Главная » Статьи » Иные статьи |
Герой воздушной разведкиВиталий Дмитриевич ОрловОрлов Виталий Дмитриевич – командир звена эскадрильи истребителей 98-го отдельного корректировочно-разведывательного Пражского ордена Кутузова авиационного полка Главного командования ВВС Красной Армии, старший лейтенант. Родился 15 апреля 1923 года в посёлке Белые Берега (ныне посёлок городского типа, подчинённый Фокинской районной администрации города Брянска) в семье бригадира заготовителей шахтного леса. Русский. В 1931-1933 годах семья жила в Свердловской области, а после смерти отца, мать с тремя малолетними детьми переехала обратно в Брянскую область и поселилась в городе Карачев. Позже, Виталия (старшего сына) взял на воспитание дядя, и в 1935 году он переехал к брату отца в посёлок Старая Купавна Московской области. Быстро возмужавший, активный и самостоятельный Виталий рано проявил целеустремлённый характер лидера – в пионерском лагере он возглавлял совет отряда, первым сдавал нормы по военно-спортивной подготовке и добился желанных значков БГТО, ПВХО, ГСО. После окончания школы (сейчас это школа № 22) он поступил в Московский индустриально-инструкторский техникум, но проучился там немного – его жизненный выбор определила покорившая юношеское сердце встреча с авиацией. Ведь совсем рядом были аэродромы в Монино и Чкаловский. Воплощая решение стать военным лётчиком, в том же 1940 году, после окончания 8-го класса, по путёвке Ногинского райкома комсомола Виталий Орлов поступает в Реутовский аэроклуб на станции Чёрное (филиал Ногинского аэроклуба). И освоив легендарный У-2 (По-2), в марте 1941 года успешно завершивший курс обучения, Виталий Орлов был направлен в Качинскую военную авиационную школу лётчиков. 15 апреля 1941 года курсант Виталий Дмитриевич Орлов принял военную присягу и отметил своё 18-летие… С началом Великой Отечественной войны обучение в школе было приостановлено, а курсантов направили на строительство оборонительных сооружений в Севастопольском оборонительном районе. В августе 1941 года авиационная школа была перебазирована в посёлок Красный Кут Саратовской области. Там курсанты всю осень и зиму использовались для строительства зданий и сооружений своей школы, а в марте 1942 года приступили к освоению истребителя И-16. После окончания курса обучения на этом истребителе, они начали освоение британского истребителя «Харрикейн» и параллельно (для желающих) – отечественного истребителя Як-7. Виталий Дмитриевич быстро освоил и «Харрикейн» и Як-7. В июле 1943 года он был выпущен из авиашколы и направлен на Центральный фронт, где в составе пополнения попал в 133-й истребительный авиационный полк 234-й истребительной авиационной дивизии. С пополнением из 12 лётчиков младший лейтенант Орлов прибыл в августе месяце на аэродром Дягилево под Рязанью, где 133-й ИАП находился на переформировании. Младший лейтенант Орлов попал в состав 3-й АЭ, которой на тот момент командовал капитан Оводов Я.Л., в звено лейтенанта Глазова Н.В. С 14 августа по 26 сентября 1943 года 133-й ИАП 234-й ИАД находился в резерве СВГК (Ставки Верховного Главнокомандования) на аэродроме Дягилево, где перевооружился на истребители Як-9Т (танковый – модификация серийного Як-9 с мотор-пушкой калибра 37 мм). В начале октября 1943 года полк прибыл на полевой аэродром под Севском, Брянской области. 1 октября 133-й ИАП в составе 234-й ИАД 6-го ИАК 16-й ВА приступил к боевой работе на Центральном фронте на новых Як-9Т. Однако молодого лётчика долгое время не пускали на боевые задания, и только 21 октября, младший лейтенант Орлов совершил свой первый боевой вылет. В это время, начиная с 15 октября, войска Центрального фронта при поддержке авиации начали операцию на лоевском направлении по форсированию Днепра и захвату плацдарма на его западном берегу. Над переправами через реку Днепр разгорелись ожесточённые воздушные бои. Авиация противника любыми способами стремилась уничтожить переправы и усложнить тем самым снабжение наших войск на захваченных плацдармах на западном берегу Днепра.
Однако долго повоевать Орлову не пришлось. 28 октября восьмёрка Як-9Т под командованием капитана Оводова вылетела на прикрытие переправ через реку Днепр в районе города Лоев. Вскоре советские истребители были наведены на большую группу пикирующих бомбардировщиков Ju.87, которые шли на бомбёжку переправ в сопровождении истребителей Fw.190. В этом вылете младший лейтенант Орлов был ведомым у командира звена лейтенанта Николая Глазова. Орлов обеспечил своему ведущему победу над одним Fw.190. Однако, прикрывая ведущего, Орлов сам попал под атаку двух «Фоккеров». Самолёт был подбит, а лётчик ранен осколками разорвавшегося в кабине самолёта вражеского снаряда. С трудом Орлов перетянул Днепр и совершил вынужденную посадку в районе окопов первой линии обороны наших войск. При посадке «Як» скапотировал и полностью разрушился. Подбежавшие пехотинцы быстро извлекли из разбитой кабины самолёта раненного лётчика, находившегося без сознания, и передали подоспевшим санитарам. Получив при ударной посадке падавшего самолёта тяжёлые ранения обеих ног, Орлов был отправлен в госпиталь. К тому времени он успел совершить всего 9 боевых вылетов, из них 5 на сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков, 2 на патрулирование и 2 – на прикрытие своих войск. Участвовал на самолёте Як-9Т в трёх воздушных боях, побед не имел. Только в декабре Виталий Орлов смог вернуться к себе в полк, но к боевым вылетам его ещё не допускали, бережно восстанавливая у пилота потерянные навыки полётов для полноценного ввода в строй. Боевую работу в составе 3-й АЭ, которой уже командовал лейтенант Горбовский Л.С., Орлов продолжил с 8 января 1944 года. До 1 апреля он совершил на самолёте Як-9Т ещё 16 боевых вылетов, в том числе 10 на штурмовку войск противника, 3 на патрулирование и 3 на прикрытие своих наземных войск. Провёл ещё два воздушных боя. В апреле 1944 года 133-й ИАП вновь был выведен в резерв 16-й ВА и до июня боевых действий не вёл, пополняя свой состав новой техникой и лётным составом. В это время младший лейтенант Орлов был переведён в состав новой авиачасти – 98-го отдельного корректировочно-разведывательного авиационного полка (ОКРАП), который действовал в интересах артиллерийских частей Белорусского и 1-го Белорусского фронтов. В мае в полку были образованы три эскадрильи: две корректировочные на самолётах Ил-2 и По-2, а также 3-я истребительная, вооружённая самолётами Як-9Д (дальний – модификация серийного Як-9 с увеличенным запасом топлива и масла для двигателя), задачей которой было прикрытие в воздухе самолётов, выполнявших разведку и корректировку артиллерийского огня. Из-за малого количества истребителей прикрытия, им приходилось интенсивно работать в периоды активных боевых действий, совершая до 5-6 вылетов в сутки в составе пары или четвёрки, кратко отдыхая прямо в кабинах своих самолётов. В этом полку Виталий Дмитриевич Орлов воевал до конца войны, закончив её командиром звена в звании старшего лейтенанта.
Поясним, что с середины Великой Отечественной войны, а точнее с 1943 года, согласно новому штату в более чем двух десятках разведывательных и разведывательно-корректировочных авиаполках ВВС были дополнительно включены в состав по одной истребительной эскадрилье. В разведывательных авиаполках эти подразделения должны были заниматься разведкой и фоторазведкой ближнего тыла противника, а в разведывательно-корректировочных – обеспечивать прикрытие самолётов-корректировщиков от истребительной авиации противника. За два года, остававшихся до окончания войны, только девятерым лётчикам из состава этих истребительных эскадрилий было присвоено звание Герой Советского Союза. Лишь один из этих девяти Героев имеет статус аса, достигнув показателя 5 воздушных побед. Это старший лейтенант Виталий Дмитриевич Орлов из состава 98-го ОКРАП, одержавший 5 личных побед и подбивший 2 самолёта противника, по которым, увы, нет подтверждения их уничтожения. Кроме того у Орлова 12 сбитых в составе групп истребителей. Специально отметим, что за надёжное, смелое прикрытие (часто под стильным зенитным огнём противника) разведчики высоко ценили Орлова и считали его одним из лучших ведущих групп прикрытия. Но такая специализация отрицательно сказалась на его личном боевом счёте лётчика-истребителя. Ведь истребителям сопровождения запрещалось покидать район прикрытия и отрываться от самолётов-разведчиков. Они должны били лишь пресекать попытки противника прорваться к корректировщикам-разведчикам, используя заградительный огонь и минимум маневра. По существу истребители сопровождения не имели права выходить из общего боевого порядка с прикрываемыми самолётами и вступать в самостоятельный воздушный бой. Это полностью сковывало их наступательные действия, ограничивая противодействие противнику только оборонительным огневым контактом для отсечения нападавших от корректировщика и исключая добивание подбитых самолётов врага. Поставленные боевые задачи истребители выполняли полностью, надёжно защищая подопечные самолёты. Но пассивная оборона без целенаправленного поиска и уничтожения воздушного врага, с возможностью первым его обнаружить и, владея инициативой, навязать бой в выгодных условиях, преследовать и добивать, резко снизила результативность Виталия Дмитриевича как охотника и умелого воздушного бойца. 98-й ОКРАП действовал на правом крыле фронта и вёл боевую работу на двух участках: 1-я корректировочная эскадрилья подчинялась командующему артиллерией 3-й армии, а 2-я – командующему артиллерией 48-й армии 1-го Белорусского фронта. Помимо корректировки артогня, эскадрильи вели визуальную разведку в интересах тех же армий, а также осуществляли фотографирование боевых порядков противника по его переднему краю обороны, глубиной до 14 км на участке Жлобин, и на юго-запад вдоль линии фронта. Лётчики 3-й истребительной АЭ осуществляли прикрытие самолётов-корректировщиков. 3-й эскадрильей командовал капитан Онегов Г.А. В состав подразделения входили 10 лётчиков и 10 самолётов Як- 9Д. Жёсткие правила защиты своих подопечных строго запрещали лётчикам истребительной АЭ заниматься свободным поиском самолётов противника или, как их коллегам из обычных истребительных авиаполков, осуществлять вылеты на перехват самолётов противника. Пилоты истребителей разведывательно-корректировочных авиаполков были «привязаны» к охраняемым самолётам и несли персональную ответственность за их безопасность в воздухе. Все эти правила существенно ограничивали действия лётчиков-истребителей 3-й АЭ во время выполнения боевых заданий. Хотя встречи с авиацией противника были не редки, но воздушные бои сводились в основном к тому, чтобы отогнать вражеские истребители от самолётов-корректировщиков, и зачастую заканчивались безрезультатно. Попав в состав 98-го ОКРАП, Виталий Орлов стал сразу ведущим пары, так как уже имел боевой опыт. Боевые вылеты в составе новой части он начал выполнять в начале июня. Уже в первых боевых вылетах 3-я эскадрилья потеряла в боях два самолёта, сбитых зенитным огнём с земли, пилоты погибли. Затем с 10 июня на фронте наступило временное затишье, продержавшееся две недели. Активная фаза боевой работы началась 24 июня 1944 года, с началом Бобруйской наступательной операции. В первый же день наступления войск 1-го Белорусского фронта лётчики 98-го ОКРАП совершили более двух десятков боевых вылетов. Впервые лётчики полка встретили противодействие противника в воздухе. В этот день было проведено 3 воздушных боя с истребителями противника. В тот же день лётчиками 3-й истребительной АЭ была одержана первая воздушная победа. Экипаж Ил-2 под прикрытием четырёх Як-9Д проводил корректировку артогня по батареям противника в районе Новосёлки. Наземная станция передала, что в районе работы находится вражеский самолёт-разведчик Fw.189. Старший группы самолётов прикрытия, капитан, по радио приказал командиру звена истребителей гвардии младшему лейтенанту Панасову А.Р., у которого младший лейтенант Орлов в том вылете был ведомым, пойти на поиски «Рамы». Сам капитан Онегов в паре с младшим лейтенантом Журавлём В.А. остался прикрывать экипаж Ил-2. Погода была плохая, облачность – 10 баллов, высота облаков 600-700 метров, ниже облаков туманная дымка, горизонтальная видимость 3-5 км. Находясь в облачности, младший лейтенант Орлов получил от станции наведения сообщение, что Fw.189 ходит севернее Рогачёва на высоте 200 метров. Ведущий пары в это время потерялся в облачности. Выйдя из облачности, Орлов взял курс в указанный район. В районе Веричево станция наведения сообщила, что Fw.189 находится справа, ниже, впереди. Снизившись до 300-350 метров, маневром по горизонтали и вертикали, начал поиски Fw.189. На развороте со снижением вправо Орлов увидел «Раму», которая с правым разворотом уходила на свою территорию. Не теряя времени, Орлов с расстояния 150 метров под ракурсом 1/0 взял противника в прицел и дал одну нормальную очередь из пушки ШВАК. «Рама» пошла с правым креном к земле и упала в районе Веричево. Так был открыт боевой счёт полка в воздушных боях. Первый день Бобруйской наступательной операции не обошёлся без потерь и для полка – был сбит один Ил-2 и повреждены в воздушных боях два самолёта Як-9Д. Погиб лётчик-наблюдатель с самолёта Ил-2, а пилот был ранен. Боевые вылеты продолжались и уже 26 июня в воздушном бою сбивают ещё один Як-9Д из состава 3-й АЭ (пилоту удалось спастись на парашюте, и он вскоре вернулся в часть). Всего за период с 24 июня по 4 июля полк совершил 342 боевых вылета на фото и авиаразведку, и корректирование артогня. Был сбит 1 самолёт противника, собственные потери полка составили 4 самолёта и 1 лётчик. В воздушных боях было потеряно 2 самолёта (1 Як-9Д и 1 Ил-2), ещё 2 истребителя Як-9Д были повреждены огнём зенитной артиллерии (ЗА) противника и совершили вынужденные посадки на своей территории. Затем на фронте наступило затишье, и до середины августа месяца 98-й ОКРАП боевых действий не вёл, занимаясь в основном учебно-боевой подготовкой. В период этого затишья приказом командующего артиллерией 1-го Белорусского фронта младший лейтенант Виталий Орлов был награждён первым боевым орденом Красного Знамени. Боевую работу лётчики полка возобновили только 12 августа, действуя на вышкувском направлении. 16 августа полк в полном составе перебазировался на аэродром в польском городе Желехув. В день выполнялось несколько боевых вылетов экипажей Ил-2 на разведку или корректировку артиллерийского огня, и на их прикрытие обязательно отправлялась пара или звено истребителей 3-й АЭ. Особенно тяжёлыми были вылеты в район Вышкув, где активно действовала истребительная авиация противника. Именно во второй половине августа в этом районе разгорелись ожесточённые бои лётчиков 16-й ВА с авиацией противника. Довелось поучаствовать в них и пилотам истребительной эскадрильи 98-го ОКРАП. Противниками наших лётчиков в небе Польши на данном участке фронта, были опытные пилоты группы IV/JG 54, которая на этот момент базировалась на аэродроме возле города Насельск. Кроме истребителей Fw.190А, в этом же районе действовали и штурмовики Fw.190F-8 из состава III/JG 11. Бои в районе Вышкув начались для лётчиков 3-й АЭ с тяжёлых потерь: 21 августа, прикрывая корректировщик Ил-2, пара Як-9Д подверглась атаке четвёрки «Фокке-вульфов». Наши лётчики, защищая экипаж Ил-2, вступили в неравный бой с истребителями противника и выполнили свою задачу – дали корректировщику уйти на свою территорию. Однако оба пилота-истребителя из этого боя не вернулись...
25 августа лётчики 3-й АЭ, прикрывая самолёты-корректировщики, провели два ожесточённых воздушных боя в районе Вышкув с асами Люфтваффе, в которых сбили один и подбили ещё два истребителя Fw.190 без потерь со своей стороны. В одном из этих боёв отличился и младший лейтенант Виталий Орлов. В схватке двух Як-9Д (ведущий младший лейтенант Журавель В.А., ведомый младший лейтенант Орлов В.Д.) против шести Fw.190, прикрывая самолёт Ил-2, Орлов подбил одного «Фокке-вульфа», который совершил вынужденную посадку на территории противника. Экипаж Ил-2 успешно выполнил свою боевую задачу и благополучно вернулся на свой аэродром. На следующий день августа произошёл воздушный бой 12 Fw.190 с шестёркой Як-9Д, прикрывающей самолёт-корректировщик в 10 км северо-западнее района Вышкув. В ходе боя нашим истребителям удалось отстоять свой Ил-2, и тот благополучно вернулся на свой аэродром. Воздушный бой, в котором участвовал и Виталий Орлов, закончился потерей одного Fw.190 и одного Як-9Д. В общей сложности лётчики 3-й АЭ за период с 12 по 31 августа совершили 149 боевых вылетов на прикрытие самолётов-корректировщиков. Потери полка составили 4 самолёта Як-9Д и 3 лётчика-истребителя. Небоевые потери – 1 самолёт Як-9Д. Пилоты провели три групповых воздушных боя с самолётами Fw.190. Лётчик младший лейтенант Журавель В.А. сбил два вражеских самолёта, ещё два «Фокке-вульфа» были подбиты гвардии лейтенантом Петреевым Н.В. и гвардии лейтенантом Орловым В.Д. (приземлились на территории противника). В сентябре бои на земле приблизились к столице Польши – Варшаве, и лётчики 98-го ОКРАП активно участвовали в этих боях, корректируя огонь своей артиллерии по позициям врага. В боях за столицу Польши отличился и Виталий Орлов, к этому моменту уже получивший звание лейтенант. 10 сентября 1944 года четвёрка Як-9 прикрывала Ил-2, корректировавший артогонь по переправе через реку Висла южнее варшавского предместья Прага. В 17:30 на высоте 2000-2100 метров в районе выполнения боевого задания ударная пара в составе командира звена лейтенанта Журавель и лётчика, лейтенанта Орлова, встретили четвёрку Fw.190 в боевом порядке правый пеленг, попарно, которая принимала исходное положение для атаки на Ил-2 и самолёты Як-9 его непосредственного прикрытия. Fw.190 находились ниже ударной пары на 100-150 метров, Имея преимущество в высоте, пара Як-9 провела атаку по ведомой паре «Фоккеров» под ракурсом 1/4 сверху сзади. После неудавшейся первой попытки пара лейтенанта Журавель разошлась левыми бортами и перешла в правый разворот с набором высоты. Истребители противника перешли в левый разворот с набором высоты и при второй встрече с ведомой парой Fw.190 с дистанции 600-200 метров под ракурсом 1/4 снизу спереди прицельным огнём лейтенант Журавель сбил одного противника. Лейтенант Орлов после правого разворота, имея преимущество в высоте, на левом развороте со снижением зашёл в хвост ведомому первой пары «Фокке-вульфов» и с дистанции 150-100 метров прицельным огнём сбил его. Вторая пара Fw.190 в бой не вступала и правым переворотом через крыло ушла на свою территорию. Экипаж Ил-2 задачу выполнил под прикрытием пары непосредственного прикрытия полностью. В результате корректировки была разрушена вражеская переправа через реку Висла. Все наши самолёты благополучно вернулись на свой аэродром. С середины сентября основным аэродромом базирования полка стал аэродром восточнее Желехув, аэродром подскока – Янувек. Следующий месяц октябрь стал самым напряжённым месяцем боёв в 1944 году. За этот месяц лётчики 98-го ОКРАП совершили 258 боевых вылетов. 107 из них выполнили экипажи Ил-2 (на корректировку, воздушную разведку и фотографирование), 12 – экипажи По-2 (ночные вылеты на корректировку и разведку). Экипажи самолётов-корректировщиков действовали в интересах артиллерии 47-й, 65-й и 70-й армий. Экипажами истребителей Як-9 за месяц выполнено 138 боевых вылетов на прикрытие, боевую работу вели семь лётчиков-истребителей. Было проведено четыре групповых воздушных боя, в которых сбито два самолёта Fw.190. Свои потери в октябрьских боях составили два самолёта. 14 октября начались ожесточённые бои наших войск за расширение плацдарма в районе города Сероцк. В боях за этот плацдарм отличился и лейтенант Виталий Орлов. 18 октября в районе Сероцк пара Як-9Д, в составе лейтенанта Орлова В.Д. и ведомого младшего лейтенанта Волокитина М.П., прикрывая корректировщика Ил-2, провели воздушный бой с четвёркой «Фокке-вульфов», в котором Орлов сбил одного Fw.190. Вот как сам Виталий Дмитриевич Орлов вспоминает об этом бое: «Как-то я в паре с Волокитиным вылетел прикрывать экипаж Ил-2 на корректировку артогня по скоплению пехоты и боевой техники фрицев. В небе нас атаковала четвёрка Fw.190. Завязался тяжёлый и продолжительный воздушный бой. При атаке на Ил-2 мне удалось сбить ведущего Fw.190, а мой ведомый в это время отогнал второго «Фоккера», который пытался атаковать меня. В этом бою наиболее удачно сложилось взаимоотношение моих истребителей и штурмана-стрелка Ил-2. При атаке истребителей штурман-стрелок отсекал атаку «Фоккера», а атаковать Ила «Фоккерам» препятствовала наша пара. Не добившись уничтожения Ила, «Фоккеры» ушли, а экипаж Ил-2 возобновил корректировку огня. Следом наша артиллерия своим мощным огневым налётом рассекла скопление немецких войск. Тем самым наша боевая задача была выполнена». Через несколько дней, 21 октября, во время прикрытия Ил-2 в районе Попове-Борове (10-15 км западнее Сероцк) Орлов обнаружил четыре Fw.190 (согласно другому источнику, было 10 самолётов противника), которые, выстроившись в круг, производили штурмовку наших войск. Маскируясь облачностью, Орлов внезапно провёл атаку и, открыв огонь с дистанции 150-200 метров, двумя очередями сбил «Фокке-вульф», который упал в 3-5 км юго-западнее Попово-Борове. Используя ту же облачность, Орлов вышел из боя и благополучно вернулся на свой аэродром. Следует отметить, что Орлов в том вылете выполнял боевое задание в одиночку – его ведомый вынужден был вернуться на аэродром из-за неисправности самолёта.
24 октября Орлов со своим ведомым младшим лейтенантом Волокитиным, прикрывая экипаж Ил-2, провели неравный бой с шестью истребителями противника, не допустив их к корректировщику. Все наши самолёты благополучно вернулись на аэродром. А вот 26 октября, при выполнении очередного боевого задания по прикрытию самолёта-корректировщика, огнём зенитной артиллерии противника самолёт Орлова был повреждён. Лётчику удалось благополучно перетянуть через линию фронта и совершить вынужденную посадку на фюзеляж на своей территории. При посадке самолёт был разбит, лётчик получил ушибы, но быстро вернулся в строй. За два сбитых самолёта противника и успешно выполненные задания по прикрытию самолётов-корректировщиков, приказом командующего артиллерией 1-го Белорусского фронта от 27 октября 1944 года лейтенант Виталий Дмитриевич Орлов был награждён вторым боевым орденом Красного Знамени. В боях за столицу Польши Варшаву, был отмечен и 98- й ОКРАП: за смелую и самоотверженную работу полка в Пражской операции (имеется в виду предместье Варшавы, а не столица Чехии), приказом народного комитета обороны (НКО) № 0350 от 31 октября 1944 года полку присвоено наименование «Пражского». В ноябре экипажи 98-го ОКРАП продолжали действовать в интересах артиллерийских частей 47-й и 65-й Армии. Однако уже 13 ноября 98-й ОКРАП в полном составе был выведен во фронтовой резерв и к 15 ноября должен был сосредоточиться на аэродроме Желехув. В этот период на всём фронте наступило затишье и войска 1-го Белорусского фронта, в том числе и авиаторы 16-й ВА, стали готовиться к предстоящей Висло-Одерской операции. Висло-Одерская наступательная операция началась 14 января 1945 года. До этого периода лётчики 98-го ОКРАП только с середины декабря осуществляли боевые вылеты в интересах артиллерии 1-го Белорусского фронта, но из-за плохих погодных условий вылеты были ограничены и осуществлялись изредка. В декабре полк перешёл на двухэскадрильный состав – все самолёты-корректировщики Ил-2 и По-2 были сведены в 1-ю АЭ, а все истребители во 2-ю АЭ. Тогда же командиром истребительной АЭ был назначен капитан Гуторов М.И. Также на пополнение во 2-ю АЭ прибыли четыре молодых лётчика, и в ней уже насчитывалось 16 истребителей Як-9Д. В январе 1945 полк выполнял боевые задания штаба артиллерии 1-го Белорусского фронта по фотографированию, визуальной разведке и корректировке артогня в интересах частей 8-й гвардейской, 5-й ударной и 61-й армий. Всего было произведено 49 боевых вылетов, из них 28 осуществили лётчики 2-й АЭ. Потерь со своей стороны не было. 25 января 1945 года весь полк перебазируется на аэродром Радом и приступает к боевой работе. Однако из-за плохих погодных условий боевая деятельность велась весьма ограниченно. Наземные части 1-го Белорусского фронта при этом продолжали наземное наступление, преследуя разбитые части противника, с боями продолжали продвигаться к Одеру и 28-29 января перешли границу Германии. 1-2 февраля полк перебазировался на аэродром Кутно. В течение февраля часть продолжала выполнять боевые задания штаба артиллерии 1-го Белорусского фронта. Боевая работа велась с передового аэродрома оперативной группой в составе 6 Як-9, 3 Ил-2, основной аэродром – Кутно. В течение месяца произведено 68 боевых вылетов, из них на фотографирование – 8, корректировку артогня – 1, визуальную разведку – 6, прикрытие – 53. Потерь личного состава и матчасти не было. К исходу 3 февраля войска 1-го Белорусского фронта полностью очистили от противника восточный берег Одера, и на этом завершилась Висло-Одерская операция. Сразу за этим, в первой декаде февраля, начались бои за кюстринский плацдарм. У авиации 16-й ВА в этот период были большие проблемы с аэродромами, так как многие полевые аэродромы из-за внезапно наступившей оттепели после снегопадов и дождей размокали, и самолёты буквально увязали в грязи. С начала марта активизировалась авиация противника, самолёты которого пытались бомбить наши войска. Над Одером завязались ожесточённые воздушные бои между авиацией Люфтваффе, бросившей все свои последние силы на советские войска, и авиаторами 16-й ВА. В этих боях Виталий Орлов участвовал уже в звании старшего лейтенанта – на должности командира авиазвена. В марте полк выполнял поставленные боевые задания штаба артиллерии 1-го Белорусского фронта по корректировке артогня, визуальной разведке и фотографированию переднего края обороны противника. Основным аэродромом полка был Кутно, оперативным – Морин. За месяц было выполнено 215 боевых вылетов. Боевых потерь полк не имел. Лётчиками 1-й АЭ в марте месяце было совершено 49 боевых вылетов на корректировку, визуальную разведку и фотографирование. Лётчики 2-й АЭ совершили 166 боевых вылетов на прикрытие самолётов-корректировщиков. Было проведено три воздушных боя с участием девяти самолётов полка, в ходе которых было сбито четыре самолёта Fw.190. В мартовских боях отличились старший лейтенант Орлов, лейтенанты Журавель и Петров, а также младший лейтенант Рыбалко. Особо отличился в марте месяце заместитель командира 2-й АЭ лейтенант Журавель В.А., который в трёх воздушных боях лично сбил три «Фокке-вульфа». 8 марта, прикрывая Ил-2, который вёл визуальную разведку в районе Кюстрин, пара старшего лейтенанта Орлова (ведомый лейтенант Журавель В.А.) вступила в бой с двумя Fw.190, в котором Орлов подбил одного Fw.190, и тот с дымом и со снижением ушёл на свою территорию. Экипаж разведчика успешно выполнил своё задание, обнаружив пять батарей противника. В этот же день пара Як-9Д, в составе которой ведомым был младший лейтенант Рыбалко Ф.П., прикрывая своего корректировщика Ил-2, провела бой с парой Bf.109, отогнав их от самолёта-корректировщика. Особенно жарко над кюстринским плацдармом было 22 и 23 марта. Лётчики 16-й ВА за эти два дня провели 117 воздушных боёв и уничтожили 110 немецких самолётов. Внесли свой вклад в число этих побед и лётчики-истребители 98-го ОКРАП. 23 марта лётчики 2-й АЭ, прикрывая свои Ил-2, в воздушном бою сбили два Fw.190, без своих потерь. Обе победы записал на свой счёт лейтенант Журавель В.А. На следующий день лётчики 2-й АЭ провели ещё два воздушных боя с истребителями противника, в которых сбили ещё два Fw.190 не понеся при этом потерь. Участвовал в этих боях и Виталий Орлов. Прикрывая самолёт Ил-2, фотографировавший оборону противника в районе северо-западнее города Кюстрин, он в паре с ведомым встретил два «Фокке-вульфа» и навязал им воздушный бой, в результате самолёты противника сбросили бомбы на расположение своих войск и ушли обратным курсом. До 14 апреля 1945 года войска 1-го Белорусского фронта отбивали атаки гитлеровских войск в районе Кюстрина, где противник пытался ликвидировать плацдарм наших войск на этом направлении. 12 апреля часть полка (оперативная группа) перебазировалась на аэродром Варнитц в 18 км восточнее города Морин и начала подготовку к боям на берлинском направлении. В апреле враг бросил в бой всё, что имел на тот момент и в воздухе, несмотря на превосходство советской авиации, шли ещё порою ожесточённые бои с пилотами Люфтваффе. Немцы в этих боях несли большие потери, но и сами успевали нанести немалый урон. Лётчики 98-го ОКРАП в апреле вели напряжённую боевую работу в небе Германии, базируясь на аэродроме Варнитц. Всего за месяц лётчиками полка было выполнено 420 боевых вылетов, из которых 300 боевых вылетов на счету лётчиков 2-й АЭ. Пилоты 2-й АЭ провели 8 воздушных боев, в которых было сбито два самолёта Fw.190 и один подбит. Свои потери составили четыре самолёта: три Як-9Д и один Ил-2. Два самолёта Як-9Д были сбиты в воздушном бою, Ил-2 стал жертвой вражеской зенитной артиллерии, а ещё один Як-9 был потерян в результате аварии. Погибли три лётчика и один летнаб. Отличился в боях за Берлин и старший лейтенант Виталий Орлов. 19 апреля он в паре с младшим лейтенантом Катаевым Я.М. прикрывал Ил-2 в районе Врицен. На обратном маршруте наши самолёты встретили два Fw.190, штурмовавших переправу в районе Гюстевизе. Орлов со своим ведомым пошли на сближение. Самолёты противника, заметив это, левым боевым разворотом ушли в облачность. В просвете облачности Орлов заметил ещё несколько «Фоккеров» и с набором высоты стал пробивать облачность. Ил-2 в это время ушёл на свой аэродром. Пробив облачность, Орлов на встречных курсах под ракурсом 1/4 встретил пару Fw.190, которые готовились к атаке по переправе. Атаковав их, советские лётчики заставили противника неприцельно сбросить бомбы. В это время с юга появилась вторая пара Fw.190 и стала заходить в хост Орлову. Завязался воздушный бой на восходящей спирали. Орлов зашёл в хвост ведомому Fw.190 и дал одну короткую очередь – «Фоккер» резким переворотом ушёл вниз. В это время с юга на высоте 2400 метров подошла ещё одна пара Fw.190. После встречи на встречных курсах Орлов со своим ведомым резким разворотом атаковал ведущего, а ведомый «Фокке-вульф» левым разворотом ушёл на запад. Орлов сблизился с самолётом противника до 150 метров и открыл огонь из всех стволов. Самолёт противника задымил и с креном ушёл в облачность, преследовать его Орлов не стал, так как наверху была ещё одна пара Fw.190, но они боя не приняли и ушли на запад. Всего в бою с парой старшего лейтенанта Орлова участвовало 8 самолётов Fw.190. Падения Fw.190 из-за облачности не наблюдали. Время боя 16:30-16:55. Все наши самолёты благополучно вернулись на свой аэродром. Виталий Дмитриевич так вспоминал об этом бое: «19-го апреля я прикрывал Ил-2 в паре. Мы летели на разведку отступающих фрицев. При возвращении к реке Одер, в районе нашей переправы, наша станция наведения, видя подлетающую группу Fw.190 к переправе, и видя мою пару, запросили мой позывной и приказали мне вступить в бой с «Фоккерами», чтобы не допустить штурмовку переправы. Оценив обстановку, я со стороны солнца атаковал замыкающий строй Fw.190, заходящий на бомбёжку переправы, и с первой же длинной очереди из пулемёта и пушки, сбил его. Он загорелся и затем взорвался. Остальные «Фоккеры», не поняв, сколько нас, сбросили бомбы куда попало – и на бреющем ушли на запад». Это была последняя победа лётчиков-истребителей 98-го ОКРАП в Великой Отечественной войне. Бои в небе Берлина лётчики 98-го ОКРАП вели до 30 апреля, а последние боевые вылеты лётчики полка совершили 1 мая. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1945 года, за образцовое выполнение заданий командования, проявленное мужество и героизм Орлову Виталию Дмитриевичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 6778). 12 июня 1945 года, на аэродроме Фюрстен-Вальде в Германии, «Золотую Звезду» ему вручил командующий артиллерией 1-го Белорусского фронта, впоследствии маршал артиллерии Василий Иванович Казаков.
За время войны Виталий Дмитриевич Орлов совершил 210 боевых вылетов, из них 187 – на прикрытие своих самолётов-разведчиков и корректировщиков, не потеряв при этом ни одного охраняемого самолёта. Провёл 13 штурмовок войск противника (попутно – после выполнения основных заданий). Участвовал в 19 воздушных боях, в которых лично сбил 5 самолётов противника (1 Fw.189 и 4 Fw.190) и подбил 2 истребителя Fw.190; ещё 12 самолётов были сбиты в составе групп истребителей. В результате работы самолётов-разведчиков и корректировщиков, прикрывавшихся Виталием Дмитриевичем Орловым, было уничтожено и подавлено 65 артиллерийских батарей, разрушено 5 переправ, уничтожено 24 танка и 26 автомашин, сфотографирован 7651 квадратный километр площади обороны противника. После окончания Великой Отечественной войны Виталий Дмитриевич продолжил служить в ВВС на лётно-командных должностях. В феврале 1946 года полк, в котором он тогда служил – 519-й ИАП – передислоцировали в Грузию, в город Миха Цхакая, где он вошёл в состав 283-й ИАД. Виталий Дмитриевич служил в должности заместителя командира 2-й АЭ. Он освоил американские самолёты Р-39 «Аэрокобра» и Р-63 «Кингкобра». В ноябре 1946 года Орлов был переведён в парадную 324-ю ИАД на аэродром в Кубинке (Московская область), где попал в 196-й ИАП, и где освоил реактивные истребители Як-15, Як-17, Ла-15, МиГ-15 и МиГ-17. На этих самолётах он участвовал в пяти (по другим данным в семи) воздушных парадах над Красной площадью в Москве.
В 1949 году Виталий Дмитриевич окончил высшие курсы усовершенствования командного состава ВВС в Таганроге, был аттестован на должность командира полка и направлен в группу советских войск в Китайскую Народную Республику, на Ляодуньский полуостров. Его назначили командиром 236-го ИАП 37-й ИАД, входящей в состав 83-го САК, дислоцировавшегося на Ляодуньском полуострове в КНР. Полк был вскоре вооружён реактивными истребителями МиГ- 15бис. В 1952-1957 годах Орлов учился в Академии ВВС (Монино, Московская область) на командно-штабном факультете. После окончания Академии в 1957-1960 годах командовал полком истребителей в Закарпатье. В 1960 году был назначен помощником командира 275-й ИАД по огневой и тактической подготовке в Южной группе войск в Венгерской Народной Республике. Там он освоил самолёт МиГ-21 всех модификаций. Затем был переведён в Одесский военный округ на должность заместителя командира 119-й истребительной авиационной дивизии для переучивания лётного состава на самолёт МиГ-21. В 1965 году военный лётчик 1-го класса полковник Виталий Дмитриевич Орлов по состоянию здоровья был уволен в запас, а в 1970 году – в отставку.
Отдельно расскажем о боевой подруге Виталия Дмитриевича – его супруга, Ольга Андреевна, совсем юной девчонкой добровольно ушла на фронт, окончила ускоренные курсы авиационных стрелков-радистов, а это одна из самых уязвимых лётных специальностей в экипаже боевого самолёта. Под стать Герою-мужу, Ольга Андреевна как авиатор-фронтовик награждена многими медалями. И конечно, был у неё свой первый боевой вылет – на ТБ-3 – тяжёлом бомбардировщике. Тут вышел внезапный казус, который иногда случается в авиации. Самолёт уже готовился к выруливанию на старт, а штатный стрелок-радист вдруг возьми, да заболей. Командир вызвал Ольгу и не приказал – попросил выручить. Вообще-то девушку берегли, на опасные вылеты старались не посылать. Но здесь случай был особый. Стояла холодная зима. Люк стрелка-радиста, как известно, открыт, и продуваем всеми ветрами. Ольга вообще невелика росточком, а в ту пору миниатюрная девушка была ещё и очень худенькая. Тёплый лётный комбинезон ей кое-как по размеру подобрали-подделали. А вот с унтами – проблема. В полку одни мужики, где там сыщешь хоть какую-то обувь 35-го размера? Кто-то посоветовал надеть унты поверх сапог. Так и сделала. Не больно удобно, зато в полёте не мёрзла. Стрелять, правда, в тот раз не пришлось: удачно отбомбились и, выполнив боевое задание, вернулись на родной аэродром. Познакомились они с Виталием Дмитриевичем на прифронтовом аэродроме совершенно случайно. Она несла в штаб полка на вытянутых руках полученные на складе канцелярские принадлежности. Он торопился по своим делам, и они неудачно разминулись. Карандаши рассыпались по земле. Виталий, тогда ещё лейтенант, бросился их собирать. Когда собрал, попросил один. Потом долго прощался, но почему-то не спешил уйти. Так они и познакомились... Это было в 1944 году. Потом с благословения начальства расписались. С тех пор всю жизнь Орловы были вместе. После войны муж продолжал летать на истребителях, но теперь уже на реактивных. Менялись места службы, страны, гарнизоны. Неизменными оставались лишь их чувства друг к другу. Уже и дети постарели, внуки повзрослели, правнуки подросли. А они, эти двое светлых душой и разумом ветеранов, продолжали любить жизнь и помнить войну, с которой когда-то вернулись молодыми победителями…
После ухода в запас Виталий Дмитриевич с семьёй вернулся в город Старая Купавна. Работал испытателем авиационных агрегатов на Балашихинском заводе «Рубин», с 1969 года работал в Старой Купаве заместителем директора базы №1 «Химреактив», заместителем директора НИИ по биологическим испытаниям химических соединений, заместителем начальника отдела проектирования природоохранных объектов химико-фармацевтического комбината «Акрихин». С 1976 года – на пенсии, полной заинтересованных дел… Виталий Дмитриевич принимал активное участие в общественной жизни города и Московской области. Он трижды избирался в Совет народных депутатов, возглавлял административную комиссию, был членом клуба Героев Советского Союза, возглавлял Совет ветеранов Старой Купавны, работал в Ногинском районном и Московском областном Советах ветеранов. Он был одним из тех, кто впервые зажгли Вечный огонь в сквере Боевой Славы Старой Купавны. Часто встречался со школьниками, студентами, молодыми воинами, внося весомый личный вклад в патриотическое воспитание детей и молодёжи. Участвовал в Парадах Победы на Красной площади в Москве в 1995 и 2005 годах, а 8 мая 2006 года участвовал во встрече с Президентом РФ в Кремле… Виталий Дмитриевич Орлов награждён орденом Ленина (31.05.1945 года), двумя орденами Красного Знамени (22.05.1944 и 17.07.1944 года), орденами Красной Звезды (30.12.1956 года) и Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985 года), 21-й медалью, среди которых «Золотая звезда» (№6778), медаль «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией» и другие... Он удостоен звания Почётный гражданин Ногинска в 1995 и Старой Купавны в 1999 году.
Виталий Дмитриевич скончался 2 сентября 2014 года. Его именем названа одна из улиц в Щемилово. Ежегодно в Старой Купавне проходит юношеский турнир Москвы и Московской области по дзюдо, памяти Героя Советского Союза Виталия Дмитриевича Орлова. Второго сентября 2017 года в Старой Купавне появилась мемориальная доска прославленному лётчику-истребителю, Герою Советского Союза Виталию Орлову – она установлена на фасаде дома №140 на улице Большая Московская, где долгие годы жила семья Виталия Дмитриевича.
Вспомним, уважаемые друзья, кровно близкие для нас, напутственные слова израненного и отважного фронтовика, заслуженного ветерана с тяжёлой и яркой судьбой военного лётчика и мирного труженика, Героя Советского Союза Виталия Дмитриевича Орлова, сказанные накануне очередной годовщины Великой Победы: «Война пришлась на нашу молодость, и мы потеряли многих, очень многих, но при этом никогда не забывали пламенных слов: Наше дело правое. Победа будет за нами! Шаг за шагом мы добывали Победу в упорных боях, бессонными ночами ковали её в тылу. И теперь, когда так много лет прошло с той поры, мы все – офицеры и рядовые, сыны и дочери Отечества стали бойцами единого полка – полка Победы. Такая нежная и хрупкая весна, такая свежесть царит в воздухе. Берегите мир, сохраните его для детей, внуков и правнуков. Не забывайте, как высока цена, которую заплатила наша Родина за этот мирный день!» Эпизоды боевой деятельности Виталия Дмитриевича Орлова по материалам Представления к званию Героя Советского СоюзаВ самом начале операции «Багратион», 24 июня 1944 года наши войска, наступавшие на рогачёвско-бобруйском направлении, встретили упорное сопротивление противника, задержавшее продвижение войск. По заданию начальника разведки 1-го Белорусского фронта В.Д. Орлов во главе пары истребителей вылетел на визуальную разведку немецкого переднего края обороны на участке длиной 25 км. В процессе полёта он многократно снижался до высоты 25-50 метров и с этой высоты определял наличие живой силы, огневых точек, оборонительных сооружений и техники врага. Результаты наблюдений он передавал по радио. Немцы вели огонь по его самолёту их всех видов оружия, но он отлично справился с боевым заданием. По результатам этой разведки были проведены прицельные артиллерийская и авиационная обработка немецкого переднего края, и наступление наших войск было возобновлено. В тот же день, во время прикрытия корректировщика Ил-2 в районе населённого пункта Новосёлки северо-западнее города Рогачёв, В.Д. Орлов получил сообщение о том, что в данном районе находится немецкий самолёт-корректировщик Fw.189, управляющий огнём артиллерии. Орлов разыскал этот самолёт и несколькими очередями сбил его. 25 августа 1944 года при выполнении боевого задания в районе города Вышкув (в 60 км северо-восточнее Варшавы) В.Д. Орлов во главе пары Як-9Д прикрывал самолёт Ил-2 и был атакован 6 Fw.190. Умелым манёвром Орлов отсёк атаки истребителей от штурмовика Ил-2 и связал их боем, дав возможность прикрываемому самолёту без повреждений вернуться на свой аэродром. 10 сентября 1944 года В.Д. Орлов в паре Як-9 прикрывал Ил-2, корректировавший огонь артиллерии по переправе противника через Вислу в районе Прага (пригород Варшавы). Внезапно 4 Fw.190 атаковали наш корректировщик. Завязался неравный воздушный бой, в котором В.Д. Орлов сбил вражеский истребитель и дал возможность прикрываемому самолёту выполнить боевую задачу. В результате корректирования переправа через реку Висла была разрушена. 21 октября 1944 года, в паре вылетел на прикрытие самолёта Ил-2, производившего визуальную разведку в районе Панове-Барове северо-западнее Варшавы. Ведомый из-за неисправности своего самолёта вернулся на аэродром. Оставшись один, Орлов заметил 10 Fw.190, которые, построившись в круг, бомбили боевые порядки наших войск. Используя облачность и преимущество в высоте, Орлов сверху атаковал вражеские самолёты и сбил один из них, что подтверждено наземными частями. 8 марта 1945 года В.Д. Орлов прикрывал самолёт Ил-2, производивший визуальную разведку в районе города Кюстрин (Костшин). Пара Fw.190 пыталась атаковать самолёт-разведчик. В.Д. Орлов отразил атаку, завязал воздушный бой и подбил один вражеский самолёт, который с дымом и снижением ушёл на запад. Экипаж разведчика успешно выполнил своё задание, обнаружив 5 батарей противника – из них 2 стреляющие. 24 марта 1945 года, прикрывая самолёт Ил-2, фотографировавший оборону противника в районе северо-западнее города Кюстрин, В.Д. Орлов в паре с ведомым встретил 2 Fw.190 и навязал им воздушный бой, в результате чего самолёты противника сбросили бомбы на расположение своих войск, и ушли обратным курсом. Выполняя боевые задания, неоднократно находился под сильным зенитным огнём артиллерии противника, но прикрываемого корректировщика не оставлял, обеспечивая успешное выполнение боевых заданий. Своими успешными боевыми вылетами старший лейтенант Орлов всегда обеспечивал успешное выполнение боевого задания самолёта корректировщика, в результате чего противнику был нанесён значительный ущерб в живой силе и технике, от губительного огня нашей артиллерии. При прикрытии старшим лейтенантом Орловым корректировщики провели работу: Уничтожено или подавлено – 65 артбатарей, уничтожено танков – 24, разрушено переправ – 5, уничтожено автомашин – 26, зафотографировано площади обороны противника – 7651 кв. км. В статье использованы авторские материалы Игоря Сейдова, Леонида Шейнмана, Юрия Еремеева и других исследователей жизни Виталия Дмитриевича Орлова, архивные документы… | |
Просмотров: 5298 | |
Всего комментариев: 0 | |