MENU

«Не забывай прошлого – оно учитель будущего»
     (китайская пословица)

 

Краткая историческая справка по боевой работе советских авиаторов – добровольцев секретной «операции Z» Японо-китайской войны 1937-1945 годов

Накопив силы, в июне 1937 года Япония начала полномасштабную захватническую войну в Китае, в которой проявила себя шокирующе жестоким агрессором, войска которого проводили массовые расправы над мирным населением оккупированных территорий. Специально поясним особую историческую значимость тщательно подготовленного японского вторжения – в Китае аргументированно считают началом Второй мировой войны общее наступление японских войск, развёрнутое после инцидента 7-го июля 1937 года. 3-го сентября 2015 года, на пекинском параде в честь 70-летия Победы в войне с Японией, Си Цзиньпин привёл скорбные данные колоссальных жертв Китая в борьбе с японским милитаризмом – 35 миллионов человеческих жизней… Среди крупных держав Советский Союз оказался единственным, кто немедленно поддержал обороняющийся Китай, отправляя в страну добровольцев, военных специалистов, вооружение и военную технику («операция Z»). Так, в 1937-1941 годах, из СССР в Китай было поставлено 1250 самолётов разных марок.

Советские авиаторы-добровольцы сражались в Китае более 2-х лет – с осени 1937 года, вплоть до лета 1940-го. За это время в стране сменилось в общей сложности около 700 человек лётного состава. Вместе с ними в боевых действиях участвовало 1940 человек из наземного состава ВВС РККА. К середине февраля 1939 года в Китае работало и боролось с японскими агрессорами 3665 советских военных специалистов. Около 210 советских лётчиков погибли, защищая Китай (это примерно вдвое больше, чем в республиканской Испании). Из них, более 100 – пассажирами в авиакатастрофах и в диверсиях японцев на крайне сложных, гигантских «воздушных мостах» при перевозках лётчиков в Китай и обратно в СССР. 14 стали Героями Советского Союза, более 400 награждены орденами и медалями. Защищая чужое небо, они проявили ошеломившие китайцев героизм и самопожертвование, вынесли на своих плечах тяжесть многих воздушных сражений. Стали мастерами дневных и ночных воздушных боёв. Успешно таранили самолёты противника, идя на смертельный риск во имя спасения жизней и защиты свободы китайского народа, с честью выполняя интернациональный долг. В Китае с великой благодарностью трепетно чтят их память.
     Примечание: увы, из-за секретности архивов, некоторые из приведённых цифр до сих пор только приблизительные.


Схема боевых действий советских лётчиков в Китае с 1937 по 1940 год. Кроме авиационной трассы Алма-Ата – Ланьчжоу эффективно действовал ещё один «воздушный мост» – из Забайкалья. Увы, на схеме он не нанесён. В Китай через монгольские степи самолёты перегоняли по трассе Иркутск – Ланьчжоу – Ханькоу. Комплектовал забайкальскую группу и организовывал её перелёт в Китай Григорий Илларионович Тхор, незадолго до этого вернувшийся из республиканской Испании, где он совершил более 100 боевых вылетов. В должности командира 32-го СБАП Тхор сражался в Монголии на реке Халхин-Гол (став 4-го августа 1939 года комбригом), а затем (1939-1940 года) был военно-воздушным атташе и главным военным советником по авиации в Китае

 

Прибытие в Китай осенью и зимой 1937 года советских лётчиков-добровольцев и советской авиатехники положило конец безнаказанности варварских налётов японцев. Так, 18-го февраля 1938 года в воздушном сражения над Уханем советские лётчики сбили 12 японских самолётов. После этого боя противник более двух месяцев не осмеливался появляться над городом. «Меч справедливости» – так в Китае назвали советских добровольцев, оборонявших Ухань с воздуха. Одновременно успешно воевали лётчики бомбардировочной авиации. Авиагруппа из 9-ти СБ с нанкинского аэродрома совершила результативный налёт на Шанхай, где подвергла бомбардировке аэродром и скопление судов на шанхайском рейде. Точными бомбоударами было уничтожено до 35 самолётов противника, потоплен японский крейсер и повреждено 6 других военных кораблей.

