MENU

Фотоальбом восстановленного штурмовика Ил-2 в брянском аэропорту 4 мая 2018 года. Часть 1

 


Экипаж восстановленного Ил-2 46-го ШАП ВВС Северного флота слева направо - Владимир Гумённый и Валентин Скопинцев

 


Пилоты демонстрационной группы штурмовика Ил-2 в брянском аэропорту 4 мая 2018 года

 

В пятницу 4-го марта 2018 года восстановленный до лётного состояния штурмовик Ил-2 совершил вторую посадку в международном аэропорту «Брянск» – вновь для дозаправки – теперь на обратном пути из Берлина в Калугу. Напомним, что впервые Ил-2 приземлился в нашем аэропорту в воскресенье 22 апреля. Тогда он следовал на традиционный авиасалон ILA в Берлине (крупнейший и старейший в Европе) для показательных полётов, организованных московским фондом «Крылатая память Победы». На этот раз экипаж с бортом сопровождения совершили в Брянске промежуточную посадку, вылетев к нам из белорусского Могилёва. Для следования в Калугу легендарный Ил-2 получил 360 литров авиационного бензина Avgas 100LL, который с необходимой технологичной паузой, залили в его баки. До этой технической операции наземных служб перелётные экипажи и команда сопровождения позволили небольшой группе встречавших их брянских авиаторов осмотреть самолёты и рассказали поразительную историю возвращения в небо штурмовика Ил-2 46-го штурмового авиаполка Северного флота…

Самолёт имеет непростую судьбу. 68 лет он пролежал на дне озера на глубине около двадцати метров. И сегодня совершенно невероятно видеть его в небе. Огромную работу по восстановлению самолёта проделали в Новосибирске. Проект был реализован при поддержке ПАО «ОАК» (Объединённая Авиастроительная Корпорация), Авиационного комплекса имени Ильюшина и Фонда содействия сохранению военно-исторических самолётов «Крылатая память Победы».

В прошлом году этот исторический самолёт стал настоящей премьерой авиасалона МАКС-2017. Он входил в 46-й штурмовой авиационный полк ВВС Северного флота, который был образован весной 1942 года в составе ВВС Черноморского флота. С 15 марта 1943 года 46-й штурмовой авиационный полк (ШАП) был передан в состав Северного флота и перебазирован на аэродром Ваенга-2 в Мурманской области. Со временем этот аэродром был переименован в Североморск-2, а посёлок при аэродроме – в Сафоново-1. В июне 1943 года полк приступил к боевым вылетам. Вместе с традиционной работой по наземным целям 46-й штурмовой авиационный полк активно привлекался и для самоотверженных атак надводных целей. Штурмовиками применялось и топ-мачтовое бомбометание кораблей противника, в котором используется свойство авиабомб рикошетировать от водной поверхности до атакуемой цели при соблюдении определённых условий их сброса. 46-й ШАП сыграл важнейшую роль в уничтожении немецких кораблей, совершающих каботажное плавание (т.е. плавание между морскими портами без выхода в открытое море). 25 ноября 1943 года, в сопровождении истребителей прикрытия, 16 штурмовиков Ил-2 46-го ШАП, совместно с пикирующими бомбардировщиками Пе-2 других авиасоединений, выполнили два боевых вылета. Целью были аэродромы Хебугтен и Луостари. Из-за плохих метеоусловий в первом вылете штурмовикам пришлось наносить удар по запасной цели. Был потерян один экипаж 46-го ШАП. Аэродром Хебугтен смогла атаковать лишь группа бомбардировщиков Пе-2. Во время второго вылета, после улучшения погоды, штурмовики Ил-2 46-го ШАП в сопровождении истребителей отправились наносить удар по аэродрому Луостари. Для пилота Ил-2 младшего лейтенанта Валентина Скопинцева это был всего лишь третий боевой вылет, а для его стрелка Владимира Гумённого – второй. Штурмовики были встречены группами немецких истребителей и шквальным зенитным огнём. Для отражения налёта противник поднял в небо около 25-и самолётов Messerschmitt Bf.109. Завязался ожесточённый воздушный бой. В боевом донесении лаконично указано, что в результате бомбо-штурмового удара ударной группы на земле было уничтожено не менее 10 самолётов противника, был подавлен огонь 6 зенитных точек и вызвано 26 очагов пожара. В оборонительном воздушном бою штурмовиками было сбито 5 вражеских истребителей Bf.109. Ещё 8 уничтожили истребители группы прикрытия. С нашей стороны было потеряно 6 штурмовиков и 5 истребителей сопровождения. Несмотря на малый опыт Валентина Скопинцева, на его боевой счёт тогда добавились два уничтоженных самолёта на земле и одна подавленная зенитная точка. Его стрелок, Владимир Гумённый, сбил один атаковавший их Messerschmitt Bf.109. В воздушном бою Ил-2 Валентина Скопинцева был подбит, в простреленной задней кабине истекал кровью раненый стрелок. Ещё при прорыве огневой завесы, поставленной батареями 88-мм зениток, один из снарядов разорвался сверху-сзади самолёта (примерно в 50-100 метрах), и осколки осыпали штурмовик. Была разбита качалка элерона, что сразу резко затруднило управление по крену. Кроме того во многих местах была пробита обшивка и силовой лонжерон. Досталось (правда, чуть меньше) и левой плоскости, где был пробит посадочный щиток. Один из осколков попал в ящик боекомплекта пушки, там взорвались два снаряда, но больше ничего не сдетонировало… Из-за нанесённых огнём противника повреждений, двигатель штурмовика работал с перебоями, а после прямого попадания бронебойного 20-мм снаряда зенитного автомата в электрогенератор у обесточенного самолёта отказало управление бортовым вооружением (не работало всё, что запитывалось от генератора, включая цепи пуска реактивных снарядов и стрельбы из пулемёта, но мотор продолжал работать за счёт магнето, функционировали водяная помпа и бензо-маслонасосы). Истребители противника попытались добить отбивавшийся штурмовик Скопинцева. В одной из атак пушечное попадание в воздушный рессивер привело к падению давления в пневмасистеме, из-за чего стал невозможным выпуск шасси и посадочных щитков, а также перезарядка пушек… На обратном пути домой чудом работавший двигатель окончательно заглох, когда до базового аэродрома оставалось около трёх километров. В глубоких сумерках, фактически на ощупь, Валентин Скопинцев произвёл невероятную вынужденную посадку «на живот» изрешечённого, еле управляемого только по тангажу самолёта – прямо на лёд замёрзшего озера Кривое. Выбравшись из разбитой кабины, он вытащил потерявшего сознание раненого товарища и перенёс его на берег. Искалеченную огнём противника и сильным ударом о ледяную поверхность озера (из-за высокой скорости без посадочных щитков) машину сразу вытащить не удалось, и позже она вмёрзла в лёд. Весной самолёт затонул…

Следует особо пояснить, что экипажу, всё-таки посаженного на своей территории Ил-2, очень повезло. Если бы пробитая воздушная система осталась хотя-бы частично работоспособной, то экипаж практически наверняка погиб бы при выпуске посадочных щитков – ведь тяга левого щитка была перебита и выход одного правого щитка катастрофически перевернул бы машину. А смещение всего на пару сантиметров попадания одного из бронебойных снарядов зенитного автомата вывело бы двигатель из строя ещё над территорией противника… При ударе об лёд на скорости под двести километров в час снесло кусок одной из лопастей винта, а две другие свернуло «в бараний рог». Заклиненный двигатель сдвинулся назад вместе с моторамой на сто миллиметров. Сама моторама была пробита в одном месте, сложился подкос слева. Треснул корпус редуктора, разошлись швы на бронекорпусе, лопнуло нижнее корыто мотоотсека. Была выломана правая стойка шасси. Она ударила по стабилизатору и оставила на нём вмятину от колеса. Наконец, самолёт по инерции доехал до берега (тогда береговая черта находилась в другом месте, нежели сейчас – после войны на озере Кривом построили дамбу, чтобы сделать водозабор в Малое Сафоново самотёком) и смял кок.

Уцелевший экипаж фронтовых новичков, по сути, родился тогда в Заполярье во второй раз. Пройдёт немного времени, и Валентин Скопинцев станет одним из лидеров полка и совершит пятьдесят боевых вылетов на Ил-2. Именно он вместе с несколькими молодыми лётчиками станут ведущими больших групп штурмовиков, которые крепко ударят по немецкому флоту и наземным объектам противника...

В 1946 году врачебная комиссия по состоянию здоровья списала Валентина Михайловича Скопинцева с лётной работы и в 1947 году, в звании старшего лейтенанта, его уволили в запас. За годы войны он был награждён тремя орденами Красного Знамени и орденом Нахимова II степени, медалями «За оборону Советского Заполярья» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».

Поиски самолёта были инициированы детьми Валентина Михайловича Скопинцева: Олегом и Евгенией. История отца о посадке на замершее озеро побудила Олега обратиться в фонд «Крылатая память Победы». Самолёт был найден в декабре 2011 года на глубине около двадцати метров озера Кривое близ посёлка Сафоново-1 в Мурманской области. Холодная вода северного озера, отсутствие кислорода, большая глубина и частично заиленные бронекорпус самолёта и плоскости, позволили сохранить повреждённую машину в достаточно неплохом (для восстановления) состоянии. Но хвостовая часть самолёта, выполненная из дерева, была утрачена. Ил-2 максимально осторожно подняли со дна озера и отправили на реставрацию в Новосибирск. Первый этап проходил в мастерских ООО «Авиареставрация». Затем самолётом занимались на площадях Сибирского научно-исследовательского института авиации (СибНИА) имени Чаплыгина, где реконструкция продолжалась около года. Удалось восстановить примерно 60% деталей. Вместо оригинального двигателя АМ-38 был установлен V-образный 12-цилиндровый поршневой двигатель «Allison». Объединённая авиастроительная корпорация и компания «Ильюшин» договорились о финансировании большей части работ по реставрации поднятого самолёта. 16 июня 2017 года, восстановленный до состояния лётной годности Ил-2, совершил первый полёт. Пилотировал самолёт генеральный директор Сибирского научно-исследовательского института авиации (СибНИА) имени Чаплыгина – Владимир Барсук. Поясним, что это уже второй Ил-2, реставрируемый фондом. Первый находится в частном музее авиации «Flying Heritage Collection» в городе Эверетт в США. Он был обнаружен в 1991 году недалеко от реки Титовка в Мурманской области. Несколько лет спустя компания «Авиареставрация» в Новосибирске, используя разные детали с трёх других, найденных самолётов Ил-2, восстановила его до лётного состояния по заказу американской стороны. Самолёт поднялся в воздух 27 сентября 2011 года. Он принял участие в Параде Памяти в Самаре 7 ноября 2011 года. А в 2012 году был переправлен в США…

Самолёт-солдат Ил-2 заслуженно является одним из символов Великой Победы. Эта легендарная машина сражалась на всех фронтах. Поразительно, что самый массовый боевой самолёт в мире сегодня насчитывает только два летающих экземпляра, а всего несколько лет назад вообще был единственный, летающий Ил-2… Мы благодарим всех деятельных, целеустремлённых патриотов и увлечённых, уникальных специалистов, кто принимал участие в восхищающем становлении на крыло этого, спасённого ими самолёта. И благодарим судьбу, что одна из двух воскресших, бесценных боевых машин, побывала на нашем Брянском аэродроме, благословив его своим военным крылом накануне предстоящего праздника – Дня Победы…

 

Штурмовик Ил-2 перед заправкой топливом в брянском аэропорту 4 мая 2018 года

 

 

 

 

 

 

 


Кабина пилота восстановленного Ил-2 46-го ШАП ВВС Северного флота

 


Кабина стрелка-радиста восстановленного Ил-2 46-го ШАП ВВС Северного флота

 


Экипаж Ил-2 занимает места в кабинах пилота и стрелка

 


Экипаж Ил-2 занимает места в кабинах перед запуском двигателя

 


Извлечённый из озера Ил-2 46-го ШАП ВВС Северного флота

 


Команда, поднявшая штурмовик Ил-2 ВВС Северного флота

 

Фотоальбом восстановленного штурмовика Ил-2 в брянском аэропорту 4 мая 2018 года. Часть 2