MENU

БУЗИНОВ ВАДИМ НИКОЛАЕВИЧ

Родился 16.07.1922 г. в городе Бежица в семье потомственного рабочего завода "Красный Профинтерн". Русский. В 1938 году окончил 7 классов школы и пошёл на завод, к отцу, где трудился лаборантом. Работу совмещал с лётной учёбой в Бежицком аэроклубе ОСОАВИАХАМа, успешно став его выпускником. В Красной Армии с февраля 1940 года. В январе 1941 окончил Чугуевскую военную авиационную школу пилотов, до декабря 1942 года был в ней лётчиком-инструктором (с октября 1941 школа находилась в эвакуации в городе Чимкент, Казахстан). В июне 1943 окончил курсы командиров звеньев при 3-й запасной авиационной бригаде в Приволжском военном округе. С июля 1943 года младший лейтенант Бузинов Вадим Николаевич в действующей армии. Воевал на Брянском, 2м Прибалтийском и Ленинградском фронтах. Участвовал в Орловской операции, наступлении на витебскополоцком направлении, РежицкоДвинской и Рижской операциях, блокаде и ликвидации курляндской группировки противника. К февралю 1945 года заместитель командира, он же штурман эскадрильи 148го истребительного авиационного полка (185я истребительная авиационная дивизия, 14й истребительный авиационный корпус, 15я Воздушная армия, 2й Прибалтийский фронт) капитан Бузинов Вадим Николаевич совершил 160 боевых вылетов на истребителях Як-7 и Як9, в 22 воздушных боях лично сбил 15 самолётов и 1 аэростаткорректировщик, 1 самолёт противника уничтожил на земле. 18 августа 1945 года за воинскую доблесть, героизм и отвагу, проявленные в боях с немецкими захватчиками, удостоен звания Героя Советского Союза (медаль "Золотая Звезда" №7992, орден Ленина №53186). Награждён орденом Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, Отечественной войны 1й степени, орденом Красной Звезды и медалями. После войны Вадим Николаевич продолжил лётное дело. До марта 1948 года командовал авиаэскадрильями в истребительных авиаполках в Ленинградском военном округе. В 1948 году окончил высшие офицерские лётнотактические курсы ВВС (г. Таганрог Ростовской области). В 19491951 годах командир авиаэскадрильи, старший лётчикинспектор и заместитель командира учебнотренировочного авиаполка 4го учебнотренировочного центра ВВС (в Саратовской области). В 1952 году окончил Липецкие высшие офицерские лётнотактические курсы ВВС. Командовал истребительными авиаполками на Дальнем Востоке и в Белорусском военном округе. С 1958 года полковник, военный лётчик 1го класса Бузинов Вадим Николаевич в запасе. Жил в городе Брянске, работал контролёром ОТК и производственным мастером на автомобильном заводе. Умер 3 ноября 1978 года, похоронен на кладбище в посёлке Бежичи. В 2008 году, в канун 65й годовщины освобождения области от фашистских захватчиков, на семейном захоронении состоялось открытие восстановленного памятника Герою. На здании школы №14, где с 1931 по 1937 годы (тогда в ФЗС №1) учился Вадим Николаевич, 6 мая 1985 года в его честь установлена мемориальная доска. В том же 1985 году улица Восточная Бежицкого района Брянска (пересекающая улицу Камозина у её начала) была переименована в улицу Бузинова.

В РОДНОМ НЕБЕ НАД БРЯНЩИНОЙ

Фронтовая биография истребителя-аса сложилась так, что свою долгожданную боевую работу Вадим Николаевич ярко начал в небе родной Брянщины, одержав здесь свои первые, впечатляющие победы. В неравных воздушных боях он дерзко и доблестно стремился утолить жгущую жажду мести за два года кровавых ужасов фашисткой оккупации, за истерзанные жизни своих земляков, руины разрушенных городов и пепелища сожжённых деревень. Вот несколько эпизодов из Представления капитана Бузинова к званию Героя Советского Союза, пронзительно характеризующих его боевые заслуги.

4 августа 1943 года в воздушном бою против превосходящих сил противника над аэродромом Карачев при сопровождении Ил-2 на штурмовку аэродрома лично сбил два истребителя противника Ме-109Ф. Несмотря на подходившие свежие группы противника в составе горстки смельчаков Бузинов продолжал вести неравный бой и обеспечил эффективные действия сопровождаемых штурмовиков, выполнил свою задачу и вышел победителем.

8 августа 1943 года в составе двух звеньев Як-9 при сопровождении Ил-2 вместе со штурмовиками смело атаковал скопление автомашин и железнодорожного эшелона на станции Хотынец, где поджёг 2 автомашины и 1 железнодорожный вагон.

24 августа 1943 года при сопровождении бомбардировщиков ДБ-3Ф (Ил-4) в воздушном бою в районе Дятьково против 14 «Фокке-Вульф-190» в составе шестёрки «Яков» сбил один немецкий самолёт.

10 сентября 1943 года при налёте наших штурмовиков и истребителей на аэродром противника Алсуфьево в районе Брянска, лично уничтожил на земле транспортный самолёт Ю-52.

В декабре 1943 года под Невелем войска 6-й гвардейской армии сильно беспокоил немецкий аэростат, откуда неприятель успешно вёл корректировку огня артиллерии. Неоднократные атаки аэростата нашими истребителями срывал шквальный огонь ЗА противника. 15 декабря 1943 года приказ уничтожить оказавшийся неприступным аэростат получил капитан Бузинов. Вылетев с передового аэродрома Акулино, чтобы застать зенитчиков врасплох, он решил стремительно атаковать аэростат, рядом с ним резко вынырнув из толщи облаков. Для этого расчётливо выйдя в район цели за облаками, Бузинов бросил самолёт в левый вираж с крутым пикированием, незамеченным пробил толстый слой облаков и внезапно для врага оказался прямо перед целью. Немедленно прицелившись, он несколькими разящими очередями пулемёта УБС прошил аэростат, и выйдя из пике, тут же перешёл на бреющий полёт с предельной скоростью, скрывшись от кинжального огня запоздало очнувшейся ЗА. Для вручения награды за блестяще уничтоженный аэростат на глазах у наших восхищённых войск, в истребительный авиаполк приехал командующий 6-й гвардейской армией генерал-майор Чистяков и лично вручил Бузинову орден Красного Знамени.

3 августа 1944 года ведомая им группа из шести Як-9, прикрывая наземные войска, встретила в районе Крустпилс (восточнее города Рига) до 20 самолётов Ю-87 и 10 ФВ-190 и, вступив с ними в неравный бой, заставила сбросить бомбы на свои же войска, сбив при этом шесть вражеских самолётов. Группа Бузинова без потерь вернулась на свой аэродром, а её командир в этом бою лично сбил один Ю-87 и один ФВ-190.

7 августа1944 года прикрывая наземные войска в районе Крустпилс, шесть наших истребителей под командованием Бузинова в 20-минутном воздушном бою против 30 ФВ-190, не имея своих потерь, сбили шесть самолётов противника – из них два ФВ-190 лично сбил капитан Бузинов.

11 июля 1944 года шестёрка Як-9, ведомая капитаном Бузиновым, тремя заходами до бреющего полёта выполнила штурмовку скопления эшелонов противника на железнодорожной станции Себеж. Несмотря на сильный заградительный огонь ЗА штурмовая группа Бузинова пулемётно-пушечным огнём взорвала на станции 2 паровоза, подожгла эшелоны противника и без потерь вернулась на свой аэродром.

14 июля 1944 года 6 Як-9 под командованием капитана Бузинова атаковали 2 железнодорожных эшелона на перегоне Опочка-Красногородское, взорвали оба паровоза и сожгли 14 вагонов, прекратив таким образом движение эшелонов противника по заблокированной их штурмовыми действиями дороге.

Весть о присвоении звания Героя Советского Союза застала майора Бузинова уже в мирном августовском небе 1945 года. Он продолжал служить в авиации до 1958 года, когда в звании полковника уволился в запас. Почти двадцать лет проработал на Брянском автомобильном заводе. К 40-летию Победы улица Бежицкого района Брянска получила имя славного лётчика и достойного, беззаветно любящего сына своей малой Родины. А в апреле 2021 года на ещё строящемся мемориале «Героям-лётчикам земли Брянской», решительно изменившему свою судьбу выпускнику Бежицкого аэроклуба была установлена персональная стела.

Список всех известных побед капитана Бузинова Вадима Николаевича
(Из книги М.Ю. Быкова «Победы сталинских соколов». Изд. «ЯУЗА – ЭКСМО», 2008 год)


п/п

Дата

Сбитые
самолёты

Место воздушного боя
(одержанной победы)

Свои
самолёты

1

01.08.1943 г.

1 Ме109

зап. Хотынец

Як7, Як9.

2

04.08.1943 г.

2 Ме109

аэр. Карачев

3

07.08.1943 г.

1 FW190

зап. Мощеное

4

24.08.1943 г.

1 FW190

зап. Хизовка

5

11.09.1943 г.

1 FW190

развилка рек Снопоть и Десна

6

29.05.1944 г.

1 Не111

Лужица

7

13.07.1944 г.

1 FW190

Жевлоки

8

16.07.1944 г.

1 FW190

Зальчево

9

03.08.1944 г.

1 Ju87

Турки

10

1 FW190

Турки

11

07.08.1944 г.

1 FW190

вост. Крустпиле

12

1 FW190

Скудран

13

10.09.1944 г.

1 «Гота145»

оз. Лыздэлс

14

08.05.1945 г.

1 FW190

юго зап. ст. Гробиня

Всего сбитых самолётов 16 [ 15 ] + 0 (и 1 аэростат); боевых вылетов 180; воздушных боёв 25.

Данные по сбитым самолётам взяты с сайта «Красные Соколы. Советские лётчики 1936–1953»

Представление к званию Герой Советского Союза

  

  

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года

Фото–документы Представлений Вадима Николаевича Бузинова к боевым наградам


Вадим Николаевич Бузинов в парадной форме у автомобиля ГАЗ М-20 «Победа», 1956 год. Фотография из музейного архива МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» города Брянска

 


Полковник Бузинов Вадим Николаевич летом 1957 года в Белоруссии, город Минск фотопортрет из семейного архива Бузиновых

 

Поздравление в июле 2017 года – к 95–летию со дня рождения Вадима Николаевича Бузинова

Фронтовые фотографии 1943-1944 годов

  

 

Истребитель Як-7


На переднем плане вывозной самолёт Як-7В № 02–66, за ним истребители Як7

 


Як7 на аэродроме авиазавода. Серийное производство самолётов Як7 вели два завода — московский №301 и новосибирский №153

 


Дар фронту именные Як7

 

Истребитель Як9

 

Истребитель Як–7

Истребитель Як–9