MENU

ЛЕОНОВ ИВАН АНТОНОВИЧ

Родился 1 февраля 1923 года в деревне Моговка Шаблыкинского района Орловской области. В 1938 году Иван Леонов окончил 7 классов Молодовской неполной средней школы и поступил в ФЗУ в городе Брянске. Одновременно учился в Брянском аэроклубе Осоавиахима. Окончив в 1940 году ФЗУ и аэроклуб, работал в депо Брянск-1, затем на заводе «Красный Профинтерн» города Бежица. В апреле 1941 года Иван Леонов поступил в Армавирскую школу пилотов истребительной авиации и, окончив её по ускоренному курсу, был направлен на Забайкальский фронт в 56-й истребительный авиационный полк, дислоцировавшийся в Монголии. В 1942 году, переучившись на самолёт ЛаГГ-3 в Подмосковье, начал свою уникальную боевую работу...

Указом Президента РФ от 16 февраля 1995 года № 147 (опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 20 февраля 1995 года № 8 статья 663) «за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», старшему лейтенанту в отставке Леонову Ивану Антоновичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда» (№ 117). Иван Антонович награждён орденами Красного Знамени (трижды), Отечественной войны 1-й степени, медалью «За отвагу», «За оборону Москвы», «За взятие Кенигсберга», многими другими медалями. Он – Почётный гражданин Шаблыкинского района Орловской области, Почётный член РОСТО, Почётный гражданин Города-Героя Тулы и города Брянска. За уникальный подвиг и участие в боях на самолётах с одной рукой занесён в Книгу рекордов Гиннесса. Именем лётчика Ивана Антоновича Леонова названы улицы в городе Орле и одном из посёлков Орловской области в Шаблыкинском районе, школа №70 в Туле, переулок в Пекине (Китайская Народная Республика), в память о нём установлены мемориальные доски на зданиях «Регионального железнодорожного техникума» в Брянске, автошколы ДОСААФ в Щёкино (Тульская область) и школы в селе Молодовое (Шаблыкинский район Орловской области). Региональным общественным Фондом имени Алексея Петровича Маресьева «За волю к жизни» Ивану Антоновичу Леонову присвоен Почётный титул «Настоящий человек».

  

НЕСГИБАЕМЫЙ, УНИКАЛЬНЫЙ АВИАТОР И ПОРАЗИТЕЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК!

В 1942 году, переучившись на истребитель ЛаГГ-3 в Подмосковье, Леонов совершил десять боевых вылетов – уцелев в смертельно опасном дебюте. Специально поясним, что за время войны Ивана Леонова трижды считали погибшим. И впервые это случилось в апреле 1942 года под Москвой. Юный выпускник Армавирской школы пилотов вылетел на ЛаГГ-3 на своё первое боевое задание по прикрытию группы наших бомбардировщиков. Во встречном воздушном бою Иван Леонов сбил бомбардировщик Ju.88, а когда возвращались, командир звена по радио передал ведомому новичку, что его повреждённый самолёт горит. Попытка сбить пламя оказалась безрезультатной, и командир приказал прыгать. Но раскрыть парашют Леонову удалось лишь в 300 метрах от земли. Получился невольный затяжной прыжок. При приземлении он сильно подвернул ногу. Местные мальчишки на руках отнесли лётчика в село и там председатель колхоза привёл к нему старуху-знахарку, вправившую вывих. Через несколько дней Леонов смог возвратится на свой аэродром, где его уже считали погибшим, решив, что парашют так и не раскрылся.

Вскоре Иван Антонович Леонов был направлен в город Арзамас для переучивания на истребитель Ла-5. После завершения учёбы он прибыл в город Щигры на Орловско-Курской дуге. Сопровождая ударные группы штурмовиков Ил-2 и бомбардировщиков Пе-2, Леонов совершил пятьдесят боевых вылетов. В воздушных боях на Орловско-Курской дуге Иван Антонович сбил 7 самолётов противника, в том числе 5 лично и 2 в составе группы. А 15 июля 1943 года получил тяжёлое ранение…

В тот день он и его ведущий старший лейтенант Шестак возвращались с аэрофоторазведки и нарвались на группу Fw.190. Во время неравного боя ведущий и ведомый потеряли друг друга из виду. Четвёрка «Фокке-Вульфов» взяла самолёт Леонова в «клещи». Манёвром уходя от прицельного огня, он бросал истребитель из стороны в сторону, и вдруг почувствовал, что левое плечо занемело. Посмотрел на руку: она безжизненно свалилась с сектора газа, плетью повиснув вдоль сиденья, залитого кровью. Объятый пламенем самолёт стал неуправляем и вошёл в штопор. Иван почувствовал, что теряет сознание, но самолёт сумел покинуть.

Очнулся, наверное, через минуту на высоте примерно тысячи метров. Вокруг царила тишина, и только легонько шуршал парашют. Немецкие лётчики решили добить его. Они изрешетили парашют, но в беззащитного пилота всё же не попали. Иван Антонович приземлился на нейтральной полосе, в заросший кувшинками и тиной сельский пруд. И это спасло ему жизнь, поскольку пробитый парашют на последних сотнях метров почти не тормозил падение. Леонов снова потерял сознание и лишь намного позже узнал обстоятельства своего спасения. Оказалось, что неподалёку от него приземлился один из сбитых вражеских лётчиков, и немцы с передовой попытались его вытащить. Одновременно на помощь Леонову поспешили наши бойцы. Между поисковыми группами завязался встречный бой, в результате которого противник был отброшен, а Леонова в бессознательном состоянии вытащили из пруда и доставили в расположение наших войск.

Пока довезли до медсанбата, а оттуда до полевого госпиталя, развилась газовая гангрена в руке, и её пришлось ампутировать по самое плечо. Много месяцев провёл Иван Леонов в госпитале. Снаряд, перебивший руку, раздробил бронеспинку сиденья пилота, осколки которой впились в плечо и пробили лёгкое. Четыре самых крупных врачам удалось извлечь, а двенадцать фронтовик до сих пор носит в себе.

Месяцы, проведённые в госпитале, Леонов не терял даром. Он хотел летать, однако управлять самолётом без руки ещё не удавалось никому. Его направили на корректировочный пост 1-й Воздушной армии, которой командовал прославленный боевой лётчик ещё с гражданской войны (а также лётчик-инструктор и выдающийся лётчик-испытатель с несколькими мировыми рекордами дальности полёта), Герой Советского союза Михаил Михайлович Громов. Однажды на пост прибыл сам командарм, и Иван попросился летать. Громов опешил: «Ты же однорукий!». Леонов отрезал: «Был бы двурукий, Вас не просил бы». Командарм обещал подумать. Через неделю Леонов отправился в штаб армии и снова повторил свою просьбу. В тот же день командарм распорядился выделить ему для тренировок самолёт По-2, а через 5 суток устроить экзамен.

Ещё в госпитале Иван Антонович разработал несколько приспособлений для управления сектором газа без левой руки. Из тонкого листа алюминия смастерили наплечник, приделали к нему шарнир, подсоединяющийся к ручке управления двигателем. В тот же день Леонов впервые взлетел после долгого перерыва. И началась боевая работа, правда, теперь уже на По-2 в 33-й эскадрилье связи 1-й Воздушной армии: доставка газет и фронтовой почты на передовую, перевозка раненых, воздушные рейсы в тыл врага к партизанам. Этот период уникальной боевой истории Ивана Антоновича Леонова подробно описан в книге генерал-полковника авиации Михаила Михайловича Громова «На земле и в небе».

В конце 1944 года, возвращаясь из вражеского тыла на небольшой высоте, Леонов попал под обстрел и был ранен в ногу. Истекая кровью, понимая, что теряет сознание, Иван Антонович сумел перетянуть линию фронта и посадил самолёт на поле сразу за передовой. Наши бойцы на танке отвезли бесчувственного лётчика в медсанбат. Потом снова был госпиталь.

В полку его какое-то время считали погибшим. Именно в те дни в дивизию пришла выписка из Указа Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Леонову звания Героя Советского Союза. И кто-то из штабистов на бумаге начертал резолюцию: «Награда не вручена в связи с гибелью». Однако всё это выяснилось лишь через полвека. Указом Президента Российской Федерации от 16 февраля 1995 года Ивану Антоновичу Леонову было присвоено звание Героя Российской Федерации.

После ранения в ногу Леонов выбыл из лётного состава. Его перевели на работу в штаб 900-го Оршанского истребительного авиационного полка.

В 1946 году он был демобилизован. Работал в системе государственных трудовых резервов (профессиональная подготовка молодёжи по широкому спектру рабочих специальностей) воспитателем, директором школы фабрично-заводского обучения. В 1948 году ЦК ВЛКСМ направил Ивана Антоновича Леонова на работу в Мценский, а затем Тельченский район Орловской области. Вернувшись в родные места, Леонов увлёкся мотоциклетным спортом и, несмотря на отсутствие руки, занимал призовые места на чемпионатах области по мотокроссу. Позднее стал судьёй республиканской категории по этому виду спорта.

После переезда в Бежицу Иван Антонович Леонов снова работал в «Трудовых резервах» (1950 – 1966 года). В 1959 году окончил Минский педагогический институт. С 14-го декабря 1966 по 1-ое октября 1980 года работал в ДОСААФ, обучая правилам дорожного движения и устройству автомобиля, а позже стал начальником областного автоклуба. В дальнейшем он вновь сменил местожительство, переехав в город Щёкино, где преподавал в школе ДОСААФ… Перебравшись в Тулу в 2006 году (через два года после смерти первой жены – Нины Васильевны), Иван Антонович несколько лет преподавал уже в Тульском автотранспортном техникуме…

 


Встреча в «Региональном железнодорожном техникуме» с его легендарными выпускниками – Героем Социалистического Труда Василием Васильевичем Шемаховым и Героем Российской Федерации Иваном Антоновичем Леоновым. Брянск, 23 апреля 2014 года

 


Иван Антонович Леонов в городе Щёкино Тульской области на открытии памятной доски в его честь на здании автошколы ДОСААФ, в которой после войны он пять лет преподавал автодело, 6 июля 2016 года

 

Иван Антонович Леонов долгие годы работал в Брянске директором в специальном ремесленном училище (детдоме). Он вёл активную воспитательно-патриотическую работу с молодёжью, систематически выступал в институтах, школах, воинских частях, на предприятиях и в средствах массовой информации. А переехав в Тулу, Иван Антонович стал восхищающим и необычайно востребованным членом Тульского областного и городского Совета ветеранов войны и труда Вооружённых Сил и правоохранительных органов.

Герой Российской Федерации Иван Антонович Леонов награждён орденами Красного Знамени (трижды), Отечественной войны 1-й степени, медалью «За отвагу», «За оборону Москвы», «За взятие Кенигсберга», многими другими медалями. Он – Почётный гражданин Шаблыкинского района Орловской области, города Брянска и Города-Героя Тулы, Почётный член РОСТО. За уникальный подвиг и участие в боях на самолётах с одной рукой занесён в Книгу рекордов Гиннесса. Именем Ивана Антоновича Леонова названы улицы в городе Орле и одном из посёлков Орловской области в Шаблыкинском районе, школа №70 в Туле, переулок в столице Китайской Народной Республики Пекине, в память о нём установлены мемориальные доски на зданиях «Регионального железнодорожного техникума» в Брянске, автошколы ДОСААФ в Щёкино (Тульская область) и школы в селе Молодовое (Шаблыкинский район Орловской области). А Региональным общественным Фондом имени Алексея Петровича Маресьева «За волю к жизни» Ивану Антоновичу Леонову присвоен Почётный титул «Настоящий человек».

 


Неистощимый жизнелюб, исключительно деятельный и разносторонне талантливый Герой России Иван Антонович Леонов

 

Экспозиции, посвящённые Ивану Антоновичу, созданы в ряде музеев Тульской, Брянской и Курской областей, в музее Войск ПВО и музее Армавирского высшего Краснознамённое военного авиационного училища лётчиков противовоздушной обороны имени Главного маршала авиации Павла Степановича Кутахова (ныне как учебно-лётное подразделение входит в состав Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков имени Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова). Его имя занесено в энциклопедию «Писатели на пороге ХХI века» (том 2, стр. 102).

Иван Антонович Леонов больше десяти лет живёт в Туле, увлекается садоводством и пчеловодством на даче, отзывчиво и ответственно участвует в общественных встречах и сам тепло принимает гостей. Он заядлый автолюбитель. Пишет книги воспоминаний, повести, рассказы, стихи и является членом Союза писателей. Его перу принадлежат сборник «Поэмы и стихи» (1999 год) и книга «Назван человеком из Легенды» (1998 – 1999 года), ставшая невероятно популярным бестселлером в Китае.

О нём самом написано 5 книг: «В небе над Курском» (Воронеж, 1989 год), «Первый выпуск Армавирской школы» (М. Тегенев, Краснодар, 1983 год), «Земля Пересвета» (В. Роднов, Приупское издательство, 1984 год), «Колокол на Долгом лугу» (В. Овчинников, Молодая Гвардия, 1989 год), «Десна» (В. Роднов, Брянск, 1995 год). Кроме того, об Иване Антоновиче опубликованы десятки статей в различных изданиях и снято три документальных фильма…

P.S. 21 июня 2018 года Иван Антонович Леонов ушёл из жизни последним из могучей, бесценной фронтовой плеяды Героев-авиаторов Брянщины. Легендарный, решительный и мужественный боевой пилот с поразительной судьбой, несгибаемым характером крылатого война и отзывчивой, щедрой, творческой душой неутомимого труженика. Приняв боевое крещение под Москвой, Иван Леонов за войну трижды считался погибшим и невероятно вернулся в небо после ранений, но уже с одной рукой. У него 110 боевых вылетов и в большинстве из них он управлял самолётом ногами, правой рукой и левым плечом с помощью специального протеза-рычага, который как уникальная реликвия храниться в Брянском краеведческом музее… Демобилизовавшись после войны, исключительно деятельный и разносторонне талантливый Иван Антонович увлечённо работал, занимался спортом, учился и учил других, писал прозу и стихи, вместе с женой-спасительницей построил дом, вырастил и воспитал семерых детей – двоих родила его Ниночка и пятерых усыновили… Упорный и неистощимый жизнелюб, грезивший авиацией, тринадцатый ребёнок в семье из небольшой деревушки, ставший феноменом-лётчиком и Героем России. Если страсть и увлечённость присущи человеку с большим характером, он преодолевает все преграды, стоящие на его пути. Именно таков был Иван Антонович Леонов. Небо вновь приняло его к себе и нам будет его очень не хватать.

Мы скорбим вместе с родными и близкими Ивана Антоновича, всеми, кому посчастливилось его лично знать, трепетно храним память о нём и гордимся нашим волевым, поразительным Героем-земляком...

Статья об И.А. Леонове "Бил врагов одной правой" на нашем сайте

Фронтовые самолёты Ивана Антоновича Леонова:

Истребитель ЛаГГ-3

Истребитель Ла-5

Многоцелевой учебно-тренировочный самолёт У-2 (По-2)