Главная » Статьи » Статьи А.П. Романова |
Работая в архиве Министерства обороны России в поисках выпускников Брянского аэроклуба, нашёл личное дело Гукалина Евгения Ефремовича, 1918 года рождения. Фотографии не было: отклеилась со временем и, видимо, потерялась. Судьба этого лётчика-истребителя типична для молодых парней 30-х годов XX века, мечтавших о небе. Евгения, как любого мальчишку того времени, манила авиация, бурно развивающаяся, притягивающая романтикой неосвоенных просторов. Но сначала пришлось поработать токарем на «Красном Профинтерне» (сегодня это АО «УК «БМЗ» в составе АО «Трансмашхолдинг»). В 1936 году Евгений окончил Орджоникидзеградский (ныне Брянский) аэроклуб, а затем уже Вольскую авиационно-техническую школу. В 1939 году младший воентехник Гукалин был направлен техником самолёта. В 1940 году он добился перевода стрелком-радистом на бомбардировщик ДБ-3 в 53-й авиаполк Прибалтийского военного округа.
Из автобиографии, написанной Евгением Гукалиным в 1941 году: «В Финской войне я сбил «Фоккер». Летал два раза по заданию Сталина. С началом этой войны я снова стрелок-радист. Имею 8 вылетов. 27 июня был ранен. В последнее время летал с командиром 5-го полка. В качестве стрелка участвовал в налёте на Берлин». Мечта быть лётчиком не давала покоя молодому, энергичному лейтенанту, и в сентябре 1941 года рапорт Евгения был удовлетворён. Гукалин стал слушателем 2-й Московской авиационной школы пилотов. Учился с упоением, одним из первых вылетел самостоятельно на истребителе. 240-й истребительный полк, куда был направлен Гукалин накануне Курской битвы, состоял в основном из опытных лётчиков, таких как Иван Кожедуб, Кирилл Евстигнеев, Виктор Гришин, Алексей Амелин и других. Командир полка майор Солдатенко Игнатий Семёнович, воевавший ещё в Испании в 1936-1937 годах, а затем в 1939-м на территории Монголии в районе реки Халхин-Гол, вводил в строй молодых пилотов продуманно, не торопясь, несмотря на сложную фронтовую обстановку, чем сохранил их для дальнейших сражений, дав освоиться, набраться опыта. 12 апреля 1943 года командир 240 ИАП из состава 302 ИАД подполковник Солдатенко Игнатий Семёнович погиб на аэродроме Уразово при налёте немецкой авиации. Похоронен в братской могиле в сквере на Красной площади города Уразово тогда Курской области – ныне Валуйского района Белгородской области. Командование 240 ИАП принял майор Подорожный Сергей Иванович (погиб в авиационной катастрофе из-за плохих метеоусловий 22 декабря 1943 года), а с декабря 1943 майор Ольховский Николай Иванович.
Решительный и отважный Евгений быстро влился в дружный коллектив полка, отлично воевал. За короткий срок в 6 воздушных боях младший лейтенант Гукалин лично сбил три самолёта противника (2 Ju.87 и 1 Bf.109) и 10 мая 1944 года был награждён орденом Красной Звезды – за успешное выполнение 14 боевых заданий по прикрытию наших войск в период форсирования реки Днепр, расширения плацдарма и боевых действий за Днепром.
Наградные листы Представления лётчика 240 ИАП, младшего лейтенанта Гукалина Евгения Ефремовича к ордену Красной Звезды
Приказ о награждении личного состава 302 Кировоградской ИАД от 10 мая 1944 года
Трагедия случилась при прикрытии наших переправ через Днепр. Это был уже 4-й боевой вылет за день. Не успели перекурить у стоянок, вновь ракета: пора в бой. Восьмёрка Ла-5 разогнала группу Ю-87-х над переправой и сбила два самолёта. На подходе вторая группа бомбардировщиков. Вновь наши соколы пошли в атаку. Гукалин сбивает один Ю-87. Нагоняет второго, но что это? Немец, круто развернувшись, пошёл в лобовую атаку. Евгений обрушивает мощь огня своего «Лавочкина» на противника, но тот, оказавшись опытным и смелым воздушным бойцом, огрызается, хотя и горит. Ощутив острую боль в левой руке, истекая кровью, Евгений сумел посадить свой повреждённый Ла-5 на фюзеляж, прямо на берегу Днепра, и потерял сознание… Лётчики его эскадрильи вели бой и не видели экстренной посадки Гукалина. Евгений очнулся в госпитале. Прошёл несколько операций, ампутацию кисти левой руки. Заключение врачей не радовало приговором – «К лётной работе не годен». Как воскресший, выживший Гукалин вернулся в свой полк. Боевые друзья с радостью встретили Евгения и, посоветовавшись, порвали заключение медкомиссии. Но кто разрешит летать без кисти? В свободное от службы время, Женя подолгу сидел в кабине истребителя. Думал: как вернуться к боевым полётам. Зимним днём в полк заглянул командир корпуса, генерал Иван Дмитриевич Подгорный, который вручил трём лётчикам Звёзды Героев Советского Союза. В разгар празднования к нему обратился Гукалин: «Товарищ генерал! Разрешите мне летать». Воцарилась тишина. Генералу шёпотом пояснили, в чём дело. Подумав, Подгорный сказал: «Полетай пока на По-2, может, со временем получишь «Лавочкина». Свершилось! И ликующий Евгений свой драгоценный шанс не упустил. Вопреки тяжёлому ранению, упорный Гукалин в совершенстве восстановил технику пилотирования и вновь стал участвовать в воздушных боях! Ранним утром дежурный будил лётчиков. Командир полка ставил задачи группам. Гукалину выпало быть ведомым у Игоря Середы. Им же в паре предстояла разведка немецкого аэродрома. Задание сложное и опасное. При подходе к заданному району кончилась облачность. Наша пара в воздухе и машины противника на аэродромных стоянках хорошо видны. Зенитный огонь всё плотней. На забитом фронтовом аэродроме много рассредоточенных и сконцентрированных на стоянках предстартового обслуживания самолётов. Выполнили фотографирование. Неожиданно шквальный зенитный огонь прекратился. Сосредоточенный на фоторазведке Середа, внимательно осмотрелся – в чём дело? Истребители противника? Где Гукалин? С выпущенными шасси тот шокирующе заходил на посадку на вражеском аэродроме, зенитки которого выжидающе замолчали. Что он делает?! Внезапно, перед самой землёй, истребитель Гукалина убрал шасси, его мотор взревел на предельной мощности и одновременно ударили 20-мм носовые пушки ШВАК. Два вражеских самолёта запылали на стоянке. Евгений свечой ушёл вверх и выбрал новую цель – цистерны с горючим. С аэродрома начал взлетать ФВ-190. Расстреляв склад ГСМ, Евгений поймал в прицел набирающий высоту «Фоккер», короткая очередь – и объятый пламенем истребитель противника врезался в землю. Соединившись, пара Ла-5 стала уходить на свою территорию… Дерзость, с которой была произведена разведка боем, взбесила немцев. На подходе к линии фронта на нашу пару навели вражеские истребители. Взволнованный женский голос с нашей радиостанции воздушного управления предупреждающе передавал: «Миленькие-миленькие, южнее вас шестёрка «Мессеров». От группы преследования отделилась пара и первой пошла в атаку на «Лавочкиных», завязывая неравный, тяжёлый бой. На хвосте у Гукалина опасно повис атакующий «Мессершмитт». Резким маневрированием на предельных режимах, Гукалин оторвался от противника, и они тут же сошлись в яростной лобовой атаке, завершившейся встречным тараном. Срезанный «Мессершмитт» рухнул на землю, а истребитель Гукалина, кувыркаясь, выровнялся у самой земли! Вытянувшись в цепочку, четвёрка «Мессеров» закрутила групповую карусель последовательных атак повреждённого самолёта Гукалина. Игорь Середа стойко отбивал их от своего ведомого. С земли молили: «Продержитесь немного, к вам идёт помощь!» Наконец, в районе боя появились ещё четыре точки. – Игорь, Женя, уходите, я прикрою. Это со своими ребятами прилетел Кирилл Евстигнеев… Герой Советского Союза Игорь Емельянович Середа вспоминал: «Гукалин был прекрасным лётчиком, виртуозом пилотажа, надёжным щитом ведущего. В его сердце жила неиссякаемая любовь к жизни. Говорун, задира, неутомимый плясун, он любил песни, шутки – был первым в полку весельчаком. Гукалин совершил подвиг, подобный деяниям Алексея Маресьева». В совершенстве владея техникой пилотирования, Евгений умел, зажав ручку управления между ногами, правой рукой убрать шасси после взлёта. Он успевал, прибегая к помощи ног и правой руки, выпустить щитки-закрылки, шасси и сделать всё необходимое, чтобы произвести нормальную посадку. Кроме того, у всех модификаций Ла-5 отсутствовало автоматическое управление винтомоторной группой, и пилот истребителя полностью вручную управлял винтом, двигателем и системами его охлаждения (створками капота двигателя, заслонкой маслорадиатора), и вдобавок, ещё высотным корректором с переключением скоростей нагнетателя. А также пилотируя и ведя бой, лётчик управлял коротковолновой радиостанцией и вооружением с пневматической и механической перезарядкой двух синхронных пушек, а в высотных полётах должен был пользоваться кислородным прибором… За короткое время однорукий Герой произвёл более 50-ти боевых вылетов и сбил 6 самолётов противника.
16 октября 1944 года в воздушном бою над территорией Венгрии Ла-5 Гукалина был подбит, лётчик ранен в ногу. Умело и мужественно сбив скольжением пламя на горевшем самолёте, Евгений не покинул боя, а продолжал драться и прикрывать ведущего. После боя, сохраняя место в боевом порядке, Гукалин в составе группы возвращался на свой аэродром. Не долетев всего полутора километров, его самолёт взмыл вверх, на мгновение завис в воздухе и неуправляемый, штопором врезался в землю у села Сегхалом… Метрах в 25-ти от обломков взорвавшегося при ударе самолёта лежал обгоревший лётчик. Очевидно, в полёте от большой потери крови он потерял сознание. Собратья по оружию похоронили гвардии младшего лейтенанта Евгения Ефремовича Гукалина на окраине венгерского села Мезеладань. Целеустремлённо пройдя тернистый путь к желанной лётной работе, и вновь упорно прорвавшись в небо, взломав запреты и вопреки увечьям тяжёлого ранения, Евгений Гукалин категорически не мог позволить себе опять оказаться в военном госпитале. И там наглухо захлопнуть дверь в авиацию. Тем более для него было совершенно недопустимым невольно навредить смело поддержавшему его командованию и спаянной кровью, братской выручке однополчан. Поэтому Евгений Ефремович с исключительной стойкостью летал и отчаянно, с феноменальной доблестью сражался… Таков оборвавшийся боевой путь ещё одного поразительного, несгибаемого выпускника Брянского аэроклуба. По сути, и святой воинской совести самоотверженного фронтовика, наш погибший земляк – Герой. Но по праву достойный высшей награды, Золотую Звезду он получить не успел…
Именной список безвозвратных потерь сержантского и офицерского состава по частям 3 гвардейского истребительного Ясского авиакорпуса за период с 1 по 31 октября 1944 года
Донесение о потерях в военкомат
Александр Петрович Романов Рассказ представлен с некоторыми изменениями авторского текста и дополнен фотоматериалами. Увы, остался невыясненным вопрос противоречия наградных документов из открытых порталов военных архивов МО РФ и данных из личного дела Евгения Ефремовича Гукалина. В его личном деле указаны такие награды – орден Отечественной войны II степени и орден Боевого Красного Знамени. | ||
Просмотров: 5245 | |
Всего комментариев: 0 | |