MENU

ЕЗЕРСКИЙ ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ

Родился 15.02.1917 года в поселке Жуковка (ныне город Брянской области) в семье рабочего. Русский. Окончил 7 классов и школу ФЗО. Работал токарем на механическом заводе. Однажды увидев прилетевший в Жуковку У-2, на котором пилот покатал местных пацанов, в том числе и его, он решил свою судьбу с бескрайним небом. В 1938, после окончания Батайской авиашколы ГВФ Езерский был направлен в Уфу, в 209-й авиаотряд Уральской авиагруппы Западно-Сибирского управления ГВФ, где выполнял полёты на У-2 - как правило, на малых высотах. 14 июня 1941 его, как и других пилотов ГВФ, работавших в санитарной и сельхозавиации, перебазировали под Киев в распоряжение формировавшейся Киевской авиагруппы особого назначения ГВФ. Вскоре его назначили командиром звена, он выполнял воздушную разведку, доставку медикаментов для обороняющихся в тяжёлых боях бойцов Красной Армии под Харьковом. В 1941-1942 годах на У-2 Езерский налетал 760 часов, выполнил 312 боевых вылетов. После переучивания на Ли-2 и Си-47 (Дакота) его перевели в Московскую авиагруппу особого назначения во Внуково, где он выполнял полёты к партизанам, в том числе ночные, с посадками в сложных горных условиях. Затем эскадрилью Езерского перебазировали на аэродром близ ст. Хвойная, под Ленинградом, в 30 км. от Ладоги. Он совершил полтора десятка рейсов в блокадный город, когда ещё не замёрзла ледовая "Дорога жизни" через Ладожское озеро. Доставлял продукты, обратно брал 30 человек в каждом полёте - раненых и истощённых ленинградцев.

С июня 1944 по январь 1945 в составе эскадрильи транспортных самолётов 10-й гвардейской авиатранспортной дивизии ГВФ Езерский выполнял полёты с советской авиабазы Бари (Италия) в тыл противника в расположение Народно-освободительной Армии (НОА) Югославии. В августе 1944 он совершил полёт на неподготовленный аэродром в горах к югославским партизанам. Так продолжалось до тех пор, пока отряд партизан не был полностью обеспечен боеприпасами и продовольствием. Обратными рейсами вывозили раненых.

Дмитрий Сергеевич Езерский всего за время войны выполнил 226 ночных полётов, из них 88 с посадкой в тылу противника.

За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года старшему лейтенанту Езерскому Дмитрию Сергеевичу присвоено звание Героя Советского Союза.

С 1946 года капитан Езерский - в запасе. Он был командиром воздушного судна, заместителем командира лётного отряда в авиагруппе международных воздушных сообщений. В составе Отдельного авиаотряда №235 выполнял задания по обслуживанию правительственных делегаций, инспекторскую работу в ГУГВФ, МГА, был преподавателем в УТО ЦУМВС. Дмитрий Сергеевич за время лётной работы налетал безаварийно свыше 3,5 млн. километров. В 1960-1977 годах Езерский работал в ГУГВФ и МГА СССР. Это было время интенсивного развития отечественной гражданской авиации, требовалось решать вопросы обеспечения безопасности полётов, в том числе в системе УВД. Большой опыт и высокий профессионализм Дмитрия Сергеевича был востребован в штабе отрасли. Уйдя на заслуженный отдых, Езерский жил в Москве, не терял связи с коллегами по работе в МГА СССР. Если позволяло здоровье, он принимал активное участие во встречах с ветеранами и был душой компании.

Дмитрий Сергеевич Езерский награждён орденом Ленина, Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1 степени, 2 орденами Красной Звезды, орденом "Знак Почета", награждён югославским орденом Партизанской Звезды I степени,14-ю медалями. Удостоен звания "Почетный пилот ВВС Югославии" с золотым нагрудным знаком и "Отличник Аэрофлота". Дмитрий Сергеевич Езерский, последний из фронтовых пилотов гражданской авиации - Героев Советского Союза Великой Отечественной Войны, скончался на 97 году жизни. За героизм и мужество в годы войны 15 лётчиков из фронтовых частей ГВФ были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Дмитрий Сергеевич ещё недавно оставался единственным в живых из этой героической когорты...

Одному из первых самолётов Sukhoi SuperJet 100 авиакомпании "Аэрофлот" присвоено имя "Дмитрий Езерский". В центре города Жуковка Брянской области именем Героя Советского Союза Дмитрия Сергеевича Езерского назван Лицей №1 (бывшая Жуковская средняя общеобразовательная школа № 3).

ЗОЛОТАЯ ПАРТИЗАНСКАЯ МЕДАЛЬ

Дмитрий Сергеевич Езерский родился 15 февраля 1917 года в посёлке Жуковка (ныне город Брянской области) в семье рабочего. Окончил 7 классов и школу ФЗО. Работал токарем на механическом заводе. В 1938 году окончил Батайскую авиационную школу Гражданского Воздушного Флота (ГВФ) в Ростовской области. С сентября 1939 года работал лётчиком-пилотом в 209-м авиаотряде ГВФ в Башкирии. С марта 1941 года - пилот Киевской особой авиагруппы ГВФ на Украине.

С июня 1941 по май 1945 года - на фронтах Великой Отечественной войны. Сразу после начала войны зачислен в Красную Армию, назначен пилотом 4-го авиаотряда Киевской особой авиагруппы ГВФ при штабе Юго-Западного фронта. С октября 1941 года - в авиационном отряде ГВФ при 40-й армии Юго-Западного фронта, был командиром звена, затем шеф-пилот Военного совета армии (перевозил командующего армией и его заместителей).

В апреле 1942 года отозван с фронта и направлен на переучивание на транспортные самолеты Ли-2 и Си-47 ("Дакота"). С июля 1942 года - пилот, а с сентября того же года - командир кораблей Ли-2 и Си-47 в Московской авиагруппе особого назначения (преобразована в 10-ю гвардейскую авиационную транспортную дивизию ГВФ). Группа базировалась в аэропорту Внуково и выполняла наиболее ответственные задания Ставки ВГК и Центрального штаба партизанского движения. В составе группы выполнял ночные полеты в тыл противника, доставляя вооружение, боеприпасы, медикаменты, различное снаряжение, эвакуировал тяжело раненых, десантировал спецгруппы.

 


Прославленные лётчики Московской авиагруппы особого назначения, Герои Советского Союза (слева-направо) Павел Михайлович Михайлов, Григорий Алексеевич Таран, Дмитрий Сергеевич Езерский

 

Выделяется подвиг лётчика, совершённый в 1943 году в Крыму. В ходе карательной экспедиции гитлеровцев один из партизанских отрядов был оттеснён в горы. Отряд не мог вырваться из окружения, поскольку в нём находились дети партизан и жителей деревень, подлежащих уничтожению за связь с партизанами. Дмитрий Езерский вылетел в Крым с аэродрома Крымская в Краснодарском крае, ночью в горах обнаружил отряд и совершил крайне рискованную посадку на крохотной горной площадке в горах, причем грунт был размыт недавними ливнями. Тщательно изучив и обмерив посадочную площадку, Д.С. Езерский улетел с 28 детьми на борту. Следующей ночью он повторил рейс, имея на борту других лётчиков, которым указал на все особенности посадки и взлета. Совместными усилиями пилотов за три ночи были вывезены на "Большую землю" и спасены 272 ребенка, а также несколько тяжелораненых партизан.

С 10 июля 1944 по 20 марта 1945 года - командир корабля в составе Авиационной группы особого назначения, сформированной для обеспечения действий югославских партизан и Народно-освободительной армии Югославии. Совершил в составе группы 66 боевых вылетов с аэродромов в южной Италии через Адриатическое море в Югославию, из них 47 вылетов - с посадками в расположении партизан. В одном из них самолет его был подбит, а Дмитрий Сергеевич ранен. Экипаж Езерского доставил югославским бойцам 88,5 тонн вооружения, боеприпасов и продовольствия, вывез 405 раненых партизан, перебросил через линию фронта 508 офицеров югославской, советской и союзных армий. Темной ноябрьской ночью 1944 года возвращался самолет, ведомый Езерским, на базу. Задание было успешно выполнено - партизаны получили боеприпасы и продовольствие. Вдруг в кабину командира вошел радист и сообщил приказ. Необходимо совершить посадку у деревни Осовец и забрать раненых партизан. Изменив курс, Дмитрий Сергеевич вышел точно к цели. Партизаны уже ждали. Быстро занесли они в машину двадцать шесть человек. Но остался еще один тяжело раненный человек. Не мог оставить его Езерский и приказал слить горючее до предела, оставив лишь, чтобы хватило до дома... Вот почему на груди отважного лётчика рядом со звездой Героя Советского Союза висит Золотая партизанская медаль.

Окончил войну в рядах 3-го транспортного авиационного полка 2-й авиационной дивизии особого назначения. Всего за годы войны Д.С. Езерский только в тыл противника выполнил 226 ночных боевых полетов, из них 78 - с посадкой на партизанские площадки.

Звание Героя Советского Союза присвоено 29 июня 1945 года.

В ноябре 1945 года капитан Езерский уволен в запас. Работал в авиаотрядах Внуковских соединений ГВФ. В июне 1946 года выполнил первые регулярные рейсы Ил-12 из Внуково в Копенгаген (Дания) и Стокгольм (Швеция). С февраля 1947 года - командир корабля Си-47 на международных воздушных линиях. В марте того же года выполнил первый полёт советского самолёта с пассажирами в Индию для участия в работе конференции народов Ближнего и Среднего Востока. Окончил в 1948 году Ташкентскую школу высшей лётной подготовки ГВФ. В 1950-е годы работал в Северном Йемене.

В 1959 году Дмитрий Езерский по состоянию здоровья был списан с лётной работы и переведён в Главное управление ГВФ (с 1964 года - Министерство Гражданской авиации) инженером, затем старшим инспектором по движению. С 1977 года - преподаватель в учебно-тренировочном отряде Шереметьевского аэропорта. С 1981 года - на пенсии.

Жил в городе-герое Москве. Активно участвовал в общественной работе как заместитель председателя Совета ветеранов войны и труда поселка "Сокол" в Москве, член Совета ветеранов гражданской авиации. Был почётным гражданином Жуковского района Брянской области.

Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом "Знак Почета", медалями, в том числе "За оборону Ленинграда", "За оборону Севастополя", "Партизану Отечественной войны" I степени, югославским орденом Партизанской Звезды I степени. Удостоен звания "Почетный пилот ВВС Югославии" с золотым нагрудным знаком.

Статья о Дмитрии Сергеевиче Езерском "Человек-легенда и самолёт" на нашем сайте

Военно-транспортный самолет Ли-2

Многоцелевой биплан У-2

Многоцелевой учебно-тренировочный самолёт У-2 (По-2)

Средний транспортно-пассажирский самолёт Ли-2 (ПС-84)