MENU


Здесь, пробивая облака,
В особый мир врываешься,
Где красота пьянит слегка,
Где заново рождаешься!

 





Школа лётчиков

В начале двадцатых годов прошлого века в Брянской губернии повсеместно стали создаваться добровольные оборонные организации. Первыми зародились Военно-научные общества в войсках и военно-учебных заведениях Красной Армии – после всесоюзного съезда в марте 1926 года ставшие Обществом содействия обороне СССР (ОСО). А 8 июня 1923 года (по архивным данным), в связи с призывом к профсоюзам Президиума ВЦСПС, на собрании учредителей было основано Брянское губернское Общество друзей Воздушного Флота (ОДВФ). Его важнейшими задачами стали устройство местных воздушных линий в Брянской и соседних губерниях, и всесторонняя поддержка молодого Воздушного Флота. В июле 1924 года появилось Добровольное общество друзей химической обороны и химической промышленности (ДОБРОХИМ). А уже в сентябре 1925 года, объединением ОДВФ и ДОБРОХИМа, был образован Авиахим. Он комплексно ведал подготовкой мирного населения к защите от воздушно-химического нападения, практически помогал государству в создании кадров авиационных и химических специалистов, проводил ознакомительные и агитационные кампании, организовывал целевые библиотеки, авиахимкружки и клубы, авиационные соревнования и перелёты самолётов, в ходе которых проверялась авиатехника и изучались трассы будущих воздушных сообщений. Строил и закупал на добровольные денежные взносы военные и гражданские самолёты, которые передавались государству…

Накануне преобразования ОСО и Авиахим в единое Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (ОСОАВИАХИМ), 4 января 1927 года, Бежицкому, Севскому и Дятьковскому исполкомам была послана срочная телеграмма: «В январе сего года в г. Брянск прилетает самолёт, который имеет совершить 28 полётов, в том числе над Бежицким, Севским и Дятьковским районами. А посему Губернский исполнительный комитет рекомендует следующее: развивать усиленную агитационную работу по разъяснению авиационной и химической обороны».

В феврале 1927 года в Брянске состоялся первый совместный пленум советов губернского Авиахима и ОСО. К лету этого же года в Брянске даже был создан музей ОСОАВИАХИМа, открылись первые авиамодельные кружки, начались занятия по парашютному спорту и стартовали кампании по вербовке в лётные школы. А к 1929 году ОСОАВИАХИМ в Брянской губернии стал одной из крупных общественных добровольных организаций, в которую входили уже более сорока тысяч человек. На построенном между Брянском и селом Городище аэродроме, в октябре 1927 года начала формироваться профессиональная военная авиационная бригада. Она получила наименование 15-й авиабригады, командовал ею старший военный лётчик товарищ Лопатин. С 17 октября 1927 года в Брянск стали прибывать профессиональные авиаторы…

Прорывной, революционный рост Военно-Воздушных Сил в 30-е годы прошлого века потребовал значительного расширения и улучшения подготовки лётчиков. В стране активно проводилась широкая разъяснительная работа, привлекалось внимание советского народа к авиации. У молодёжи приоритетно формировалось стремление овладеть профессией военного лётчика, посвятить свою жизнь стремительно развивающимся Военно-Воздушным Силам.

В городе Бежице на базе завода «Красный Профинтерн» в 1932 году открывается планерная станция с единственным планером УП-4, на котором юноши города пробуют свои первые шаги в авиации. На её базе с 10 октября 1933 года начинается создание Бежицкого аэроклуба, и в этом же году на аэродром Бордовичи прилетают учебные самолёты У-2 (По-2). Под руководством товарища Сергеева, новый аэроклуб быстро укомплектовывается лётно-инструкторским и техническим составом. В начале 1934 года учреждается ещё один аэроклуб – основанный уже в городе Брянске. Им командует товарищ Гершман, а лётной частью аэроклуба – товарищ Катунин, награждённый нагрудным знаком ОСОАВИАХИМА «За активную оборонную работу» (ЗАОР) высшей степени. Весной 1934 года, вместе с организационным становлением и строительством, на аэродромах Бежицкого и Брянского аэроклубов оперативно начинается захватывающая лётная жизнь.

Сотни рабочих парней Бежицы и Брянска увлечённо взялись за овладение самолётом, планером, парашютом. В школах городов действовали сотни авиамодельных кружков. Были открыты филиалы аэроклубов в Клинцах, Дятькове, Жуковке. Началась эра бурного развития авиационного спорта. Юноши, закончившие обучение на самолётах У-2, направлялись в военные училища лётчиков.

В 1935 году состоялся первый выпуск пилотов Бежицкого аэроклуба – 27 человек с завода «Красный Профинтерн» (сегодня АО «УК «БМЗ» в составе АО «Трансмашхолдинг»), в том числе одна девушка – Тоня Федосова. Это было неординарное событие, особую важность которого выразительно характеризует приезд на торжественную церемонию высшего политического и военного руководства Западной области, в которую входила тогда Брянская губерния. Лётный смотр мастерства выпускников на аэродроме аэроклуба, в присутствии секретаря Западного обкома ВКП(б) Ивана Петровича Румянцева, лично принимал коман­дующий войсками Белорус­ского военного округа, командарм 1-го ранга Иероним Петрович Уборевич. А позже, вечером, выступая во Дворце культуры на торжественном заседании, посвящённом первому выпуску Бежицкого аэроклуба, командарм дал высокую оценку подготовке молодых пилотов. И разъяснив острую востребованность будущих кадров для создаваемой страной мощной военной авиации, нацелил новый, растущий аэроклуб на широкое привлечение рабочей молодёжи к обучению парашютному и лётному делу.

Статья на нашем сайте «Первый выпуск Бежицкого аэроклуба»

 
 
Учебный самолёт У-2 (По-2)

 

 
 
Учлёты

На лётных полях Бежицкого (с 1936 по 1943 года Орджоникидзеградского) и Брянского аэроклубов ОСОАВИАХИМа начали свой путь в небо многие выдающиеся боевые лётчики: Павел Камозин, Венедикт Ковалёв, Сергей Азаров, Иван Лавейкин, Иван Леонов, Николай Рожнов, Игорь Кустов, Михаил Цыкин, Вадим Бузинов, Виктор Каширкин, Николай Чувин, Виктор Скрябин, Евгений Гукалин, Александр Петухов и другие самоотверженные авиаторы. Все они личной, яркой воинской доблестью прославили родную, полыхавшую Брянщину, нашу грандиозную свершениями, могучую страну и её великий народ-победитель. В годы Великой Отечественной войны 21 авиатор из воспитанников и инструкторов Бежицкого и Брянского аэроклубов стали Героями Советского Союза, а Павел Михайлович Камозин этого особого звания удостоен дважды. На всю страну среди лётчиков-истребителей было всего 26 человек, ставших дважды Героями Советского Союза…

В 1985 году имя гениального, грозного лётчика-истребителя Великой Отечественной войны, дважды Героя Советского Союза Павла Михайловича Камозина было присвоено Брянскому авиационно-спортивному клубу ДОСААФ постановлением Совета Министров РСФСР.

Впечатляющий, вдохновляющий путь от курсанта Брянского аэроклуба до начальника управления подготовки и распределения кадров – члена Военного совета Военно-воздушных сил Российской Федерации, прошёл заслуженный военный лётчик, генерал-лейтенант авиации Александр Николаевич Осипенко. Преданность своему авиационному призванию Александр Николаевич проявил и в творчестве, написав автобиографичную книгу «В небесах летали одних…». А его книга «Две звезды» посвящена истории семьи двух кавалеров медали «Золотая Звезда», авиаторов Полины и Александра Осипенко. В ней на основе архивных материалов Александр Николаевич документально воссоздал подлинную биографию знаменитой лётчицы, рассказал о подготовке и отважном выполнении рекордного перелёта самолёта «Родина» на Дальний Восток. Как заинтересованный исследователь и увлекающий авиационный историк выразительно раскрыл боевой путь генерал-лейтенанта авиации Александра Степановича Осипенко – Героя-добровольца национально-революционной войны в Испании из Брянской 83-й авиабригады, а затем крупного военачальника в Великой Отечественной войне и напряжённого послевоенного периода. В феврале 1983 года высокое звание Героя Социалистического Труда было присвоено выпускнику Брянского аэроклуба 1951 года, «Заслуженному пилоту СССР» Анатолию Владимировичу Григорьеву. Одухотворённый небом, влюблённый в своё дело, одарённый и надёжный профессионал, Анатолий Владимирович более тридцати лет посвятил лётной работе, долго руководил правительственным авиаотрядом. Он безупречный командир борта номер один с колоссальным безаварийным налётом более 15-ти тысяч часов, десятками ответственных заданий по перевозке первых лиц государства, требовательный и щедрый лётный наставник, который подготовил и ввёл в строй свыше 50-ти командиров воздушных судов. Добившись 1-го разряда как лётчик-спортсмен, лётную подготовку в 1971-1972 годах в Брянском АСК прошёл Юрий Петрович Трегубенков, впоследствии ставший Героем России (25 мая 2000 года), начальником Государственного лётно-испытательного Центра имени Валерия Павловича Чкалова, «Заслуженным военным лётчиком Российской Федерации», генерал-лейтенантом авиации. Выпускник аэроклуба, старший лётчик-штурман вертолёта Ми-8МТВ-2 2-й отдельной авиационной эскадрильи авиации Внутренних войск МВД СССР, старший лейтенант Андрей Владимирович Азаров за боевые действия в Чечне посмертно награждён Орденом Мужества.

Справочно, как необходимое краткое дополнение отметим, что после войны Постановлением Совета Министров СССР от 16 января 1948 года № 77 ОСОАВИАХИМ был разделён на три самостоятельных общества: Добровольное общество содействия армии (ДОСАРМ), Добровольное общество содействия авиации (ДОСАВ) и Добровольное общество содействия флоту (ДОСФЛОТ) – с подчинением своим Центральным Комитетам. А после, на основании постановления Совета Министров СССР от 20 августа 1951 года № 3060, три этих общества в свою очередь были объединены во Всесоюзное добровольное общество содействия армии, авиации и флоту – многомиллионный ДОСААФ. Наш Брянский областной комитет ДОСААФ содействовал укреплению обороноспособности СССР, распространению среди населения военных и военно-технических знаний. Также занимался подготовкой членов общества и взрослого населения области к защите от средств массового поражения (по трём направлениям – противоатомной, противохимической и противобактериологической защите), обучением членов ДОСААФ по избранным ими специальностям для Советской Армии и подготовкой на общественных началах кадров массовых технических профессий для народного хозяйства (шофёров, трактористов, комбайнёров…). В подчинении Брянского областного комитета ДОСААФ находились райгоркомитеты, а также несколько специализированных учебных организаций: Брянский аэроклуб, морской клуб, радиоклуб, стрелково-спортивный клуб, 5 школ гражданской обороны, Брянская автомотошкола, 4 автомотоклуба, 3 спасательных станции. Комитеты ДОСААФ, имея в своём распоряжении тиры, аэроклубы, спортивно-технические секции и даже свою лотерею, проводили всесоюзные и областные спартакиады первичных организаций и районных комитетов по авиамодельному, стрелковому, парашютному спорту, плаванию, картингу, спортивному спасательному многоборью и мотокроссу с награждением победителей, активистов (и целых региональных организаций-лидеров) почётными грамотами и знаками, с присвоением спортивных званий и разрядов...

Восстановительный подъём в многотрудное послевоенное время продолжился качественным развитием аэроклуба в следующие десятилетия, когда плодотворно вызревало и совершенствовалось личное мастерство его лётно-инструкторского состава, заботливо нарастала и пестовалась учебно-материальная база, системно поступали новые, более совершенные самолёты, парашюты и необходимые средства обеспечения. В семидесятые года нового и мощного, животворящего прогресса отечественной авиации, Брянский АСК ДОСААФ устремлённо выходит на призовые места в стране, а вскоре и в масштабных международных состязаниях. Основа такого неординарного успеха нашего аэроклуба – это созидающая преемственность замечательных поколений авиаторов, целенаправленная работа и настойчивое саморазвитие, высокий профессионализм и увлечённость, сплочённость вдохновляющего коллектива одарённых единомышленников. И, конечно, ошеломляющий авиационный дух, любовь к небу, закаляющее преодоление потрясений экстремальных ситуаций, выдержка, воля и риск с желанием выйти за пределы уже познанного. Это захватывающее сотворение себя в авиационной профессии, глубокое её видение и уважение к драгоценному опыту, мастерству, и напряжённому лётному труду…

Авиационно-спортивный клуб имени Павла Михайловича Камозина за годы своей окрыляющей работы подготовил 72 мастера спорта, 17 мастеров спорта международного класса, 2-х заслуженных мастеров спорта, сотни спортсменов – кандидатов в мастера и перворазрядников. Многие воспитанники Брянского АСК завоевали медали различного достоинства на соревнованиях как внутри страны, так и за рубежом. Так, в 1995 году абсолютным чемпионом по высшему пилотажу стал Алексей Федин, выполнив норматив мастера спорта международного класса, а брянская команда лётчиков тогда заняла II место. Алексей Федин, увы, погибший в 2005 из-за разрушения в воздухе чрезмерно изношенного, сверхлёгкого самолёта Аэропракт-20, для очень многих был не просто инструктором, а уникальным наставником и Учителем с большой буквы.

Славу клуба приумножили два Дмитрия – Калмыков и Кирюхин. На чемпионате России по высшему пилотажу Дмитрий Калмыков в 2006 году занял первое, а в 2008 – второе место. Вновь целеустремлённо пришедший в родной аэроклуб уже 35-летним, настойчивый и упорный Кирюхин, стремительно стал сначала пилотом-любителем, а занявшись авиаспортом и начав выступать на соревнованиях по высшему пилотажу, сразу взял четвёртое место на чемпионате России. А на открытом чемпионате 2007 года в Белоруссии Кирюхин «перелетал» всех, став абсолютным чемпионом этих международных соревнований. Причём победил Дмитрий на Як-55 хозяев чемпионата, на котором до этого ни разу не летал! Призёр многих соревнований, кандидат в мастера по самолётному спорту, Дмитрий Кирюхин оканчивает Калужское училище ГА, и уже как лётчик-инструктор обучает курсантов, а затем командует лётным звеном и два года руководит Брянским аэроклубом. По сути, решительно спасая аэроклуб после всеобщего развала переломного времени шоковых 90-х годов с жестокой разрухой, а потом с застойным тленом в начале 2000-х. Разносторонне талантливый, зажигающий позитивом, увлечённый, вдохновляющий и объединяющий соратников, Дмитрий Кирюхин трагически погиб в 53 года руководителем брянских аэроклуба и дайвинг клуба «Скат» – при крушении упавшего в Десну двухместного автожира Calidus в июле 2013 года, пилот которого уцелел…

В истории клуба одним из превосходных достижений его мощного планерного звена, стал рекорд, установленный 22 июля 1959 года брянским лётчиком-инструктором-планеристом Михаилом Фёдоровичем Симоновым. На планере КАИ-12 «Приморец» он пролетел по прямой 437 км! Напомним, что начиная с первых Всесоюзных планерных испытаний в 1923 году, и почти до начала Великой Отечественной войны, наш планеризм развивался семимильными шагами. Во второй половине 1930-х годов советские планеристы были обладателями абсолютного большинства мировых спортивных рекордов (к 1939 году 13 из 18!). Учебный планеризм был распространён по всей стране, играл выдающуюся роль в подготовке «моторных» пилотов и недаром большое количество незаурядных и великих испытателей, боевых и гражданских лётчиков вышло из числа планеристов. Именно с середины 1930-х годов получила широкое распространение буксировка планеров самолётом, которая в свою очередь породила многоместные транспортные планеры – сыгравшие затем значительную роль во время Великой Отечественной войны в качестве эффективного средства воздушного десантирования. Знаковые советские конструкторы авиационной и ракетно-космической техники на разных этапах своей деятельности много внимания уделяли и безмоторной авиации. В том числе и Михаил Петрович Симонов – генеральный конструктор АООТ «ОКБ Сухого», Герой России, лауреат Ленинской премии и Государственных премий РФ. Он организатор и руководитель одного из первых в стране студенческого конструкторского бюро – СКБ КАИ (1956–1959 года), а также один из инициаторов и организаторов создания на базе СКБ КАИ Опытного конструкторского бюро спортивной авиации, заместитель главного конструктора этого ОКБ (1959–1969 года). При его непосредственном участии и руководстве в СКБ КАИ и ОКБ спортивной авиации были разработаны и внедрены в серийное производство спортивный планер КАИ-6, первые в стране цельнометаллические учебные и рекордные планеры КАИ-11, КАИ-12, КАИ-14, КАИ-19. Причём двухместный планер КАИ-12 «Приморец» строился крупной серией – около 800 экземпляров. Только авиазавод №116 выпустил в 1959 году 203 КАИ-12, которые успешно летали до 1990-х годов.

«Приморец», созданный в Казани на базе чехословацкого планера LF-109 «Пионер», в отличие от прототипа имел не деревянную, а смешанную конструкцию. У него был металлический ферменный фюзеляж с полотняной обшивкой и подкосное, цельнометаллическое, однолонжеронное крыло с обратной стреловидностью и смешанной обшивкой (до лонжерона – из дюралюминиевого листа, а от лонжерона до задней кромки – полотняной). Особенностями планёра было одноколёсное шасси с передней деревянной лыжей, использовавшейся в качестве тормоза на пробеге. Изначально двухместный, с девятикратным запасом прочности, «Приморец» предназначался для первоначального обучения и тренировочных парящих полётов с выполнением фигур высшего пилотажа и одного витка нормального штопора в любую сторону. Старт осуществлялся как с помощью самолёта-буксировщика, так и разгонной лебёдкой. Известны случаи, когда запуск планёра производился буксировкой за автомобилем. КАИ-12 был очень простым в управлении, устойчивым во всех каналах и допускал полёт с брошенной ручкой… После десятилетий лидерского развития, в семидесятые годы прошлого века советское планерное конструирование постепенно сошло на нет, и наши пилоты с тех времён не установили ни одного рекорда, который был бы зарегистрирован международной федерацией планеризма. А сейчас в России планер – явление редкое.

