MENU

ЧУВИН НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ

Родился 5 мая 1919 года в деревне Тимоновка Брянского уезда Орловской губернии (ныне бывшая деревня в черте Супоневского сельского поселения Брянского района Брянской области) в семье рабочего. По окончании Тимоновской начальной школы учился в Супоневской семилетке. Как старший сын из пяти детей Чувиных, очень рано потерявших отца (в 1924 году), ухаживал за тяжело больной матерью. А после её кончины в 1935 году принял все обязанности по дому и заботы о своих братьях и сёстрах, ставших круглыми сиротами. Оставив школу, поступил разнорабочим на завод имени Сергея Мироновича Кирова (ныне «Брянский арсенал»), но вскоре его перевели учеником слесаря-штамповщика и через полгода Николай Чувин получил 3-й рабочий разряд, а затем и 4-й. Без отрыва от производства в 1938 году окончил вечернюю школу, а в 1939 успешно выпустился из Брянского аэроклуба и был зачислен кандидатом на поступление в Чугуевское военно-авиационное училище лётчиков-истребителей – на тот момент одно из крупнейших в ВВС Красной Армии. Тогда в училище было семь эскадрилий и только за период 1939-1940 годов училище подготовило 923 лётчика! Призванный в 1940 году Фрунзенским РВК Брянской области, курсант Чувин был зачислен в 5-ую эскадрилью, а его однокурсник, будущий трижды Герой Советского Союза и маршал авиации, Иван Никитович Кожедуб – в 4-ую. Приказом НКО №049 от 5 февраля 1941 года училище было переименовано в Чугуевскую военную авиационную школу пилотов и перешло на сокращённые сроки обучения с увеличенным планом выпуска лётчиков-истребителей. В марте 1941 выпускник Чугуевской военно-авиационной школы пилотов, сержант Чувин был направлен в истребительный авиаполк у Западной границы, где и встретил войну – в городе Сарны на северо-востоке от Львова. Сражаясь на И-16, сержант Чувин выполнил 69 боевых вылетов, а после вывода части в тыл на переформирование из-за тяжёлых потерь, прошёл ускоренное переучивание на Ил-2 в Москве на Ходынском аэродроме. С конца августа лётчик-штурмовик Чувин вёл самоотверженную боевую работу вначале в 245 ШАП из 11 САД Брянского фронта, а с сентября 1941, уже в рядах 74 ШАП, оборонял Москву, действуя на Брянском фронте в составе 6 РАГ. В ожесточённых боях, к 11 октября в полку оставалось лишь 6 исправных Ил-2, а к концу месяца не осталось ни одного… В ноябре 1941 Чувин вошёл с пополнением в 215 ШАП, который приказом Народного комиссара обороны СССР №352 от 6-го декабря 1941 года был преобразован в 6 ГШАП – за образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм в оборонительных сражениях под Москвой. В этом полку Николай Иванович Чувин воевал до Победы, закончив боевую работу 8 мая 1945 года – когда капитулировала Курляндская группировка противника.

За годы войны Николай Иванович Чувин в отступлениях прошёл путь от Западной границы до Подмосковья, а затем, продвигаясь на запад в освободительных боях, закончил войну в Кенигсберге. Сражался на Западном, Брянском, Юго-Западном, Калининском, 1-м Прибалтийском и 3-м Белорусском фронтах, участвовал в боях в небе над Киевом и Уманью. Совершил 233 боевых вылета (69 на И-16 и 164 на Ил-2), в воздушных боях уничтожил 11 немецких самолётов (6 лично и 5 в группе). Одиннадцать раз сбитый, четырежды раненый и трижды контуженый, после излечения в госпиталях всегда возвращался на фронт. В войну награждён тремя орденами Ленина (10 ноября 1941, 28 марта 1942 и 13 апреля 1944 года), двумя орденами Красного Знамени (29 декабря 1941 и 17 августа 1943 года), орденом Отечественной войны 1-й степени (20 февраля 1943 года), медалями «Золотая Звезда» (13 апреля 1944), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» (12 августа 1945 года), «За боевые заслуги», «За оборону Москвы»… Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 апреля 1944 года заместителю командира эскадрильи 6-го гвардейского Московского ордена Суворова 2-й степени штурмового авиационного полка гвардии старшему лейтенанту Чувину Николаю Ивановичу за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство присвоено звание Героя Советского Союза. Вернувшись в строй после очередного тяжёлого ранения, Николай Иванович Чувин участвовал в Параде Победы на Красной площади 24 июня 1945 года, а потом ещё дважды по специальному приглашению – в мае 2005 и 2010 годов.

Продолжив службу после войны, Николай Иванович в 1946 году окончил Военно-воздушную, а в 1954, с отличием, уже Военно-политическую академию. По медицинским показаниям в 1955 вынужденно завершил лётную работу, а в 1959 году, по состоянию здоровья, гвардии полковник Чувин ушёл в отставку. Николая Ивановича пригласили в Министерство иностранных дел, и после ускоренного обучения в Академии внешней торговли и на курсах экономики при Госплане СССР, он долго работал за границей – в Индии, Монголии, Румынии, ГДР. Где, как и на фронте, проявил себя прекрасным специалистом, удостоенным уже иностранных наград. Николай Иванович был сотрудником Государственного комитета по внешним экономическим связям с 1962 по 1982 год. На пенсию Николай Иванович ушёл с общим трудовым стажем 62 года – став не только ветераном войны, но и ветераном труда… 13 ноября 2013 года Николай Иванович Чувин скончался. Похоронен Герой на Троекуровском кладбище в Москве.

Решением Брянского районного Совета народных депутатов 10 августа 2005 года Супоневской средней общеобразовательной школе №1 Брянского района Брянской области, открытой в 1964 году, было присвоено имя Героя Советского Союза Николая Ивановича Чувина. Школа стала первой именной в Брянском районе. В её музее создана особая экспозиция, посвящённая Николаю Ивановичу.

  

БОЕВАЯ РАБОТА В ОБРАЗЦОВЫХ ПРИМЕРАХ

Война застала сержанта Чувина на аэродроме вблизи Западной границы, недалеко от Львова – безжалостно сломав все ожидания по прогнозам её развития. В драматичных боях затяжных отступлений и горьких потерь, утративший боеспособность истребительный полк к концу лета 1941 перебросили в Москву на переформирование. Из 69 боевых вылетов на И-16 Николай Иванович особо вспоминал воздушный бой в районе города Шостка – в период тяжёлого поражения наших войск под Киевом, с потерей Левобережной Украины. Группа истребителей И-16 завязала ожесточённый бой с немецкими самолётами, пытавшимися разгромить бомбоударами отступающие через Шостку части и соединения. Нашим истребителям удалось сорвать налёт, разогнав вражеские бомбардировщики. Единственная бомба упала в зоне железнодорожной станции, недалеко от рынка, поразив гражданское население.

В боях под Брянском 19 августа 1941 года (предположительно в составе 245 ШАП Брянского фронта) по заданию командования на станции Зноб взорвал большой склад с боеприпасами. Причём взрыв был исключительной силы – от его ударной волны чудом не пострадал сам Чувин и его Ил-2. За отличное выполнение этого задания сержант Чувин получил личную благодарность от Маршала Советского Союза товарища Тимошенко, а на следующий день телеграфом была передана благодарность от Наркома обороны СССР товарища Сталина.

Из воспоминаний Николая Ивановича Чувина об уникальном бое, состоявшемся в Тульской области 27 сентября 1941 года в районе посёлка и ж.д. станции Волово:

«Ещё один случай произошёл осенью 1941 года. Разведкой было установлено, что из города Карачев на Орёл движется танковая колонна противника. Потребовалось срочно нанести по ней штурмовой удар. Во второй половине дня командир полка поставил задачу мне одному нанести удар по этой колонне. Прикрывать меня должны были пять Як-1, которые базировались недалеко от нашего аэродрома у станции Волово. Взлетел и пошёл на аэродром истребителей на высоте 1500 метров. Подлетая к аэродрому, передал по радио «три пятёрки» – сигнал для взлёта прикрытия. Сделал круг над аэродромом. Неожиданно на горизонте появились характерные точки. Я понадеялся на скорый взлёт истребителей и направился навстречу этим точкам. Оказалось, что шли две пятёрки Ме-110. Видимо, бомбить станцию Волово (на которой стоял эшелон с боеприпасами). Они меня не видели, поскольку я был выше и заходил со стороны солнца. Когда мы поравнялись, я принял решение атаковать ведущего первой пятёрки. Выполнил разворот и пошёл в атаку. С дистанции 150–200 метров открыл огонь из пушек и пулемётов. В ответ начали стрелять воздушные стрелки, но не попали. Только после третьей атаки самолёт ведущего накренился на левое крыло и стал падать. Я продолжал его сопровождать и обстреливать. Ме-110 врезался в землю и взорвался. Мой самолёт тряхнуло так, что я на долю секунды потерял сознание. Пришёл в себя, отдал ручку, чтобы не свалиться в штопор. В этот момент слева мимо меня проскочила пара Ме-110. С доворотом атаковал эту пару, пустив в них 4 РСа 132-мм и открыв огонь из пушек и пулемётов. Один из самолётов врезался в землю. В это время появились наши истребители, которые разогнали остальных «стодесятых». Подлетая к станции Горбачёво, увидели, что её бомбят десять Ю-87. Истребители пошли в атаку, а я, снизившись до 100 метров, пошёл выполнять задание. Вышел на колонну, отбомбился. На последнем заходе зенитный снаряд разбил лобовое стекло. Осколками меня ранило в руку, посекло лицо. Вышел из строя компас. Отошёл от колонны, восстановил ориентировку и взял курс домой. Пролетев немного, понял, что до аэродрома не долечу, и принял решение садиться. С трудом выбрал площадку, но сел благополучно. К самолёту подбежали жители, помогли мне выбраться из кабины. Верхом на лошади приехал врач, который меня перевязал и заявил, что должен отвезти в Ефремов, до которого было 12 километров. Я говорю: «Верхом я не могу. Только если на санках». Врач поскакал в деревню за санками, а я прошёл по полосе, понял, что смогу взлететь. Попросил местных жителей помочь надеть парашют и посадить меня в кабину. Повязку с руки снял, а левый глаз мог видеть через щель в бинтах. Взлетел и прилетел на аэродром. А там меня уже схоронили… В этом бою я сбил два самолёта, а истребители – три Ю-87». За этот поразительный бой и спасённый эшелон с боеприпасами пилот 2-й эскадрильи 74 ШАП сержант Чувин получил благодарность от командования 6-й резервной авиагруппы, а позже был награждён первым орденом Ленина (10 ноября 1941 года).

К 29-му октября 1941 года в 74 ШАП исправным оставался только один Ил-2. В этот день сержант Чувин, под прикрытием истребителей, вылетел в район Рытинково – Чукино, где атаковал скопление бронетанковых войск, уничтожив не менее 10 танков и 10 бронемашин противника. На сильно повреждённом вражеским огнём Ил-2 сумел дотянуть израненный штурмовик до своего аэродрома и совершил безаварийную посадку.

Выдержка из Представления командира звена 6 ГШАП гвардии лейтенанта Чувина к ордену Отечественной войны I степени:

«В октябре 1942 года при штурмовке штаба дивизии противника в деревне Новосёлки, несмотря на сильный огонь зенитной артиллерии, трижды штурмовал заданную цель, израсходовав весь бомбовый груз и боеприпасы, причинив немалый ущерб противнику. Во время штурмовки самолёт получил много крупных повреждений и стал трудно управляем. Приложив максимум усилий и отваги, Чувин вышел из района цели и упал на линии переднего края обороны между нашими и противника войсками. Ночью снял с самолёта ценное оборудование и возвратился в часть».

С середины 1942 года Чувин был в числе лучших лёт­чиков-штурмовиков 3-й воздушной ар­мии, сформированной в мае 1942 на базе ВВС Калининского фронта. В армейской и центральной прессе было опубли­ковано несколько материалов о его боевых успехах. В архиве историко-краеведческого музея Супоневской школы хранится газета «Правда» за 8 июня 1942 года с большим репортажем писателя Бориса Полевого «Штурмовик Николай Чувин», в котором на снимке его герой рас­сматривает карту перед бо­евым вылетом. В комментарии к фото написано: «Своему умению… вжиться в машину, своему искусству… не читать, а видеть карту, своему упорству в изучении тактики, повадок и хитрости врага, своему искусству штурмовки лейтенант Чувин учит молодых лётчиков… Летают по-чувински, – говорят про них, и это значит, что они летают мастерски, дерутся храбро, умело, бесстрашно и всегда из любого боя умеют выйти невредимыми и вернуться на свои аэродромы». Совершенствуя групповое боевое мастерство при штурмовках в составе пары, Николай Чувин успешно применял «ножницы», что позволяло паре Ил-2 попеременно прикрывать друг друга от атак истребителей противника и благополучно выводить на свой аэродром даже сильно повреждённые вражеским огнём самолёты. Так же, Борис Полевой, в одной из своих фронтовых корреспонденций рассказал о боях, которые Чувин провёл в районе Ржева. Между позициями наших войск и гитлеровцами было около сорока метров. Напутствуя лётчика на штурмовой удар, командир сказал: «Десять метров ближе – попадёте в своих, десять метров дальше – не прижмёте гитлеровцев на переднем крае». И Николай Чувин ювелирно выполнил задание, укрепив снайперскую славу штурмовика-аса – все бомбы легли точно в цель. А когда Ил-2 Чувина, возвращаясь, пересёк передовую, ему в след, раздалось внизу громовое «Ура!».

Орден Красного Знамени – за бои под Брянском
 

Из наградного Представления командиром 6 ГШАП гвардии старшего лейтенанта Чувина к званию Героя Советского Союза (от 14 января 1944 года):

«Бесстрашный, высокого мастерства воздушный ас, претворяет каждый свой вылет в смертельную месть фашизму. Ведя группы Ил-2 на штурмовые удары, тактически грамотно и эффективно их производит. Ему не могут помешать яростные противодействия противника как с земли, так и с воздуха, пока он держит в руках управление самолёта. Такие боевые эпизоды, как штурмовка Ржевского аэродрома в мае 1942 года, штурмовки живой силы и техники противника 4 и 5 июня 1942 года, 15 августа 1942 года, 15 сентября 1942 года, 6 и 31 мая в районе Велижа, 9 и 27 июня 1942 года в районе Чурилово – Межа, 3 июля 1943 года в районе Дергановских озёр, 12 и 15 августа 1943 года в районе Езерище – Городок – Буянцево, в период ликвидации Духовщинского плацдарма противника, характерны высоким умением максимального использования доверенного ему оружия и нанесения большого ущерба противнику без потерь со своей стороны. Только в результате успешных вылетов в указанные даты лично им уничтожено 35 автомашин, 3 самолёта на аэродроме противника, 4 танка, взорвано 6 складов с боеприпасами и горючим, разбито 2 паровоза, до 15 вагонов с техникой и живой силой до 60-70 человек. В воздушных боях за время боевой работы тов. Чувин сбил 3 самолёта противника, из них 2 Ю-87 и один Хе-126. На личных примерах высокого мужества и мастерства в боях воспитал десяток молодых бесстрашных лётчиков…»

 


Пётр Калиничев и Николай Чувин, Калининский фронт, 1942 год

 


6-й гвардейский ШАП - встреча однополчан, 1986 год

 

Статья на нашем сайте «Чувин Николай Иванович – я дрался на Ил-2» это интервью-воспоминания выдающегося лётчика-штурмовика, прошедшего всю войну и уже в 1941 получившего благодарность от Сталина, одиннадцать раз сбитого, четырежды раненного и трижды контуженного, но уцелевшего и самого уничтожившего одиннадцать самолётов противника, гордого участника Парада Победы, Героя Советского Союза Николая Ивановича Чувина. Талантливого, самоотверженного авиатора, трижды награждённого высшей государственной наградой – орденом Ленина.

Статья дополнена архивными фотодокументами Представлений Николая Ивановича Чувина к боевым наградам.

Штурмовик Ил-2