MENU
Главная » Статьи » Иные статьи

Уникальная школа патриотизма и мастерства – ОСОАВИАХИМ


1931-1933 года, группа активистов Подольского райсовета ОСОАВИАХИМа у новенького самолёта У-2

 

Уникальная школа патриотизма и мастерства - ОСОАВИАХИМ

23 января 1927 года был создан ОСОАВИАХИМ – Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству.

Изобретение такой общественной организации было, бесспорно, выдающейся идеей руководства СССР. Стране на десятом году советской власти требовался, как сказали бы теперь, импульс ускорения во всех сферах. Начиналось развёрнутое строительство социализма, но решению этой исторической задачи мешали объективные факторы. Неудовлетворительный уровень экономики, недостаток квалифицированных кадров, слабые финансовые возможности, износ всех прежних ресурсов… Государство остро нуждалось в очередном источнике «энергии» и для развития народного хозяйства, и, конечно же, для дальнейшего укрепления обороноспособности. Так что новая общественная организация родилась под лозунгом «ОСОАВИАХИМ – опора мирного труда и обороны СССР». И родилась не на пустом месте, а в результате слияния существовавших с начала 20-х годов XX века и соединившихся ранее в Авиахим добровольных Обществ друзей Воздушного флота (ОДВФ) и друзей химической обороны и химической промышленности (ДОБРОХИМ), с Обществом содействия обороне СССР (ОСО).

Следует сказать о «друзьях», чьим общим преемником стал ОСОАВИАХИМ (ОАХ). Общество друзей воздушного флота не только патриотически привлекало молодёжь к занятиям авиационным спортом, планеризмом и авиамоделизмом, но и участвовало в оборудовании аэродромов, собирало средства для производства военных самолётов; активно содействовало развитию отечественной авиации и подготовке военных лётчиков. Главной задачей Общества друзей-химиков была помощь государству в развитии химической промышленности и химизации отраслей народного хозяйства, а также, разумеется, подготовка населения к противохимической обороне, и – что не менее ценно – разработка средств противохимической защиты, как индивидуальной, так и массовой.

 


Агитационный плакат «Осоавиахимовцы, в совместных маневрах с РККА готовьтесь к обороне СССР», М. Длугач, 1930 год

 


«Крепи авиапромышленность – базу авианизации и обороны страны», агитационный плакат, 1933 год

 

Уже через год существования ОСОАВИАХИМ насчитывал два миллиона человек и огромное количество специализированных кружков, тиров, стрельбищ, аэро и автомотоклубов. Молодёжь и зрелые люди в массовом порядке приобретали специальности механиков, мотористов, матросов, пилотов, парашютистов, медсестёр, радистов, телеграфистов, телефонистов. Учились водить тракторы и автомобили, стрелять из пистолета, винтовки и пулемёта, постигали основы тактики боя. То есть, как и требовал в своё время Ленин, учились военному делу настоящим образом. Причём благодаря общественному статусу организации всё это – в свободное от работы время, без отрыва и без какого-либо ущерба для производства. Государство не тратило на такую подготовку ни копейки, более того – курсанты и инструкторы, будучи членами ОСОАВИАХИМа, регулярно платили членские взносы, которые поступали в казну и наверняка шли на нужды обороны.
 


Члены Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству с моделями аэропланов, 1927 год

 


Октябрь 1930 года, учлёты Московской лётной школы ОСОАВИАХИМа Зоя Кащутина и Стояновская, у самолёта У-2

 


Лётчики-инструктора у самолётов У-2. Аэродром ОСОАВИАХИМа, 1931 год

 


В Баумовском аэроклубе ОСОАВИАХИМа

 


1934 год, комсомолка Лида Коленская – обмотчица Московского электрозавода, окончившая без отрыва от производства аэроклуб ОСОАВИАХИМа и удостоившаяся в связи с этим звания «пилот запаса»

 


1938 год, Сахалин, учлёт Александровского аэроклуба комсомолка Склярова

 