У парашютного звена Брянского аэроклуба впечатляющее созвездие прославленных спортсменов и тренеров, одухотворённых любовью к своему делу. В этой восхищающей, спаянной когорте ярких личностей такие люди, как рекордсмены мира Владимир Богомазов и Евгений Прокошин, на счету каждого из которых за 7 тысяч прыжков и многократные победы в самых престижных международных соревнованиях. Легендарный тренер Виктор Николаевич Ступеньков, превосходный профессионал и тренер Михаил Георгиевич Ильин. Рекордсмен мира Евгений Прокошин, который многократно становился абсолютным чемпионом СССР, чемпионом СССР и России, победителем международных соревнований. А также рекордсменка мира Евгения Клиценко – она неоднократно завоёвывала звание чемпионки СССР и России, чемпионки мира. Заслуженный мастер спорта России Светлана Клёнина – единственная за всю историю парашютного спорта трёхкратная абсолютная чемпи­онка мира по классике (как среди женщин, так и среди мужчин!), победительница большого числа чемпионатов СССР и России, международных соревнований и многократная рекордсменка мира. Заслуженный мастер спорта России Сергей Кулаков – рекордсмен мира и победитель нескольких чемпионатов мира, СССР и России. Рекордсмены мира и победители домашних и мировых чемпионатов Александр Овчинников, Ирина Федотенкова, Василий Радченко, Александр Лаптев… Ещё в 1956 году наши аэроклубовские парашютисты Анатолий Ершов и Николай Некрасов первыми добились звания мастеров спорта (и получили нагрудные знаки спортивного звания №8010 и №8009). Причём Николай Некрасов был у нас единственным обладателем кубка имени Николая Александровича Евдокимова – выдающегося лётчика и исследователя-парашютиста, мирового пионера и рекордсмена парашютных прыжков с затяжным раскрытием, автора стиля свободного падения «ласточка Евдокимова» из группы отважных, талантливых энтузиастов-авиаторов, разработавших методику высотных, затяжных и сложных парашютных прыжков. Близкий друг первых брянских мастеров парашютного спорта, Вячеслав Григорьев, перейдя из самолётного звена, с 1958 года стал выступать в соревнованиях парашютистов на разных уровнях. Он 11 раз феноменально побеждал на зональных соревнованиях, стал чемпионом СССР, ДОСААФ, судьёй Всесоюзной категории, абсолютным чемпионом России и рекордсменом мира. Всего же за годы работы парашютное звено аэроклуба подготовило 42 мастера спорта, 2-х заслу­женных мастеров и 14 мастеров спорта международного класса. В 2008 году вся брянская команда парашютистов на чемпионате России по купольной акробатике выполнила норматив мастеров спорта. Благодаря областному финансированию и энтузиазму бывшего инструктора клуба Алексея Поваренко, в 2010 году была возрождена купольная акробатика. И с 2012 по 2016 года наши ребята держали второе и третье места в российском первенстве, а на чемпионате мира в Дубае, в 2012, они добились пятого места. Поваренко Алексей, Терёшин Артём, Мотылёв Максим, Белоконь Евгений, Минаков Андрей, Хорошев Алексей – стали мастерами спорта, а Борбачёв Павел, Антоненков Павел и Кузнецов Евгений – мастерами спорта международного класса. К сожалению, при прекращении финансовой поддержки, сильные талантами, замечательные брянские команды, вынужденно распались…

На поворотном рубеже конца 80-х – начала 90-х годов прошлого века Брянский аэроклуб готовил до 300 курсантов для ВДВ и до 30 курсантов-лётчиков, одновременно успешно развивая авиационный и парашютный спорт высоких достижений. Работая сегодня совершенно в других условиях и целевых приоритетах, аэроклуб сберёг ключевую способность обучать лётному и парашютному делу. Пусть и в очень скромных масштабах – готовя в год по 15-30 призывников для ВДВ. Вызывает личное уважение и обнадёживает, что трое решительных брянских ребят, прошедших первоначальное лётное обучение, давно ставшее материально труднодоступным, успешно поступили в лётные училища в 2018 году.

Покорённые поразительным авиационным призванием, мы необычайно рады, что Брянский аэроклуб уцелел, стойко преодолев тяжёлые испытания периода сокрушающих перемен. И сохранил заслуженную, закалённую надежду на развитие в новых условиях. С особым уважением мы тепло благодарим всех, кто боролся за Брянский аэроклуб, и отстоял его право на жизнь. Захватывающая возможность с кипучей юности обстоятельно и прочно прикоснуться к окрыляющему небу, сбережённая для брянцев пока живёт наш именитый аэроклуб, достойна широкой общественной поддержки и системной государственной заботы.

Статья на нашем сайте «Уникальная школа патриотизма и мастерства – ОСОАВИАХИМ»

Статья на нашем сайте «90-летие первого полёта легендарного У-2»

Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков