ХУДЯКОВА АНТОНИНА ФЁДОРОВНА
Родилась 20.06.1917 в деревне Новая Слобода в многодетной семье крестьянина. Русская. После семилетней школы поступила в Бежицкий индустриальный техникум, который окончила в 1936 году. Затем переезжает в Днепродзержинск, работает на вагоностроительном заводе, преподаёт в школе ФЗО и учиться в аэроклубе. В 1939 успешно заканчивает Днепродзержинский аэроклуб, а в 1940 Херсонскую авиационную школу. Работает лётчиком-инструктором в аэроклубах Орловского совета ОСОАВИАХИМа. В Красной Армии с октября 1941. Окончила КУКС в 1942. На фронтах Великой Отечественной войны с мая 1942. Заместитель командира эскадрильи 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка гвардии старший лейтенант Худякова к концу войны произвела на бомбометание 926 боевых вылетов. Звание Героя Советского Союза присвоено 15.05.1946. После войны – в запасе. Награждена орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, 3 орденами Отечественной войны I степени, медалями. С 1961 года проживала в городе Александрия Кировоградской области (Украина). Скончалась 17 декабря 1998 года. Похоронена в Александрии.
Первая боевая награда – орден Красного Знамени
ВЫСОКАЯ МЕЧТА ВОЛЕВОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ДЕВОЧКИ
Худякова Антонина Фёдоровна – заместитель командира эскадрильи 46-го гвардейского ночного бомбардировочного полка 325-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта, гвардии старший лейтенант.
Родилась 20 июня 1917 года в деревне Новая Слобода, ныне Карачевского района Брянской области, в многодетной крестьянской семье (у Худяковых было 12 детей). Училась в Карачевской школе за 7 километров от села и стала лучшей ученицей в классе. С детства проявила свой крутой, волевой характер – росла смелой и самостоятельной в решениях. Нина везде была заводилой, лидером, знала всё обо всём, а, кроме того, была крепко сложённой, весёлой и одновременно серьёзной, – настоящей русской девушкой. И прочили ей родные и друзья будущее учителя…
По призыву страны к молодёжи овладеть профессией электросварщика, в 1933 году Нина поступила в Бежицкий индустриальный техникум. И через три года Антонина Худякова оказалась среди первых его выпускников – она получила среднетехническое образование и досконально овладела специальностью электросварщика. По направлению, в 1936 году приезжает в индустриальный Днепродзержинск, и начинает работать мастером на вагоностроительном заводе. С первых дней она с головой окунулась в напряжённую жизнь завода, успешно сочетая работу с другими важными и интересными ей делами. Вечером, умелый, рассудительный мастер, Худякова преподавала в школе ФЗО (фабрично-заводское образование), которые по всей стране положили начало профтехобразованию. Её избирают депутатом местного совета, а неутомимая Антонина упорно стремиться к новой цели – стать лётчицей. Поступает в аэроклуб, увлекается парашютным спортом и осваивает лётное дело на Поликарповском У-2, а также Яковлевских УТ-1 и УТ-2 (учебно-тренировочный моноплан одно и двухместный для совершенствования техники пилотирования и пилотажной подготовки). В 1939 закончила Днепродзержинский аэроклуб по инструкторской программе, и сразу же поехала в Херсонскую авиашколу. Окончив её в 1940 году с дипломом штурмана, Антонина Худякова работает лётчиком-инструктором в Орловском областном ОСОАВИАХИМе, в аэроклубах которого перед войной готовит сорок новых лётчиков. Высокая мечта крестьянской девочки стала реальностью…
БОЕВАЯ ДЕВУШКА-ОРЛИЦА
В Красной Армии Худякова с октября 1941. В 1942 году окончила Курсы усовершенствования командного состава. На фронтах Великой Отечественной войны с мая 1942 года…
Война для Антонины не стала неожиданностью. Она уже работала на войну в самом прямом смысле – учила будущих лётчиков мастерству управления крылатой машиной. И когда Марина Раскова бросила клич советским женщинам-авиаторам встать на защиту Отечества, Нина Худякова одной из первых пришла в формируемый 588-й ночной легкобомбардировочный авиаполк. Командиром её женского полка стала Евдокия Бершанская – прославленная в военные года лётчица. Маленькие, хрупкие, но терпеливые, бесстрашные и самоотверженные юные лётчицы наводили ужас на врага своими простенькими По-2. «Kaffeemühle» (кофемолка), «Nähmaschine» (швейная машина, из-за типичного звука мотора) – так солдаты вермахта называли По-2, доставлявшие им в прифронтовой полосе массу смертельно-опасных ночных хлопот. Немцы, вначале презрительно пренебрегавшие боевой работой наших лётчиц, очень скоро на своей шкуре оценили опасную эффективность их настойчивых атак и окрестили «ночными ведьмами». Ведь они почти всегда выполняли боевое задание, внезапно подлетая ночью к своей цели. Кроме многочисленных вылетов на точечное бомбометание по немецким войскам и объектам, девушки выполняли рискованные задания на разведку и доставляли грузы нашим подразделениям, действовавшим в тылу врага.
За время войны Антонина Худякова, вместе с девушками ставшего гвардейским, Таманским, Краснознамённым, ордена Суворова авиаполком, прошла героический путь от сержанта, до гвардии старшего лейтенанта. От командира экипажа – до заместителя командира эскадрильи. Воевала на Северном Кавказе, на Таманском, затем на Крымском полуострове, в Белоруссии, Польше, Восточной Пруссии и, наконец, в самой Германии. Причём, кроме отваги и лётного мастерства, наши ночные лётчицы проявили себя исключительными фронтовыми тружениками – у большинства из них свыше восьмисот боевых вылетов! Поразительно, но беспрерывно находясь на фронте с 27 мая 1942 года, Антонина Фёдоровна совершила 925 боевых ночных вылетов без единой царапины. А в 926-м получила контузию, а её боевой друг-самолёт был подбит. Но она все-таки его посадила, и только после этого, потеряла сознание…
Вот выдержки из книги Ирины Вячеславовны Ракобольской и Натальи Фёдоровны Кравцовой «Нас называли ночными ведьмами», характеризующая личные качества Антонины Фёдоровны.
«Кстати, это наши бомбы попали в штаб генерала фон Клейста под Моздоком. Кажется, по времени это бомбила Н. Худякова. …Нина Худякова. Крепко сбитая, сильная девушка, летавшая азартно и смело. Она не стеснялась высказывать своё отношение к нашей жизни. Не она ли кричала пехоте на передовой, что пора им уже наступать»…
«Умела Худякова воспитывать новаторов, творцов передового опыта, быстро подхватывала их мысли. В таких случаях она шла к инженеру, командиру полка, делала всё для того, чтобы толковые предложения не мариновались, а быстро внедрялись в жизнь. Антонина Фёдоровна не только хорошо знала тактику и штурманское дело. Она в деталях представляла себе особенности труда мотористов, оружейников, прибористов, механиков. Видимо, сказывалось её техническое образование. Как только девушки давали какое-либо рационализаторское предложение, о нём немедленно сообщалось Антонине Фёдоровне.
– Иди к Худяковой, – направляли техники молодого новатора.
Антонина Фёдоровна очень любила поразмышлять над схемой или чертежом, задуматься над тем, какой успех сулит полку новое изобретение. Она поощряла тот творческий дух, благодаря которому часто появлялись в полку новая контрольная измерительная аппаратура, очень удобные кронштейны для подсвета приборов, безотказные замки-держатели, тележки для подвоза бомб к самолётам… Все эти изобретения обычно были плодом труда целого коллектива, но без Худяковой дело обходилось редко».
Случалось, лётчицы попадали в сложные ситуации. Однако выдержка и трезвый расчет неизменно выручали их…
Нередко жизнь девушек, висела на волоске. Особенную трудность представляли полёты в горах, над морем, в сложную, изменчивую погоду – в дождь и снежные заряды, в тумане, с посадкой при свете ракет. Сложно было бомбить противника и по расчету времени, из-за облаков и при сильной объектовой ПВО. К тому же на некоторых участках фронта у фашистов действовали ночные истребители. В светлые ночи они подкарауливали наши По-2. В очень сложную переделку в одну из таких лунных ночей попал экипаж Худяковой. Два первых вылета в ту ночь прошли благополучно. Но третий чуть не кончился трагически.
На подходе к объекту бомбометания По-2 был атакован истребителем. Его пулемётные трассы прошили машину Худяковой. А дальше началось невообразимое. Тоня, спасаясь от огня фашистского «эксперта», решила прикрыться облачностью. Но облака были тонкими, и скоро По-2 уже летел под их нижней кромкой.
Тут-то и заговорили вражеские зенитки. Лучи прожекторов слепили Худяковой глаза. Осколки снарядов, пулемётные трассы секли обшивку крыльев, дырявили фюзеляж. Птицей-подранком По-2 перешёл в беспорядочное падение. Настолько очевидной была гибель экипажа и машины, что фашисты прекратили стрельбу по ней.
Но, как только Тоня почувствовала, что огонь гитлеровцев ослаб, а прожекторы уже оставили их, она вывела самолет из беспорядочного падения в горизонтальный полет. Вновь вышла на цель, точно сбросила бомбы так, что целая серия взрывов сотрясла всю окрестность. Гитлеровцы поняли, что их обвели вокруг пальца. Снова, ещё яростнее, загрохотали зенитки, и пулемётные трассы чаще стали рвать в клочья ночное небо. А По-2 тем временем уже вышел из огненной зоны и был недосягаем…
Однажды ночью По-2 Худяковой подкрался незамеченным к железнодорожной станции, куда только что прибыл состав с вражеской техникой. Сбросив осветительные бомбы, самолёт зашел на боевой курс. И вдруг в него вонзились лучи прожектора. Антонина бросила машину в крутой вираж. Ей удалось вырваться из щупалец прожектора. Новый заход: летят в цель бомбы. Задание выполнено.
В другой раз экипажи По-2 нанесли неожиданный удар по хорошо замаскированному в лесу складу боеприпасов – хитрость противника не помогла. Её разгадала Худякова. Самолёты взяли курс на железнодорожную станцию, где по разведданным находился этот склад. Но при подлёте к лесу мигнул и уперся в небо луч прожектора. Антонина мгновенно сориентировалась, где цель. Выполнив противозенитный маневр, сбросила бомбы. Удар был внезапным и ошеломляющим. Таким, что взрывной волной сдетонировавших боеприпасов машину подбросило вверх. На земле наш экипаж горячо отблагодарило командование…
Победа над врагом застала Антонину Фёдоровну в госпитале. А 17 июня 1945 года заместитель командира эскадрильи 46-го гвардейского полка гвардии старший лейтенант Антонина Фёдоровна Худякова была представлена к присвоению высокого звания Героя Советского Союза. Кроме Худяковой, это звание получили еще 22 её боевые подруги. О том, как они дрались с врагом, как учились этому мастерству, как делили свои трудные фронтовые будни, написаны десятки книг. Среди них наиболее ценны те, которые созданы самими летчицами: Мариной Чечневой «Боевые подруги мои» и «Ласточки» над фронтом», «Дневники и письма» Героя Советского Союза Евгении Рудневой, Нины Поздняковой «В ночном небе», а также книга Александра Магида «Гвардейский Таманский авиационный полк». В числе самых любимых остаются фильмы об отважных лётчицах: «Небесный тихоход», «В небе ночные ведьмы», «В бой идут одни старики».
Заместитель командира эскадрильи 46-го гвардейского ночного бомбардировочного полка (325-я ночная бомбардировочная авиадивизия, 4-я воздушная армия, 2-й Белорусский фронт) комсомолка, гвардии старший лейтенант Антонина Фёдоровна Худякова к концу войны произвела 926 боевых вылетов на бомбардировку войск противника с боевым налётом 1238 часов. Сбросила 130 тонн бомб, вызвала 186 сильных очагов пожаров, 173 мощных взрыва, уничтожила 3 склада с горючим и боеприпасами, 4 прожектора, 12 автомашин с горючим, 2 переправы противника, 1 железнодорожный эшелон, подавила огонь 4 артбатарей, разбросала в тылу врага 800 тысяч листовок.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками, гвардии старшему лейтенанту Худяковой Антонине Фёдоровне присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена «Ленина» и медали «Золотая Звезда» (№6150). Антонина Фёдоровна награждена орденами: «Ленина» (в 1946 году), «Красного Знамени» (дважды – в 1942 и 1944 годах), «Отечественной войны I степени» (трижды – в 1943, 1945 и 1985 годах); медалями «Золотая Звезда» (в 1946 году) и «За оборону Кавказа» (в 1944 году).
46-ой женский полк был расформирован сразу же после окончания войны. Отважные защитницы снова превратились в хрупких хранительниц домашнего очага. Но фронтовая дружба осталась на всю их жизнь. Она собирала оставшихся в живых ежегодно, 2 мая, у Большого Театра в Москве. Сегодня на эти встречи уже приезжают их дети и внуки, продолжающие эстафету патриотизма, которую вручили им их боевые матери…
ПОЧЁТНАЯ АЛЕКСАНДРИЙКА И КАРАЧЕВКА
А Антонина Фёдоровна после демобилизации из Военно-Воздушных Сил работала в городе Тейково Ивановской области председателем районного комитета ОСОАВИАХИМа. Затем её мужа, тоже военного лётчика Игоря Семиреченского, перевели в Николаевск-на-Амуре (в 1956 году), а после (в 1961 году) уже в украинскую Александрию (Кировоградская область) – для прохождения службы в местном гарнизоне. Здесь и бросили свой семейный якорь боевые супруги.
Александрийцы старшего поколения помнят Антонину Фёдоровну, как активного воспитателя молодёжи, пропагандиста фронтовых событий, одного из организаторов городского краеведческого музея, а затем и его директора. Теперь этот музей носит имя Антонины Худяковой. А ещё её имя навсегда останется в рядах «почётных александрийцев» и «карачевцев», и нам с вами, уважаемые потомки, надо помнить о ней и рассказывать своим детям и внукам.
Умерла Антонина Фёдоровна Худякова 17 декабря 1998 года. Похоронена в Александрии. Она почётный гражданин городов Александрия и Карачев. В Александрии создан краеведческий музей, носящий её имя. В Карачеве на Аллее Героев на колонне установлен бюст в её честь. В Александрии, на доме, в котором Антонина Фёдоровна Худякова жила, установлена мемориальная доска. Её имя также увековечено на мемориальной доске Героям-землякам в городе Тейково. Также мемориальная доска установлена на здании бывшего аэроклуба в Орле. В музее вагоностроительного завода Днепродзержинска есть экспозиция, посвящённая Антонине Фёдоровне.
Над родимой землёй
Посвящается Герою Советского Союза,
лётчице Великой Отечественной войны,
уроженке Карачевской земли
Антонине Фёдоровне Худяковой
Над родимой землёй
Пролетаю на бреющем,
Вижу детство моё
Средь полей зеленеющих.
Радость слёз не унять:
Вижу межи короткие,
Где отец мой и мать
Жили тихие, кроткие.
Да не в них моя стать:
Озорная и смелая,
Я мечтала летать –
Что с девчонкой поделаешь?
Птицы страшной войны,
Мы, с некрепкими крыльями,
По призыву страны
Поднялись эскадрильями.
Ночь. Не видно ни зги,
В небе тёмном и ветренном
Нас боялись враги,
Называя нас «ведьмами».
Но любили друзья,
И, снимая на карточки,
Называли, любя,
Нас – «небесные ласточки».
Завещаю вам мир,
Земляки мои славные,
За Россию стоим
Всей душой – это главное!
Над моим городком,
Над знакомыми сёлами
Я качну вам крылом,
Словно птица весёлая.
Май – и сердце поёт:
Красный флаг, гордо реющий!
Над родимой землёй
Пролетаю на бреющем.
Карачевская поэтесса Зоя Ивановна Ионочкина
ОТВАЖНЫЕ «НОЧНЫЕ ВЕДЬМЫ»
Грандиозная по драматизму, масштабу и накалу сокрушающих событий, Великая Отечественная война, потребовала активного участия советских женщин и в боевых частях. Но были уникальные подразделения и целые боевые полки, целиком состоявшие из женщин. Воевавшие так, что враг особо оценил их кровавую, фронтовую работу и люто ненавидел. Такими стали для немцев смертельные «ночные ведьмы» – лёгкие ночные бомбардировщики на, казалось, совершенно не боевом, простом учебном По-2 (У-2).
С аэродромов подскока (располагавшихся в 20-35 километрах от передовой) наши юные лётчицы совершили за ночь по несколько боевых вылетов на ювелирную бомбардировку немецких войск, превращая ночь для немецких фронтовых и тыловых частей в прифронтовой полосе, в опасное ожидание жалящих бомбовых ударов. Они разработали эффективную тактику внезапных ночных атак с приглушённым в районе цели двигателем и атак со сверхмалых высот. Сами создали ночной прицел (так называемый ППР – т.е. «проще пареной репы») для необорудованного По-2 и бомбовые держатели для внешней подвески вооружения. Летая на тихоходном (максимальная скорость до 130-150 км/ч, крейсерская – 100-120 км/ч), беззащитном самолёте, имея для обороны вначале только личное оружие, до августа 1943 года девушки летали без парашютов – чтобы увеличить на 20 кг. бомбовую нагрузку. И довели её от 100 до 200 кг. при маломощном моторе (пятицилиндровый, воздушного охлаждения мотор М-11Д имел максимальную мощность у земли 125 л.с., а на высоте 1670 м. – 90 л.с.). После доработки в ОКБ Поликарпова, на серийных заводах и силами инженерно-технического состава строевых частей, бомбовую нагрузку увеличили до 250-350 кг. Основными боеприпасами, сбрасываемыми с По-2, были фугасные бомбы ФАБ-100 и ФАБ-50. Обычно подвешивались либо две «сотки», либо четыре бомбы калибра 50 кг. Кроме того, при бомбометании использовались ампулы, снаряжённые смесью «КС». Их загружали в фанерные кассеты со взрывателем. На заданной высоте после сброса взрыватель срабатывал, кассета открывалась, и смертоносные шарики рассеивались на значительной площади, выжигая всё при падении на землю. Также использовались зажигательные бомбы с термитными шарами и твёрдым горючим. Из осколочных бомб применялись АО-2,5 и АО-10 (а с 1943 года АО-25-35) – особенно активно в начале войны и при полёте на дальние расстояния (запас горючего обеспечивал беспосадочный полёт на расстояние 350-400 км.). А в 271 НБАД, была разработана и применялась в бою ещё и бортовая установка РС – для стрельбы по зенитным средствам противника.
Результаты боевой работы По-2 впечатляли. В особо напряжённые ночи наземные аэродромные команды обеспечивали до 12 боевых вылетов каждого По-2. Число полётов, конечно, зависело от продолжительности тёмного времени суток. По воспоминаниям советских пилотов, после заводской доработки По-2 в 1942 году, бомбовая нагрузка была существенно увеличена, и в отдельных случаях достигала 500 кг! Вылеты проводились иногда до 14 раз за ночь. По-2 действовали и в самых неблагоприятных погодных условиях…
Женский 46-й гвардейский ночной бомбардировочный Таманский Краснознамённый ордена Суворова авиаполк (сформирован в октябре 1941 как 588-й ночной легкобомбардировочный авиационный полк) прибыл на фронт 27 мая 1942 года и 12 июня начал боевую работу в Сальских степях. Тогда его численность составляла 115 человек. При формировании полка в нём было 20 У-2 (По-2), потом их численность возросла до 45. Причём пулемёты на полковых самолётах появились только в 1944 году. На окончание войны в строю было 36 боевых машин. За три года боёв полк ни разу не уходил на переформирование. Наши лётчицы умели внушать врагу настоящий ужас. Впечатляет фантастическое число их боевых вылетов – так, у 23-х Героев Советского Союза полка было от 354 (гвардии лейтенант Носаль Евдокия Ивановна – первая женщина-лётчик, удостоенная звания Героя в Великой Отечественной Войне) до 1004 боевых вылетов (у гвардии старшего лейтенанта Себровой Ирины Фёдоровны). В ходе боевых действий лётчицы авиаполка произвели 23672 боевых вылета, сбросив на врага более 3000 тонн бомб, 26000 зажигательных снарядов. Полк уничтожил и повредил 17 переправ, 9 железнодорожных эшелонов, 2 железнодорожные станции, 26 складов, 12 цистерн с горючим, 176 автомобилей и 86 огневых точек. Было вызвано 811 пожаров и 1092 взрыва большой мощности. Кроме того лётчицы уничтожили 11 прожекторов и сбросили 155 мешков с боеприпасами и продовольствием окружённым советским войскам. Полк активно участвовал в битве за Кавказ (2920 вылетов), освобождении Кубани, Тамани, Новороссийска (4623 вылета), освобождении Крыма (6140 вылетов), Белоруссии (400 вылетов), Польши (5421 вылет), и в битве за Берлин (2000 вылетов). Более двухсот пятидесяти девушек полка были награждены орденами и медалями, двадцати трём присвоено звание Героя Советского Союза, двум звание Героя России (в 1995 году) и одной звание Народный Герой Казахстана. Безвозвратные боевые потери полка составили 23 человека и 28 самолётов. Несмотря на то, что лётчицы гибли за линией фронта, ни одна из них не считается пропавшей без вести. После войны комиссар полка Евдокия Яковлевна Рачкевич на деньги, собранные однополчанами, объездила все места, где были сбиты самолёты, и разыскала могилы всех погибших. Самой трагичной в истории полка, стала ночь на 1 августа 1943 года, когда было потеряно сразу четыре самолёта. Для уничтожения «ночных ведьм» командование Люфтваффе перебросило на участок действий полка ударную группу ночных истребителей Bf.110 (с качественно усовершенствованным ударным вооружением и радиооборудованием, с инфракрасным локатором и радиолокатором). Это стало полной неожиданностью для наших лётчиц, которые не сразу поняли, почему бездействует зенитная артиллерия немцев, но один за другим загораются самолёты. Когда пришло понимание, что Люфтваффе применило против них ночные истребители, полёты были прекращены. Немецкий «эксперт» (ас) Йозеф Коциок, на тяжело вооружённом Bf.110, сбил три По-2, ещё один По-2 был сбит огнём зенитной артиллерии. Все экипажи были без парашютов и погибли…
За бесстрашие и боевое мастерство немцы прозвали лётчиц полка «ночными ведьмами». Наше командование отметило выдающийся ночной полк почётным званием «Гвардейский». 9 октября 1943 года, за отличия в боях при освобождении Таманского полуострова, полку присвоено ещё и почётное наименование Таманского. 24 апреля 1944, за участие в освобождении Феодосии, полк был награждён орденом Красного Знамени. А за освобождение Белоруссии полк наградили ещё одним орденом – орденом Суворова III степени.
После разгрома Германии, 15 октября 1945 года полк был расформирован, а большинство его героических лётчиц демобилизовано…
Вместе с 588-м ночным легкобомбардировочным авиаполком, в воздушной войне с немецким фашизмом участвовали ещё два выдающихся женских авиаполка – 587-й бомбардировочный (на новейших пикирующих бомбардировщиках Пе-2) и 586-й истребительный (вначале на Як-1, затем и на других, улучшенных типах фронтового семейства истребителей Яковлева).
Статья «Вера в победу» об Антонине Фёдоровне Худяковой на нашем сайте
«Ночные ведьмы» – статья о Тоне Худяковой к 65-лерию Победы
120 боевых вылетов и незабудки на портянках: жизнь и смерть «Ночных ведьм»
Легендарная создательница женских боевых авиаполков
Женщины-пилоты из 46-го Гвардейского НБАП
Женщины - авиаторы в Великой Отечественной войне