MENU

    Краткая справка


Схема двухместного планера КАИ-12 «Приморец»


Конструктивные и эксплуатационные разъёмы планера КАИ-12 «Приморец»

Примечание: представленные рисунки являются обработанными копиями технических иллюстраций из книги Бориса Николаевича Шереметова «Планеры», изданной ДОСААФ в 1959 году.

«Приморец», созданный в Казани  на базе чехословацкого планера LF-109 «Пионер», в отличие от прототипа имел не деревянную, а смешанную конструкцию. У него был металлический ферменный фюзеляж с полотняной обшивкой и подкосное, цельнометаллическое, однолонжеронное крыло с обратной стреловидностью и смешанной обшивкой (до лонжерона – из дюралюминиевого листа, а от лонжерона до задней кромки – полотняной). Отрицательная стреловидность крыла позволила поместить второго пилота почти в центре тяжести планера. Благодаря этому на КАИ-12 можно было одиночно летать без дополнительного груза на свободном заднем сиденье и без применения триммера на руле высоты. Также особенностями этого планера было одноколёсное шасси с передней деревянной лыжей, использовавшейся в качестве тормоза на пробеге.

Изначально двухместный, с девятикратным запасом прочности, «Приморец» предназначался для первоначального обучения и тренировочных парящих полётов с выполнением фигур высшего пилотажа и одного витка нормального штопора в любую сторону. Старт осуществлялся как с помощью самолёта-буксировщика, так и разгонной лебёдкой. Известны случаи, когда запуск планёра производился буксировкой за автомобилем. КАИ-12 был очень простым в управлении, устойчивым во всех каналах и допускал полёт с брошенной ручкой…

Увы, после десятилетий лидерского развития, в семидесятые годы прошлого века советское планерное конструирование постепенно сошло на нет, и наши пилоты с тех времён не установили ни одного рекорда, который был бы зарегистрирован международной федерацией планеризма. А сейчас в России планер – явление весьма редкое. Несмотря на то, что планеризм один из очень увлекательных видов авиационного спорта. И искусство безмоторного парящего полёта магически ошеломляет всех, кто его испытал.

Планер КАИ-12 на аэродромах аэроклубов ДОСААФ в 1962-1974 годах

 


Планерист в кабине КАИ-12 «Приморец» в ожидании вылета. Аэродром Дубровицы (Подольск) 2-го Московского аэроклуба, 1962 год

 


Планерист в открытой кабине КАИ-12 «Приморец» с группой аэроклубовцев на лётном поле аэродрома Дубровицы, 1962 год. Основанный в 1947 году 2-й Московский аэроклуб, в 1958 году был перебазирован в Дубровицы с аэродрома Чертаново

 


ГАЗ-ММ «Полуторка» у планера КАИ-12 «Приморец» на лётном поле аэродрома Дубровицы (Подольск), 1962 год

 


Планеристы в кабине и рядом с КАИ-12 «Приморец» на старте заснеженного аэродрома Чертаново, 1966 год

 


КАИ-12 «Приморец» на аэродроме Южный Рыбинского аэроклуба, 1970 год

 


Рекордсменка чемпионатов мира и СССР, лётчик-инструктор (1967-1982 гг.) Павлова Татьяна Дмитриевна у планера КАИ-12 «Приморец» на аэродроме Дубровицы (Подольск), 1970 год

 


Планеры КАИ-12 «Приморец» на лётном поле аэродрома Балтаси под Казанью, август 1972 года

 


Планер КАИ-12 «Приморец» на стоянке авиатехники аэродрома Балтаси, 1974 год

 


Группа юных планеристов перемещает КАИ-12 «Приморец» по лётному полю аэродрома Балтаси, 1974 год

 


Стартовая группа у планера КАИ-12 «Приморец» с экипажем в его двухместной кабине. Аэродром Балтаси, 1974 год

Назад, на страницу «Брянский аэроклуб»