23-го февраля 1938 года группа из 28 бомбардировщиков СБ под командованием Фёдора Петровича Полынина совершила дерзкий налёт по тыловой авиабазе японских ВВС Мацуяма на острове Формоза (ныне Тайвань) вблизи Тайбея. Авиагруппа Полынина применила хитрость: она расчётливо обошла Формозу по широкой дуге и зашла с востока – со стороны Японии. Позднее сами японцы поступят так же в первом налёте на Пёрл-Харбор и тоже удачно: обнаружив идущие к базе самолёты, американцы их примут за своих и не объявят тревоги…

Внезапный налёт имел оглушительные последствия: самолёты ВВС Китая, управляемые советскими пилотами, обрушили на аэродром 280 фугасных и зажигательных бомб. На земле было уничтожено свыше 40 подготовленных самолётов, множество комплектов ещё не собранной авиатехники и почти всё аэродромное имущество, включая крупные запасы запчастей, боеприпасов и трёхгодичный запас горючего. Губернатора японской провинции Тайхоку (Тайвань) сняли с занимаемого им поста. Комендант аэродрома покончил с собой, выполнив самурайский ритуал сеппуку. В Токио началась паника – там решили, что у Чан Кайши появилась стратегическая и морская авиация, что могло сказаться на японских планах и повлиять на исход войны. Бомбардировщики СБ, совершив небывалый в истории 7-часовой воздушный рейд на дальность свыше 1000 км, без истребительного прикрытия, успешно дозаправились на тайном аэродроме подскока и к вечеру возвратились в Ханькоу без единой потери. Для обеспечения максимальной дальности весь полет проходил в самом экономном режиме, в разрежённом воздухе – на высоте более 5000 метров. Без кислородных масок, в режиме полного радиомолчания – при полном напряжении человеческих сил и возможностей техники… На чифане (банкете) в честь отважных советских лётчиков присутствовало высшее руководство Гоминьдана.
     Из воспоминаний Фёдора Петровича Полынина:
«Меня, как руководителя группы, Сун Мей-лин (жена Чан Кайши) посадила рядом. Первый тост она провозгласила за советских авиаторов-добровольцев, за успешный налёт наших бомбардировщиков на крупнейшую военно-воздушную базу противника. В разгар чифана официанты, одетые в черные фраки, внесли огромный торт. На нём цветным кремом было написано по-русски: «В честь РККА. Лётчикам-добровольцам».

     Сегодня, в военно-историческом музее города Наньчана (где также базировались советские бомбардировщики) действует специальная экспозиция, посвящённая налёту на Формозу…

В конце марта 1938 года последовал новый неожиданный для японцев воздушный удар. Пролетев тысячу километров, 25 советских бомбардировщиков, первую девятку которых вёл капитан Полынин, разнесли железнодорожный мост через Хуанхэ, одну из крупнейших рек в Азии, заодно с ним уничтожив и понтонный мост. В результате японское наступление на Северном фронте, куда перебрасывались через Хуанхэ свежие резервы, сорвалось. Весной 1938 года в сражении за город Тайэрчжуан 200-тысячная группировка китайских солдат и партизан окружила японские войска, которым удалось вырваться из «котла» тяжёлой ценой гибели 20 тысяч своих солдат и офицеров. Тем самым китайцы впервые одержали победу над грозным врагом.


Советские лётчики-добровольцы, воевавшие в Китае. Слева-направо: Алексей Сергеевич Благовещенский, Андрей Герасимович Рытов, Павел Васильевич Рычагов и Фёдор Петрович Полынин. Фотография из журнала «Красноармеец», выпуск №14 за декабрь 1938 года

 

Также весной 1938 года ожесточённые воздушные сражения развернулись над Уханем. 29-го апреля, в день рождения японского императора, 54 японских самолёта совершили массированный налёт на город, но получили сокрушительный отпор советских лётчиков. В этой битве японцы потеряли сбитыми 11 истребителей и 10 бомбардировщиков. Потери советской авиагруппы составили 12 самолётов…

Последующие события укрепили боевую славу советских лётчиков. Так, действуя с аэродрома в Нанкине, три тяжёлых бомбардировщика ТБ-3 20-го мая 1938 года высоко в небе показательно пересекли от края до края остров Кюсю, беспрепятственно сбросив на священную землю Японии десятки тысяч антивоенных листовок. Став первым в истории Японии случаем пролёта над страной вражеских самолётов, эта операция вызвала шок среди японского командования и взрывной резонанс в правящих кругах империи. Вслед за этим 31-го мая 1938 года, уже в третьем воздушном сражении над Уханем, японцы недосчитались ещё 14 самолётов. В ожесточённых боях советские добровольцы лишили многих японских асов ореола непобедимости. По словам китайского историка Пын Мина одна за другой подверглись жестокому разгрому 4 лучшие японские авиаэскадрильи, а к 1940 году, по официальным данным, японские захватчики потеряли на земле и в воздухе 986 самолётов.

Дополняя ключевые факты «спецоперации Z», специально акцентируем ещё два, крайне ценных для понимания значимости разносторонней боевой работы советских авиаторов и личностей наших воинов-добровольцев. В период уханьской оборонительной операции (июль-октябрь 1938 года) эскадрилья бомбардировщиков СБ в составе 66 человек во главе с Тхором очень эффективно бомбила боевые корабли японцев на реке Янцзы, отправив на дно 92 (в том числе авианосец водоизмещением свыше 10 тыс. т) и повредив 16 кораблей противника. Особо отметим, что в городе Ваньсянь (провинция Сычуань) высится памятник советскому лётчику-добровольцу Григорию Акимовичу Кулишенко. Его имя ещё при жизни стало легендарным, вошло в китайские поэмы, стихи и песни. Кулишенко командовал советским добровольческим отрядом бомбардировщиков дальнего действия ДБ-3, который прибыл в Китай в июне 1939 года. Только в трёх налётах на крупнейшую авиабазу в захваченном японцами Ханькоу группа Кулишенко уничтожила 136 самолётов противника. Одним из самых разрушительных был налёт 3-го октября 1939 года. Группа из 12 ДБ-3 под командованием военлёта Кулишенко прорвалась к цели в глубоком тылу противника, летя на высоте 8700 метров в режиме полного радиомолчания – и обрушила с высоты град бомб на скопление японской авиатехники. Место, известное как «база W», перестало существовать. Согласно данным китайской разведки, в результате внезапного авиаудара было уничтожено 64 японских самолёта, погибло 130 человек, бензохранилище базы горело более 3-х часов. Японские данные о потерях выглядят скромнее – сгорело 50 самолётов, среди погибших оказались 7 высокопоставленных офицеров, получил ранения командующий японской авиацией адмирал Цукухара. Столь крупный ущерб от сравнительно малого количества самолётов в ударной группе объясняется удачным временем налёта – в тот час на аэродроме шли построение и церемония получения новой авиатехники. В разрывах бомб чудом уцелел будущий ас войны на Тихом океане 1941-1945 годов Сабуро Сакаи… Одновременно с напряжённой боевой работой Григорий Акимович много сил и энергии отдал подготовке китайских лётчиков. Во время налёта 14-го октября 1939 года по аэродрому оккупированного Уханя Кулишенко был вынужден посадить свою повреждённую огнём истребителей машину на водную гладь Янцзы. Раненый Герой утонул в глубоководной реке. Местные жители нашли его тело и с почестями похоронили на берегу реки…

Помощь Советского Союза была важнейшим фактором отпора Китая японским милитаристам. А урон сильного и коварного врага от интенсивной боевой работы советских лётчиков-добровольцев оказался настолько высок, что заставил японское правительство в апреле 1938 года обратиться по дипломатическим каналам к СССР с требованием отозвать их из Китая. Это требование было категорически и недвусмысленно отвергнуто. Но в 1941 году из-за враждебных действий гоминьдана в отношении китайских коммунистов и его отказа от активных действий против японских захватчиков, Советское правительство было вынуждено принять решение о прекращении поставок оружия в Китай и возвращении на Родину военных советников и других специалистов. Тогда же были отозваны из Китая и советские лётчики-добровольцы. Летом 1945 года, объединёнными усилиями антифашистской коалиции, и прежде всего Советского Союза, японскому империализму был нанесён сокрушительный удар, приведший к его безоговорочной капитуляции. В результате стремительного разгрома японской Квантунской армии в Маньчжурской стратегической наступательной операции, Красная Армия освободила северо-восточный Китай и север Кореи (до 38-й параллели). А в ходе Южно-Сахалинской наступательной и Курильской десантной операций вернула утраченные Россией по условиям Портсмутского мирного договора (завершившего русско-японскую войну 1904-1905 годов) южную часть острова Сахалин и Курильские острова.
К 75-летию окончания Второй мировой войны

К сожалению, по сражавшимся в Китае добровольцам из Брянской авиабригады пока только фрагментарная информация. Но точно известно, что на основе её лётно-технических кадров было сформировано несколько подразделений добровольцев. Особо отметим, что в Брянской авиабригаде крайне важную для своего профессионального становления лётную службу прошли прославленные участники боевых действий в Китае против японских ВВС Алексей Сергеевич Благовещенский и Степан Павлович Супрун…

В ноябре 1929 года (после юбилейного 25-го выпуска 2-й военной школы лётчиков Красного Воздушного Флота) младший лётчик Алексей Благовещенский прибыл в тогда 15-ю Брянскую истребительную авиабригаду Белорусского военного округа, где 4 года работы в составе звена, эскадрильи и групп более 100 самолётов, сделали из него лётчика, в совершенстве знавшего истребители, поражавшего всех железной выдержкой в воздухе и точным расчётом при маневре. Алексей Сергеевич Благовещенский как и Степан Павлович Супрун, уникальная личность в авиации с невероятными заслугами. Например, воюя в Китае, он за короткий срок, сумев создать ударную истребительную группу советских и китайских лётчиков (более 120 самолётов), разгромил лучшие японские эскадрильи: «Воздушные самураи», «Четыре короля неба», «Кисарадзу» и «Сасебо». Совершив 73 боевых вылета и приняв участие в 11 воздушных боях, Алексей Сергеевич лично сбил 7 японских самолётов. Благовещенский особо запомнился противнику за битву 29 апреля 1938 года над Ханькоу в день рождения императора Японии, когда тайно поменяв аэродромы, его группа неожиданным ударом перерезала дорогу армаде бомбардировщиков в сопровождении истребителей. Праздничный «подарок» – 21 сбитый самолёт – на 3 дня погрузил Японию в траур.

Когда руководство Китая колебалось, чьи современные самолёты-истребители покупать – западные или советские, Благовещенским был предложен простой выход: организовать соревнования с лётчиками, летавшими на западной технике. При этом дать возможность взаимно изучить чужие самолёты и получить отзывы о нашей технике со стороны. Полетав на британском истребителе-биплане «Гладиатор», он доказал слабость регулировки его крыльев и предложил в присутствии комиссии лётчику, летавшему на «Гладиаторе», полетать на нашем И-16, но тот, по непонятным причинам, отказался. Когда прибыла покровительница китайской авиации мадам Чан Кай-ши, начался демонстрационный пилотаж. Лётчик на «Гладиаторе» искусно показал своё умение и качество самолёта держаться на больших углах атаки. За ним наш лётчик Рахов блестяще выполнил каскад фигур на истребителе И-15. Настала очередь Благовещенского вылететь на И-16. На максимальной скорости бреющего полёта он поставил вертикальную свечу до полной потери скорости, подвёл плавно самолёт к земле и в вертикальной плоскости исполнил ряд фигур при высокой скорости. Всего в 30 метрах от земли заложил двойной вираж с перегрузкой, при которой на крыльях возникли блестящие белые струи. Затем резко погасил скорость и эффектно «притёр» самолёт на 3 точки к земле, остановив его как, послушного коня, у самой кромки поля, где сидела мадам Чан Кай-ши. Встав с места, она восхищённо зааплодировала. На следующий день многие газеты Китая вышли с сообщением: «Русские победили с огромным счётом! Их перевес над западной техникой неодолим!..» Этим восхищением судьба кредитов и крупных поставок была решена в пользу советской техники. «Гладиаторы» были приобретены китайцами в небольших количествах. Всего китайским правительством в дальнейшем было приобретено 287 И-15бис и 197 И-16. Британских «Гладиаторов» Мк.I было поставлено в Китай всего 36 штук…

В июне 1939 года 50 советских лётчиков-добровольцев привели свои самолёты во временную столицу Китая – Чунцин. Оперативная группа Супруна состояла из двух подразделений. Эскадрилья И-15 под командованием Константина Коккинаки предназначалась для борьбы с бомбардировщиками. И эскадрилья И-16 самого Степана Супруна – для борьбы с истребителями. Прибывшей группе предстояло спасти Чунцин от японских бомбардировщиков, массированные налёты которых с 4 мая сравнивали с землёй и сжигали в пожарах целые городские районы, вместе с их беззащитными жителями.

Свой первый бой, под руководством Супруна, молодые, ещё необстрелянные пилоты провели блестяще. Наблюдательные посты дали знать, что на Чунцин идут японские бомбардировщики. Сначала взлетели 3 звена И-15 Коккинаки. Через пару минут группа Супруна на И-16. «Пятнадцатые» сразу бросились на ведущую девятку бомбардировщиков. «Шестнадцатые» ушли с набором высоты, на солнце. Они должны были сковать истребители японцев, прикрывающие бомбардировщики. Один из ведущей девятки бомбардировщиков, прошитый огненной трассой задымил и резко пошёл на снижение. Строй японцев, однако, не нарушился. В эти минуты, разогнав истребители, сверху ударила по врагу группа Супруна. В считанные секунды были сбиты ещё 2 бомбардировщика. Огнём стрелков был подбит один И-15, но бой уже был выигран.

Группа истребителей, которой командовал майор Супрун, быстро навела порядок в небе над городом. Теряя свои самолёты при каждом налёте, японцы уже с июля стали летать преимущественно ночью. Предвидя ночные атаки врага по местам базирования советской авиагруппы, Степан Павлович рассредоточил самолёты на стоянках в кустарнике рядом с шоссе, ведущим на аэродром. Вместе с налаженной работой постов наблюдения, изобретательность командира позволила в темноте экстренно подымать эскадрильи в воздух, уничтожать подходящие японские бомбардировщики, а затем согласованно сажать свои машины при фонарях типа «летучая мышь» и свете фар самолётов, стоящих на аэродроме. По просьбе Супруна на нескольких И-16 установили крупнокалиберные пулемёты, что значительно увеличило мощь их огня. Уже к концу июля он лично сбил 2 самолёта противника и ещё несколько в группе.

Результативно сражаясь, авиагруппа Супруна быстро стала одной из главных «сил сдерживания» японцев. Вскоре это блистательно подтвердила её переброска на юг, где в провинции Юннань развернулись ожесточённые бои. 15 ноября 1939 года японцы высадили большой десант в Циньчжоу, стараясь занять Наньнин и перерезать связи китайцев с Бирмой и Индокитаем. В связи с этим Ставка перевела тридцать машин чунцинской группы во главе с Супруном на аэродромы Лючжоу и Гуйлиня. Благодаря поддержке советских соколов фронт был стабилизирован, а в декабре войска китайцев перешли в наступление.

В январе 1940 года Супрун, одержавший по различным источникам от 6 до 8 побед, был отозван в Москву. К тому времени лётчики его группы сбили в воздушных боях 34 вражеских самолёта и ещё более 20 самолётов уничтожили на земле, а также в прах разнесли 2 больших склада горючего и боеприпасов японцев. Свои потери составили 5 самолётов. Новым командиром авиагруппы стал Константин Коккинаки…

Особо поясним, что представленную здесь справку мы готовили в конце сентября 2022 года, приурочив её к знаменательному событию…

Сформированная в октябре 1927 года, Брянская авиабригада была в славной когорте флагманов грандиозного строительства и бурного развития молодого Воздушного Флота страны. Её боевые авиаторы ярко проявили себя в накалённом преддверии Второй мировой войны, а затем в ожесточённых сражениях Великой Отечественной войны и воздушных боях войны в Корее. Стали выдающимися испытателями нескольких поколений авиатехники. В честь этой плеяды поразительных крылатых ратников и легендарных личностей, мы горячо поздравляем Брянщину со знаковым юбилеем – с 95-летием создания Брянской авиабригады!