Ju-87), но и сами потеряли 9 боевых машин. Многие самолёты получили повреждения. Погибли 3 лётчика, судьба ещё 3-х была неизвестна (они вернулись в свои части лишь через несколько дней).

В ноябре 1942 года полк был выведен в Баку на переформирование и освоение английских истребителей «Спитфайр» Mk Vb, которые несколько опытных лётчиков во главе с командиром, майором Александром Алексеевичем Осиповым, перегоняли из Ирана. Отчасти территория Ирана уже была знакома пилотам, ведь с началом войны 36 ИАП прикрывал нефтепромыслы в Баку, а в августе 1941-го в составе группировки советских войск участвовал в походе в Иран. Тогда в период с 25 августа по 17 сентября 1941-го года была проведена совместная советско-британская операция под кодовым названием «Согласие». В её результате союзники быстро заняли стратегически важные зоны и коммуникации, предотвратив превращение Ирана в немецкий плацдарм в регионе Ближнего и Среднего Востока. Для парирования возможного удара со стороны Турции, советские войска стояли в Иране до мая 1946 года, одновременно защищая важный транспортный коридор поставок по ленд-лизу, нефтяные месторождения англичан (Южный Иран и пограничные с Ираком районы Ирана) и прикрывая наши бакинские месторождения. Вернувшись из Ирана, 36 ИАП в октябре прикрывал Сухуми, а в ноябре 1941-го его перебросили под Ростов… За образцовое выполнение боевых задач, отвагу, стойкость, мужество и героизм личного состава 36-й ИАП приказом НКО СССР № 63 от 8-го февраля 1943 года был преобразован в 57-й ГИАП. И к середине весны 1943 года 57-й гвардейский истребительный авиаполк, в котором гвардии старший лейтенант Сергей Азаров стал заместителем командира 3-й эскадрильи, первым в советских ВВС, перевооружился на «Спитфайр» Mk.Vb. Необходимо отметить, что самолёты, поступившие в полк через Иран, были уже не новыми. Они использовались в Королевских ВВС Англии, но перед отправкой в СССР изношенные машины прошли капитальный ремонт, в ходе которого заменялась часть оборудования и вооружение. Все самолёты приводились к единому варианту «b» (литера «b» применялась для обозначения крыла типа «b», нёсшего 4 пулемёта «Colt Browning» и 2 пушки «British Hispano»). Из ближневосточных резервов британцев в первой партии СССР было поставлено 143 истребителя «Спитфайр» Мк.Vb, часть из которых перебросили на защиту воздушных подступов к Москве.


Истребитель «Spitfire» Mk.Vb из состава 57-го гвардейского истребительного авиаполка, Кубань, весна 1943 года

 

Во второй половине апреля 1943 года 57-й гвардейский истребительный авиационный полк 4-й воздушной армии Северо-Кавказского фронта перебазировался в Краснодар, где принял участие в драматичной воздушной битве на Кубани. Уже 25 апреля 1943-го года полк вступил в кровопролитные бои, действуя в составе 216-й смешанной авиационной дивизии. А с 28 апреля началось ожесточённое воздушное сражение в небе над станицей Крымской, которое продолжалось по 10 мая. Только за 6 дней, с 3 по 8 мая, лётчики полка сбили 26 вражеских машин. Одержал несколько побед и Сергей Азаров. Но эти победы достались гвардейцам дорогой ценой. В воздушных боях здесь участвовало большое количество самолётов, в некоторые дни над узким участком фронта происходило по несколько десятков крупных и менее массовых, но не менее упорных воздушных боёв. В составе 4-го воздушного флота противник сконцентрировал и умело применял самые боеспособные силы люфтваффе на Восточном фронте… С 25 апреля по 8 мая Азаров 22 раза вылетает на прикрытие наших войск и на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков. В такой напряжённой обстановке 4-го мая он сбивает два двухмоторных бомбардировщика Ju.88, а 5-го мая – пикирующий бомбардировщик Ju.87. И уже на следующий день, в бою южнее станицы Неберджаевская, Сергей Азаров отправил в землю ещё один Ju.87. За лично сбитые в 17 групповых воздушных боях 4 самолёта противника гвардии старшего лейтенанта Азарова наградили орденом Отечественной войны 1-й степени – но он не успел его получить…

Специально поясним, что воздушное сражение, развернувшееся в небе Кубани в апреле-июне 1943 года, стало одним из крупнейших воздушных сражений Второй Мировой войны и было составной частью советского наступления на Кавказе. Это сражение разбилось на несколько эпизодов и не прекращалось более двух месяцев. Обе противоборствующие стороны настойчиво наращивали авиационное присутствие в регионе, поэтому борьба в воздухе была масштабной и жестокой. В некоторые дни в небе проходило до 50 воздушных боёв с участием до 70 самолётов с каждой стороны. Одну из главных ролей в сражении сыграли советские истребители нового поколения и замечательная плеяда закалённых в сражениях асов. Впервые за всё время Великой Отечественной войны, советские лётчики навязали люфтваффе свою волю, активно мешали и успешно противодействовали выполнению немцами своих боевых задач.

К середине апреля 1943 года немцы сосредоточили на аэродромах Кубани и Крыма основные силы своего 4-го воздушного флота – около 820 самолётов. При необходимости они могли привлекать ещё около 200 бомбардировщиков с аэродромов на юге Украины. Всего 4-й воздушный флот насчитывал более 1000 самолётов: 580 бомбардировщиков, 250 истребителей и 220 разведчиков. Для поддержки сюда были переброшены лучшие истребительные эскадры Германии: 3-я «Удет», 51-я «Мёльдерс», 54-я «Зелёные сердца», вооружённые последними модификациями истребителей Bf.109 и Fw.190. Дополнительно на этом театре военных действий противник использовал по одной истребительной эскадрилье Словакии, Хорватии и Румынии. Советская сторона также настойчиво собирала силы, и уже 18-го апреля начала переброску на Северо-Кавказский фронт 2-го бомбардировочного, 3-го истребительного и 2-го смешанного авиакорпусов, а также 282-й истребительной дивизии, доведя численность нашей авиации до 900 машин: это 370 истребителей, 170 штурмовиков и 360 бомбардировщиков (из них 195 ночных). При этом около 65% самолётов было новых типов: Ла-5, Як-1, Як-7Б, американские бомбардировщики «Бостон» B-3 и А-20, а также английские истребители «Спитфайр» и американские «Аэрокобра». В составе Северо-Кавказского фронта против 4-го воздушного флота совместно действовали 4-я и 5-я воздушные армии, а также авиация Черноморского флота… Сосредоточение такого количества самолётов на довольно ограниченном театре военных действий предопределило исключительно упорную и напряжённую борьбу за господство в воздухе…

Грандиозную воздушную битву в небе Кубани поэтапно можно условно разделить на три воздушных сражения. Первое из них началось 17-го апреля 1943 года с попытки ликвидировать плацдарм в районе Мысхако. Для того чтобы сбросить десантников 18-й армии в море противник привлёк около 450 своих бомбардировщиков и 200 истребителей прикрытия. С советской стороны для противодействия врагу использовалось около 500 самолётов, включая 100 бомбардировщиков. За один этот день немецкие лётчики совершили около 1000 самолёто-вылетов в данном районе. 20-го апреля противник вновь попытался провести мощное наступление, но на этот раз советская авиация успела нанести упреждающий удар силами 60 бомбардировщиков и 30 истребителей прикрытия за полчаса до начала вражеского наступления. А ещё через несколько минут наша авиация сделала новый удар группой в 100 самолётов, что сорвало планы немецкого командования.

Затем с 28 апреля по 10 мая развернулось воздушное сражение в небе над станицей Крымской. Об интенсивности этих боёв может свидетельствовать тот факт, что всего за первые 3 часа советского наступления немецкая авиация совершила более 1500 самолёто-вылетов.

Последние крупные воздушные авиаудары и бои велись в период с 26 мая по 7 июня в районе станиц Киевской и Молдаванской при прорыве «Голубой линии» немцев. На некоторое время противнику удалось захватить превосходство в воздухе, что сильно затрудняло действия нашим наступающим войскам. Ответной мерой противодействия стали атаки советской авиации на аэродромы противника. С 26 мая по 7 июня ВВС провели 845 самолёто-вылетов по аэродромам немцев в Анапе, Керчи, Саки, Сарабуз и Тамани. Всего за время сражений в небе Кубани советская авиация произвела около 35 тысяч самолёто-вылетов.

 


Выпускник Борисоглебской военной школы лётчиков младший лейтенант Азаров Сергей Семёнович, 1938 год (частично восстановленная фотография)

 

8 мая Азаров провёл свой последний бой. Вот как он предельно лаконично описан командиром 57-го ГИАП гвардии полковником Александром Алексеевичем Осиповым в Представлении Сергея Семёновича Азарова к званию Героя Советского Союза:

«Так, 8 мая 1943 года на высоте 3000 метров, западнее станицы Абинская 7-8 км, ведущий группы, командир 3 АЭ, гвардии старший лейтенант Солдатов в составе 4-х экипажей на маршруте к цели внезапно сверху сзади со стороны солнца был атакован 2 Ме-109-г, остальные 4 Ме-109-г атаковали следующую пару. В результате внезапной атаки 2 Ме-109-г гвардии старший лейтенант Солдатов был сбит и будучи тяжело ранен выпрыгнул на парашюте. 2 Ме-109-г пытались расстрелять его в воздухе, но гвардии старший лейтенант Азаров не щадя жизни до момента приземления гвардии старшего лейтенанта Солдатова, прикрывал его, отбивая яростные атаки 2 Ме-109-г, в результате этих атак был подожжён в воздухе, бросив в последнюю минуту свой самолёт, выпрыгнул на парашюте, получив ожоги 3-й степени. Несмотря на трудности неравного боя, гвардии старший лейтенант Азаров обеспечил приземление выпрыгнувшего на парашюте гвардии старшего лейтенанта Солдатова».

Резко маневрируя вокруг спускающегося на парашюте Солдатова и пресекая атаки на него, несмотря на повреждения своего «Спитфайра», Азаров обнаружил, как одна из пар Bf.109 снова опасно заходит на комэску. С отказавшим оружием или уже израсходовав боекомплект на заградительный огонь, он немедленно бросил свой самолёт между этой парой и Солдатовым на линию вражеской атаки. Прикрыв своей машиной товарища, Азаров принял на себя расстрельный огонь пары со всех стволов. Его подбитый самолёт загорелся и неуправляемый, стал падать. На облитом топливом Сергее тоже вспыхнула одежда, но он смог открыть разбитый фонарь кабины и выбросился с парашютом. Падением сбить с себя пламя не удалось. С горящим парашютом Азаров огненным комом понёсся к земле. Сергея подобрали наши пехотинцы. У них на руках он остался скрученным дикой болью в страшный, дымящий комок, но всё же спросил о командире. Ему ответили, что с товарищем всё в порядке, что он приземлился и жив. Несмотря на всю возможную осторожность несущих его бойцов, вряд ли Сергей воспринял их слова, теряя сознание от болевого шока… Трое суток врачи боролись за его жизнь. Но слишком тяжелы были мучительные раны и ожоги, чтобы выжить. Похоронили Сергея Семёновича на холме близ станицы Ахтырской – там, где в братских могилах захоронены почти полтысячи наших воинов, штурмом бравших эту станицу.


Лист именного списка лиц начальствующего и рядового состава, умерших от ран в период боевых действий, из Донесения о потерях (Форма №3) от начальника 122-го хирургического полевого подвижного госпиталя майора медицинской службы Антонова. Особо отметим, что днём смерти Сергея Семёновича Азарова указано 10 мая 1943 года, а датой поступления раненного ошибочно внесено 6 мая. В чистовом, официальном варианте Донесения о потерях от 122 ХППГ к сожалению добавиться ещё одна ошибка – уже по дате смерти (там указано 13 мая 1943 года). Поэтому мы решили не размещать здесь скан официального Донесения о потерях – увы целиком ошибочного по этим сведениям в строках, посвящённых Сергею Семёновичу Азарову

 

За год с небольшим своего пребывания на фронте Сергей Азаров совершил 324 боевых вылета, из которых 64 – на наземные цели. Провёл 47 воздушных боёв, сбил лично 7 и в групповых боях 8 самолётов противника. Штурмовыми действиями в составе группы уничтожил и вывел из строя 4 самолёта противника, до батальона вражеской пехоты, около 40 автомобилей с грузом и живой силой, до 12 точек зенитной артиллерии и 3 танка противника.

2-го сентября 1943 года гвардии старшему лейтенанту Азарову Сергею Семёновичу посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Приказом Министра обороны Союза ССР он навечно зачислен в списки воинской части № 27618. На Брянщине и на Кубани свято чтут самоотверженного крылатого Героя. Его имя носят улицы в посёлке Ахтырском Абинского района Краснодарского края, в городе Крымске Краснодарского края, в посёлке Корчминка Брянского района Брянской области и в Бежицком районе города Брянска. На территории Брянского машиностроительного завода по улице Ульянова, где Сергей Семёнович работал в паровозосборочном цехе, Герою установлен памятник (скульптор Козлова Нина Никитовна). В сентябре 1982-го года перед зданием Нетьинской средней общеобразовательной школы Брянского района Брянской области на средства, заработанные её учащимися, был открыт памятник-бюст Герою Советского Союза Сергею Семёновичу Азарову. В честь отважного воина установлены мемориальные доски на памятнике погибшим, возведённом на кладбище по улице Ахтырской в посёлке Ахтырском, и в мемориальном комплексе «Парк 30-летия Победы» города Абинска. Имя Героя высечено в зале Славы Центрального музея Великой Отечественной войны в Парке Победы на Поклонной горе в Москве.

Список известных воздушных побед Сергея Семёновича Азарова

Д а т а

Противник

Место падения самолёта или
проведения воздушного боя

Свой самолёт

02.12.1941

1 Ю-88 (в паре)

Вареновка

И-16

09.12.1941

1 Ме-109

Александрова

11.12.1941

1 Ме-109 (в паре)

южнее Чалтырь

27.12.1941

1 Ме-109

восточнее Таганрога

19.03.1942

1 Ме-109

район Феодосии

21.03.1942

1 Ме-109 (в гр. 1/4)

западнее высота 25,3 (Крым)

02.04.1942

1 Хе-111 (в гр. 1/4)

северо-западнее Арабат

19.04.1942

1 Ю-88 (в паре)

южнее мыс Чауда

17.05.1942

1 Ме-109 (в паре)

западнее Чушка

08.07.1942

1 Ю-88 (в гр. 1/7)

севернее Ляховка

03.09.1942

1 Ме-109 (в гр. 1/8)

южнее Красно-Медведовская

04.05.1943

1 Ю-88

западнее Молдаванское

«Спитфайр»

1 Ю-88

Верхний Адагум

05.05.1943

1 Ю-87

06.05.1943

1 Ю-87

южнее Неберджаевская

Всего сбитых самолётов 7 + 8; боевых вылетов 324; воздушных боёв 47.

 

За выдающиеся боевые заслуги, образцы геройства и мужества Сергей Семёнович Азаров дважды представлялся командованием полка к званию Героя Советского Союза – в сентябре 1942 и в июне 1943 года…

Наградные листы Представлений Сергея Семёновича Азарова к правительственным наградам


На открытии памятника Сергею Семёновичу Азарову у цеха рефрижераторных вагонов Брянского машиностроительного завода 19 мая 1969 года присутствовал спасённый им Василий Егорович Солдатов – на фото он, уже гвардии подполковник в запасе, первый справа (в плаще). Рядом с ним представители 57-го ГИАП, в котором вместе сражались Азаров и Солдатов

 

Памятник Герою Советского Союза гвардии старшему лейтенанту Сергею Семёновичу Азарову на территории ПО «Брянский машиностроительный завод»

  

  


Увы, в постсоветский период постамент памятника был разрушен и сейчас мраморный бюст Сергея Семёновича Азарова находится в экспозиции музея БМЗ

 

Истребитель И-16

 

Истребитель «Спитфайр»

Истребитель И-16

Истребитель «Спитфайр» Mk.V