MENU
Главная » Статьи » Иные статьи

Человек-легенда и самолёт

Человек-легенда и самолёт

28 февраля 2012 года исполнилось 95 лет легендарному пилоту гражданской авиации, участнику Великой Отечественной войны, Герою Советского Союза Дмитрию Сергеевичу Езерскому.

Легендарный пилот Д.С. Езерский награждён орденом Ленина, орденом Боевого Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом «Знак Почёта», 14 медалями, в том числе «За оборону Ленинграда», «За оборону Севастополя», «Партизану Отечественной войны» I степени, югославским орденом Партизанской Звезды I степени, удостоен звания «Почётный пилот ВВС Югославии» с золотым нагрудным знаком и дипломом, орденом «Знак Почёта», нагрудным знаком «Отличник Аэрофлота», многими медалями. Одному из первых самолётов «Сухой Суперджет 100» авиакомпании «Аэрофлот» присвоено имя «Дмитрий Езерский».

За героизм и мужество в годы Великой Отечественной войны 15 лётчиков из фронтовых частей ГВФ были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. К сожалению, Дмитрий Сергеевич остался единственным в живых из этой героической когорты.

Дмитрий Езерский родился в рабочем посёлке Жуковка Брянской области в семье железнодорожника, это был третий ребёнок в семье. Однажды увидев прилетевший в Жуковку самолёт У-2, на котором пилот покатал местных пацанов, в том числе и его, он решил связать свою судьбу с бескрайним небом. В 1938 году после окончания Батайской авиашколы ГВФ Езерский был направлен в Уфу, 209-й авиаотряд Уральской авиагруппы Западно-Сибирского управления ГВФ, где выполнял полёты на самолёте У-2, как правило, на малых высотах.

14 июня 1941 года его, как и других пилотов ГВФ, работавших в санитарной и сельхозавиации, перебазировали под Киев в распоряжение формировавшейся Киевской авиагруппы особого назначения ГВФ при штабе Юго-Западного фронта. 22 июня 1941 года Д.С. Езерский выполнил полёт на один из аэродромов у западной границы СССР. Вскоре его назначили командиром звена, он выполнял воздушную разведку, доставку медикаментов для обороняющихся в тяжёлых боях бойцов Красной Армии под Харьковом. За период с 23.07.1941 по 05.06.1942 года на самолётах типа У-2 Езерский налетал 759 часов 30 минут, выполнил 312 боевых вылетов.

После переучивания на Ли-2 Д.С. Езерского перевели в Московскую авиагруппу особого назначения, во Внуково. В ноябре 1943 года к ним на базу прилетел командующий 4-й воздушной армией генерал К. Вершинин. Он попросил командиров эскадрилий вывезти более трёх сотен изголодавших и измождённых детишек с базы партизан в Крыму, недалеко от Симферополя. Вершинин не приказывал, понимая всю сложность посадки в горной местности. Командир авиагруппы Г.А. Таран, впоследствии Герой Советского Союза, вызвал Д.С. Езерского, объяснил условия предстоящего ночного полёта с посадкой на небольшое плато в горах ограниченных размеров с покатом вправо, впереди лощина. С учётом большого риска для безопасности полёта он принял решение лететь в составе экипажа вместе с Д.С. Езерским в кресле второго пилота. Рискованная посадка была произведена с первого захода, уход на второй круг исключался по условиям горного рельефа местности. Всего экипаж Д.С. Езерского выполнил 5 полётов, перевёз 250 детей.

Вслед за ним полёты в этот партизанский лагерь выполнили и другие экипажи. Командир корабля Д.С. Езерский был представлен к званию Героя Советского Союза, но представление затерялось до 1945 года.

Затем эскадрилью Д.С. Езерского перебазировали на аэродром близ станции Хвойная, под г. Ленинградом, в 30 км от Ладожского озера. Он выполнил около 15 рейсов в дневное время в блокадный Ленинград на авиаплощадку Сосновая, когда ещё не замёрзла «дорога жизни» через Ладожское озеро. Доставлял продукты, обратно брал 30 человек в каждом полёте – раненых и истощённых жителей Ленинграда.


Музей "Дорога жизни", посёлок Осиновец

С июня 1944 по январь 1945 года в составе эскадрильи транспортных самолётов 10-й гвардейской авиатранспортной дивизии ГВФ Д.С. Езерский выполнял полёты с советской авиабазы Бари (Италия) в тыл противника в расположение Народно-освободительной Армии (НОА) Югославии. В августе 1944 он совершил полёт на неподготовленный аэродром в горах к югославским партизанам. Так продолжалось до тех пор, пока отряд партизан не был полностью обеспечен боеприпасами и продовольствием. Обратными рейсами вывозили раненых. Войска НОА Югославии и партизаны вели в конце 1944 года боевые действия в районах с очень сложным горным рельефом. Чтобы добраться до них, создавались посадочные площадки всего в нескольких километрах от немецких позиций, в долинах рек, в ущельях. Подходы к ним были очень трудны, от пилотов требовались не только высокая техника пилотирования, отличная штурманская подготовка, но и смелость, осмотрительность. На некоторые площадки, на которые умело сажали свои самолёты советские лётчики, англичане и американцы, также помогавшие в то время югославам, приземляться не решались.

Всего за время войны Д.С. Езерский выполнил 226 ночных полётов, из них 88 с посадкой. В том числе 137 из Внуково к партизанам Белоруссии, из них 8 с посадкой.

