MENU

КАТУНИН ИЛЬЯ БОРИСОВИЧ

Морской лётчик штурмовой авиации Северного флота Катунин Илья Борисович – заместитель командира эскадрильи 46-го штурмового авиационного полка Военно-воздушных сил Северного флота, капитан, Герой Советского Союза (31.05.1944 года, посмертно). Награждён орденом Красного Знамени (24.10.1943 года), орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда» (31.05.1944 года, посмертно). Погиб при исполнении боевого задания 23.04.1944 года, потопив в Баренцевом море транспорт противника в 5 тысяч брутто регистровых тонн, направив в него свой подбитый, горящий Ил-2.

Илья Борисович родился 17 ноября 1908 года в городе Гомель Могилёвской губернии (ныне областной центр город Гомель, Республика Беларусь) в бедной еврейской семье. Во время гражданской войны в результате националистического погрома в 1918 году погиб отец. Трое сыновей и дочь остались на попечении уцелевшей матери – уборщицы в гомельской типографии. Илью взяли в детский дом. Здесь он пошёл в семилетнюю школу, овладел слесарным ремеслом и отсюда его проводили на завод «Пролетарий», ныне Гомельский станкостроительный завод имени Сергея Мироновича Кирова. В 1927-1931 годах Илья Борисович работает слесарем на станкостроительном заводе «Пролетарий» в бригаде стахановцев-новаторов. За производственные достижения бригада, в которой работал Катунин, была награждена орденом Трудового Красного Знамени. В 1931 году передовика Катунина направили на экономические курсы в Ленинград, а в следующем 1932 году его призывают на службу в ВМФ и направляют в Ейскую школу морских лётчиков. Спустя два года Илья Борисович успешно её закончил и после демобилизации, с 1934 года он – пилот-инструктор Бежицкого аэроклуба, затем начальник лётной части Брянского аэроклуба Орловского совета ОСОАВИАХИМа.


Инструктор-лётчик Бежицкого аэроклуба товарищ Катунин перед началом работы с тремя группами учлётов нового набора (в которых без отрыва от производства будут обучаться лётному делу 24 курсанта из рабочей молодёжи Бежицы). Специальным постановлением президиума Западного облисполкома и бюро обкома ВКП(б) от 16 августа 1936 года стахановец осоавиахимовской авиации инструктор-лётчик и парашютист Катунин за высокие результаты (первым в группе отличников ОСОАВИАХИМа Западной области) будет премирован ценным подарком

В начале Великой Отечественной Войны лейтенанта запаса Катунина вновь призвали в армию. Как опытного специалиста лётного дела назначили инструктором-лётчиком (с июля 1941 года), командиром отряда в 8-й военной авиашколе первоначального обучения. Илья Борисович засыпает командование рапортами с просьбой отправить на фронт, но только в августе 1942 года его направляют на переучивание на штурмовик Ил-2 в 1-й запасной авиаполк ВВС ВМФ. И наконец, в январе 1943 года, лейтенант Катунин начинает боевую службу в Заполярье, в 46-ом штурмовом авиаполку Северного флота – заместителем командира 1-й эскадрильи...

Любой бой в небе сурового Заполярья, над холодными водами полярных морей и Ледовитого океана – тяжёлое испытание моральных и боевых качеств североморских лётчиков. Экипаж Катунина с честью и достоинством выдерживал сложнейшие боевые экзамены. Так, в одном из боевых вылетов Ил-2 Катунина атаковал истребитель противника, но стрелок-радист Андрей Михайлович Маркин успел опередить врага и меткой очередью поджечь его. «Мессершмитт» рухнул в море, а сплочённый экипаж продолжил боевую работу...

По данным штаба авиации флота экипаж Катунина отличился при выполнении боевых заданий на коммуникациях противника 5 и 27 сентября 1943 года; 3, 5 и 14 марта, 10 и 23 апреля 1944 года. 5 сентября 1943 года четвёрка штурмовиков Ил-2 под командованием старшего лейтенанта Катунина атаковала в районе мыса Скальная транспорт, шедший в сопровождении миноносца. Катунину удалось потопить транспорт водоизмещением 5000 тонн, а его ведомые повредили крупный боевой корабль противника. Через три недели Катунин, возглавляя четвёрку штурмовиков, одержал ещё одну победу – лично потопил мотобот противника. 3 марта 1944 года в составе шестёрки штурмовиков лично потопил сторожевой корабль водоизмещением 700 тонн и произвёл фотографирование нанесённого удара. 14 марта на рейде Вадсё четвёрка «Илов» Катунина потопила 4 шхуны, подожгла 2 мотобота и повредила катер. Заместитель командира эскадрильи 46-го штурмового авиаполка ВВС Северного флота капитан Катунин Илья Борисович к апрелю 1944 года совершил 12 боевых вылетов на штурмовку, лично потопил вражеский транспорт, сторожевой корабль, мотобот и шхуну, результативно атаковал береговые батареи, причалы, портовые сооружения и другие объекты противника. 10 апреля по конвою в Бек-фьорде наносили удар 19 «Илов» 46-го авиаполка, Катунин возглавлял восьмёрку машин. В результате удара повреждены и сели на грунт транспорты «Маркобруннер» (8140 брутто-регистровый тоннаж, т.е. валовая регистровая вместимость судна) и «Болтенхоф» (3307 БРТ).

23 апреля 1944 года авиация флота наносила последовательные удары по конвою на участке от Вардё до Перс-фьорда, сопровождаемого и истребительной авиацией противника (ранним утром вражеские корабли и авиацию в Баренцевом море обнаружил воздушный разведчик младший лейтенант В.А. Быстров). Штаб авиации Северного флота выделил для уничтожения конвоя несколько групп самолётов. В Варангер-фьорд (Северная Норвегия) вылетела и восьмерка «Илов» под прикрытием 14 истребителей. Группу вёл капитан Илья Борисович Катунин. В районе Вардё его штурмовики точно вышли на караван, состоявший из 8 транспортов и 20 кораблей охранения, в числе которых было 6 миноносцев. Истребители прикрытия связали боем немецкую авиацию сопровождения, а штурмовики Катунина, прорвавшись через плотный зенитный огонь, ринулись к транспортам. Ведущий пошёл в атаку на головной транспорт. Внезапно его машину резко бросило в сторону. Ил-2 был подбит и загорелся. Капитан Катунин ввёл машину в пике на высоте 1300 метров и направил её в транспорт. Последовал сильный взрыв, и судно противника ориентировочно в 5000 брутто регистровых тонн затонуло...

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1944 года членам экипажа таранившего вражеский морской транспорт Ил-2, капитану Катунину Илье Борисовичу и сержанту Маркину Андрею Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

Приказом Министра Обороны СССР Илья Борисович Катунин навечно зачислен в списки воинской части. Его бюст, в числе 53-х лётчиков-североморцев, удостоенных звания Героя Советского Союза, установлен на Аллее героев-авиаторов Северного флота, открытой 29 октября 1968 года на улице Преображенского в посёлке Сафоново ЗАТО город Североморск Мурманской области (автор Эрнест Иванович Китайчук). Его именем названы посёлок в Приморском районе Архангельской области (там же воздвигнут бюст Героя, а в 2005 году установлена мемориальная доска), улицы в городе Гомеле (где установлена мемориальная доска) и в посёлке Катунино. Фамилия Ильи Борисовича Катунина выбита на каменных плитах мемориала в числе 898 фамилий тех, чьих могил нет на земле – в память лётчиков, штурманов, стрелков-радистов ВВС Краснознамённого Северного флота погибших в море в 1941-1945 годах, открытого 17 августа 1986 года на берегу Кольского залива в посёлке Сафоново (скульптор Э.И. Китайчук, архитектор В.В. Алексеев). В Гомеле на проходной станкостроительного завода, в котором работал Герой, установлена мемориальная доска. Большой морозильный траулер МБ-423 (типа Лесков) был назван Илья Катунин. В Брянске тоже хранят память об Илье Борисовиче Катунине с почтением и гордостью. Его именем названа одна из улиц города, с 2003 года имя Героя носит школа №13, где с 25 февраля 1975 года работает музей прославленного лётчика – а в 2008 году здесь была открыта мемориальная доска.

Наградные листы Представлений Ильи Борисовича Катунина к правительственным наградам

 

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1944 года

  

 


Илья Борисович Катунин (в центре) среди фронтовых друзей в Заполярье

 


Илья Борисович Катунин(слева)с однополчанами – Тимофеем Васильевичем Соболевым и Василием Васильевичем Меншиковым

 


Прорвавшиеся на фронт лётчики-инструкторы, командиры-товарищи и ведущие ударных групп Ил-2 46 ШАП ВВС Северного флота, удостоенные в 1944 году за самоотверженную боевую работу званий Героя Советского Союза Александр Николаевич Синицын (слева) и Илья Борисович Катунин

 


Лист именного списка из донесения начальнику подготовки и комплектования ВМФ о безвозвратных потерях по Северному флоту за период с 10 по 30 апреля 1944 года

За два с небольшим года самоотверженных боевых действий на Северном флоте 46 ШАП в ожесточённых боях потерял убитыми больше 130 человек – вспомним их поимённо…

 

Андрей Михайлович Маркин – стрелок-радист 46-го штурмового авиационного полка Военно-воздушных сил Северного флота, сержант.

Родился 5 марта 1922 года в городе Петрограде (ныне Санкт-Петербург) в семье рабочего. Русский. Окончил 7 классов. Работал на заводе.

В Военно-Морском Флоте с 1940 года. Учился в школе стрелков-бомбардиров.

С началом Великой Отечественной войны Андрей Михайлович Маркин в действующей армии. Воевал в морской пехоте Черноморского флота, участвовал в Керченско-Феодосийской десантной операции, был ранен. После выздоровления направлен в стрелковые части, стал командиром пулемётного отделения. В бою в Сталинграде был повторно ранен. После выздоровления направлен на учёбу в школу младших авиационных специалистов. В 1943 году, по окончании этой школы, продолжил службу стрелком-радистом в 46-ом штурмовом авиаполку ВВС Северного флота.

Стрелок-радист Андрей Михайлович Маркин летал в экипаже старшего лейтенанта Катунина Ильи Борисовича. В одном из боевых вылетов их Ил-2 атаковал «Мессершмитт». Однако Маркин меткой очередью поджёг его, и вражеский истребитель рухнул в море.

5 сентября 1943 года четвёрка штурмовиков Ил-2 атаковала в районе мыса Скальная транспорт, шедший в сопровождении миноносца. Экипажу Катунин-Маркин удалось потопить транспорт водоизмещением 5000 тонн, а ведомые повредили крупный боевой корабль противника.

27 сентября Катунин, возглавляя четвёрку штурмовиков, одержал ещё одну победу – лично потопил мотобот противника. При этом по время штурмовки, Маркин метким огнём удачно дополнял удары командира.

В составе экипажа штурмовика Ил-2 сержант Маркин совершил 11 боевых вылетов, в 7-ми воздушных боях лично сбил самолёт противника, участвовал в потоплении транспорта, сторожевого корабля, шхуны и мотобота.

23 апреля 1944 года во время атаки крупного вражеского конвоя в Варангер-фьорде (Северная Норвегия) самолёт был подбит. На горящей машине стрелок-радист Маркин вместе с командиром капитаном Катуниным погиб при таране вражеского транспорта, до конца исполнив свой воинский долг.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1944 года сержанту Андрею Михайловичу Маркину посмертно присвоено звание Героя Советского Союза с награждением орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда».

Приказом Министра Обороны СССР от 1 сентября 1959 года Андрей Михайлович Маркин навечно зачислен в списки 1-й авиационной эскадрильи воинской части 26840.

Бюст Андрея Михайловича Маркина, в числе 53-х лётчиков-североморцев, удостоенных звания Героя Советского Союза, установлен на Аллее героев-авиаторов Северного флота, открытой 29 октября 1968 года на улице Преображенского в посёлке Сафоново ЗАТО город Североморск Мурманской области. Его именем названы улица и средняя школа в посёлке Катунино Приморского района Архангельской области, где установлен бюст Героя. Фамилия Андрея Михайловича Маркина выбита на каменных плитах мемориала в числе 898 фамилий тех, чьих могил нет на земле – в память лётчиков, штурманов, стрелков-радистов ВВС Краснознамённого Северного флота, погибших в море в 1941 - 1945 годах, открытого 17 августа 1986 года на берегу Кольского залива в посёлке Сафоново.

Наградные листы Представления Андрея Михайловича Маркина к званию Герой Советского Союза

  

Мы тепло благодарим отзывчивый коллектив брянской «Средней общеобразовательной школы №13 имени Героя Советского Союза Ильи Борисовича Катунина» за большинство представленных на этой странице фотодокументов из экспозиции их замечательного школьного музея.

Фотоальбом восстановленного штурмовика Ил-2 из боевого состава 46 ШАП ВВС Северного флота в брянском аэропорту 4 мая 2018 года

 

Штурмовик Ил-2

Штурмовик Ил-2