MENU


Лётчик 267-го истребительного полка 236-й истребительной Львовской Краснознамённой авиационной дивизии 17-й воздушной армии младший лейтенант Мария Ивановна Кулькина

 

Отважная боевая лётчица Мария Ивановна Кулькина родилась 25 декабря 1919 года в городе Вольске на Волге, в большой семье механика Ивана Алексеевича и Антонины Ивановны Кулькиных, у которых было пятеро детей. Третий ребёнок, Мария ответственно, наравне со старшими помогала в семье, была быстрой и настойчивой, и то, что задумывала, старалась выполнять. Босоногой девчонкой бегала со своими братьями и друзьями на Волгу. В 1925 году (тогда ей было 6 лет) она пошла в 1-й класс начальной школы города Вольска, позже ставшей школой рабочей молодежи. Окончив начальную школу, Маша перешла в Вольскую среднюю школу №1, где стала пионеркой, училась на «хорошо» и «отлично», занималась спортом, особенно полюбив плаванье. Начинала купаться, как только лёд сходил с реки. Увлекалась она также и стрельбой. Одной из первых выполнила нормативы и получила значок «Ворошиловский стрелок».

С ранних лет Маша мечтала стать лётчицей, с восхищением и с затаённой надеждой провожала взглядом пролетавшие в огромном волжском небе самолёты. Родители, старшие братья и сёстры только смеялись над её мечтой: мол, куда тебе, девчонке, в лётчицы лезть. Но Маша всегда устремлённо твердила: «Непременно стану лётчицей». И она упорно готовилась к этому. Всё своё свободное время отдавала тренировкам, закаляла себя.

До 9-го класса Мария училась в городе Вольске. Здесь в 1934 году стала комсомолкой. В том же году семья Кулькиных, в связи с переменой места работы отца, переехала в город Темир Актюбинской области Казахской ССР. В новой школе она быстро нашла себе товарищей, помогала отстающим, организовывала консультации. Во время школьных каникул Мария работала в пионерских лагерях вожатой. Она умела организовать самые интересные игры и концерты, водила детей в трудные, но увлекательные походы по родным местам. Родители Марии мечтали видеть её врачом. Уступая настояниям матери, в 1935 году Мария, успешно сдав вступительные экзамены, была принята на 1-й курс Саратовского медицинского института. Но мечта детства – стать лётчицей, росла и крепла. И решительная, деятельная Мария одновременно с посещением занятий в мединституте стала посещать занятия в Саратовском аэроклубе. Затем, бросив институт, она заканчивает аэроклуб и получает направление в Батайское лётное училище.

В 1936 году Мария стала курсантом Батайской лётной школы Гражданской авиации имени Баранова. Сбылась её мечта детства. С упоением Мария стала изучать все те науки, которые необходимо знать будущему лётчику. Общительная по характеру, весёлая, жизнерадостная Мария в училище скоро стала всеобщей любимицей. У неё появилось много друзей.

В 1937 году Мария вышла замуж за лётчика-инструктора этой авиашколы Сергея Псарева. Молодая семья сложилась дружной. Мария и Сергей очень любили друг друга. Сергей был опытным лётчиком и уважаемым всеми человеком в авиационной школе. Он много личного времени уделял занятиям с курсантами по совершенствованию их лётного мастерства. По окончанию авиашколы Марию и Сергея направляют в город Тбилиси – в Грузинское отделение Гражданского воздушного флота в качестве лётчиков. Потекли дни мирного, плодотворного труда. Работа в условиях гор Кавказа явилась хорошей школой для дальнейшего совершенствования их лётного мастерства.

Но мирная жизнь вскоре была прервана войной. Уже в первые её дни, Сергей стал военным лётчиком. Бесстрашно и мужественно воевал, защищая небо Москвы. 28 февраля 1942 года, в воздушном бою Сергей погиб. Мария тяжело переживала потерю любимого человека. Всеми силами, она настойчиво рвётся в действующую армию и 12 декабря 1942 года её выстраданная просьба, наконец, была удовлетворена. Марию призвали в ряды Красной Армии, а 8 февраля 1943 года назначили пилотом 145-й отдельной эскадрильи связи Закавказского фронта. Начиная с 25 мая 1943 года Мария Кулькина воюет на Северо-Кавказском и Южном фронтах, где за четыре месяца (с 25 мая по 25 сентября 1943 года) она произвела 523 вылета по обеспечению оперативного управления боевой работой частей 236-й ИАД (на Кубани в составе 4-й ВА и на Южном фронте в составе 8-й ВА) – с общим налётом 200 часов. Работая с передовых аэродромов, при выполнении заданий командования дивизии Мария Ивановна проявила неистощимую энергию и инициативу. Уверенно и смело интенсивно летала, не считаясь с переутомлением в напряжённой лётной работе, делая по 12-15 вылетов в день. В конце сентября 1943 года (29.09.1943) командир звена связи управления 236-й ИАД младший лейтенант Кулькина Мария Ивановна была награждена орденом Красной Звезды.

Наградные листы Представления младшего лейтенанта Марии Ивановны Кулькиной к ордену Красной Звезды

 

Стойко служа в управлении истребительной авиадивизии, Мария страстно хотела лично участвовать в воздушных боях, чтобы бить врага, став боевым лётчиком-истребителем. Она многократно подавала рапорты о переводе в истребительный полк, и целеустремлённо добилась желанного назначения…

Отрывок из книги воспоминаний полковника в отставке Николая Фёдоровича Исаенко «Вижу противника!» (в годы Великой Отечественной войны Николай Фёдорович Исаенко был заместителем командира 267-го истребительного авиаполка, затем штурманом 236-й истребительной дивизии, а с июня 1944-го командиром 611-го истребительного авиационного полка; на его счету 14 сбитых самолётов противника).

Декабрь сорок третьего остался в памяти ещё и событием, совершившимся во фронтовой судьбе одного замечательного человека, служившего в дивизии. Я имею в виду младшего лейтенанта Марию Ивановну Кулькину, лётчика из звена связи управления дивизии. Ту самую Машу Кулькину, что прилетала за мной в 267-й полк.

Круглолицая, весёлая девушка эта, уроженка города Вольска Саратовской области, перед войной училась в Саратовском медицинском институте, но не меньше, чем медицина, влекло её небо. Неплохая спортсменка, Мария вступила в аэроклуб, научилась летать, а когда враг приблизился к берегам родной Волги, добилась отправки на фронт. Зачисленная в состав 236-й ИАД, не скрывала, что мечтает стать лётчиком-истребителем, не раз подавала рапорты командованию с просьбой перевести её из звена связи в какой-нибудь полк, доверить ей истребитель, но командование рапорты Кулькиной отклоняло: профессия истребителя считалась не женской. Кулькина горячо доказывала, что мужчины неправы: девушки летают на бомбардировщиках, доказали, что могут летать на штурмовиках, докажут, что способны драться и на истребителях. Майора Щирова и меня Кулькина не раз просила замолвить слово перед комдивом. И со временем, понаблюдав за девушкой в боевой обстановке, убедившись, что Кулькина исключительно дисциплинированна, смела, знает технику, обладает неплохой реакцией и осмотрительностью в воздухе, я стал склоняться к мысли, что ей можно доверить истребитель. Щиров пришёл к такому же выводу. А в декабре согласился с нами и полковник Кудряшов. Он подписал приказ о переводе младшего лейтенанта Марии Ивановны Кулькиной в 267-й ИАП, к подполковнику Аритову.

Как радовалась Мария Ивановна, каким счастьем светились её серые глаза! Как быстро она собралась лететь в боевую часть!

С Иваном Ивановичем Аритовым, разумеется, в управлении дивизии состоялся особый разговор. Мы просили его прикрепить к Марии Кулькиной опытного лётчика, лично проследить за тем, как девушка освоит Як-1, просили вводить её в строй постепенно. Аритов в точности выполнил просьбу командования дивизии. Обучал Марию Кулькину полётам на Як-1 и боевому применению этой машины опытнейший лётчик, строгий учитель и экзаменатор, заместитель командира эскадрильи старший лейтенант Дмитрий Дмитриевич Тормахов. Лишь после того, как младший лейтенант Кулькина хорошо освоила Як-1, выполнила множество тренировочных полётов в составе пары и группы, её начали посылать на боевые задания: сначала – простые, не связанные с большим риском, затем – сложные. Исполнение профессиональной мечты совпало у Марии Кулькиной с исполнением личной. Она полюбила командира эскадрильи капитана Юрия Тихоновича Антипова, который сам уже был влюблен в неё. Они стали мужем и женой и, насколько мне известно, единственной в советской авиации семейной парой истребителей. С апреля 1944 года капитан Антипов постоянно летал в паре с Марией, которая надёжно прикрывала мужа.

Супружеской чете по-доброму завидовали, любовались ими….


Младший лейтенант Мария Ивановна Кулькина и капитан Юрий Тихонович Антипов у истребителя Як-1Б «Освобождённый Донбасс» из 3-й эскадрильи 267-го ИАП

 

С утра 20 мая я находился на выездном пункте управления 8-й гвардейской армии генерал-полковника Василия Ивановича Чуйкова. Командир дивизии приказал мне руководить действиями истребителей, прикрывающих наши войска на шерпенском плацдарме. Противник пытался во что бы то ни стало столкнуть армию Чуйкова в Днестр, ликвидировать плацдарм. Даже курган, где находился ВПУ 8-й гвардейской армии, подвергался обстрелу фашистских орудий. Я видел, как стоявшему в двух шагах от генерал-полковника Чуйкова командующему артиллерией армии осколком разорвавшегося снаряда перебило руку. Остальных генералов и офицеров то и дело обдавало каменистой землей, выброшенной взрывами снарядов. Случалось, курган бомбили. Передний же край ревел, сотрясаемый непрерывными разрывами снарядов и бомб.

Примерно в полдень над шерпенским плацдармом появилась восьмерка «Яков», которую вёл капитан Юрий Тихонович Антипов. Ведомой у него была младший лейтенант Мария Ивановна Кулькина. С ними летели ещё три пары. Антипов установил со мной связь. Сообщил, что видит приближающуюся к населённому пункту Кошица группу из двенадцати «Фоккеров», идёт в атаку.

Мы наблюдали, как стремительно бросились на врага «Яки». «Фоккеры» не дотянули до позиций наших войск, торопливо сбрасывали бомбы куда попало. Задымил один, окутался пламенем другой, развалился в воздухе третий гитлеровский самолет...

– Так! Отлично! Герои? – приговаривал, щурясь, генерал-полковник Чуйков.

Выскочившие из облаков два Ме-109 рыскнули к самолёту Антипова. Я предупредил капитана о появлении врага. Меня услышал не только он. Услышала и Мария Кулькина. Не медля, не колеблясь, бросилась она на врагов, открыла огонь, и «Мессеры» тотчас отвернули, взмыли. Антипов был спасён. А в хвост истребителя Марии Кулькиной вышла новая пара «Мессеров», так же неожиданно выскочившая из облаков, как первая.

Прикрыть Марию никто из лётчиков группы не мог: они только-только выходили из атаки на «Фоккеров», находились ниже «Мессеров», уступали им в скорости.

И гитлеровцы сделали своё чёрное дело: залпом из пушек и пулемётов ведущий Ме-109 поджёг машину Марии.

Самое горькое, что можно испытать на войне, это ощущение полной беспомощности, полной невозможности помочь попавшему в беду другу.

До боли в пальцах стискивал я бесполезный микрофон. В моих наушниках слышался сначала тревожный, потом злой, потом отчаянный, повысившийся до крика голос Антипова:

– Маша, прыгай!.. Под тобой свои!.. Прыгай, Маша!

Мария не слышала. Может, была тяжело ранена, может убита наповал: её самолёт падал, совершенно неуправляемый. С ВПУ мы видели, как он врезался в землю.

– Не повезло парню! – сказал генерал-полковник Чуйков.

– Женщине, – поправил я. – Это была женщина, товарищ генерал.

Командующий гвардейской армией повернулся в ту сторону, где упал самолёт Кулькиной, снял фуражку...

Разыскать самолёт отважной лётчицы мы не могли: он упал на территории, занимаемой врагом. Самолёт был обнаружен в долине Тамашлык и поднят с глубины в двенадцать метров лишь много лет спустя, в 1972 году. Нашли «Як» Марии «красные следопыты» Дубоссарского района. Прах Марии Ивановны Кулькиной захоронен на «Кургане Славы», на том самом кургане, откуда 20 мая 1944 года генерал-полковник Чуйков руководил боем.

Долина Тамашлык решением исполкома Дубоссарского районного Совета народных депутатов переименована в Долину Марии. Именем Кулькиной названа одна из школ в городе Дубоссары и школа в городе Вольске, где училась Маша. Перед этой школой установлен бюст лётчицы. Глаза её устремлены в небо высокое, светлое, прекрасное небо Родины, за которую Маша отдала жизнь...

Этот бой с земли наблюдал и её земляк – поэт Николай Ульянович Фёдоров. Позднее, он написал такое стихотворение:


Читаю газетные строки,
Смотрю в небосвод голубой,
И вижу теперь уж далёкий,
Воздушный стремительный бой.

Рвануло багровое пламя,
Отмеченный свастикой бок.
И над родными лугами,
Снижаясь, дымил Ястребок.

Мы ждали, раскроется купол,
Весь полк напряжённо молчал.
Безжалостно, резко и скупо,
Над рощею взрыв прозвучал.

Бессмертьем любви и свободы
Горел небосвод голубой,
И память моя через годы,
Тот бой уносила с собой.


Торжественное перезахоронение останков младшего лейтенанта Марии Ивановны Кулькиной на «Кургане Славы» в городе Дубоссары, август 1972 года

 

Место, где упал сбитый самолёт, находилось на нейтральной полосе. Только через три дня на отбитой у противника территории удалось начать раскопки, но помешали грунтовые воды. Дивизия ушла с боями дальше. И лишь спустя 28 лет, в июле 1972 года, поисковая группа под руководством полковника в отставке Е.И. Красовского начала раскопки в долине Тамашлык. С 8-12 метровой глубины были подняты самолётные пулемёт и пушка, авиационный мотор, пробитая снарядом лопасть винта, окровавленный и прожжённый в нескольких местах парашют, детали шасси, обрывки одежды, а также останки лётчицы. Е.И. Красовский и его помощники сделали большое, благородное дело. Они установили имя славной патриотки Родины, отважной лётчицы Марии Кулькиной, отдавшей молодую жизнь за освобождение Отечества. Останки Марии Кулькиной были перезахоронены на «Кургане Славы» в городе Дубоссары, а долина Тамашлык была переименована в долину Марии. Вечная память павшим за своё Отечество…


На земле Дубоссарской немало холмов,
Но известней других «Курган Славы».
В нём Герои лежат, деревень, городов
Необъятной Советской державы.

Здесь крылатой Марии останки лежат,
Что в небе нашем орлицей сражалась.
Трое сбито врагов, но один за спиной
«Як» внезапно настиг, и судьба оборвалась.

Нарекли её дочерью Волги, Днестра,
Кровно родной Дубоссарцам орлица стала.
Жизнью пламенно яркой, великой своей душой,
Две далёких реки беззаветно она побратала.