MENU
Главная » 2020 » Июнь » 23 » К 75-й годовщине Парада Победы
18:26
К 75-й годовщине Парада Победы

Знаковые парады Великой войны

Знаменитый марш войск 7 ноября 1941-го был вовсе не единственным парадом на Красной площади в Великую Отечественную. Ветераны хорошо помнят состоявшийся в 1945-м первомайский парад. Если о первом говорили «С Красной площади – на фронт», то о втором можно было сказать «С фронта – на Красную площадь». Тогда по Красной площади впервые прошли курсанты и пехотинцы в новеньких парадных мундирах, вооружённые самозарядными винтовками СВТ-40, проползли танки Т-34-85 (что примечательно, в огнемётном варианте ТО-34-85) и ИС-2, проехали боевые машины реактивной артиллерии различных типов, в том числе последних образцов – БМ-31-12 и БМ-8-72, а «Студебекеры» US6 прокатили с дальнобойными полевыми пушками БС-3, уже успевшими зарекомендовать себя в борьбе против «Тигров» и «Пантер». Была и воздушная часть с бомбардировщиками, истребителями, штурмовиками. До подписания Акта о капитуляции Германии оставалась ещё неделя, но иногда тот малоизвестный парад 1 мая 1945 года называют первым Парадом Победы. Скорее, конечно, это была генеральная репетиция.

Военный парад на Красной площади 7 ноября 1941 года

 

На первомайском параде 1945 года в Москве Герой Советского Союза гвардии полковник Суховаров Дмитрий Гаврилович жёлтым флажком управления подаёт сигнал «Внимание» перед отдачей команды к началу движения танков ОТ-34-85 и Т-34-85 из состава 512-го отдельного огнемётно-танкового полка. Вскоре, командуя в войне с Японией 204-й танковой бригадой 10-го механизированного корпуса 1-го Дальневосточного фронта, Дмитрий Гаврилович Суховаров будет образцово сражаться в Маньчжурской и Харбино-Гиринской наступательных операциях, за что 20-го сентября 1945 года его удостоят вторым орденом Красного Знамени. А накануне, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19-го сентября 1945 года, сам 10-й механизированный корпус «за образцовое выполнение заданий командования в боях против японских войск на Дальнем Востоке при форсировании реки Уссури, прорыве Хутоуского, Мишаньского, Пограничненского и Дуннинского укреплённых районов, овладении городами Мишань, Гирин, Яньцзи, Харбин и проявленные при этом доблесть и мужество», будет награждён орденом Красного Знамени

 

«Повергнуть с позором к ногам победителей»

Идея проведения Парада Победы 24 июня 1945 года принадлежит Сталину. Через несколько дней после капитуляции Германии он, по воспоминаниям генерала армии Сергея Штеменко, заявил руководству Генштаба: «Нужно подготовить и провести особый парад. Пусть в нём будут участвовать представители всех фронтов и всех родов войск. Командовать парадом назначили Маршала Советского Союза Константина Рокоссовского. В параде под 360 боевыми знамёнами должны были участвовать 10 сводных полков фронтов (по одному от каждого) и сводный полк Военно-морского флота. Сталин также распорядился вынести гитлеровские знамёна и с позором повергнуть их к ногам победителей.

На парад приказали прибыть командующим фронтами и всем командармам, включая воздушные и танковые армии. Личный состав для участия в параде отбирался из числа бойцов и офицеров, отличившихся в боях и имевших награды. Фронтовой сводный полк формировался из пяти батальонов двухротного состава, в каждом положено было иметь шесть рот пехоты, по роте артиллеристов, танкистов и лётчиков и сводную роту кавалеристов, сапёров и связистов. Регламентировалось и личное вооружение: в трёх стрелковых ротах – винтовки, в остальных трёх – пистолеты-пулемёты, у артиллеристов, сапёров, связистов и кавалеристов (при шашках) – карабины за спину, у танкистов и лётчиков – пистолеты.

Проход пеших колонн сводных полков на Параде Победы в Москве 24 июня 1945 года

 

Заместитель Верховного Главнокомандующего Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков принимает парад войск Действующей армии, Военно-Морского Флота и Московского гарнизона в ознаменование победы над Германией в Великой Отечественной войне

 

Сводным полкам, в каждом из которых насчитывалось более тысячи человек, предписывалось прибыть в Москву 10 июня. Здесь же им выдавалось парадное обмундирование образца 1943 года, к пошиву которого был привлечён весь «швейный потенциал» столицы – в первую очередь фабрика «Большевичка». Разместили полки в Чернышевских, Алёшинских, Октябрьских и Лефортовских казармах. К строевым тренировкам облачённые в парадную форму полки приступили на Центральном аэродроме имени Фрунзе.

Всего в параде планировали задействовать 32638 человек пешего и конного состава, подготовить 1266 единиц техники с 4207 членами экипажей и 630 самолётов. Участников подбирали с особой тщательностью. Приоритет отдавали тем, кто проявил на войне мужество и героизм. Имели значение и физические данные. Так, в приказе по войскам 1-го Белорусского фронта от 24 мая 1945 года указывалось, что рост должен быть не ниже 176 см, а возраст – не старше 30 лет. С 10 июня фронтовиков – участников Парада Победы первыми стали награждать медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». А учреждена она была буквально за месяц до парада – 9 мая 1945 года. Попутно проводился обмен орденов и медалей, имевших дефекты, а также вручённых ещё в 1941-1943 годы, на новые, появившиеся после введения орденских планок.

24 июня 1945 года погода выдалась ненастная, шёл дождь. Впрочем, он не смог омрачить торжества. Под бой курантов в 10 часов утра из ворот Спасской башни на белом коне выехал маршал Жуков, к которому для отдачи рапорта устремился другой конник – командующий парадом Рокоссовский. Затем, после сигнала фанфар «Слушайте все!», на Красную площадь вышел сводный военный оркестр (1400 музыкантов) под началом дирижёра генерал-майора Семёна Чернецкого. Окрыляя воодушевлённых победителей, этот гигантский военный оркестр будет играть на протяжении всего парада (замолчал он лишь, когда пошла рота с вражескими знамёнами – её сопровождал только бой 80-ти барабанов). Исполняется мелодия Глинки «Славься, русский народ». После выступления Жукова (с трибуны Мавзолея), артиллерийского салюта и троекратного солдатского «Ура!» под гимн Советского Союза началось прохождение войск действующей армии. Сводные полки во время марша шли в том порядке, в каком фронты располагались во время войны в направлении с севера на юг – от Баренцева моря до Чёрного: Карельский фронт (Маршал Советского Союза Кирилл Мерецков), Ленинградский (Маршал Советского Союза Леонид Говоров), 1-й Прибалтийский (генерал армии Иван Баграмян), 3-й (Маршал Советского Союза Александр Василевский), 2-й (генерал-полковник Кузьма Трубников) и 1-й (генерал армии Василий Соколовский) Белорусские, 1-й (Маршал Советского Союза Иван Конев), 4-й (генерал армии Андрей Ерёменко), 2-й (Маршал Советского Союза Родион Малиновский) и 3-й (Маршал Советского Союза Фёдор Толбухин) Украинские фронты, сводный полк флота (вице-адмирал Владимир Фадеев).

В составе сводного полка 1-го Белорусского фронта при своих 20-ти знамёнах прошла колонна Войска польского, возглавляемая начальником его Генерального штаба генералом брони Владиславом Корчицем – он же генерал-полковник Красной Армии, прослуживший в Польше до 1954 года. Сразу вслед за моряками при смолкшем оркестре на площадь под барабанную дробь вступили 200 солдат, нёсших склонённые к брусчатке немецкие знамёна. Можно сказать, Красную площадь «подмели» регалиями вермахта и ваффен-СС. Штандарты врага были брошены к подножию Мавзолея, и этот легендарный момент парада по сути стал символом триумфа нашей страны в той войне.

Солдаты особой роты со склонёнными штандартами и знамёнами войск нацисткой Германии

 

Шеренги солдат особой роты на Красной площади… По указанию Генерального штаба в Москву из частей 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов (из Берлина и Дрездена) доставили около 900 единиц трофейных знамён и штандартов. Принимал их в спортзале Лефортовских казарм командир 181-го стрелкового полка 291-й стрелковой Гатчинской Краснознамённой ордена Кутузова дивизии полковник Коркишко Архип Семёнович. 200 знамён и штандартов, отобранных затем специальной комиссией, были помещены в специальную комнату и взяты под охрану управлением военного коменданта Москвы. В день Парада Победы их на крытых грузовых машинах доставили на Красную площадь и вручили личному составу особой роты «носильщиков»

 

Особая рота с двумя сотнями склонённых к брусчатке Красной площади знамён и штандартов гитлеровских войск. Специально отметим, что все бойцы особой роты были в перчатках, что символизировало отвращение и брезгливость к нацистским регалиям. После Парада Победы осквернённые перчатки были предали огню

 

Под бой 80-ти барабанов солдаты особой роты бросают на два специальных помоста у подножия Мавзолея Ленина знамёна и штандарты разгромленных гитлеровских войск. Деревянные помосты были установлены для того, чтобы  не осквернять священную землю Красной площади и после Парада Победы их разобрали и предали огню

 

И тачанки, и «Зверобои»

Но марш этим не завершился. Эстафету парада на Красной площади приняли войска Московского гарнизона – сводный полк Наркомата обороны, слушатели военных академий, курсанты, суворовцы и нахимовцы, части войск НКВД. Изящно прогарцевала под «Полюшко-поле» сводная кавалерийская бригада, которую замыкали боевые конно-пулемётные тачанки образца 1926 года с максимами. Прошли инструкторы – проводники служебных собак со своими питомцами (кинологи были при миноискателях). Их участие в параде совершенно справедливо: на счету кинологов и их верных четвероногих соратников во время войны были не только 680 тысяч вывезенных с поля боя тяжелораненых и четыре миллиона обезвреженных мин, но и более 300 уничтоженных танков противника, подорванных ценой жизни служебных собак.

«Военно-техническую» часть парада открыла зенитная артиллерия, во время войны вместе с авиацией ПВО надёжно закрывшая небо над Москвой для вражеских бомбардировщиков. Перед трибунами проследовали самоходные системы – пулемёты ДШК на ЗиС-5 и 25-мм спаренные установки 94-КМ на ЗиС-12, буксируемые 37-мм (61-К) и 85-мм (52-К) зенитные пушки, автопрожекторные станции З-15-4Б и установленные на грузовиках звукоулавливатели ЗТ-2 (в арсенал ПВО уже входили радиолокационные станции и радиопрожекторы, но на параде они не демонстрировались).

Советский «бог войны» был представлен основной линейкой реактивных систем залпового огня – от БМ-8-72 (72 эрэса в залпе) и БМ-13 «Катюша» до тяжёлых БМ-31-12 «Андрюша» на шасси «Студебекер», ствольная артиллерия – 122-мм гаубицами М-30 и пушками А-19, 152-мм МЛ-20, самыми на то время мощными в мире 160-мм миномётами МТ-13, а также орудиями РВГК – 152-мм пушками Бр-2, 203-мм гаубицами Б-4 (обе на гусеничном ходу), 210-мм пушками Бр-17 и 305-мм гаубицами Бр-18 (обе доработанные в СССР ещё до войны, лицензионные, чехословацкие, фирмы «Шкода») – точнее, их стволами на повозках с пневмошинами. Если верить британскому справочнику Military Balance, 3750 М-30, сотня МЛ-20 и 40 переведённых на колёсный ход Б-4М до сих пор находятся в Российской армии на складском хранении. Для стрельбы из МЛ-20 и Б-4М могли использоваться появившиеся в послевоенный период ядерные боеприпасы, а попавшие за рубеж М-30 так и вовсе воюют кое-где до сих пор в локальных конфликтах.

Противотанкисты лихо провезли в сцепе с «доджами три четверти» (WC51) отличные 57-мм пушки ЗиС-2, а системы более крупных калибров были представлены шедевральными 76-мм ЗиС-3 и уже демонстрировавшимися на первомайском параде великолепными 100-мм БС-3. Все эти пушки и сегодня в строю в ряде стран, в частности в Корейской народной армии.

Буксируемая артиллерия на параде имела механизированную тягу – никакой конной, привычной по парадам 30-х годов. И это не только автомобили, но и гусеничные тягачи – могучего вида отечественные довоенные «Ворошиловы» для орудий большой и особой мощности, новые высокоманевренные Я-12, ленд-лизовские «Аллис-Чалмерс» HD7.

За артиллеристами по площади проследовали моторизованные части – мотоциклетный батальон на М-72 с колясками при пулемётах Дегтярёва, лёгкие бронеавтомобили БА-64, мотострелки на «Студебекерах». Десантники проехали на ЗиС-5 с эмблемой парашюта (нужно сказать, на фоне прочей техники смотревшихся довольно архаично – ведь этот заслуженный, воистину героический грузовик, вёл свою родословную от американского «Отокара», лицензия на производство которого в СССР была приобретена в 1928 году).

«Гвоздём» этой части парада стало прохождение бронетехники Красной Армии – средних танков Т-34-85, тяжёлых ИС-2 и всего арсенала самоходок: лёгких СУ-76М, средних СУ-100, тяжёлых «Зверобоев» ИСУ-122 и ИСУ-152. Из-за непогоды пришлось отменить воздушную часть Парада Победы и демонстрацию трудящихся столицы. Всего в историческом параде приняли участие около 35-ти тысяч человек.  К вечеру дождь прекратился, и на улицах Москвы продолжился грандиозный праздник. На площадях столицы гремели оркестры. А ночью московское небо озарил ошеломляющий, уникальный салют – в 23 часа из 100 аэростатов, поднятых зенитчиками, залпами полетели 20 тысяч ракет. На следующий день в Большом Кремлёвском дворце состоялся приём в честь участников Парада Победы.

В кадрах посвящённого параду документального фильма мелькает подобие ухмылки военного атташе Японии, но высокомерно гримасничать азиатским подельникам поверженной гитлеровской Германии оставалось недолго…

Советский Союз сражался с фашистской Германией и её европейскими сателлитами 1418 дней, а Тысячелетний рейх, возводимый нацистами с 1933 года и помпезно провозглашённый Адольфом Гитлером на партийном съезде в Нюрнберге в сентябре 1934-го, просуществовал 12 лет. На оккупированных территориях СССР нацистами и их подручными с изуверской жестокостью было целенаправленно истреблено более 14 миллионов мирного населения, умышленно уничтожено в концлагерях почти 3 миллиона советских военнопленных, 2 миллиона советских граждан мучительно погибли на невыносимых работах в Германии и в захваченных фашистским блоком странах. Всего в Великой Отечественной войне СССР потерял 27 миллионов человек, в том числе при освобождении Европейских государств погибло более 1 миллиона 100 тысяч воинов Красной Армии. Если бы все наши павшие могли пройти по Красной площади в памятном скорбном строю, это пронзительное непрерывное шествие продолжалось бы 19 дней…

Архивные документы о том, как готовили и как провели Парад Победы в 1945 году

Фотоальбом «Парад Победы в Москве 24 июня 1945 года»
 

Нэйрс рапортует Жукову

Вскоре после 24 июня по предложению советского руководства союзники согласились провести совместный с Красной Армией Парад Победы войск антигитлеровской коалиции в Берлине. Его назначили на 7 сентября, проходил он у Бранденбургских ворот. Правда, союзники отказались от участия в параде глав своих государств, поэтому не прибыл на него и Сталин. Он снова поручил принять парад Жукову. Союзники не возражали, а командовал парадом с рапортом Георгию Константиновичу комендант Британского сектора в Берлине генерал-майор Эрик Нэйрс, воевавший в Северной Африке и Италии. Вместе с Жуковым парадные расчёты объехали и поздравили военачальники союзников: генерал армии Дуайт Эйзенхауэр, фельдмаршал Бернард Монтгомери и армейский генерал Жан Мари де Латр де Тассиньи.

Пеший марш на берлинском параде начался с прохождения сводного полка 248-й стрелковой дивизии Красной Армии (из состава 9-го стрелкового корпуса), за ним проследовали сводный полк французской 2-й пехотной дивизии Берлинского гарнизона, французские же «маки», альпийские стрелки и колониальные части, сводные полки британской 131-й пехотной бригады и американской 82-й авиадесантной дивизии – всего пять тысяч солдат и офицеров, из них две тысячи советских.
Прохождение бронетехники открыли союзники – в парадном строю прогромыхали английские танки «Комет» и «Кромвель», броневики «Даймлер», гусеничные бронетранспортёры «Юниверсал кэрриер», американские «Чаффи», полугусеничные (М2) и колёсные («Скаут») бронетранспортёры, бронеавтомобили «Грэйхаунд», 105-мм самоходные гаубицы «Прист» и другие. Но изюминкой парада стал марш новейших советских тяжёлых танков ИС-3. 52 этих стальных богатыря произвели фурор, смешанный как у наблюдавших за парадом берлинцев, так и у союзников с чувством ужаса. Западная броня просто меркла на их фоне. Дотоле невиданные, футуристического облика, с «щучьим носом» и башнями приплюснутой обтекаемой формы русские монстры словно выползли из фантастического романа о будущей войне.

Так оно, наверное, и было. Только из той новой большой войны, которую ИС-3 были призваны предотвратить. И с этой задачей они справились уже на берлинском параде 1945-го.

Главнокомандующий Группы советских оккупационных войск в Германии и глава Советской военной администрации в Германии Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков на трибуне во время Парада Победы союзных войск в Берлине 7 сентября 1945 года. Справа – Верховный Главнокомандующий союзными войсками на Средиземном море британский фельдмаршал Харольд Александер (Harold Rupert Leofric George Alexander). Слева – командующий 3-й армией США военный губернатор Баварии генерал Джордж Смит Паттон (George Smith Patton Jr.)

 

Парад союзных войск в Берлине 7 сентября 1945 года, посвящённый окончанию Второй мировой войны. Колонна из 52 советских тяжёлых танков ИС-3 из состава 2-й гвардейской танковой армии проходит по Шарлоттенбургскому шоссе

 

Колонна тяжёлых советских танков ИС-3 из состава 2-й гвардейской танковой армии на параде союзных войск в честь окончания Второй мировой войны, Берлин, 7 сентября 1945 года

 

Специально отметим, что традиции военных парадов в России – 318 лет!

Парад, безусловно, самый популярный из воинских ритуалов. И по масштабам, включая участие военной техники, и по особой красочности, и по доступности для наблюдения согражданами и иностранными гостями. Зародившись в глубокой древности (по некоторым сведениям, парады устраивали ещё египетские фараоны), в XVIII столетии «ритуал» стал важным подспорьем для полководцев в обучении войск строевым приёмам линейной тактики. Правда, частенько это оборачивалось плац-парадной муштрой. Достаточно вспомнить изнурительные вахтпарады, то есть усложнённый донельзя церемониал развода караулов при Павле I. Особый повод для военных парадов – победы на поле брани и удачное завершение войн. Такие парады тоже давняя традиция Российской армии, заведённая ещё Петром Великим во славу себе, воинству своему и на страх шведам. Самый первый состоялся в Москве 6 декабря (по старому стилю) 1702 года по случаю взятия крепости Нотебург. А 19 марта (по старому стилю) 1816-го после возвращения большей части русских войск из Заграничных походов в Санкт-Петербурге на Дворцовой площади, ещё не увенчанной Александрийским столпом, прошёл большой парад в честь победы над Наполеоном. В отечественной печати тех лет этот день был назван навеки незабвенным. Парад в присутствии императора Александра I и действительно оказался грандиозным – в нём участвовали 32 тысячи солдат и офицеров. По случаю 100-летия изгнания Grande Arme Бонапарта из России исторический военный парад состоялся уже в Белокаменной, на набережной Москвы-реки неподалёку от храма Христа Спасителя. И конечно, самый великий Парад Победы – тот, что был проведён в столице 24 мая 1945 года в честь разгрома фашистской Германии.

Встреча эшелона с воинами-победителями на Белорусском вокзале в Москве 21 июля 1945 года

Просмотров: 2249 | Добавил: kamozin100 | Рейтинг: 5.0/9
Всего комментариев: 0
avatar