MENU
Главная » Статьи » Иные статьи

Первый выпуск Бежицкого аэроклуба


Легендарный самолёт первоначального обучения У-2

 


Учлёты у «летающей парты» аэроклуба - самолёта У-2 (По-2)

 

Благодаря трудам Светланы Павловны Кизимовой, бережно сохранены и опубликованы материалы о первом выпуске пилотов Бежицкого аэроклуба. Светлана Павловна Кизимова – уникальный профессионал-исследователь, неутомимый подвижник и просветитель, талантливый краевед, журналист и писатель-историк. За свою многолетнюю научную и творческую деятельность Светлана Павловна удостоена множества благодарностей и почётных грамот, ежегодной премии Алексея Константиновича Толстого «Серебряная лира» (в 2003 году), награждена золотой медалью «За вклад в наследство народов России» и памятной медалью в честь 200-летия со дня рождения Фёдора Ивановича Тютчева. Вот её статья, опубликованная в газете «Брянский рабочий» за 20 августа 1981 года – на основе документов из фондов архива БМЗ и госархива Брянской области…

Тот первый выпуск

В 1935 году Бежицкий аэро­клуб выпускал первый от­ряд своих питомцев – пар­ней и девчат завода «Крас­ный Профинтерн», которые без отрыва от производства овладели авиационной техникой и получили звание пилотов.

Яркий солнечный день вы­дался словно по заказу. Лю­ди на аэродроме стали соби­раться с раннего утра. А в 12.00 у самолётов выстрои­лись инструкторы и молодые пилоты, в честь которых и организовывалось это торже­ство. Их было двадцать семь человек, в том числе двадцать пять – комсомольцы. И все как один ворошиловские стрелки и значкисты.

Первым в шеренге отваж­ных стоял Вячеслав Щерба­ков. Весной 1934 года, ког­да Япония протягивала свои хищные щупальца к богатст­вам Советского Приморья, а с запада угрожающе бряцала оружием фашистская Герма­ния, токарь машиносборочного цеха завода «Красный Профинтерн» Щербаков ре­шил овладеть техникой лёт­ного дела. Он пришёл в ком­сомольскую организацию и заявил: «Хочу летать. Про­шу дать путёвку в школу планеристов». Нелегко было совмещать учёбу с работой. Ведь в цехе он являлся удар­ником, выполняющим зада­ния на 130–145 процентов. Хотелось быть передовым и в лётном деле. И стал первым.

За Вячеславом Щербако­вым в строю стоял Николай Ивкин. Незабываемым был для него день, когда он впер­вые сел в самолёт. Инст­руктор сделал разворот и пе­редал управление Ивкину. Николай взял ручку, поста­вил ноги на педали и... началось! Машина почему-то сразу потеряла скорость и ста­ла проваливаться…

С того памятного дня вре­мени прошло немало. И вот однажды инструктор Брянцев сказал: «Полетишь один!» Николай подряд, не выхо­дя из кабины, сделал три самостоятельных полёта. Выле­зая из кабины, удовлетворённо хмыкнул: «Вот так, брат, Вася, а ты говорил...». Про его брата Василия Ивкина знал весь состав аэроклуба. Василий не раз видел летающие самолёты. Восхищался, как они забирались за облака, выкручивая в небе замысловатые и жуткие кренделя, и всегда считал, что люди, летающие на них, должны быть какими-то особенными. А тут с некоторых пор вдруг стал пропадать Ни­колай, куда-то исчезать пос­ле работы и появляться до­мой лишь к ночи. Николай рассказывал, что мечтает быть лётчиком, что уже ле­тал на планере, что изучил мотор самолёта и вот-вот по­летит сам. Но домашние к его рассказам относились скептически. И вот, не выдер­жав, старший брат явился к самому начальнику аэроклуба: «Что у вас здесь делает Николай Ивкин?» Спустя не­сколько месяцев Василий опять появился в аэроклу­бе. На сей раз с просьбой: «Может, и меня покатаете?»

– Пожалуйста. Садитесь вон в тот самолёт.

Василий подошёл к самолёту. В кабине сидел лётчик, на голове – шлем, лицо за­крыто очками. Сел. Завер­телся пропеллер. Осталась где-то земля, точно провали­лась. Василию стало жутко­вато. А в это время к нему повернулся лётчик, снял оч­ки и сказал: «Смотри, как штурмую небо, держись...» Василий только выдохнул: «Колька?!» Машина круто повернусь. И начала выде­лывать такое, что дух зах­ватило. И лишь когда стала плавно опускаться на землю, старший Ивкин глубоко вздохнул. А на земле смущён­но пожал руку брату.

Двадцатидвухлетний Нико­лай Ивкин, рабочий вагонно-колёсного цеха завода «Красный Профинтерн», стал при­знанным лётчиком.

Среди двадцати семи молодых пилотов была только одна девушка – Тоня Федосова. И хотя стояла она последней в ше­ренге, но считалась одной из лучших выпускниц. Не слу­чайно была делегатом Все­союзного слёта ударников оборонной работы, где отчи­тывалась перед Климентом Ефремовичем Воро­шиловым за проделанную ра­боту в родном аэроклубе...

Через несколько минут на аэродром прибыли секре­тарь Западного обкома ВКП(б) (Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков) Иван Петрович Румянцев и коман­дующий войсками Белорус­ского военного округа Иероним Петрович Уборевич. Командующий принял рапорт начальника аэро­клуба Сергеева, обошёл выстроившихся и лично поздоровался с каждым пилотом. Наступил момент показа мастерства пер­вых выпускников. Смотр открыли Федосова, Ивкин и Пантелеев. Любуясь, как легко делал Николай Ивкин «мёртвую петлю» и «бочку», командующий не смог сдер­жать восхищения: «Очень хо­рошо!» И когда самолёт Ивкина плавно приземлился, Иероним Петрович Уборевич снова похва­лил: «Браво! На три точки сел!»

Затем на кабины легко выпрыгнула Тоня Федосова. Чётким шагом подошла к командующему и отрапортовала о результатах полёта. В это время к Тоне поспешили родители, Михаил Яковлевич и Мария Георгиевна.

– Дочка у вас хорошая – сказал им Иероним Петрович. – Наверное, немало подума­ли, прежде чем разрешили ей летать? – засмеялся Уборевич.

В 1933 году Тоня Федосова прочла маленькое объявление о приёме молодёжи в лётную школу без отрыва от производства и сразу побежала в Дом обороны записываться… Предполётные тревоги закончились быстро. И 14 марта рабочая ремонтного цеха Антонина Федосова совершила свой первый самостоятельный полёт, о котором рассказывала подругам так: «Вздрогнула стрелка альтиметра: 100, 150, 200, 500, 800 метров. Посмотрела в пустую инструкторскую кабину, и немножко стало как будто жутко. Лечу одна и вдали никого не видно… Веду машину по горизонту, а у самой растёт уверенность. Чувствую себя радостно от сознания, что я самостоятельно лечу быстрее птицы и хочется ещё выше…»

За Антониной пришла очередь полёта других выпускников. Всеобщее восхищение вызвал показательный пилотаж Щербакова, Пантелеева и Рыженкова.


Коман­дующий войсками Белорус­ского военного округа, командарм 1-го ранга Иероним Петрович Уборевич. Фотопортрет 1936 года

 

А вечером во Дворце культуры состоялось торжественное заседание, посвящённое первому выпуску лётчиков Бежицкого аэроклуба. На нём выступил Иероним Петрович Уборевич. Передав привет рабочим Бежицы от бойцов Белорусского военного окру­га, он говорил: «...Если на­род желает жить и в будущей войне победить, он должен иметь мощную военную ави­ацию. Нам нужны для этого лётчики, парашютисты. То, что сегодня мы видели, у меня вызывает такую оцен­ку: мы доказали, что мож­но подготовить лётчиков из рабочих без отрыва от про­изводства. И Ивкин, и Рома­нов, и Федосова, и другие как лётчики подготовлены хорошо. Надо к работе аэро­клуба привлечь внимание ши­роких масс...»

От имени молодых лётчи­ков выступил выпускник Красновский: «Мы, молодые пилоты, заявляем, что бу­дем учиться и дальше, что­бы летать ещё лучше и по первому зову партии под­няться в воздух на защиту социалистической Родины!»

И выпускники аэроклуба сдержали своё слово. В суровые годы Великой Отечественной войны они героически сражались в небе Родины, проявляя поистине беззаветное мужество. Среди них были и те первые двадцать семь.

 

Светлана Павловна Кизимова,

старший научный сотрудник «Государственного архива Брянской области».

Особо за чуткую помощь в поиске этой ценной для нас статьи, и заинтересованное, искреннее сотрудничество, мы благодарим отзывчивый коллектив «Центральной городской библиотеки имени Петра Лукича Проскурина».

 

Справка-дополнение по Бежицкому и Брянскому аэроклубам

(по ранним годам их становления)

Начавшие формироваться осенью 1933 года Бежицкий, и в начале 1934-го Брянский аэроклубы, вскоре были строго проверены и многократно аттестованы. Некоторые материалы этих аттестаций сохранились в архивах Орловского ОСОАВИАХИМа, которому тогда подчинялись оба наших аэроклуба. Ведь с сентября 1937 года, с упразднением Западной области, Бежица и Брянск (с подчинёнными сельсоветами) вошли в состав Орловской области. Ниже представлены краткие целевые выдержки тематической информации по Бежицкому и Брянскому аэроклубам, а также фотографии из фондов Орловского краеведческого музея, Центрального архива ДОСААФ России и музея брянской «Средней общеобразовательной школы №13 имени Героя Советского Союза Ильи Борисовича Катунина»...

 

Бежицкий (он же впоследствии Орджоникидзеградский) межрайонный аэроклуб по состоянию на 19-22 декабря 1934 года:
- «лётный и, технический состав в ноябре месяце 1934 года проверен ВВС РККА (15-й брянской авиабригадой, ставшей летом 1936 года 83-й авиационной бригадой «имени ПРОФСОЮЗОВ ЗАПАДНОЙ ОБЛАСТИ»). Оценка хорошая»;
- «аэроклуб укомплектовал полностью, пилотские группы по заданию ЦС ОАХ СССР. Все набранные прошли планерное дело и практическую подготовку по классу «А» – закончили 120-часовую практическую программу и в настоящее время проходят специальные предметы»;
- «материальная часть: самолёты хранятся в ангаре, состояние его хорошее; планеры хранятся в специальном ангаре, состояние плохое: грязные, в одном планере ответственные детали (подкосы) незаконтренные, в рычагах управления отсутствует смазка, амортизаторы изношены и оледенели.

В аэроклубе на аэродроме имеется технический склад, где хранятся детали самолёта и мотора, состояние хорошее; все детали смазаны и аккуратно разложены, чувствуется любовь.

Сторожевое здание грязное, неуютное, требует немедленного приведения в порядок, печь необходимо переделать.

Аэроклубу горсовет РКиКД выделил здание, которое временно обеспечит караульную подготовку авиакадров.

Весь командный состав включился в оборудование кабинетов наглядными пособиями.

Необходимо отметить, что аэроклуб среди трудящихся завоевал авторитет»;
- «имеется 6 самолётов У-2 с ресурсом до 1-го смотра 2.168 часов».

 

Орджоникидзеградский аэроклуб по состоянию на начало 1939 года:

категория – 3-я; задание на 1939 год подготовить: пилотов – 121, механиков – 0, «тренировка пилотов запаса» – 24; аэродром 1000х1000 метров; имеет ангар на 6 самолётов и семь учебных аудиторий; бензотара – на 100 тонн; выполнение плана: за 1936 год – на 82 %, за 1937 год – 95 %, за 1938 год – в документе не указано.


Построение личного состава Бежицкого аэроклуба Орловской области перед началом полётов. Фотография предвоенного периода

 


Политзанятие с учлётами Бежицкого аэроклуба Орловской области в полевых условиях. Фотография предвоенного периода

 

«Удостоверение парашютиста», выданное Бежицким аэроклубом товарищу Борцову. Орджоникидзеград, 1936 год

 


Курсант Николай Панченко готовиться к парашютному прыжку. Фотография периода 1930-х годов

 


Инструктор-лётчик Бежицкого аэроклуба товарищ Катунин перед началом работы с тремя группами учлётов нового набора (в которых без отрыва от производства будут обучаться лётному делу 24 курсанта из рабочей молодёжи Бежицы). Специальным постановлением президиума Западного облисполкома и бюро обкома ВКП(б) от 16 август 1936 года стахановец осоавиахимовской авиации инструктор-лётчик и парашютист Катунин за высокие результаты (первым в группе отличников ОСОАВИАХИМа Западной области) будет премирован ценным подарком

 


Прорвавшиеся на фронт лётчики-инструкторы (Брянского и Бежицкого аэроклубов, несколько раз переформированной 8-й военной школы лётчиков и запасных авиаполков), командиры-товарищи и ведущие ударных групп Ил-2 46 ШАП ВВС Северного флота, удостоенные в 1944 году за самоотверженную боевую работу званий Героя Советского Союза Александр Николаевич Синицын (слева) и Илья Борисович Катунин

 

Брянский аэроклуб по состоянию на 1939 год:

категория – 3-я; задание на 1939 год подготовить: пилотов – 121, механиков – 0, «тренировка пилотов запаса» – 12; аэродром 800х1200 метров; имеет ангар на 9 самолётов и шесть учебных аудиторий; бензотара – на 50 тонн; выполнение плана: за 1936 год – в документе не указано, за 1937 год – 125 %, за 1938 год – 112 %.

 

Отчёт о буднях Брянского аэроклуба Орловского совета ОСОАВИАХИМа в авиационном журнале «Самолёт»

Курсанты Брянского аэроклуба, закончившие учёбу в аэроклубе на «отлично» в 1938 году. Слева направо: выпускники Сергеенко, Хрулькова, Филиппова, Фёдорова и Малахова

 


Учлёт-отличница Брянского аэроклуба Хрулькова, 1938 год

 


Инструктор-общественник (то есть внештатный инструктор-лётчик) Брянского аэроклуба Меренков. В 1938 году «выпустил группу пилотов на «хорошо» без аварий и поломок». Брянск, 1938 год

 


Инструктор-лётчик Брянского аэроклуба (и он же на общественных началах – заместитель политрука звена) Адукевич. В 1938 году «выпустил свою группу на «отлично». Брянск, 1938 год

 


Инструктор-лётчик Брянского аэроклуба Зимоглядов проводит предполётный инструктаж учлётов своей учебной группы. Брянск, 1938 год

 


Инструктор-общественник (то есть внештатный инструктор-лётчик) Брянского аэроклуба Меренков разъясняет учлёту Перегудкину (он в кабине самолёта) допущенные им ошибки в пилотировании У-2. Брянск, 1938 год

 


Группа самолётов У-2 в учебном полёте  

 

Палаточный городок Брянского аэроклуба (предвоенный период)

 


Инструктаж группы парашютистов у самолёта У-2

 


Девушки-учлёты на аэродромном поле

 


Группа учлётов на окраине аэродромного поля

 


Общее построение учебных групп на аэродроме перед самолётами аэроклуба

 


Подготовка самолётов У-2 на аэродромной стоянке. Фотография 1930-х годов

 


Учлёт Брянского аэроклуба Анна Филипповна Малахова, 1938 год

 

Анна Филипповна Малахова воспитанница авиации ОСОАВИАХИМа, командир экипажа У-2 из боевого состава 588-го лёгкого бомбардировочного авиационного полка 122-й авиационной группы ВВС Приволжского военного округа, сержант. Родилась 26 января 1921 года в городе Брянске. Русская. Служащая из рабочих, с 1937 года – комсомолка. Весной 1938 года закончила девять классов Брянской средней школы имени 15-летия ВЛКСМ, и осенью в той же школе училась в десятом классе, но прервала обучение из-за отъезда в Москву, где 2 января 1939 года была принята лаборантом-испытателем ОТК (по авиаприборам) на завод №214 «Метрон». Во время учёбы в старших классах, шестнадцатилетней Анне Малаховой удалось пройти строгий отбор и поступить в Брянский аэроклуб – в группу подготовки пилотов. 26 октября 1938 года она закончила Брянский аэроклуб Орловского областного совета ОСОАВИАХИМа с оценкой «отлично». А уже на новом месте в Москве, поздней осенью 1939 года подала заявление о зачислении в ряды курсантов Тренировочного отряда Таганского аэроклуба и в 1940 году успешно прошла курс обучения, вновь войдя в учебно-строевой состав авиации ОСОАВИАХИМа СССР.

Откликнувшись на инициативу ЦК ВЛКСМ о формировании женских авиационных полков, осенью 1941 года доброволец Анна Филипповна Малахова была зачислена на военную службу, после чего её направили в авиагарнизон саратовского города Энгельс – к месту формирования 588-го лёгкого бомбардировочного авиационного полка.

Согласно донесениям о безвозвратных потерях, вместе со своим штурманом Марией Виноградовой, Анна Малахова трагически погибла 9 марта 1942 года из-за резко ухудшившихся метеоусловий в ходе учебно-тренировочного полёта по отработке прицельного бомбометания в составе авиационного звена. В ночь на 9 марта 1942 года, во время учебного бомбометания на полигоне, попав в сложные метеоусловия (сильный снегопад, пурга), потеряли пространственную ориентировку три экипажа У-2 588 ЛБАП. После столкновения с землёй в «слепом» полёте в условиях ночной бури с ливневым снегопадом, спасся только один экипаж. Погибли сержант, пилот 588 ЛБАП Малахова Анна Филипповна; штурман экипажа (воинское звание точно неизвестно) 588 ЛБАП Виноградова Мария Михайловна; сержант, пилот 588 ЛБАП Тармосина Елизавета (Лиля) Ефимовна и штурман самолёта (воинское звание точно неизвестно) 588 ЛБАП Комогорцева Надежда Петровна. Так подробности той страшной катастрофы описаны в книге военных мемуаров «Ночные ведьмы» ветерана женского 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного Таманского Краснознамённого ордена Суворова полка, гвардии лейтенанта, Героя Советского Союза Раисы Ермолаевны Ароновой:

«...В ту памятную трагическую ночь мне выпало дежурить по части. Почти весь лётный состав ушёл на аэродром. Задача на этот раз стояла сложная: полёт по маршруту звеном с заходом на полигон для бомбометания. Было очень темно и ветрено. Внезапно повалил снег. Лётчики знают, как опасно попасть в снегопад, тем более на По-2, у которого нет почти никаких приборов для слепого полёта. Лётчики знают, что значит потеря пространственного положения: пилот перестаёт представлять себе, как идёт самолёт. Хуже того, возникают обманные ощущения: например, начинает казаться, что создался правый крен, пилот старается вывести самолёт из крена, отдаёт ручку влево. На самом же деле был не правый, а левый крен, и лётчик только усугубил положение. В результате самолёт идёт по спирали к земле. Иногда эти ложные ощущения настолько сильны, что лётчик перестаёт верить показаниям приборов. Потеря пространственного положения – самое страшное, что может случиться с лётчиком в воздухе. Именно это и произошло с тремя нашими экипажами. Сильный снегопад скрыл землю и небо, всё замелькало перед глазами, закружилось в снежном вихре. Мигающие сквозь плотную пелену снега огоньки на земле стали казаться далёкими звёздами, а настоящие звёзды превратились в огоньки на дороге... Да это и не звёзды и не огоньки, а просто блестят от мороза снежинки. Но где же земля? Где?! Перед рассветом позвонили с аэродрома:
– Произошла катастрофа. Подготовьте комнату, где можно будет положить тела погибших. Их было четверо: Лиля Тармосина со штурманом Надей Комогорцевой и Аня Малахова с Мариной Виноградовой. Чудом уцелели Ира Себрова с Руфой Гашевой. Самолёт врезался в землю, но они выбрались из-под обломков почти невредимыми».

Погибшие похоронены на Воскресенском кладбище города Энгельс в братской воинской могиле…

 


Парашютист готовиться к прыжку с самолёта По-2

 


Группа пилотов у стоянки аэроклубовских самолётов По-2 во время полётов

 

Мы с глубоким уважением благодарим Юрия Петровича Ржевцева и Валерия Витальевича Кожухова за большинство представленных на этой странице архивных документов.

«Брянский аэроклуб» – страница на нашем сайте

Статья на нашем сайте «Уникальная школа патриотизма и мастерства – ОСОАВИАХИМ»

Статья на нашем сайте «90-летие первого полёта легендарного У-2»

Категория: Иные статьи | Добавил: kamozin100 (23.09.2018)
Просмотров: 2797 | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
avatar