MENU
Главная » 2018 » Апрель » 16 » Поздравляем со столетием со дня рождения Героя Советского Союза Василия Александровича Мордина!
22:49
Поздравляем со столетием со дня рождения Героя Советского Союза Василия Александровича Мордина!

Поздравляем жителей Брасовского района, Брянской и Ленинградской областей, Крымчан со столетием со дня рождения морского лётчика, Героя Советского Союза, майора Василия Александровича Мордина!

 

 

Командир 4 АЭ 574 МТАП ВВС Северного флота, Герой Советского Союза майор Василий Александрович Мордин. Прошёл всю войну, с первых дней участвуя в боях в составе ВВС Балтийского, а с сентября 1941 – в составе Черноморского флота.

Награждён орденом Ленина (№8868 24.07.1943 года), двумя орденами Красного Знамени (09.01.1942 и 09.08.1942 года), орденом Александра Невского (06.11.1944 года), медалями «Золотая Звезда» (№1047, 24.07.1943 года), «За оборону Одессы» (26.09.1943 года), «За оборону Севастополя» (24.07.1943 года), «За оборону Кавказа» (07.03.1945 года), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» (вручена 10.05.1946 года), «За боевые заслуги» (№2695725, вручена в 1945 году), «30 лет Советской Армии и Флота» (вручена в июле 1948 года), а также награждён орденом Британской империи 5-й степени (в январе 1944 года – вручён 15.05.1944) и болгарской медалью «Отечественная война 1944-1945 годов» (вручена 08.02.1949 года).

Всего за время войны Василий Александрович Мордин совершил 299 боевых вылетов на самолётах ДБ-3Ф, Пе-2 и Пе-3, «Бостон» Mk.III и «Бостон» A-20 (Douglas DB-7/A-20 «Havoc»/«Boston»). После войны, завершив обучение на высших офицерских курсах (с лётной программой в период с августа по декабрь 1946 года на самолётах УПе-2, Пе-2 и По-2), Василий Александрович служил в авиации Северного флота. 7 июля 1949 года, в 31 год, командир 4 АЭ 574 МТАП ВВС Северного флота, Герой Советского Союза майор Василий Александрович Мордин трагически погиб в авиационной катастрофе во время учебного полёта в районе военного аэродрома острова Ягодник Архангельской области. Захоронен в Севастополе, на Мемориальном братском кладбище Великой Отечественной войны посёлка Дергачи (место №11, ряд №8 правого сектора). Его бюсты установлены на Аллее Героев в посёлках Новофёдоровка Сакского района Крыма и Локоть Брасовского района Брянской области.

Василий Александрович Мордин родился 18 апреля 1918 года в селе Хотеево ныне Брасовского района Брянской области в крестьянской семье. Русский. Закончив хотеевскую 7-летнюю школу, поступил в Брасовский сельскохозяйственный техникум, где учился на землеустроителя, проявляя неистощимую тягу к знаниям, спорту и упорному труду. В 1936 году Василий Мордин круто изменил свою судьбу, решительно и бесповоротно связав её с авиацией флота – по комсомольскому набору он становится курсантом военно-морского авиационного училища в Ейске (ВМАУ имени И.В. Сталина), которое успешно окончил в октябре 1939. Так в жизни Василия Александровича появились две похожие, покорившие навсегда его сердце стихии – небо и море. Им он уже не изменял никогда…

 


Лейтенант Василий Александрович Мордин, 1939 год

 

Выпускник с общим налётом в 67 часов (на самолётах У-2 и МБР-2), лейтенант Мордин был направлен на Балтийский флот, в 15-й отдельный морской разведывательный авиационный полк (ОМРАП) – на должность младшего лётчика 3 АЭ. 15-й ОМРАП ВВС Краснознамённого Балтийского флота был сформирован в январе 1938 года. В состав полка входили две авиационные эскадрильи на летающих лодках Че-2 (МДР-6, морской дальний разведчик) и одна авиационная эскадрилья (3 АЭ, в которую и пришёл Василий Александрович) на летающих лодках МБР-2 (морской ближний разведчик). Боевое крещение 15-й ОРАП получил в войне с белофиннами в период с 30 ноября 1939 года по 13 марта 1940 года, совершая вылеты на воздушную разведку и спасение экипажей наших самолётов, сбитых противником. В июле 1940 года Мордина перевели в 57 БАБ (бомбардировочный авиационный полк) – вначале в 5 АЭ на самолёт СБ (скоростной бомбардировщик, разработанный ОКБ Архангельского), а в ноябре 1940 года в 4 АЭ, где с февраля 1941 он начал летать на ДБ-3Ф (дальний бомбардировщик Ил-4).

Войну Мордин встретил на ДБ-3Ф в составе 57 бомбардировочного авиационного полка Балтийского флота (аэродром Котлы, аэродром Копорье, аэродром Ратчино; командир – полковник Евгений Николаевич Преображенский), входившего в 8 БАБ (бомбардировочную авиационную бригаду). На 22 июня 1941 года 8-я бомбардировочная авиационная бригада ВВС Краснознамённого Балтийского флота (КБФ) базировалась в Ленинградской области на аэродромах Беззаботное, Керстово, Котлы, Копорье, Клопицы, Ратчино, имея на вооружении 15 СБ (из них два неисправных), 61 ДБ-3 (из них 4 неисправных) и 21 ДБ-3Ф при 115 лётчиках.

24 июня 1941 года в полном составе (70 самолётов) была поднята для уничтожения морского десанта, обнаруженного в двадцати милях севернее Либавы, однако десант обнаружить не удалось и самолёты нанесли удар по запасной цели – порту Мемель. Во время вылета было потеряно 2 самолёта. До конца июня 1941 года бригада была задействована против Финляндии: наносила бомбардировочные удары по аэродромам, бомбила пушечный завод в Турку, ставила ночью с воздуха мины на подходах к морским базам Хельсинки, Котка и Турку.

30 июня 1941 года в полном составе, без истребительного прикрытия, бригада наносила удар по переправам немецких войск через реку Западная Двина в районе Даугавпилса – при этом налёте понесла очень большие потери: в бригаде осталось только 37 бомбардировщиков ДБ-3 и ДБ-3Ф, и 2 СБ.

Весь июль 1941 года бригада действовала в основном в интересах Северо-Западного фронта, нанося бомбовые удары по войскам противника в районе Луги, Осьмино, Кингисеппа, Гдова, озера Самро, Пскова, Порхова, Дно, Таллина, предпринимались попытки бомбардировки порта Мемель.

13 июля 1941 года бригада в Рижском заливе нанесла удар по крупному конвою противника, в составе сорока кораблей, идущих с войсками, вооружением и боеприпасами из Либавы в Ригу.

Также бригада, всё время с начала войны, осуществляла разведывательные вылеты.

В ночь на 8 августа 1941 года 1-й минно-торпедный авиационный полк из состава бригады, на основе которого была создана особая группа, нанёс с острова Сааремаа первый бомбовый удар по Берлину…

57-й бомбардировочный авиационный полк ВВС ВМФ по состоянию на 9 июня 1941 года имел 4-х эскадрильный состав (без 1-й АЭ). На вооружении полка было 15 СБ, 9 ДБ-3Ф и 12 ДБ-3, боеготовых экипажей – 44. 2-я АЭ 26 июня 1941 года перебазировалась на аэродром Кагул (остров Эзель) и была включена в состав авиагруппы БОБР (авиагруппа береговой обороны Балтийского района, основной целью которой являлось прикрытие кораблей, действующих в районе Рижского залива, прикрытие Моонзундских островов и уничтожение плавсредств противника в Ирбенском проливе и в Рижском заливе). 19 июля 1941 года в состав полка вошла эскадрилья Ил-2 под командованием капитана Барабанова. В августе 1941 года, непосредственно в полку, была сформирована вторая эскадрилья Ил-2, а все бомбардировщики ДБ-3 (26 единиц) были переданы в 1 МТАП ВМФ. Фактически полк был переформирован в штурмовой 57 ПШАП ВМФ, выйдя из состава бомбардировочной и минно-торпедной авиации.

Младший лётчик 4 АЭ 57 БАП Василий Мордин в составе группы и одиночно выполнил 13 боевых вылетов на бомбардировку военно-морских баз, аэродромов и промышленных объектов в Финляндии (города Котка, Турку, Або), бомбил войска и технику противника под Двинском, Псковом, Островом, выполнял задания по разведке в интересах Балтийского флота и Ленинградского фронта. К осени 1941 года линия фронта в районе Ленинграда несколько стабилизировалась, и появилась возможность переформировать потрёпанные в боях части Балтийской авиации. Мордин был направлен для выполнения спецзадания в Москву по разведке аэродромов противника на самолёте Пе-2 (пикирующий бомбардировщик ПБ-100, разработанный ОКБ Петлякова). Но после трёх вылетов (20, 24 и 25 августа) ему изменили задание, и 30 августа 1941 года Мордина перенаправили перелётом через Ейск и Качу на Чёрное море.

С сентября 1941 Василий Александрович на Черноморском флоте, где он проявил высокий профессионализм и выдающиеся командирские качества, личное мужество и отвагу, участвуя в героической обороне Одессы, Крыма и Севастополя, отчаянно самоотверженной, переломной обороне Кавказа и трудном освобождении Кубани, Крыма, Украины, Бессарабии, Румынии и Болгарии. Став примером исполнения служебного долга, результативным воздушным бойцом, специалистом бомбо-штурмовых наземных и морских ударов, мастером успешного выполнения любых сложных задач по разведке, как на коммуникациях, так и в тылу противника – в интересах кораблей флота, бомбардировочной авиации и сухопутных войск. Умело организуя интенсивную, эффективную и слаженную боевую работу своих экипажей и подразделений, Василий Александрович Мордин в ВВС Черноморского флота прошёл доблестный, тяжёлый путь от лётчика 40 авиационного полка 63 бомбардировочной бригады до инспектора по технике пилотирования 13-й пикирующей авиационной Севастопольской дивизии...

 


Бомбардировщик ДБ-3Ф (Ил-4) ВВС Черноморского флота в полёте, 1943 год

 


Подготовка торпедоносца ДБ-3Ф (Ил-4Т) к боевому вылету

 


Советский бомбардировщик Пе-2 командира авиаэскадрильи в полёте, 1943 год

 


Эскадрилья советских пикирующих бомбардировщиков Пе-2 бомбит железнодорожный узел, июнь 1944 года

 


А-20В «Бостон» 3-й эскадрильи 8-го гвардейского БАП 221-й БАД 16-й ВА 1-го Белорусского фронта и его экипаж. Орловско-Курская дуга, аэродром Задонск

Просмотров: 1566 | Добавил: kamozin100 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar