MENU
Главная » 2021 » Август » 12 » Поздравляем со 109-й годовщиной создания Военно-воздушных сил России!
00:05
Поздравляем со 109-й годовщиной создания Военно-воздушных сил России!

Сердечно приветствуя своих коллег, мы с огромным уважением и гордостью чтим в этот праздничный день память о наших крылатых земляках, с исключительной стойкостью и мужеством сражавшихся в пылающем небе великих и малых войн. У Брянщины славная авиационная история, начавшаяся в 1916 году с 5-го армейского авиапарка, и в этом году мы отмечаем уже её 105-летний юбилей. Преображая небо России талантами ярких профессионалов и отважных воздушных бойцов, Брянщина стала мощной кузницей авиационных кадров с колоссальной плеядой уникальных крылатых Героев. У нас 58 крылатых Героев, воевавших в небе Испании, Монголии, Китая, Финляндии, прошедших Великую Отечественную войну и громивших Квантунскую армию Японии. И 5 Героев-авиаторов новых поколений, ставших достойными наследниками наших фронтовиков. Ключевой опорой, динамичными центрами стремительного становления и бурного развития воздушного флота СССР на нашей малой Родине были сформированная в 1927 году брянская 15-я авиабригада, а также образованные в 1933-1934 годах Бежицкий и Брянский аэроклубы ОСОАВИАХИМа. Они служили увлекающим стартом и школой мастерства для множества преданных своему призванию авиаторов, ставших гордостью страны.

Решительно изменив свою судьбу, выпускники Бежицкого и Брянского аэроклубов ОСОАВИАХИМа стали закалённым стержнем замечательной когорты боевых авиаторов с Брянщины. Как и многие тысячи своих фронтовых соратников, проявив выдающиеся мастерство, упорство, доблесть и героизм в ожесточённой воздушной войне, переломив господство Люфтваффе, они пронзительно продемонстрировали могучему врагу и всему миру поразительную отвагу, стойкость, целеустремлённое самопожертвование и ошеломляющую силу духа крылатых бойцов Красной Армии – революционно быстро, масштабно и крайне своевременно подготовленных советской страной. С глубочайшим почтением мы приводим здесь несколько их имён...

Однокурсник Ивана Никитовича Кожедуба по Чугуевской авиашколе, талантливый, самоотверженный лётчик-штурмовик, трижды награждённый высшей государственной наградой – орденом Ленина – Николай Иванович Чувин. Одиннадцать раз сбитый, четырежды раненный и трижды контуженный, но уцелевший и сам уничтоживший одиннадцать самолётов противника, он гордый участник Парада Победы. Уже в 1941 году (сражаясь под Брянском) сержант Чувин получил личную благодарность от Сталина за уничтожение 19 августа большого склада боеприпасов на станции Зноб – со взрывом исключительной силы, едва не погубившим атакующий важную цель Ил-2 и его героического пилота.

Феноменально вернувшиеся в строй, несмотря на увечья после тяжёлых ранений, однорукий волевой фронтовой лётчик Иван Антонович Леонов и Евгений Ефремович Гукалин – мужественно сражавшийся на истребителе Ла-5 без утраченной кисти левой руки.

Николай Андреевич Рожнов в интенсивной и яростной штурмовой работе проявил себя не только как грозный боец и искусный авиационный командир. Он ярко выразил себя как лётчик-профессионал высочайшего уровня. На тяжело бронированном Ил-2 Рожнов неоднократно и эффективно участвовал в воздушных боях против существенно превосходящих по численности групп самолётов противника. Уже на повреждённой зенитным огнём машине и с минимальным боекомплектом после проведённых штурмовок. При этом Николай Андреевич вошёл в уникальную плеяду лётчиков, выполнивших гениально выверенный пролёт под мостом. И совершил это в бою на истерзанном вражеским огнём штурмовике Ил-2, с глубокого маневра на больших перегрузках и на предельной скорости! Сбив до этого последним залпом из пушек Messerschmitt Bf.109F «Фридрих» из пытавшейся добить его группы из пяти немецких истребителей. За сбитый «Мессер» и отличную штурмовую работу старший лейтенант Рожнов был награждён 11 июля 1943 года своим первым орденом Красного Знамени.

Легендарный лётчик гражданской авиации Дмитрий Сергеевич Езерский в войну стал гвардейцем авиатранспортной дивизии с сотнями вылетов в ближний и глубокий тыл противника в сложнейших условиях. Он сохранил несколько сотен драгоценных жизней детей блокадного Ленинграда, партизан и бойцов различных спецгрупп, вывезенных им в тыл. Снабжал и спасал югославских партизан в отчаянных вылетах в горы с ювелирной посадкой на неподготовленные площадки. Став примером стойкости, мастерства и мужества, Дмитрий Сергеевич всей своей жизнью воплотил девиз самоотверженного фронтового труженика – сначала мы сделаем самое сложное, а невозможное, чуть позже!

Умелый и отважный штурман летающей лодки МБР-2 Виктор Тимофеевич Чванов с 22 июня 1941 года геройски сражался на Краснознамённом Балтийском флоте в рисковых бомбардировках и разведках войск противника, в глубоких рейдах по тылам врага. А позже, после перевода весной 1942 года в 1 гвардейский МТАП, Виктор Тимофеевич в качестве штурмана ДБ-3Ф особо отличился при полётах на крейсерство и торпедные удары по кораблям и транспортам противника в Финском заливе и Балтийском море – заслужив своей боевой работой всеобщее уважение не только в полку, но и на Балтике, как лучший из лучших мастеров торпедных атак.

Самородки русского неба, одарённые лётчики-истребители и вдохновляющие командиры-лидеры Павел Михайлович Камозин, Владимир Георгиевич Щёголев, Иван Павлович Лавейкин, Вадим Николаевич Бузинов, Игорь Ефремович Кустов, Анатолий Афанасьевич Морозов. Друг грозного воздушного бойца Павла Михайловича Камозина и его соратник по духу и деяниям, Сергей Семёнович Азаров, также поразительная личность в авиации с восхищающими заслугами. Ведь этот скромный и даже застенчивый человек с очень трудным детством, дважды успешно изменил свою судьбу. Причём кардинально. Затем гениально сражался на устаревшем И-16 в непрерывных отступлениях 1941-1942 годов на черноморском побережье. А далее в совершенстве освоил английский «Спитфайр», подготовил на нём своих подчинённых и вновь результативно бил врага из лучших эскадр Люфтваффе. Но несмотря на успешную боевую карьеру, отличные перспективы, и главное – высокие шансы как опытного, виртуозного профессионала лично выжить в воздушном бою 8 мая 1943 года, он не раздумывая отдал жизнь за своего уже сбитого командира… Уникальный человек и боец, дважды за короткую, исключительно напряжённую боевую жизнь представленный к званию Героя. Который с тяжёлыми ожогами трагично умирал в мучениях, терзавших его трое суток – надёжно прикрыв от расстрельного огня истребителей противника своего командира, спускавшегося на парашюте.

Пусть частично повторяясь, в заключение среди драгоценных для нас воинских имён особо вспомним, уважаемые земляки, ещё десять. Четверо фронтовых авиаторов из Бежицкого и Брянского аэроклубов совершили воинский подвиг, ценой своей жизни громя врага в таранных ударах – это Венедикт Ефимович Ковалёв (14 декабря 1941 года), Константин Фёдорович Ерошкин (10 мая 1943 года), Александр Ильич Петухов (18 июля 1943 года), Илья Борисович Катунин (23 апреля 1944 года). Ещё трое выпускников Бежицкого и Брянского аэроклубов выжили в дерзких таранах самолётов противника – Анатолий Афанасьевич Морозов, Игорь Ефремович Кустов и Евгений Ефремович Гукалин.

По данным исследований Александра Петровича Романова в тяжелейших боях лета и осени 1941 года лётчиками-истребителями ВВС Брянского фронта таранами на самолётах МиГ-3 в небе Брянщины были сбиты три многоцелевых Ю-88 («Юнкерс» J.88) противника:
– командиром эскадрильи 42 ИАП старшим лейтенантом Власовым Николаем Ивановичем (19 августа 1941 года в районе станции Жуковка);
– заместителем командира эскадрильи 162 ИАП (из состава 11 САД)  лейтенантом Козловым Николаем Александровичем (24 сентября 1941 года в 30 километрах западнее Брянска);
– штурманом 274 ИАП из состава 11 САД старшим лейтенантом Полухиным Александром Михайловичем (25 сентября 1941 года в 20 километрах западнее аэродрома Локоть). Израненные, но уцелевшие, после лечения в госпиталях они продолжили самоотверженную боевую работу...

Невероятно важно сохранить память о наших крылатых Героях, символично увековечить их подвиги. Брянские ветераны авиации совместно с отзывчивыми патриотами Брянщины планируют завершить в этом году возведение архитектурного комплекса в их честь в сквере «имени Павла Михайловича Камозина». Мы очень надеемся на заинтересованное содействие вас, уважаемые земляки, в этой непростой работе по созданию этого воинского мемориала – образно названного «музеем под открытым небом», посвящённым его самоотверженным защитникам.

С праздником, друзья, с Днём Военно-воздушных сил России!

Просмотров: 579 | Добавил: kamozin100 | Рейтинг: 5.0/9
Всего комментариев: 0
avatar