Приведу извлечение из боевой характеристики:

«…В авиагруппе Особого назначения с 10 июля 1944 года. При выполнении полётов в тыл противника в расположение Народно-освободительной Армии Югославии проявил выдающееся мужество, настойчивость и отличную технику пилотирования. С 5 октября по 2 декабря, как лучший командир корабля был выделен со своим экипажем в распоряжение Верховного штаба Народно-освободительной Армии Югославии. За время своей работы в авиагруппе гвардии старший лейтенант Езерский произвёл 66 успешных боевых вылетов в тыл противника, налетав при этом 263 часа боевого налёта. Из них 47 с посадкой в расположении партизанских частей…. За первые 41 успешный боевой вылет, из них 22 с посадкой в тылу противника, был представлен к правительственной награде и званию Героя Советского Союза….».

Представление к званию Герой Советского Союза

 

 

После Великой Отечественной Войны Езерский был командиром корабля, заместителем командира лётного отряда в авиагруппе международных воздушных сообщений. В составе отдельного авиаотряда № 235 выполнял задания по обслуживанию правительственных делегаций страны, инспекторскую работу в ГУГВФ, МГА, был преподавателем в УТО ЦУМВС.


ПС-84 (Лицензионный ДС-3)

Из ходатайства командира отдельного авиаотряда 235 полковника Б.П. Бугаева о назначении Д.С. Езерскому персональной пенсии:

«Командир корабля Езерский в числе первых экипажей Аэрофлота был зачислен в июне месяце 1956 года в 235-й отряд для выполнения специальных лётных заданий. …Езерский выполнил лично со своим экипажем свыше 30 специальных лётных заданий с правительственными делегациями СССР и зарубежных стран. В числе первых экипажей на самолёте Ил-14 выполнял специальные полёты в Йемен, Вьетнам, Китай, Швецию, Болгарию, Данию, Ирландию и другие страны. Все указанные особые полёты выполнены с высокими оценками со стороны главных пассажиров. …Тов. Езерский беспрерывно работает в системе ГВФ свыше 25 лет, из них 21 год на лётной работе. За время лётной работы налетал безаварийно свыше трёх с половиной млн. км. За весь период работы в ГВФ характеризуется только с положительной стороны…. »

С 1960 по 1977 год Д.С. Езерский работал в ГУГВФ и МГА СССР. Это были годы интенсивного развития ГА, необходимо было решать вопросы обеспечения безопасности полётов, в том числе при УВД.

Состояние кадров УВД было критическое: низкая укомплектованность, большая текучесть, отсутствие каких-либо льгот. Я не мог представить, что судьба близко сведёт меня с Дмитрием Сергеевичем. После перевода из Казахского УГА в Москву (НЭЦ АУВД, ОДСтрой АС УВД «Теркас») по роду своей деятельности взаимодействовал с руководящим и инспекторским составом УДС МГА. Летом 1975 года состоялось личное знакомство с Дмитрием Сергеевичем, потом – совместная работа в УДС.

Несмотря на его легендарность, он – скромный человек. Никогда не кичится героическими подвигами, обладает необычным чувством юмора.

Спустя десять лет, как Д.С. Езерский перешёл из МГА на другую работу, были положительно решены многие вопросы УВД:

– на базе учебных заведений ГА была организована подготовка классных специалистов УВД, что позволило повысить укомплектованность;
– внедрён график работы службы движения в шесть смен, введены надбавки к должностному окладу специалистам УВД за высокий уровень подготовки и их квалификации, пенсия за выслугу лет;
– на диспетчеров, непосредственно осуществляющих УВД, распространены льготы по оплате путёвок на санаторно-курортное лечение, предусмотренное для лётного состава. Введено в действие Положение о нагрудном знаке «За безаварийное УВД»;
– введена пенсия за выслугу лет для работников, осуществляющих УВД. Установлены для РП надбавки за класс квалификации в размерах, предусмотренных для диспетчеров, непосредственно осуществляющих УВД;
– диспетчерам УВД на АС УВД установлены дифференцированные доплаты за интенсивность труда в размере до 12% должностного оклада;
– диспетчерам УВД установлен дополнительный отпуск до 33 рабочих дней и продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю.

В решении этих и других актуальных для службы движения ГА проблем трудно переоценить заслуги Д.С. Езерского.

 

Уйдя на заслуженный отдых, Езерский не теряет связи с коллегами по работе в МГА СССР. Если позволяет здоровье, он принимает активное участие во встречах с ветеранами-движенцами центрального аппарата ГА. Он всегда является душой нашей компании ветеранов.
Хотелось бы пожелать уважаемому Дмитрию Сергеевичу крепкого здоровья на долгие годы, семейного благополучия, счастья и удач!

Евгений Королёв, заместитель председателя ветеранской
организации центрального аппарата ГА
(РОО «Авиаветеран»)

AEX.Ru

 

P.S. 22 января 2014 года Дмитрий Сергеевич Езерский ушёл из жизни последним из славной когорты пилотов гражданской авиации - фронтовых Героев Советского Союза. Имя легендарного пилота навсегда останется в истории отечественной гражданской авиации, память о нём сохранится в сердцах всех, кто его лично знал, и, конечно, в наших сердцах благодарных потомков.

Категория: Иные статьи | Добавил: kamozin100 (11.10.2017)
Просмотров: 1626 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar