Памятный мемориал крылатым Героям
Наш родной брянский край может и должен по праву гордиться особой авиационной славой и своей гвардией отважных воздушных бойцов. Ведь у Брянска уже вековая авиационная история, с колоссальной плеядой уникальных крылатых Героев.
Вот ключевые вехи нашей поразительной авиационной истории. Сегодня нам точно известно, что в 1916 году в Брянске базировался 5-й авиапарк, расквартированный здесь на время войны. «Авиапарками» в русской авиации тогда называли специализированные предприятия, осуществлявшие ремонт авиатехники в интересах воюющей армии. Командовал этим авиаподразделением в Брянске военный лётчик штабс-капитан Владимир Михайлович Ольховский, который был не только лётчиком, но и талантливым конструктором. В мастерских брянского авиапарка в 1916-1917 годах он занимался ремонтом вышедшей из строя авиатехники. Причём кроме ремонтных работ, Ольховский по личной инициативе и с разрешения командования занялся доработкой и усовершенствованием конструкций самолётов, поступавших в мастерские авиапарка обычным порядком. Но и этим Владимир Михайлович не ограничился, и приступил к созданию самолётов собственной разработки. Одним из сконструированных им в тот период самолётов стал моноплан «Торпедо». Первые полёты одноместного «Торпедо» состоялись на лыжах в начале 1917 года в Брянске. В дальнейшем испытания продолжились в Одессе уже на колёсах.
В июле-августе 1916 года в Брянске при 5-ом авиапарке был сформирован 3-й истребительный авиаотряд, который до начала ноября 1917 года воевал в составе 3-й армии Западного фронта. Поэтому Брянск полноправно входит в знаковую группу городов России, ставших колыбелью отечественной истребительной авиации.
Наличие и участие авиации в наших краях в Гражданскую войну пока остаётся тёмным пятном в истории. Но известно, что уже в 1926 году в Брянске началось строительство аэродрома на поле в двести гектаров между городом Брянском и селом Городище. И с 1-го октября 1927 года под начальством переведённого в Брянск командира 2-й авиабригады Ленинградского военного округа Всеволода Николаевича Лопатина здесь оперативно создаётся 15-я авиационная бригада Украинского военного округа. Её управление формировалось согласно приказу РВС СССР № 704/131 от 1925 года по штату №15/5. С 17-го октября 1927 года стал прибывать личный состав. В это время в бригаду прибыл, тогда ещё малоизвестный командир звена, талантливый военный лётчик Валерий Павлович Чкалов. В будущем инструктор и испытатель, рекордсмен-авиатор, комбриг, депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва, Герой Советского Союза, любимец страны, обладавший исключительным мужеством, настойчивостью и выдержкой. В 1929 году в Брянск на должность командира 15-й авиационной эскадрильи имени «ЦИК СССР» прибыл Евгений Саввич Птухин – незаурядная личность в авиации. Уже в Испании – авиационный советник, заместитель командующего ВВС Республики. В 1941 году генерал-лейтенант, Герой Советского Союза.
Командиром 17-й эскадрильи был Пётр Иванович Пумпур – старый товарищ Птухина. Также известная личность в Советских ВВС. В Испании – авиационный советник. Принимал участие в воздушных боях. Герой Советского Союза с 4-го июля 1937 года.
В бригаде было три эскадрильи, соответствующие предвоенной численности полка каждая. Поэтому бригада соответствовала дивизии. Всего на новом аэродроме базировалось свыше ста истребителей И-2бис (первый советский истребитель, конструкции Григоровича). У каждой эскадрильи был собственный ангар. Это в 1929 то году, такая вновь созданная база!
В Брянске до 1933 года в звене с Владимиром Константиновичем Коккинаки и Виктором Николаевичем Евсеевым летал Степан Павлович Супрун, обучая молодых пилотов. Как и Коккинаки известный в стране лётчик-испытатель. Участник боевых действий в Китае с Японскими ВВС. Герой Советского Союза, депутат Верховного Совета СССР. В те годы у нас летал будущий Герой Советского Союза (с 14-го ноября 1937 года), генерал-лейтенант авиации, лётчик-испытатель, начальник НИИ имени В.П. Чкалова Алексей Сергеевич Благовещенский. В ноябре 1929 года (после юбилейного 25-го выпуска 2-й военной школы лётчиков Красного Воздушного Флота) младший лётчик Алексей Благовещенский прибыл в 15-ю Брянскую истребительную авиабригаду Белорусского военного округа, где 4 года работы в составе звена, эскадрильи и групп более 100 самолётов, сделали из него лётчика, в совершенстве знавшего истребители, поражавшего всех железной выдержкой в воздухе и точным расчётом при маневре. Алексей Сергеевич Благовещенский также уникальная личность в авиации с невероятными заслугами. Например, воюя в Китае, он за короткий срок, сумев создать ударную истребительную группу советских и китайских лётчиков (более 120 самолётов), разгромил лучшие японские эскадрильи: «Воздушные самураи», «Четыре короля неба», «Кисарадзу» и «Сасебо». Совершив 73 боевых вылета и приняв участие в 11 воздушных боях, Алексей Сергеевич лично сбил 7 японских самолётов. Благовещенский особо запомнился противнику за битву 29 апреля 1938 года над Ханькоу в день рождения императора Японии, когда тайно поменяв аэродромы, его группа неожиданным ударом перерезала дорогу армаде бомбардировщиков в сопровождении истребителей. Праздничный «подарок» – 21 сбитый самолёт – на 3 дня погрузил Японию в траур. Когда руководство Китая колебалось, чьи современные самолёты-истребители покупать – западные или советские, Благовещенским был предложен простой выход: организовать соревнования с лётчиками, летавшими на западной технике. При этом дать возможность взаимно изучить чужие самолёты и получить отзывы о нашей технике со стороны. Полетав на британском истребителе-биплане «Гладиатор», он доказал слабость регулировки его крыльев и предложил в присутствии комиссии лётчику, летавшему на «Гладиаторе», полетать на нашем И-16, но тот, по непонятным причинам, отказался. Когда прибыла покровительница китайской авиации мадам Чан Кай-ши, начался демонстрационный пилотаж. Лётчик на «Гладиаторе» искусно показал своё умение и качество самолёта держаться на больших углах атаки. За ним наш лётчик Рахов блестяще выполнил каскад фигур на истребителе И-15. Настала очередь Благовещенского вылететь на И-16. На максимальной скорости бреющего полёта он поставил вертикальную свечу до полной потери скорости, подвёл плавно самолёт к земле и в вертикальной плоскости исполнил ряд фигур при высокой скорости. Всего в 30 метрах от земли заложил двойной вираж с перегрузкой, при которой на крыльях возникли блестящие белые струи. Затем резко погасил скорость и эффектно «притёр» самолёт на 3 точки к земле, остановив его как, послушного коня, у самой кромки поля, где сидела мадам Чан Кай-ши. Встав с места, она восхищённо зааплодировала. На следующий день многие газеты Китая вышли с сообщением: «Русские победили с огромным счётом! Их перевес над западной техникой неодолим!..» Этим восхищением судьба кредитов и крупных поставок была решена в пользу советской техники. «Гладиаторы» были приобретены китайцами в небольших количествах. Всего китайским правительством в дальнейшем было приобретено 287 И-15бис и 197 И-16. Британских «Гладиаторов» Мк.I было поставлено в Китай всего 36 штук…
Брянск территориально вошёл в образованную Западную область с центром в городе Смоленске. С 1-го июня 1936 года бригада называется по новому – 83-я авиационная бригада «имени ПРОФСОЮЗОВ ЗАПАДНОЙ ОБЛАСТИ» в составе 3-х эскадрилий: 40-я, 41-я и 107-я. Бригада как лучшая в Белорусском военном округе являлась неоднократной участницей воздушных парадов в Москве.
С 28-го августа по 3-е ноября 1935 года десять самолётов И-16 постройки завода №39 проходили войсковые испытания в 107-й эскадрилье Брянской авиабригады. Всего было выполнено более пятисот полётов (из них сто ночью), более двух тысяч фигур высшего пилотажа. В отчёте о войсковых испытаниях строевые лётчики давали такую оценку И-16: «Обладает отличными пилотажными качествами». Там же указывалось: «Управление самолётом лёгкое, чувствительно реагирует на малейшее движение рулей».
В период внедрения новой авиатехники, бригаду неоднократно посещал конструктор, «Король истребителей», Николай Николаевич Поликарпов. Встречаясь со строевыми лётчиками, он внимательно выслушивал их замечания по конструкции и характеристикам машины. Анализ этих бесед позволял оперативно изживать обнаруженные дефекты.
В 1936-1938-ом годах лётчики 83-й авиабригады сражались в небе Республиканской Испании и Китая (в Китае с 1937 года). В дальнейшем некоторые из них воевали с японскими захватчиками на Дальнем Востоке у озера Хасан (июль-август 1938 года) и на территории Монголии в районе реки Халхин-Гол (май-сентябрь 1939 года), а также продолжали результативно защищать Китай (вплоть до июня 1940 года). С конца ноября 1939 по середину марта 1940 года выходцы из брянской авиабригады образцово участвовали в Советско-Финляндской войне.
Первая группа лётчиков, прибывшая в Испанию на И-16 (тридцать один пилот и тридцать самолётов) была из Брянской авиабригады, из которой за время войны в Испании побывало семьдесят девять пилотов. Десять из них стали первыми Героями Советского Союза – «испанцами». Семнадцать пилотов погибли в боях и катастрофах.
Погибший в воздушном бою 6 января 1937 года и похороненный в Испании (предположительно на муниципальном кладбище Фуэнкарраль Мадрида), лейтенант Хованский Иван Андреевич стал первым уроженцем Брянщины, удостоенным страной высшей степени отличия своего гражданина – звания Героя Советского Союза.
Брянская авиабригада в 20-30-х годах XX века была стремительным конвейером советских соколов. Она являлась увлекающим стартом лётной службы и школой мастерства для множества преданных своему призванию авиаторов, ставших гордостью страны. Среди служивших в ней лётчиков впоследствии:
– девятнадцати присвоено звание Героя Советского Союза (в том числе десяти нашим «испанцам» – Баланову Никифору Федотовичу, Бочарову Владимиру Михайловичу, Денисову Сергею Прокофьевичу, Колесникову Константину Ильичу, Лакееву Ивану Алексеевичу, Осипенко Александру Степановичу, Тархову Сергею Фёдоровичу, Хованскому Ивану Андреевичу, Черных Сергею Александровичу, Шевцову Петру Фёдоровичу; а также Благовещенскому Алексею Сергеевичу, Коневу Георгию Николаевичу, Козаченко Пётру Константиновичу, Полякову Сергею Николаевичу, Прокопенко Георгию Николаевичу, Птухину Евгению Саввичу, Пумпур Пётру Ивановичу, Семёнову Александру Фёдоровичу, Чкалову Валерию Павловичу);
– двое удостоены этого звания дважды (Денисов Сергей Прокофьевич и Супрун Степан Павлович);
– восемь стали военачальниками в генеральских званиях (Благовещенский Алексей Сергеевич, Денисов Сергей Прокофьевич, Лакеев Иван Алексеевич, Осипенко Александр Степанович, Птухин Евгений Саввич, Пумпур Пётр Иванович, Черных Сергей Александрович, Яманов Валериан Александрович).
Кроме того сражались в Испании, а после боёв на Халхин-Голе представлялись к званию Героя Советского Союза, но не были его удостоены Смирнов Виктор Сергеевич и Степанов Андрей Михайлович. В Брянской авиабригаде проходил службу будущий легендарный полярный лётчик Перов Виктор Михайлович. К сожалению, по сражавшимся в Китае добровольцам из Брянской авиабригады пока только фрагментарная информация. Но точно известно, что на основе её лётно-технических кадров было сформировано несколько подразделений добровольцев…
Прорывной, революционный рост Военно-Воздушных Сил в 30-е годы прошлого века потребовал значительного расширения и улучшения подготовки лётчиков. В стране активно проводилась широкая разъяснительная работа, привлекалось внимание советского народа к авиации. У молодёжи приоритетно формировалось стремление овладеть профессией военного лётчика, посвятить свою жизнь стремительно развивающимся Военно-Воздушным Силам.
В Бежице на базе завода «Красный Профинтерн» в 1932 году открывается планерная станция с единственным планером УП-4, на котором юноши города пробуют свои первые шаги в авиации. На её базе с 10 октября 1933 года начинается создание Бежицкого аэроклуба, и в этом же году на аэродром у села Бордовичи на северо-западной окраине Бежицы прилетают учебные самолёты У-2. Под руководством товарища Сергеева, новый аэроклуб быстро укомплектовывается лётно-инструкторским и техническим составом. В начале 1934 года учреждается ещё один аэроклуб – основанный уже в городе Брянске. Им командует товарищ Гершман, а лётной частью аэроклуба – товарищ Катунин, награждённый нагрудным знаком ОСОАВИАХИМа «За активную оборонную работу» (ЗАОР) высшей степени. Весной 1934 года, вместе с организационным становлением и строительством, на аэродромах Бежицкого и Брянского аэроклубов оперативно начинается захватывающая лётная жизнь. Сотни рабочих парней Бежицы и Брянска увлечённо взялись за овладение самолётом, планером, парашютом. В школах городов действовали сотни авиамодельных кружков. Были открыты филиалы аэроклубов в Клинцах, Дятькове и Жуковке. Началась эра бурного развития авиационного спорта. Юноши, закончившие обучение на самолётах У-2 (По-2), направлялись в военные училища лётчиков. Почти ни в чём не отставали от них и девушки, отважно покорившие небо. Поэтому с Брянской земли вышла такая колоссальная плеяда выдающихся Героев-авиаторов…
Брянские авиаторы в числе первых дрались в небе Испании, Монголии, Китая, прошли Финскую и Великую Отечественную войну так, что более пятидесяти наших земляков-лётчиков стали Героями Советского Союза и получили высшие правительственные награды Югославии и Китая! А после, в мирное время, наши брянские авиаторы совершили подвиги при освобождении захваченного террористами самолёта Як-40 пассажирского рейса Ф-19 и освоении космоса. Высокий профессионализм геройски проявили в Афганистане и в военном конфликте на Северном Кавказе.
Откровенно говоря, хватало боевой работы брянским авиаторам и после разгрома Германии. В послевоенное время в Брянске размещался штаб 7-го корпуса ПВО. На аэродроме базировался полк перехватчиков (вооружённый МиГ-15 и МиГ-17 разных модификаций), в котором были и Герои Советского Союза, и лётчики, воевавшие в пятидесятых годах в Корее. Трое из них позже работали в Брянском авиаотряде гражданской авиации:
– Анатолий Павлович Гоголев – две победы в Корее;
– Николай Петрович Кравцов – три победы в Корее;
– Александр Максимович Кочегаров – пять побед в Корее. Это его самолёт ныне на постаменте памятника лётчикам.
Среди 56 советских лётчиков-истребителей, ставших асами Корейской войны (сбив пять и более самолётов противника), двое уроженцев Брянщины – Сергей Фёдорович Вишняков (шесть воздушных побед) и Виктор Григорьевич Муравьёв (пять воздушных побед).
Осенью 1960-го начальником авиации Брянского истребительного корпуса ПВО был назначен Герой Советского Союза полковник Евгений Георгиевич Пепеляев. В Корейском конфликте он командовал 196-м ИАП, став лучшим асом «секретной войны» советских добровольцев в составе срочно сформированного 64 ИАК. На его счету 23 сбитых американских самолёта – 19 официально засчитаны, а 4 он записал своему ведомому.
В семидесятые годы полк Брянского корпуса ПВО, вооружённый ракетным комплексом С-75, наводил ужас на американских пилотов во Вьетнаме.
В те же годы аэродром осваивал Брянский объединённый отряд Гражданской Авиации, личный состав которого проделал огромную работу в воплощении грандиозных планов народно-хозяйственного развития нашей страны.
В нём трудились такие люди как:
– дважды Герой Советского Союза Павел Михайлович Камозин;
– Герой Советского Союза Иван Андреевич Кашин;
– два кавалера ордена Октябрьской Революции: Герой Социалистического Труда Анатолий Владимирович Григорьев и командир Брянского ОАО Виктор Иванович Горбушин;
– кавалер двух орденов Трудовой Славы Анатолий Семёнович Чувилин, и многие другие отмеченные за свой добросовестный труд…
Увы, мы потеряли военный аэродром с истребителями и ракетчиков ПВО для защиты от вероятного воздушного противника. Брянск сегодня это особо остро чувствует, став вновь пограничным, в соседстве с кроваво воюющей в Донбассе Украиной, получившей индульгенцию от запада на любые преступления. Но обнадёживает приход в Клинцы мотострелковой бригады с Урала в 2016 году и возрождение в Почепе гвардейского самоходно-артиллерийского полка, сохранённая крупная авиабаза в Сеще и близость мобильных частей ВКС в соседних регионах. Специально отметим стержневой для нашего понимания, актуальный, важный акцент, прозвучавший в публичном выступлении Министра обороны Российской Федерации, генерала армии Сергея Кужугетовича Шойгу. Масштабно характеризуя ситуацию на одном из заседаний коллегии оборонного ведомства, он пояснил – «Обстановка, складывающаяся на западном стратегическом направлении, требует от нас непрерывного совершенствования боевого состава войск и системы их базирования». И сообщил, что на территории Западного военного округа с 2016 года было сформировано более 70 соединений и воинских частей, для размещения которых оперативно создаётся вся необходимая инфраструктура…
Чтобы увековечить память об уникальных выпускниках и инструкторах наших аэроклубов, фронтовых Героях-авиаторах, среди которых израненный, но уцелевший, прошедший всю войну, трижды награждённый высшей государственной наградой, гордый участник парада Победы лётчик-штурмовик Николай Иванович Чувин, однорукий волевой фронтовой лётчик Иван Антонович Леонов и Евгений Ефремович Гукалин, мужественно сражавшийся без кисти левой руки на истребителе Ла-5 в эскадрилье Ивана Никитовича Кожедуба, гениальный самородок русского неба, выдающийся лётчик-истребитель, бесстрашный, одарённый боец-лидер и ответственный командир-новатор Павел Михайлович Камозин, уничтожавшие врага в огненном таране Венедикт Ефимович Ковалёв, Илья Борисович Катунин и Александр Ильич Петухов, отважная «ночная ведьма» Антонина Фёдоровна Худякова и другие самоотверженные брянские авиаторы с грозной и героической военной судьбой, «Общество ветеранов авиации имени дважды Героя Советского Союза Павла Михайловича Камозина» выступило с инициативой создания мемориала «Герои-лётчики земли Брянской». Почётные члены организации Герои Советского Союза Виктор Михайлович Афанасьев и Иван Андреевич Кашин, Герой Российской Федерации Юрий Петрович Трегубенков, Герой Социалистического Труда Анатолий Владимирович Григорьев, лично поддержали благородную инициативу создания памятного мемориала.
Фронтовики, Герои-авиаторы Брянщины
Чтить память о своих Героях – святое дело. Гордый дух пионеров становления и бурного развития могучего воздушного флота страны, боевых авиаторов, сломивших воздушное господство Люфтваффе, проявивших невероятную стойкость и жертвенность великого народа ради Победы, создавших уникальную воздушную школу, нам, уважаемые потомки, сегодня трепетно хранить и благодарно использовать в новых испытаниях. Их жажда Победы, характер и решимость, честь и суровая отвага – наша славная, умытая кровью, драгоценная опора.
Уважаемые земляки, призываем вас поддержать старания ветеранов авиации в создании мемориала «Героям-лётчикам земли Брянской». У нас поразительная и славная авиационная история. И сейчас ветеранам и волонтёрам исключительно важна ваша личная поддержка неравнодушных патриотов, любящих свою Родину и ценящих её уникальный, великий дух.