Главная » Статьи » Иные статьи |
Благодаря трудам Светланы Павловны Кизимовой, бережно сохранены и опубликованы материалы о первом выпуске пилотов Бежицкого аэроклуба. Светлана Павловна Кизимова – уникальный профессионал-исследователь, неутомимый подвижник и просветитель, талантливый краевед, журналист и писатель-историк. За свою многолетнюю научную и творческую деятельность Светлана Павловна удостоена множества благодарностей и почётных грамот, ежегодной премии Алексея Константиновича Толстого «Серебряная лира» (в 2003 году), награждена золотой медалью «За вклад в наследство народов России» и памятной медалью в честь 200-летия со дня рождения Фёдора Ивановича Тютчева. Вот её статья, опубликованная в газете «Брянский рабочий» за 20 августа 1981 года – на основе документов из фондов архива БМЗ и госархива Брянской области… Тот первый выпускВ 1935 году Бежицкий аэроклуб выпускал первый отряд своих питомцев – парней и девчат завода «Красный Профинтерн», которые без отрыва от производства овладели авиационной техникой и получили звание пилотов. Яркий солнечный день выдался словно по заказу. Люди на аэродроме стали собираться с раннего утра. А в 12.00 у самолётов выстроились инструкторы и молодые пилоты, в честь которых и организовывалось это торжество. Их было двадцать семь человек, в том числе двадцать пять – комсомольцы. И все как один ворошиловские стрелки и значкисты. Первым в шеренге отважных стоял Вячеслав Щербаков. Весной 1934 года, когда Япония протягивала свои хищные щупальца к богатствам Советского Приморья, а с запада угрожающе бряцала оружием фашистская Германия, токарь машиносборочного цеха завода «Красный Профинтерн» Щербаков решил овладеть техникой лётного дела. Он пришёл в комсомольскую организацию и заявил: «Хочу летать. Прошу дать путёвку в школу планеристов». Нелегко было совмещать учёбу с работой. Ведь в цехе он являлся ударником, выполняющим задания на 130–145 процентов. Хотелось быть передовым и в лётном деле. И стал первым. За Вячеславом Щербаковым в строю стоял Николай Ивкин. Незабываемым был для него день, когда он впервые сел в самолёт. Инструктор сделал разворот и передал управление Ивкину. Николай взял ручку, поставил ноги на педали и... началось! Машина почему-то сразу потеряла скорость и стала проваливаться… С того памятного дня времени прошло немало. И вот однажды инструктор Брянцев сказал: «Полетишь один!» Николай подряд, не выходя из кабины, сделал три самостоятельных полёта. Вылезая из кабины, удовлетворённо хмыкнул: «Вот так, брат, Вася, а ты говорил...». Про его брата Василия Ивкина знал весь состав аэроклуба. Василий не раз видел летающие самолёты. Восхищался, как они забирались за облака, выкручивая в небе замысловатые и жуткие кренделя, и всегда считал, что люди, летающие на них, должны быть какими-то особенными. А тут с некоторых пор вдруг стал пропадать Николай, куда-то исчезать после работы и появляться домой лишь к ночи. Николай рассказывал, что мечтает быть лётчиком, что уже летал на планере, что изучил мотор самолёта и вот-вот полетит сам. Но домашние к его рассказам относились скептически. И вот, не выдержав, старший брат явился к самому начальнику аэроклуба: «Что у вас здесь делает Николай Ивкин?» Спустя несколько месяцев Василий опять появился в аэроклубе. На сей раз с просьбой: «Может, и меня покатаете?» – Пожалуйста. Садитесь вон в тот самолёт. Василий подошёл к самолёту. В кабине сидел лётчик, на голове – шлем, лицо закрыто очками. Сел. Завертелся пропеллер. Осталась где-то земля, точно провалилась. Василию стало жутковато. А в это время к нему повернулся лётчик, снял очки и сказал: «Смотри, как штурмую небо, держись...» Василий только выдохнул: «Колька?!» Машина круто повернусь. И начала выделывать такое, что дух захватило. И лишь когда стала плавно опускаться на землю, старший Ивкин глубоко вздохнул. А на земле смущённо пожал руку брату. Двадцатидвухлетний Николай Ивкин, рабочий вагонно-колёсного цеха завода «Красный Профинтерн», стал признанным лётчиком. Среди двадцати семи молодых пилотов была только одна девушка – Тоня Федосова. И хотя стояла она последней в шеренге, но считалась одной из лучших выпускниц. Не случайно была делегатом Всесоюзного слёта ударников оборонной работы, где отчитывалась перед Климентом Ефремовичем Ворошиловым за проделанную работу в родном аэроклубе... Через несколько минут на аэродром прибыли секретарь Западного обкома ВКП(б) (Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков) Иван Петрович Румянцев и командующий войсками Белорусского военного округа Иероним Петрович Уборевич. Командующий принял рапорт начальника аэроклуба Сергеева, обошёл выстроившихся и лично поздоровался с каждым пилотом. Наступил момент показа мастерства первых выпускников. Смотр открыли Федосова, Ивкин и Пантелеев. Любуясь, как легко делал Николай Ивкин «мёртвую петлю» и «бочку», командующий не смог сдержать восхищения: «Очень хорошо!» И когда самолёт Ивкина плавно приземлился, Иероним Петрович Уборевич снова похвалил: «Браво! На три точки сел!» Затем на кабины легко выпрыгнула Тоня Федосова. Чётким шагом подошла к командующему и отрапортовала о результатах полёта. В это время к Тоне поспешили родители, Михаил Яковлевич и Мария Георгиевна. – Дочка у вас хорошая – сказал им Иероним Петрович. – Наверное, немало подумали, прежде чем разрешили ей летать? – засмеялся Уборевич. В 1933 году Тоня Федосова прочла маленькое объявление о приёме молодёжи в лётную школу без отрыва от производства и сразу побежала в Дом обороны записываться… Предполётные тревоги закончились быстро. И 14 марта рабочая ремонтного цеха Антонина Федосова совершила свой первый самостоятельный полёт, о котором рассказывала подругам так: «Вздрогнула стрелка альтиметра: 100, 150, 200, 500, 800 метров. Посмотрела в пустую инструкторскую кабину, и немножко стало как будто жутко. Лечу одна и вдали никого не видно… Веду машину по горизонту, а у самой растёт уверенность. Чувствую себя радостно от сознания, что я самостоятельно лечу быстрее птицы и хочется ещё выше…» За Антониной пришла очередь полёта других выпускников. Всеобщее восхищение вызвал показательный пилотаж Щербакова, Пантелеева и Рыженкова.
А вечером во Дворце культуры состоялось торжественное заседание, посвящённое первому выпуску лётчиков Бежицкого аэроклуба. На нём выступил Иероним Петрович Уборевич. Передав привет рабочим Бежицы от бойцов Белорусского военного округа, он говорил: «...Если народ желает жить и в будущей войне победить, он должен иметь мощную военную авиацию. Нам нужны для этого лётчики, парашютисты. То, что сегодня мы видели, у меня вызывает такую оценку: мы доказали, что можно подготовить лётчиков из рабочих без отрыва от производства. И Ивкин, и Романов, и Федосова, и другие как лётчики подготовлены хорошо. Надо к работе аэроклуба привлечь внимание широких масс...» От имени молодых лётчиков выступил выпускник Красновский: «Мы, молодые пилоты, заявляем, что будем учиться и дальше, чтобы летать ещё лучше и по первому зову партии подняться в воздух на защиту социалистической Родины!» И выпускники аэроклуба сдержали своё слово. В суровые годы Великой Отечественной войны они героически сражались в небе Родины, проявляя поистине беззаветное мужество. Среди них были и те первые двадцать семь.
Светлана Павловна Кизимова, старший научный сотрудник «Государственного архива Брянской области». Особо за чуткую помощь в поиске этой ценной для нас статьи, и заинтересованное, искреннее сотрудничество, мы благодарим отзывчивый коллектив «Центральной городской библиотеки имени Петра Лукича Проскурина».
Справка-дополнение по Бежицкому и Брянскому аэроклубам(по ранним годам их становления)Начавшие формироваться осенью 1933 года Бежицкий, и в начале 1934-го Брянский аэроклубы, вскоре были строго проверены и многократно аттестованы. Некоторые материалы этих аттестаций сохранились в архивах Орловского ОСОАВИАХИМа, которому тогда подчинялись оба наших аэроклуба. Ведь с сентября 1937 года, с упразднением Западной области, Бежица и Брянск (с подчинёнными сельсоветами) вошли в состав Орловской области. Ниже представлены краткие целевые выдержки тематической информации по Бежицкому и Брянскому аэроклубам, а также фотографии из фондов Орловского краеведческого музея, Центрального архива ДОСААФ России и музея брянской «Средней общеобразовательной школы №13 имени Героя Советского Союза Ильи Борисовича Катунина»...
Бежицкий (он же впоследствии Орджоникидзеградский) межрайонный аэроклуб по состоянию на 19-22 декабря 1934 года: В аэроклубе на аэродроме имеется технический склад, где хранятся детали самолёта и мотора, состояние хорошее; все детали смазаны и аккуратно разложены, чувствуется любовь. Сторожевое здание грязное, неуютное, требует немедленного приведения в порядок, печь необходимо переделать. Аэроклубу горсовет РКиКД выделил здание, которое временно обеспечит караульную подготовку авиакадров. Весь командный состав включился в оборудование кабинетов наглядными пособиями. Необходимо отметить, что аэроклуб среди трудящихся завоевал авторитет»;
Орджоникидзеградский аэроклуб по состоянию на начало 1939 года: категория – 3-я; задание на 1939 год подготовить: пилотов – 121, механиков – 0, «тренировка пилотов запаса» – 24; аэродром 1000х1000 метров; имеет ангар на 6 самолётов и семь учебных аудиторий; бензотара – на 100 тонн; выполнение плана: за 1936 год – на 82 %, за 1937 год – 95 %, за 1938 год – в документе не указано.
«Удостоверение парашютиста», выданное Бежицким аэроклубом товарищу Борцову. Орджоникидзеград, 1936 год
Брянский аэроклуб по состоянию на 1939 год: категория – 3-я; задание на 1939 год подготовить: пилотов – 121, механиков – 0, «тренировка пилотов запаса» – 12; аэродром 800х1200 метров; имеет ангар на 9 самолётов и шесть учебных аудиторий; бензотара – на 50 тонн; выполнение плана: за 1936 год – в документе не указано, за 1937 год – 125 %, за 1938 год – 112 %.
Отчёт о буднях Брянского аэроклуба Орловского совета ОСОАВИАХИМа в авиационном журнале «Самолёт» Курсанты Брянского аэроклуба, закончившие учёбу в аэроклубе на «отлично» в 1938 году. Слева направо: выпускники Сергеенко, Хрулькова, Филиппова, Фёдорова и Малахова
Палаточный городок Брянского аэроклуба (предвоенный период)
Орлята и орлицы ОСОАВИАХИМа
Анна Филипповна Малахова воспитанница авиации ОСОАВИАХИМа, командир экипажа У-2 из боевого состава 588-го лёгкого бомбардировочного авиационного полка 122-й авиационной группы ВВС Приволжского военного округа, сержант. Родилась 26 января 1921 года в городе Брянске. Русская. Служащая из рабочих, с 1937 года – комсомолка. Весной 1938 года закончила девять классов Брянской средней школы имени 15-летия ВЛКСМ, и осенью в той же школе училась в десятом классе, но прервала обучение из-за отъезда в Москву, где 2 января 1939 года была принята лаборантом-испытателем ОТК (по авиаприборам) на завод №214 «Метрон». Во время учёбы в старших классах, шестнадцатилетней Анне Малаховой удалось пройти строгий отбор и поступить в Брянский аэроклуб – в группу подготовки пилотов. 26 октября 1938 года она закончила Брянский аэроклуб Орловского областного совета ОСОАВИАХИМа с оценкой «отлично». А уже на новом месте в Москве, поздней осенью 1939 года подала заявление о зачислении в ряды курсантов Тренировочного отряда Таганского аэроклуба и в 1940 году успешно прошла курс обучения, вновь войдя в учебно-строевой состав авиации ОСОАВИАХИМа СССР. Откликнувшись на инициативу ЦК ВЛКСМ о формировании женских авиационных полков, осенью 1941 года доброволец Анна Филипповна Малахова была зачислена на военную службу, после чего её направили в авиагарнизон саратовского города Энгельс – к месту формирования 588-го лёгкого бомбардировочного авиационного полка. Согласно донесениям о безвозвратных потерях, вместе со своим штурманом Марией Виноградовой, Анна Малахова трагически погибла 9 марта 1942 года из-за резко ухудшившихся метеоусловий в ходе учебно-тренировочного полёта по отработке прицельного бомбометания в составе авиационного звена. В ночь на 9 марта 1942 года, во время учебного бомбометания на полигоне, попав в сложные метеоусловия (сильный снегопад, пурга), потеряли пространственную ориентировку три экипажа У-2 588 ЛБАП. После столкновения с землёй в «слепом» полёте в условиях ночной бури с ливневым снегопадом, спасся только один экипаж. Погибли сержант, пилот 588 ЛБАП Малахова Анна Филипповна; штурман экипажа (воинское звание точно неизвестно) 588 ЛБАП Виноградова Мария Михайловна; сержант, пилот 588 ЛБАП Тармосина Елизавета (Лиля) Ефимовна и штурман самолёта (воинское звание точно неизвестно) 588 ЛБАП Комогорцева Надежда Петровна. Так подробности той страшной катастрофы описаны в книге военных мемуаров «Ночные ведьмы» ветерана женского 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного Таманского Краснознамённого ордена Суворова полка, гвардии лейтенанта, Героя Советского Союза Раисы Ермолаевны Ароновой: «...В ту памятную трагическую ночь мне выпало дежурить по части. Почти весь лётный состав ушёл на аэродром. Задача на этот раз стояла сложная: полёт по маршруту звеном с заходом на полигон для бомбометания. Было очень темно и ветрено. Внезапно повалил снег. Лётчики знают, как опасно попасть в снегопад, тем более на По-2, у которого нет почти никаких приборов для слепого полёта. Лётчики знают, что значит потеря пространственного положения: пилот перестаёт представлять себе, как идёт самолёт. Хуже того, возникают обманные ощущения: например, начинает казаться, что создался правый крен, пилот старается вывести самолёт из крена, отдаёт ручку влево. На самом же деле был не правый, а левый крен, и лётчик только усугубил положение. В результате самолёт идёт по спирали к земле. Иногда эти ложные ощущения настолько сильны, что лётчик перестаёт верить показаниям приборов. Потеря пространственного положения – самое страшное, что может случиться с лётчиком в воздухе. Именно это и произошло с тремя нашими экипажами. Сильный снегопад скрыл землю и небо, всё замелькало перед глазами, закружилось в снежном вихре. Мигающие сквозь плотную пелену снега огоньки на земле стали казаться далёкими звёздами, а настоящие звёзды превратились в огоньки на дороге... Да это и не звёзды и не огоньки, а просто блестят от мороза снежинки. Но где же земля? Где?! Перед рассветом позвонили с аэродрома: Погибшие похоронены на Воскресенском кладбище города Энгельс в братской воинской могиле…
Мы с глубоким уважением благодарим Юрия Петровича Ржевцева и Валерия Витальевича Кожухова за большинство представленных на этой странице архивных документов. «Брянский аэроклуб» – страница на нашем сайте Статья на нашем сайте «Уникальная школа патриотизма и мастерства – ОСОАВИАХИМ» Статья на нашем сайте «90-летие первого полёта легендарного У-2» | |
Просмотров: 6532 | Комментарии: 2 | |
Всего комментариев: 2 | |
| |