MENU

Фотоальбом восстановленного штурмовика Ил-2 в брянском аэропорту 4 мая 2018 года. Часть 1

Фотоальбом восстановленного штурмовика Ил-2 в брянском аэропорту 4 мая 2018 года. Часть 2

 

 
Морской лётчик-штурмовик 46-го ШАП ВВС Северного флота Валентин Михайлович Скопинцев

 

Справка

Несмотря на то, что ожесточённые бои на Северном театре военных действий развернулись на земле, в небе и на море с первых же дней войны, штурмовая авиация в составе ВВС Северного флота появилась только во второй половине марта 1943 года. Это можно объяснить недостаточным количеством штурмовиков Ил-2, выпускаемых авиационной промышленностью страны. Вся новая техника поступала, в первую очередь, в ВВС Красной Армии, Балтийского и Черноморского флотов.

Однако командование ВМФ искало пути решения проблемы отсутствия штурмовиков, которые были незаменимы при нанесении эффективных ударов по сухопутным и морским объектам противника. Решение было принято компромиссное: на Север был направлен 46-й штурмовой авиационный полк ВВС ЧФ (Черноморского флота), который к этому времени завершил переформирование и перевооружение в тылу.

46-й штурмовой Печенгский дважды Краснознамённый авиационный полк ВВС СФ
(46-й ночной штурмовой авиационный полк ВВС ВМФ/ЧФ)

Поясним, что в перечне №18 (13) указано, что 46-й штурмовой авиационный полк входил в боевой состав ВВС ЧФ с начала войны по 11 октября 1941 года и был отправлен в тыл на переформирование. Скорее всего, в данном источнике допущена ошибка, и речь идёт о 46-й ОШАЭ, так как она 11 октября 1941 года была переформирована в 18-й ШАЛ.

10 мая 1942 года на базе ВМАУ имени И.В. Сталина в городе Моздок начал формирование 46-й ночной штурмовой авиационный полк ВВС ВМФ двухэскадрильного состава (20 самолётов), вооружённый самолётами УТ-16. Кроме них, в полку было 3 самолёта УТ-2. (Иногда в послевоенной литературе встречается другое наименование этого полка – ночной бомбардировочный, хотя, реальнее всего, при формировании он назывался просто – 46-й авиационный полк). Управление полка и обе его эскадрильи формировались на центральном аэродроме ВМАУ имени И.В. Сталина в Моздоке. Командиром полка бал назначен выпускник ВМА имени К.Е. Ворошилова майор М.П. Михайлов.

Окончанием формирования полка было определено 21 мая 1942 года. Командный состав полка был назначен из выпускников ВМА, а лётный – из курсантов-выпускников училища. Авиационную технику – 21 самолёт УТ-1б, полк принял от авиационных мастерских училища, где они проходили переоборудование и перевооружение.

21 мая 1942 года полк всем составом перелетел на аэродромы Симоновка и Кухаривка вблизи Ейска и был включён в состав ВВС ЧФ. Штаб полка размещался на Центральном аэродроме города Ейск.

31 мая 1942 года 46-й АП, совместно с 87-й ОИАЭ, а также эскадрильями 3-го ИАП и 119-го ОМРАП, в соответствии с приказом командующего ВВС ЧФ №0068, вошёл в состав нештатной авиационной группы, подчинявшейся командующему Азовской военной флотилии.

Закончив подготовку, 46-й АП, составом 18 УТ-16, перелетел на аэродром Анапская. В составе авиагруппы полк находился до 26 июня 1942 года.

По состоянию на 3 июля 1942 года, в составе полка насчитывалось: 2/2УТ-16, на аэродроме Ейск, и 18/16УТ-16, на аэродроме Анапа.

В состав действующей армии он был включён с 11 июля, а с 16 июля началась боевая работа полка. За первую неделю боёв 46-й АП выполнил 36 самолётовылетов на ночную штурмовку позиций противника в населённых пунктах восточнее Керченского полуострова: Оссовины, Боксы, Юраков Кут, Аджимушкай, Телеирово, Маяк, Жуковка, Опасная.

10 августа 1942 года 46-й АП, составом 15 УТ-16, перебазировался на аэродром Гайдук (район Новороссийска) и с 17 августа вошёл в состав сформированной Морской авиационной группы Новороссийского Оборонительного Района (МАГ НОР), где и находился до октября 1942.

С 23 июля по 22 августа 1942 года было выполнено 260 боевых вылетов, из них 187 – ночью.

В ночь с 22 на 23 августа 1942 года 46-й АП основные усилия направил на нанесение ударов по станице Неберджаевская. Двенадцать УТ-16 совершили в этот район 44 боевых вылета, причём все вылеты были выполнены до полуночи (к этому времени танки противника, двигаясь вдоль железной дороги, подошли близко к аэродрому Гайдук, и полк пришлось эвакуировать). Нанеся последний удар по врагу, самолёты полка перелетели в Геленджик, откуда 46-й АП продолжал выполнять боевую работу.

В период напряжённых боёв за Новороссийск, с 23 августа по 22 сентября 1942 года лётчиками полка было выполнено 517 боевых вылетов (из них 335 – ночью).

1 октября 1942 года управление полка и 1-я АЭ были перебазированы в город Саранск на переформирование. Вторая эскадрилья полка, став отдельной, составом 9 самолётов УТ-16 осталась на аэродроме Геленджик.

15 марта 1943 года, по окончании переформирования и переучивания на самолёты Ил-2, 46-й штурмовой авиационный полк был перебазирован на Север – на аэродром Североморск-2. Там полк продолжил вести боевые действия, нанося бомбоштурмовые удары по позициям и конвоям противника, самостоятельно и во взаимодействии с торпедоносцами и истребителями.

13 июня 1943 года полк понёс первую потерю. В этот день в районе Экере вражескими истребителями был сбит Ил-2 с экипажем младшего лейтенанта Шаульского.

4 июля 1943 года самолёты Ил-2 полка, впервые на Севере, использовались для нанесения удара по кораблям охранения, при атаке торпедоносцев 9-го гвардейского МТАП по конвою противника в районе Вардё. Однако оба штурмовика и один экипаж (командира 1-й АЭ капитана И. Колтунова) были потеряны.

25 ноября 1943 года, при налёте на вражеские аэродромы Луостари и Хебуктен, полк понёс серьёзные потери: 8 самолётов Ил-2 было сбито истребителями и зенитной артиллерией противника. При этом погибло 13 членов экипажей.

За 9 месяцев боёв на севере полк потерял 29 самолётов и 20 экипажей.

В апреле 1944 года полк вошёл состав вновь формируемой 14-й САД ВВС СФ, где и провоевал до конца войны. В качестве оперативного аэродрома, самолётами Ил-2 полка использовалась ВПП Пумманки на полуострове Средний, что значительно сокращало штурмовикам путь на перехват конвоев противника в заливе Петсамо.

В апреле-мае авиация СФ активно наносила удары по портам на побережье северной Норвегии: Петсамо, Киркенес, Вардё, Вадсё. В них больших успехов добились штурмовики 46-го ШАП, повредившие и утопившие только за 10 и 13 апреля 4 немецких судна.

23 апреля 1944 года, при атаке на немецкий конвой Ki-117-Rp, огненный таран совершил заместитель командира эскадрильи 46-го ШАП капитан Илья Борисович Катунин. На подбитом штурмовике он атаковал плавбазу «Везер» (по нашим данным судно после таранного удара затонуло, по немецким – самолёт упал в 100-150 метрах от плавбазы). Именем Героя Советского Союза Катунина впоследствии был назван гарнизон вблизи бывшего финского аэродрома Луостари, отошедшего с 1947 году к СССР.

22 июня 1944 года указом Президиума Верховного Совета СССР, за мужество и героизм, проявленные личным составом в боях с немецко-фашистскими захватчиками, 46-й ШАП был награждён орденом Красного Знамени, а заместитель командира полка капитан Демьян Васильевич Осыка в июле был удостоен звания Героя Советского Союза.

31 октября 1944 года приказом Верховного Главнокомандующего №0354, за образцовое выполнение заданий командования в Петсамо-Киркенесской операции, полку было присвоено почётное наименование «Печенгский», и 3 ноября 1944 года указом Президиума Верховного Совета СССР он был награждён вторым орденом Красного Знамени.

Но победы достались дорогой ценой. Потери полка в 1944 году были колоссальными: 56 самолётов Ил-2 сбитыми и потерпевшими катастрофу и 43 экипажа. Фактически, самолётный парк и лётный состав за год боёв на Севере обновился дважды!

Имеется информация, что летом 1945 года полк из 14-й САД был передан в состав 5-й МТАД ВВС СФ.

30 октября 1947 года, во время первой волны сокращения ВС СССР, на основании циркуляра НГШ ВМФ №0036 от 07 октября 1947 года, 46-й ОШАП был расформирован, а его личный состав обращён на укомплектование частей 5-й МТАД ВВС СФ.

На вооружении полка состояли самолёты: УТ-1б, УТ-2, Ил-2.

Известны следующие тяжёлые авиационные происшествия в полку:

– 17 апреля 1943 года произошла катастрофа самолёта Ил-2, в которой погибли пилот младший лейтенант Виталий Николаевич Архипов и стрелок краснофлотец Пётр Фёдорович Воротников;

– 24 октября 1944 года в катастрофе самолёта Ил-2 погибли лётчик младший лейтенант Александр Моисеевич Чукисов и механик сержант Василий Андреевич Шумский;

– 30 декабря 1944 года, во время учебного полёта, при выполнении стрельбы, из-за разрыва снаряда в стволе, потерпел катастрофу самолёт Ил-2, пилотируемый младшим лейтенантом Валентином Митрофановичем Пчельниковым, со стрелком младшим сержантом Геннадием Николаевичем Долгих.

Командиры полка: М.П. Михайлов (1942-1944 года), Герой Советского Союза Г.В. Павлов (1944-1945 года).

 


Ил-2 над Москвой, 10 августа 2017 года

 


Ил-2 в подмосковном Жуковском на МАКС-2017

 

 
Премьера Ил-2 на МАКС-2017

 

 
Писатель-авиатор Александр Петрович Романов у штурмовика Ил-2 во время его подготовки в брянском аэропорту для перелёта в Калугу, 4 мая 2018 года

 


Кабина пилота Ил-2, довольно тесная даже для сидящего в ней ребёнка в лёгкой летней одежде

 


Обсуждение подготовки самолёта к вылету в Калугу

 


Ожидание экипажа, завершающего перед отлётом необходимые наземные процедуры в здании аэропорта

 


Самолёт-лидер с командой сопровождения

 

 

Видеоканал Фонда «Крылатая память Победы»