1938 год, представители постоянного состава Омского аэроклуба инструктор-лётчик Николай Иванов и авиатехник Корендясов на фоне самолёта У-2

 


Дирижабли СССР-В6 «ОСОАВИАХИМ» и СССР-В7бис «Челюскинец» на стоянке, 1936 год

 


Дирижабль СССР-В6 «ОСОАВИАХИМ» в полёте

 


Борисоглебский аэроклуб ОСОАВИАХИМа, выпуск 1938 года

 


Одесская школа гражданской авиации ОСОАВИАХИМа имени наркомвоенмора К.Е. Ворошилова

 


Инструкторы ОСОАВИАХИМа на отдыхе перед войной, 1941 год

 

Было бы глубоко неверным полагать ОСОАВИАХИМ только лишь обществом по массовому обучению трудящихся военным знаниям и навыкам. В Центральный совет ОАХ структурно входили различные тематические секции и комитеты, нацеленные на научные разработки с последующим внедрением. И понятное дело, занимались ими не трудящиеся массы, а серьёзные специалисты. Например, в 1933–1935 годах ОСОАВИАХИМ привлёк около трёх тысяч научных работников, выдал на-гора 60 исследований, внёс 250 экспериментальных предложений, часть которых была одобрена Наркоматом обороны. Входящий в ОСОАВИАХИМ Комитет по изобретательству в одном лишь 1930 году способствовал реализации 500 рацпредложений… А в 1931-м при ЦС ОСОАВИАХИМа была создана – ни много ни мало – секция ракетных двигателей, положившая начало дороге в космос. Существовал и Стратосферный комитет.

ОСОАВИАХИМ стал колыбелью для нескольких авиационных конструкторских бюро. С лётной школы общества начинали свой путь Александр Яковлев и Олег Антонов. Воспитанники ОСОАВИАХИМа молодые инженеры Николай Камов и Николай Скржинский создали и испытали первый в стране вертолёт. Кружок планеристов впоследствии дал стране выдающегося конструктора, открывшего космическую эру человечества – Сергея Королёва.

Лозунг «Комсомолец, на самолёт!» нашёл самый живой отклик у молодёжи. И легендарный Валерий Чкалов уже в 23 года был инструктором Осоавиахима, готовил лётчиков.

На самолётах АНТ, сконструированных Андреем Туполевым, советским лётчикам-испытателям покорялись невиданные до тех пор рекордные авиаперелёты, также организованные ОСОАВИАХИМом. Благодаря стараниям общества в создании дирижаблей и стратостатов, и в осуществлении полётов в верхние слои атмосферы, СССР стал одним из мировых лидеров в воздухоплавании.

Увы, великие достижения и громкие победы революционного развития давались зачастую драматичной ценой жизни отважных исследователей и покорителей рекордов. Имели место ошибки в расчётах, случались катастрофы, происходили человеческие трагедии. К несчастью, погибали вместе с самолётами отважные испытатели. В 1934-м разбился стратостат «ОСОАВИАХИМ-1», полёт которого с анонсированным мировым рекордом высоты был приурочен к открытию XVII съезда ВКП(б). Рекорд установили – 20,5 километра, однако приветствовавший с высот радиограммой ленинский комсомол и газету «Правда», стратостат обледенел и рухнул. Это катастрофа отняла жизни не только героического экипажа, но погубила и ряд авиационных и партийных руководителей…

 


Первые курсы по подготовке инструкторов парашютного дела, 1928 год

 

В 1928 году при Научно-исследовательском институте Военно-Воздушных Сил были организованы курсы по подготовке инструкторов парашютного дела. Начальником курсов стал Михаил Алексеевич Савицкий, который знакомил слушателей с историей применения парашютов, методикой их испытания, укладкой. В этом же году инженеру-механику Савицкому поручают организовать производство парашютов. Большой конструкторский вклад Михаил Алексеевич внёс и в разработку отечественных парашютов. Тридцатые годы XX века - это начало развития в СССР массового парашютного спорта. Это годы создания Воздушно-десантных войск, авиационной и парашютной техники, необходимой материально-технической базы, открытия широкой сети аэроклубов, кружков и секций при заводах, учебных заведениях, возведения парашютных вышек в парках культуры и отдыха в городах по всей огромной стране, установления мировых рекордов…

Вместе со становлением и бурным развитием авиации, уже в первый год существования ОСОАВИАХИМа его химико-научно-промышленная секция приложила громадные усилия для увеличения в стране производства азотных и калийных удобрений, для борьбы с вредителями сельского хозяйства. Создавались и восстанавливались химические лаборатории в вузах, ширились исследования, крепла индустрия. Была и такая форма работы, актуальная в прошлом веке в 30-е годы на селе, – пропаганда применения минеральных удобрений.

На стыке 1920–1930-х годов у советской власти дошли руки до деревни, развернулось колхозное строительство. ОСОАВИАХИМ и тут оказался в первых рядах, участвуя в привлечении широких масс к социалистическому переустройству сельского хозяйства, борясь с кулачеством, помогая квалифицированными кадрами. Выступил инициатором движения «Гектары обороны», взяв на себя повышение урожайности за счёт увеличения посевного плана, освоения целинных земель, применения минеральных удобрений и строгого соблюдения агротехнических требований. В свою очередь в колхозах и совхозах образовывались ячейки ОСОАВИАХИМа, что способствовало организации оборонной работы на селе. И когда в 1929 году враждебный Китай напал на границы Советского Союза в районе КВЖД, ОСОАВИАХИМ оперативно создал отряды, в которых прошли военную подготовку десятки тысяч колхозников. Эти отряды охраняли порядок в пограничной полосе, уничтожали проникшие через границу мелкие банды. Почти две тысячи крестьян, преодолев 50 километров на подводах, приехали в назначенный район и помогли в строительстве аэродромов и посадочных площадок, необходимых воюющим с белокитайцами войскам Красной Армии.

ОСОАВИАХИМ ёмко и метко был назван «приводным ремнём от партии к массам». Партия подвигла рабочих и трудящихся крестьян развернуть соревнование во всех областях строительства и повсеместно. И ОСОАВИАХИМу вновь была доверена «первая скрипка». Основной формой социалистического соревнования стали осоавиахимовские ударные бригады, сочетавшие борьбу за выполнение и перевыполнение производственного плана с оборонной работой. Далее, наряду с бригадами, стали появляться ударные цеха и коммуны имени ОСОАВИАХИМа. Ударные осоавиахимовские бригады возникали и в колхозах. К концу 1933 года в стране насчитывалось 4500 ударных оборонных бригад!

ОСОАВИАХИМ помогал руководящей партии держать население осаждённой враждебным окружением страны в «оборонном тонусе», готовить молодёжь к службе в армии. В 1931 году был учреждён обязательный всесоюзный спортивный комплекс «Готов к труду и обороне». А в 1932, для отличников стрелковой подготовки, установлено почётное звание «Ворошиловский стрелок».

Между тем обстановка в мире значительно накалилась, и в 1935 году ЦК партии и Совнарком своим постановлением чётко обозначили ОСОАВИАХИМу очередную задачу, делегировав этой общественной организации ряд государственных функций. Организации предназначалось полностью сосредоточиться на подготовке резервов для армии и флота. ОСОАВИАХИМ перестаёт быть «кружком по интересам» и превращается в мощную военизированную структуру. В стране разворачивается широкая подготовка парашютистов, лётчиков, снайперов, санинструкторов. Именно на этом этапе военному делу обучается поколение советских людей, на плечи которого легла тяжесть начального периода Великой Отечественной. Перед войной через ОСОАВИАХИМ прошли до 80 процентов военнослужащих Сухопутных войск и почти весь личный состав авиации. Характерно, что вышеупомянутым постановлением подразумевался отказ от погони за количественными показателями в пользу качественных. В школы ВВС теперь принимались только лица, прошедшие подготовку в аэроклубах ОАХ, а в Воздушно-десантные войска призывались исключительно осоавиахимовцы. И в целом система кружковой работы была фундаментально изменена на занятия в профильных подразделениях.

 


Наша героическая землячка, Антонина Фёдоровна Худякова, в 1939 закончила Днепродзержинский аэроклуб по инструкторской программе, и сразу же поехала в Херсонскую авиашколу. Окончив её в 1940 году с дипломом штурмана, Антонина Худякова была направлена лётчиком-инструктором в Орловский областной ОСОАВИАХИМ, в аэроклубах которого перед войной подготовила сорок новых лётчиков

 

 

Отчёт о буднях Брянского аэроклуба Орловского совета ОСОАВИАХИМа в авиационном журнале «Самолёт»


Курсанты Брянского аэроклуба, закончившие учёбу в аэроклубе на «отлично» в 1938 году. Слева направо: выпускники Сергеенко, Хрулькова, Филиппова, Фёдорова и Малахова

 

Советская пропаганда всё чаще обращалась к цитате из Ленина: «Мы окружены людьми, классами, правительствами, которые открыто выражают ненависть к нам. Надо помнить, что от всякого нашествия мы всегда на волоске». 1 сентября 1939 года Президиум Верховного Совета СССР издал указ «О всеобщей воинской обязанности и полном переводе Вооружённых Сил на кадровое положение». И если в 1938 численность армии составляла 1 миллион 943 тысячи человек, то к началу советско-финляндской войны уже 3,9 миллиона. К тревожному июню 1941 года численность армии и флота была увеличена до 5 миллионов 373 тысяч. А ОСОАВИАХИМ – относительно скрытый резерв армии – имел в своих рядах 13 миллионов, которых можно было мобилизовать сразу же.

В июле 1941 на ОСОАВИАХИМ была возложена ещё и организация обязательной всеобщей подготовки населения к противовоздушной обороне.

В военные годы согласно постановлению ГКО (Государственного Комитета Обороны) «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР» ОСОАВИАХИМ продолжал готовить для армии автоматчиков, пулемётчиков, миномётчиков, снайперов, истребителей танков, связистов…

После войны, в 1948, в результате поддержанных чиновной бюрократией преобразований, ОСОАВИАХИМ раздробили на три отдельных добровольных общества. Но ненадолго – в 1951 году они были объединены в ДОСААФ, благополучно проработавший ещё сорок лет, имевший сто миллионов человек в своих рядах, тиры, аэроклубы, спортивно-технические секции, свою лотерею и награждённый орденом Ленина.

 


1954 год, учлёт Саратовского аэроклуба ДОСААФ СССР Юрий Алексеевич Гагарин

 


Группа курсантов Саратовского аэроклуба, 1955 год

 


Курсант Саратовского аэроклуба ДОСААФ Юрий Алексеевич Гагарин

 


1955 год, курсант Саратовского аэроклуба ДОСААФ Юрий Алексеевич Гагарин у своего первого самолёта Як-18

 


Май 1961 года, первый в мире советский лётчик-космонавт, Герой Советского Союза Юрий Алексеевич Гагарин с юными москвичами у здания Центрального аэроклуба имени В.П. Чкалова ДОСААФ СССР

Фотоальбом «Юрий Алексеевич Гагарин на Брянщине в мае 1966 года»

Уникальные архивные документы о Юрии Алексеевиче Гагарине на сайте Министерства обороны РФ

В августе 1991 руководители общества поддержали действия ГКЧП, и вскоре ДОСААФ был распущен. Но будучи, по сути, полезным и востребованным, удачным мобилизационным государственным проектом, со временем возродился и, претерпев в контексте истории некоторые изменения, в наши дни ДОСААФ России стремится быть достойным преемником славного ОСОАВИАХИМа – уникальной школы патриотизма и профессионального мастерства.

Дмитрий Орлов

Худякова Антонина Фёдоровна

Брянский аэроклуб

Категория: Иные статьи | Добавил: kamozin100 (23.01.2018)
Просмотров: 4049 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar