MENU

Открытое обращение к Губернатору Брянской области,
Председателю Правительства Брянской области
Богомазу Александру Васильевичу

 

Уважаемый Александр Васильевич, с огромной надеждой на вашу искреннюю, целеустремлённую помощь к вам обращаются брянские ветераны авиации. Личная поддержка главы региона – это особая ценность. Сегодня она нам насущно необходима, и вот почему…

Кровно сопереживая общей смертельной борьбе военного поколения, брянские ветераны авиации с огромным уважением и гордостью чтят память о наших крылатых земляках, с исключительной стойкостью и мужеством сражавшихся в пылающем небе великих и малых войн. У Брянщины славная авиационная история, начавшаяся в 1916 году с 5-го армейского авиапарка, и в прошлом году мы отметили уже её 105-летний юбилей. Преображая небо России талантами ярких профессионалов и отважных воздушных бойцов, Брянщина стала мощной кузницей авиационных кадров с колоссальной плеядой уникальных крылатых Героев. У нас 58 крылатых Героев, воевавших в небе Испании, Монголии, Китая, Финляндии, прошедших Великую Отечественную войну и громивших Квантунскую армию Японии. И 5 Героев-авиаторов новых поколений, ставших достойными наследниками наших фронтовиков. Ключевой опорой, динамичными центрами стремительного становления и бурного развития воздушного флота СССР на нашей малой Родине были сформированная в 1927 году брянская 15-я авиабригада, а также образованные в 1933-1934 годах Бежицкий и Брянский аэроклубы ОСОАВИАХИМа. Они служили увлекающим стартом и школой мастерства для множества преданных своему призванию авиаторов, ставших гордостью страны.

Брянская авиабригада в 30-х годах XX века была стремительным конвейером советских соколов. Проводя войсковые испытания и лидерски осваивая новую авиатехнику, её авиаторы в 1936-1938 годах в первых рядах добровольцев сражались в небе Республиканской Испании и Китая. Вскоре некоторые из них воевали с японскими захватчиками над Халхин-Голом в Монголии и участвовали в Советско-Финляндской войне. Так, первая группа лётчиков, прибывшая в Испанию на И-16 (тридцать один пилот и тридцать самолётов) была из Брянской авиабригады, из которой за время войны в Испании побывало семьдесят девять пилотов. Десять из них стали первыми Героями Советского Союза – «Испанцами». Семнадцать пилотов погибли в боях и катастрофах...

Решительно изменив свою судьбу, выпускники Бежицкого и Брянского аэроклубов ОСОАВИАХИМа стали закалённым стержнем замечательной когорты боевых авиаторов с Брянщины. Как и многие тысячи своих фронтовых соратников, проявив выдающиеся мастерство, упорство, доблесть и героизм в ожесточённой воздушной войне, переломив господство Люфтваффе, они пронзительно продемонстрировали могучему врагу и всему миру поразительную отвагу, стойкость, целеустремлённое самопожертвование и ошеломляющую силу духа крылатых бойцов Красной Армии – революционно быстро, масштабно и крайне своевременно подготовленных советской страной. С глубочайшим почтением мы приводим здесь несколько их имён…

Однокурсник Ивана Никитовича Кожедуба по Чугуевской авиашколе, талантливый, самоотверженный лётчик-штурмовик, трижды награждённый высшей государственной наградой – орденом Ленина – Николай Иванович Чувин. Одиннадцать раз сбитый, четырежды раненный и трижды контуженный, но уцелевший и сам уничтоживший одиннадцать самолётов противника, он гордый участник Парада Победы. Уже в 1941 году (сражаясь под Брянском) сержант Чувин получил личную благодарность от Сталина за уничтожение 19 августа большого склада боеприпасов на станции Зноб – со взрывом огромной силы, едва не погубившим атакующий важную цель Ил-2 и его героического пилота.

Феноменально вернувшиеся в строй, несмотря на увечья после тяжёлых ранений, однорукий волевой фронтовой лётчик Иван Антонович Леонов и Евгений Ефремович Гукалин – с исключительной стойкостью и доблестью сражавшийся на истребителе Ла-5 без утраченной кисти левой руки.

Николай Андреевич Рожнов в интенсивной и яростной штурмовой работе проявил себя не только как грозный боец и искусный авиационный командир. Он ярко выразил себя как лётчик-профессионал высочайшего уровня. На тяжело бронированном Ил-2 Рожнов неоднократно и эффективно участвовал в воздушных боях против существенно превосходящих по численности групп самолётов противника. Уже на повреждённой зенитным огнём машине и с минимальным боекомплектом после проведённых штурмовок. При этом Николай Андреевич вошёл в уникальную плеяду лётчиков, выполнивших гениально выверенный пролёт под мостом. И совершил это в бою на истерзанном вражеским огнём штурмовике Ил-2, с глубокого маневра на больших перегрузках и на предельной скорости! Сбив до этого последним залпом из пушек Messerschmitt Bf.109F «Фридрих» из пытавшейся добить его группы из пяти немецких истребителей. За сбитый «Мессер» и отличную штурмовую работу старший лейтенант Рожнов был награждён 11 июля 1943 года своим первым орденом Красного Знамени.

Легендарный лётчик гражданской авиации Дмитрий Сергеевич Езерский в войну стал гвардейцем авиатранспортной дивизии с сотнями вылетов в ближний и глубокий тыл противника в сложнейших условиях. Он сохранил несколько сотен драгоценных жизней детей блокадного Ленинграда, партизан и бойцов различных спецгрупп, вывезенных им в тыл. Снабжал и спасал югославских партизан в отчаянных вылетах в горы с ювелирной посадкой на неподготовленные площадки. Став примером стойкости, мастерства и мужества, Дмитрий Сергеевич всей своей жизнью воплотил девиз самоотверженного фронтового труженика – сначала мы сделаем самое сложное, а невозможное, чуть позже!

Умелый и отважный штурман летающей лодки МБР-2 Виктор Тимофеевич Чванов с 22 июня 1941 года геройски сражался на Краснознамённом Балтийском флоте в рисковых бомбардировках и разведках войск противника, в глубоких рейдах по тылам врага. А позже, после перевода весной 1942 года в 1 гвардейский МТАП, Виктор Тимофеевич в качестве штурмана ДБ-3Ф особо отличился при полётах на крейсерство и торпедные удары по кораблям и транспортам противника в Финском заливе и Балтийском море – заслужив своей боевой работой всеобщее уважение не только в полку, но и на Балтике, как лучший из лучших мастеров торпедных атак.

Самородки русского неба, одарённые лётчики-истребители и вдохновляющие командиры-лидеры Павел Михайлович Камозин, Владимир Георгиевич Щёголев, Иван Павлович Лавейкин, Вадим Николаевич Бузинов, Игорь Ефремович Кустов, Анатолий Афанасьевич Морозов. Друг грозного воздушного бойца Павла Михайловича Камозина и его соратник по духу и деяниям, Сергей Семёнович Азаров, также поразительная личность в авиации с восхищающими заслугами. Ведь этот скромный и даже застенчивый человек с очень трудным детством, дважды успешно изменил свою судьбу. Причём кардинально. Затем гениально сражался на устаревшем И-16 в непрерывных отступлениях 1941-1942 годов на черноморском побережье. А далее в совершенстве освоил английский «Спитфайр», подготовил на нём своих подчинённых и вновь результативно бил врага из лучших эскадр Люфтваффе. Но несмотря на успешную боевую карьеру, отличные перспективы, и главное – высокие шансы как опытного, виртуозного профессионала лично выжить в воздушном бою 8 мая 1943 года, он не раздумывая отдал жизнь за своего уже сбитого командира… Уникальный человек и боец, дважды за короткую, исключительно напряжённую боевую жизнь представленный к званию Героя. Который с тяжёлыми ожогами трагично умирал в мучениях, терзавших его трое суток – надёжно прикрыв от расстрельного огня истребителей противника своего командира, спускавшегося на парашюте.

Пусть частично повторяясь, среди драгоценных для нас воинских имён, особо отметим ещё семь. Четверо фронтовых авиаторов из Бежицкого и Брянского аэроклубов совершили воинский подвиг, ценой своей жизни громя врага в таранных ударах – это Венедикт Ефимович Ковалёв (14 декабря 1941 года), Константин Фёдорович Ерошкин (10 мая 1943 года), Александр Ильич Петухов (18 июля 1943 года), Илья Борисович Катунин (23 апреля 1944 года). Ещё трое выпускников Бежицкого и Брянского аэроклубов выжили в дерзких таранах самолётов противника – Анатолий Афанасьевич Морозов, Игорь Ефремович Кустов и Евгений Ефремович Гукалин.

Невероятно важно сохранить память о наших крылатых Героях, символично увековечить их подвиги. К майским праздникам брянские ветераны авиации планируют завершить многотрудные работы по возведению в областном центре мемориала «Героям-лётчикам земли Брянской», проект которого был публично представлен ветеранами почти 11 лет назад. С долгожданной радостью весной 2021 года были установлены 26 малых стел архитектурного комплекса в честь Героев-авиаторов Великой Отечественной войны из Бежицкого и Брянского аэроклубов, а также крылатых Героев Брянщины послевоенных поколений. А на недавно смонтированной центральной стеле отныне увековечены имена 63 Героев-авиаторов – наших земляков. Совместно с отзывчивыми патриотами своей малой Родины в будущем мы продолжим заботливое обустройство и развитие созданного воинского мемориала – образно названного «музеем под открытым небом», посвящённым его самоотверженным защитникам. В середине июля мы готовимся торжественно отпраздновать 105-летие со дня рождения дважды Героя Советского Союза Павла Михайловича Камозина и 100-летие со дня рождения Героя Советского Союза Вадима Николаевича Бузинова, а в начале октября – 95-летие создания Брянской авиабригады.


МиГ-29 АГВП «Стрижи» в филигранном строю «Пирамида» на МАКС-2015 в подмосковном Жуковском

 


Салют залпом тепловых ловушек Су-30СМ АГВП «Русские Витязи» на Международном военно-техническом форуме «Армия-2017»

 

Чтобы кардинально преобразить любое из этих знаковых событий, мы просим вашей личной поддержки для участия в праздновании пилотажных групп «Русские Витязи» и «Стрижи» из подмосковной Кубинки. Авиация и героизм – родственные понятия. Брянщина щедро дополнила небо России драгоценным созвездием крылатых Героев, в котором 62 сияющих «Золотых Звезды» и яркая «Двойная Звезда» Павла Михайловича Камозина. Мы мечтаем, чтобы гордую память о них приветствовали пилотажем в нашем брянском небе новые, уникальные российские асы! Испытать вдохновение от ошеломляющего лётного мастерства лучших авиаторов страны, выступающих в честь грозных ратников русского неба. Воочию увидеть преемственность их авиационной школы, поразительный пилотаж тех, кто с ними одной крови.

Александр Васильевич, брянские ветераны авиации тепло приглашают кубинские авиагруппы в Брянск для показательного пилотажа – как особых гостей и участников предстоящих торжеств. Мы очень надеемся на Ваше сердечное содействие в этом. Увы, «Стрижи» ещё никогда не выступали на Брянщине. Их соратники и собратья, «Русские Витязи», были у нас всего один раз – в 2014 году на открытии памятника Юрию Алексеевичу Гагарину в областном центре. А ведь 237-й гвардейский Проскуровский Краснознамённый орденов Кутузова и Александра Невского Центр показа авиационной техники носит имя Ивана Никитовича Кожедуба. И среди брянских крылатых Героев шесть его однокашников по Чугуевской авиашколе. Это Вадим Николаевич Бузинов, Игорь Ефремович Кустов, Александр Захарович Носовец, Павел Фёдорович Шевелёв и однокурсники Кожедуба по предвоенному выпуску 1941 года Николай Иванович Чувин и Борис Михайлович Афанасьев. Также с Брянщины однополчане Ивана Никитовича по 240 ИАП, боевые друзья-соратники Герой Советского Союза Игорь Емельянович Середа и его ведомый Евгений Ефремович Гукалин – по святой воинской совести самоотверженного фронтовика до конца выполнивший суровый воинский долг.

Опалённая многими испытаниями Брянщина и её небесные ратники достойны особого, пронзительно окрыляющего душу и сердце авиационного праздника.
 

С большим уважением к вам как деятельному патриоту, знающему и остро чувствующему безмерную цену свободы нашей Родины, брянские ветераны военной и гражданской авиации.

Февраль 2022 года

 

P.S. 9 марта 2022 года в официальном письме временно исполняющая обязанности заместителя Губернатора Брянской области Татьяна Владимировна Кулешова проинформировала брянских ветеранов авиации:

«Рассмотрев ваше обращение по вопросу проведения на территории города Брянска показательных выступлений пилотажных групп «Стрижи» или «Русские Витязи» сообщаем, что Правительство Брянской области поддерживает инициативу ветеранов авиации о выступлении данных пилотажных групп и готово оказать необходимое административное содействие».