Формирование в Брянске 3-го истребительного авиаотряда
Бушевавшая в глобальном масштабе Первая мировая война привела к быстрому развитию новых типов вооружений, способов ведения боевых действий и передовых родов войск, включая эффективное средство борьбы с противником – авиацию. Для наилучшего решения весьма различных задач оперативно создавались специализированные аэропланы и разрабатывалась тактика их боевого применения. Именно тогда своё экстренное становление прошли новые типы самолётов, появившиеся накануне войны – разведчики, истребители, бомбардировщики и их морские версии, включая самолёты корабельного базирования (в том числе торпедоносцы).
В Первую мировую войну сразу несколько городов Российской империи стали колыбелью отечественной истребительной авиации – и Брянск среди них. К весне 1916 года на фронтах Первой мировой резко обострилась борьба за господство в воздухе. По опыту Франции и Германии в России приступили к созданию истребительной авиации. Предполагалось, что для каждой армии будет сформирован отряд в составе 6 аэропланов истребительного типа, вооружённых пулемётами.
В соответствии с приказом Начальника штаба Верховного главнокомандующего №329 от 12-го (25-го по новому стилю) марта 1916 года три первых русских истребительных авиаотряда (ИАО) были сформированы при авиаротах 2-й, 7-й и 12-й армий (соответственно в Смоленске, Киеве и Пскове). Уже 19-го апреля великий князь Александр Михайлович Романов доложил в Ставку Верховного главнокомандующего генералу от инфантерии Михаилу Васильевичу Алексееву, что «седьмой и двенадцатый отряды истребителей сформированы и выступают по назначению». Создание 2-го ИАО при 2-м авиационном парке в Смоленске было завершено в июле. Формирование остальных девяти авиаотрядов затянулось фактически на полгода из-за нехватки специальных самолётов-истребителей и подготовленных лётчиков. По этим же причинам существенно задержалось и формирование 3-го ИАО в Брянске при 5-ом авиапарке, который обслуживал авиацию 3-й армии. Отряд был готов к перебазированию на фронт только в середине августа. Боевую работу 3-й истребительный авиаотряд начал в районе Ковеля и к началу ноября 1917 года (в ноябре 1917-го года Россия прекратила воздушные действия в войне) на его счету было 9 уничтоженных аэропланов врага. Его первый начальник штабс-капитан Мульков Николай Александрович командовал отрядом с конца июня 1916 года по октябрь 1917-го, когда был командирован в Академию Генерального штаба «для прохождения сокращённого курса». Опытный и отважный военный авиатор, до назначения начальником 3-го ИАО Николай Александрович Мульков стал кавалером четырёх орденов (Святого Станислава 3-й степени, Святой Анны 3-й степени, Святого Станислава 2-й степени с мечами и Святого Георгия 4-й степени). А летом 1917 года он был награждён Георгиевским оружием – за дерзко сбитый 17-го мая 1916 года на двухместном тихоходном разведчике (и лёгком бомбардировщике) «Фарман HF.30» скоростной германский истребитель «Альбатрос D.I».
Аэроплан разведки и связи Farman HF.30 50-го корпусного авиационного отряда; сентябрь 1916 года, Ковельское направление, Волынская губерния. Самолёт-разведчик Farman НF.30 был спроектирован братьями Анри и Морис Фарман в 1915 году по специальному заказу военного ведомства России, сразу закупившего лицензию на его промышленный выпуск. Выполняя функции разведчика, лёгкого бомбардировщика и учебной машины, производившийся во Франции и России Farman HF.30 имел несколько модификаций. Самолёт стал наиболее распространённым аппаратом Русского императорского военно-воздушного флота во время Первой мировой войны, а после 1917 года широко использовался противоборствующими сторонами в Гражданской войне. В военной и гражданской авиации СССР самолёт прослужил до конца 1920-х годов.
17-го мая 1916 года на Farman НF.30 отличился экипаж штабс-капитана Мулькова Николая Александровича. Мужественно выполняя воздушную разведку под зенитным огнём противника, «Фарман» Мулькова был перехвачен истребителем Albatros D.I, который почти в 1,5 раза превосходил его по скоростным характеристикам. Развернувшись на врага, в лобовой атаке метким огнём стрелка-наблюдателя «Фармана» с предельно-близкой дистанции германский истребитель был сбит и упал в районе деревни Стволовичи
Несмотря на отвагу и самоотверженность русских авиаторов, небольшие истребительные авиаотряды, равномерно распределённые по армиям, не могли полноценно сковать действия многочисленной авиации противника и обеспечить нормальную работу своей разведывательной авиации. Командованием было принято этапное решение создавать из корпусных авиаотрядов крупные авиационные объединения уже в составе фронтов. В конце июля 1916 года на Юго-Западном фронте была сформирована специальная истребительная группа из трёх корпусных авиационных отрядов, впоследствии прославившаяся как 1-я Боевая авиационная группа под командованием известного русского аса Александра Александровича Козакова (одержал 17 официальных побед, в том числе воздушным тараном на французском аэроплане «Моран G» сбил германский разведчик «Альбатрос C.I», после чего сумел благополучно приземлиться). С неё начала реализовываться на практике идея завоевания господства в воздухе на отдельных важных участках фронта путём концентрации ограниченных сил истребительной авиации на решающих направлениях.
1916-1917 годы стали самым насыщенным событиями периодом в истории российской истребительной авиации во время Первой мировой войны. В эти два года были сформированы истребительные авиаотряды и группы, разработаны, опробованы и развиты первые тактические приёмы ведения воздушных боёв и первые принципы боевого применения истребительной авиации в составе армий и фронтов. Именно за этот период лётчики России одержали основную часть своих побед в воздушных боях Первой мировой войны.