MENU
Главная » 2018 » Май » 5 » Вторая транзитная посадка восстановленного штурмовика Ил-2 в Брянске
17:37
Вторая транзитная посадка восстановленного штурмовика Ил-2 в Брянске


Экипаж восстановленного штурмовика Ил-2 слева направо - Владимир Гумённый и Валентин Скопинцев

 

Восстановленный до лётного состояния штурмовик Ил-2 в пятницу 4-го мая совершил вторую посадку в международном аэропорту «Брянск» – вновь для дозаправки – теперь на обратном пути из Берлина в Калугу. Напомним, что впервые Ил-2 приземлился в нашем аэропорту в воскресенье 22 апреля. Тогда он следовал на традиционный авиасалон в Берлине ILA (крупнейший и старейший в Европе) для показательных полётов, организованных московским фондом «Крылатая память Победы». На этот раз экипаж с бортом сопровождения совершили в Брянске промежуточную посадку, вылетев к нам из белорусского Могилёва. Для следования в Калугу легендарный Ил-2 получил 360 литров авиационного бензина Avgas 100LL, который с необходимой технологичной паузой, залили в его баки. До этой технической операции наземных служб перелётные экипажи и команда сопровождения позволили небольшой группе встречавших их брянских авиаторов осмотреть самолёты и рассказали поразительную историю возвращения в небо штурмовика Ил-2 46-го штурмового авиаполка Северного флота…

Самолёт имеет непростую судьбу. 68 лет он пролежал на дне озера на глубине около двадцати метров. И сегодня совершенно невероятно видеть его в небе. Огромную работу по восстановлению самолёта проделали в Новосибирске. Проект был реализован при поддержке ПАО «ОАК» (Объединённая Авиастроительная Корпорация), Авиационного комплекса имени Ильюшина и Фонда содействия сохранению военно-исторических самолётов «Крылатая память Победы».

 

 
Премьера Ил-2 на МАКС-2017

 


Ил-2 над Москвой, 10 августа 2017 года

 

В прошлом году этот исторический самолёт стал настоящей премьерой авиасалона МАКС-2017. Он входил в 46-й штурмовой авиационный полк ВВС Северного флота, который был образован весной 1942 года в составе ВВС Черноморского флота. С 15 марта 1943 года 46-й штурмовой авиационный полк (ШАП) был передан в состав Северного флота и перебазирован на аэродром Ваенга-2 в Мурманской области. Со временем этот аэродром был переименован в Североморск-2, а посёлок при аэродроме – в Сафоново-1. В июне 1943 года полк приступил к боевым вылетам. Вместе с традиционной работой по наземным целям 46-й штурмовой авиационный полк активно привлекался и для самоотверженных атак надводных целей. Штурмовиками применялось и топ-мачтовое бомбометание кораблей противника, в котором используется свойство авиабомб рикошетировать от водной поверхности до атакуемой цели при соблюдении определённых условий их сброса. 46-й ШАП сыграл важнейшую роль в уничтожении немецких кораблей, совершающих каботажное плавание (т.е. плавание между морскими портами без выхода в открытое море). 25 ноября 1943 года, в сопровождении истребителей прикрытия, 16 штурмовиков Ил-2 46-го ШАП, совместно с пикирующими бомбардировщиками Пе-2 других авиасоединений, выполнили два боевых вылета. Целью были аэродромы Хебугтен и Луостари. Из-за плохих метеоусловий в первом вылете штурмовикам пришлось наносить удар по запасной цели. Был потерян один экипаж 46-го ШАП. Аэродром Хебугтен смогла атаковать лишь группа бомбардировщиков Пе-2. Во время второго вылета, после улучшения погоды, штурмовики Ил-2 46-го ШАП в сопровождении истребителей отправились наносить удар по аэродрому Луостари. Для пилота Ил-2 младшего лейтенанта Валентина Скопинцева это был всего лишь третий боевой вылет, а для его стрелка Владимира Гумённого – второй. Штурмовики были встречены группами немецких истребителей и шквальным зенитным огнём. Для отражения налёта противник поднял в небо около 25-и самолётов Messerschmitt Bf.109. Завязался ожесточённый воздушный бой. В боевом донесении лаконично указано, что в результате бомбо-штурмового удара ударной группы на земле было уничтожено не менее 10 самолётов противника, был подавлен огонь 6 зенитных точек и вызвано 26 очагов пожара. В оборонительном воздушном бою штурмовиками было сбито 5 вражеских истребителей Bf.109. Ещё 8 уничтожили истребители группы прикрытия. С нашей стороны было потеряно 6 штурмовиков и 5 истребителей сопровождения. Несмотря на малый опыт Валентина Скопинцева, на его боевой счёт тогда добавились два уничтоженных самолёта на земле и одна подавленная зенитная точка. Его стрелок, Владимир Гумённый, сбил один атаковавший их Messerschmitt Bf.109. В воздушном бою Ил-2 Валентина Скопинцева был подбит, в простреленной задней кабине истекал кровью раненый стрелок. Ещё при прорыве огневой завесы, поставленной батареями 88-мм зениток, один из снарядов разорвался сверху-сзади самолёта (примерно в 50-100 метрах), и осколки осыпали штурмовик. Была разбита качалка элерона, что сразу резко затруднило управление по крену. Кроме того во многих местах была пробита обшивка и силовой лонжерон. Досталось (правда, чуть меньше) и левой плоскости, где был пробит посадочный щиток. Один из осколков попал в ящик боекомплекта пушки, там взорвались два снаряда, но больше ничего не сдетонировало… Из-за нанесённых огнём противника повреждений, двигатель штурмовика работал с перебоями, а после прямого попадания бронебойного 20-мм снаряда зенитного автомата в электрогенератор у обесточенного самолёта отказало управление бортовым вооружением (не работало всё, что запитывалось от генератора, включая цепи пуска реактивных снарядов и стрельбы из пулемёта, но мотор продолжал работать за счёт магнето, функционировали водяная помпа и бензо-маслонасосы). Истребители противника попытались добить отбивавшийся штурмовик Скопинцева. В одной из атак пушечное попадание в воздушный рессивер привело к падению давления в пневмасистеме, из-за чего стал невозможным выпуск шасси и посадочных щитков, а также перезарядка пушек… На обратном пути домой чудом работавший двигатель окончательно заглох, когда до базового аэродрома оставалось около трёх километров. В глубоких сумерках, фактически на ощупь, Валентин Скопинцев произвёл невероятную вынужденную посадку «на живот» изрешечённого, еле управляемого только по тангажу самолёта – прямо на лёд замёрзшего озера Кривое. Выбравшись из разбитой кабины, он вытащил потерявшего сознание раненого товарища и перенёс его на берег. Искалеченную огнём противника и сильным ударом о ледяную поверхность озера (из-за высокой скорости без посадочных щитков) машину сразу вытащить не удалось, и позже она вмёрзла в лёд. Весной самолёт затонул…

Следует особо пояснить, что экипажу, всё-таки посаженного на своей территории Ил-2, очень повезло. Если бы пробитая воздушная система осталась хотя-бы частично работоспособной, то экипаж практически наверняка погиб бы при выпуске посадочных щитков – ведь тяга левого щитка была перебита и выход одного правого щитка катастрофически перевернул бы машину. А смещение всего на пару сантиметров попадания одного из бронебойных снарядов зенитного автомата вывело бы двигатель из строя ещё над территорией противника… При ударе об лёд на скорости под двести километров в час снесло кусок одной из лопастей винта, а две другие свернуло «в бараний рог». Заклиненный двигатель сдвинулся назад вместе с моторамой на сто миллиметров. Сама моторама была пробита в одном месте, сложился подкос слева. Треснул корпус редуктора, разошлись швы на бронекорпусе, лопнуло нижнее корыто мотоотсека. Была выломана правая стойка шасси. Она ударила по стабилизатору и оставила на нём вмятину от колеса. Наконец, самолёт по инерции доехал до берега (тогда береговая черта находилась в другом месте, нежели сейчас – после войны на озере Кривом построили дамбу, чтобы сделать водозабор в Малое Сафоново самотёком) и смял кок.

Уцелевший экипаж фронтовых новичков, по сути, родился тогда в Заполярье во второй раз. Пройдёт немного времени, и Валентин Скопинцев станет одним из лидеров полка и совершит пятьдесят боевых вылетов на Ил-2. Именно он вместе с несколькими молодыми лётчиками станет ведущим больших групп штурмовиков, которые крепко ударят по немецкому флоту и наземным объектам противника.

Фотоальбом восстановленного штурмовика Ил-2 в брянском аэропорту 4 мая 2018 года

В 1946 году врачебная комиссия по состоянию здоровья списала Валентина Михайловича Скопинцева с лётной работы и в 1947 году, в звании старшего лейтенанта, его уволили в запас. За годы войны он был награждён тремя орденами Красного Знамени и орденом Нахимова II степени, медалями «За оборону Советского Заполярья» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».

Поиски самолёта были инициированы детьми Валентина Михайловича Скопинцева: Олегом и Евгенией. История отца о посадке на замершее озеро побудила Олега обратиться в фонд «Крылатая память Победы». Самолёт был найден в декабре 2011 года на глубине около двадцати метров озера Кривое близ посёлка Сафоново-1 в Мурманской области. Холодная вода северного озера, отсутствие кислорода, большая глубина и частично заиленные бронекорпус самолёта и плоскости, позволили сохранить повреждённую машину в достаточно неплохом (для восстановления) состоянии. Но хвостовая часть самолёта, выполненная из дерева, была утрачена. Ил-2 максимально осторожно подняли со дна озера и отправили на реставрацию в Новосибирск. Первый этап проходил в мастерских ООО «Авиареставрация». Затем самолётом занимались на площадях Сибирского научно-исследовательского института авиации (СибНИА) имени Чаплыгина, где реконструкция продолжалась около года. Удалось восстановить примерно 60% деталей. Вместо оригинального двигателя АМ-38 был установлен V-образный 12-цилиндровый поршневой двигатель «Allison». Объединённая авиастроительная корпорация и компания «Ильюшин» договорились о финансировании большей части работ по реставрации поднятого самолёта. 16 июня 2017 года, восстановленный до состояния лётной годности Ил-2, совершил первый полёт. Пилотировал самолёт генеральный директор Сибирского научно-исследовательского института авиации (СибНИА) имени Чаплыгина – Владимир Барсук. Поясним, что это уже второй Ил-2, реставрируемый фондом. Первый находится в частном музее авиации «Flying Heritage Collection» в городе Эверетт в США. Он был обнаружен в 1991 году недалеко от реки Титовка в Мурманской области. Несколько лет спустя компания «Авиареставрация» в Новосибирске, используя разные детали с трёх других, найденных самолётов Ил-2, восстановила его до лётного состояния по заказу американской стороны. Самолёт поднялся в воздух 27 сентября 2011 года. Он принял участие в Параде Памяти в Самаре 7 ноября 2011 года. А в 2012 году был переправлен в США…

Самолёт-солдат Ил-2 заслуженно является одним из символов Великой Победы. Эта легендарная машина сражалась на всех фронтах. Поразительно, что самый массовый боевой самолёт в мире сегодня насчитывает только два летающих экземпляра, а всего несколько лет назад вообще был единственный, летающий Ил-2… Мы благодарим всех неравнодушных патриотов и уникальных специалистов, кто принимал участие в становлении этого спасённого самолёта на крыло. И благодарим судьбу, что одна из двух воскресших, бесценных боевых машин, побывала на нашем Брянском аэродроме, благословив его своим военным крылом накануне предстоящего праздника – Дня Победы…

 


Штурмовик Ил-2 в аэропорту Брянска 4 мая 2018 года

 


Экипаж Ил-2 занимает места в кабинах перед запуском двигателя

 


Пилоты демонстрационной группы штурмовика Ил-2 в брянском аэропорту 4 мая 2018 года

 

 

Смотреть видео "Полёт новосибирского Ил-2"

 

Видеоканал Фонда «Крылатая память Победы»

 

Справка

Несмотря на то, что ожесточённые бои на Северном театре военных действий развернулись на земле, в небе и на море с первых же дней войны, штурмовая авиация в составе ВВС Северного флота появилась только во второй половине марта 1943 года. Это можно объяснить недостаточным количеством штурмовиков Ил-2, выпускаемых авиационной промышленностью страны. Вся новая техника поступала, в первую очередь, в ВВС Красной Армии, Балтийского и Черноморского флотов.

Однако командование ВМФ искало пути решения проблемы отсутствия штурмовиков, которые были незаменимы при нанесении эффективных ударов по сухопутным и морским объектам противника. Решение было принято компромиссное: на Север был направлен 46-й штурмовой авиационный полк ВВС ЧФ (Черноморского флота), который к этому времени завершил переформирование и перевооружение в тылу.

46-й штурмовой Печенгский дважды Краснознамённый авиационный полк ВВС СФ
(46-й ночной штурмовой авиационный полк ВВС ВМФ/ЧФ)

Поясним, что в перечне №18 (13) указано, что 46-й штурмовой авиационный полк входил в боевой состав ВВС ЧФ с начала войны по 11 октября 1941 года и был отправлен в тыл на переформирование. Скорее всего, в данном источнике допущена ошибка, и речь идёт о 46-й ОШАЭ, так как она 11 октября 1941 года была переформирована в 18-й ШАЛ.

10 мая 1942 года на базе ВМАУ имени И.В. Сталина в городе Моздок начал формирование 46-й ночной штурмовой авиационный полк ВВС ВМФ двухэскадрильного состава (20 самолётов), вооружённый самолётами УТ-16. Кроме них, в полку было 3 самолёта УТ-2. (Иногда в послевоенной литературе встречается другое наименование этого полка – ночной бомбардировочный, хотя, реальнее всего, при формировании он назывался просто – 46-й авиационный полк). Управление полка и обе его эскадрильи формировались на центральном аэродроме ВМАУ имени И.В. Сталина в Моздоке. Командиром полка бал назначен выпускник ВМА имени К.Е. Ворошилова майор М.П. Михайлов.

Окончанием формирования полка было определено 21 мая 1942 года. Командный состав полка был назначен из выпускников ВМА, а лётный – из курсантов-выпускников училища. Авиационную технику – 21 самолёт УТ-1б, полк принял от авиационных мастерских училища, где они проходили переоборудование и перевооружение.

21 мая 1942 года полк всем составом перелетел на аэродромы Симоновка и Кухаривка вблизи Ейска и был включён в состав ВВС ЧФ. Штаб полка размещался на Центральном аэродроме города Ейск.

31 мая 1942 года 46-й АП, совместно с 87-й ОИАЭ, а также эскадрильями 3-го ИАП и 119-го ОМРАП, в соответствии с приказом командующего ВВС ЧФ №0068, вошёл в состав нештатной авиационной группы, подчинявшейся командующему Азовской военной флотилии.

Закончив подготовку, 46-й АП, составом 18 УТ-16, перелетел на аэродром Анапская. В составе авиагруппы полк находился до 26 июня 1942 года.

По состоянию на 3 июля 1942 года, в составе полка насчитывалось: 2/2УТ-16, на аэродроме Ейск, и 18/16УТ-16, на аэродроме Анапа.

В состав действующей армии он был включён с 11 июля, а с 16 июля началась боевая работа полка. За первую неделю боёв 46-й АП выполнил 36 самолётовылетов на ночную штурмовку позиций противника в населённых пунктах восточнее Керченского полуострова: Оссовины, Боксы, Юраков Кут, Аджимушкай, Телеирово, Маяк, Жуковка, Опасная.

10 августа 1942 года 46-й АП, составом 15 УТ-16, перебазировался на аэродром Гайдук (район Новороссийска) и с 17 августа вошёл в состав сформированной Морской авиационной группы Новороссийского Оборонительного Района (МАГ НОР), где и находился до октября 1942.

С 23 июля по 22 августа 1942 года было выполнено 260 боевых вылетов, из них 187 – ночью.

В ночь с 22 на 23 августа 1942 года 46-й АП основные усилия направил на нанесение ударов по станице Неберджаевская. Двенадцать УТ-16 совершили в этот район 44 боевых вылета, причём все вылеты были выполнены до полуночи (к этому времени танки противника, двигаясь вдоль железной дороги, подошли близко к аэродрому Гайдук, и полк пришлось эвакуировать). Нанеся последний удар по врагу, самолёты полка перелетели в Геленджик, откуда 46-й АП продолжал выполнять боевую работу.

В период напряжённых боёв за Новороссийск, с 23 августа по 22 сентября 1942 года лётчиками полка было выполнено 517 боевых вылетов (из них 335 – ночью).

1 октября 1942 года управление полка и 1-я АЭ были перебазированы в город Саранск на переформирование. Вторая эскадрилья полка, став отдельной, составом 9 самолётов УТ-16 осталась на аэродроме Геленджик.

15 марта 1943 года, по окончании переформирования и переучивания на самолёты Ил-2, 46-й штурмовой авиационный полк был перебазирован на Север – на аэродром Североморск-2. Там полк продолжил вести боевые действия, нанося бомбоштурмовые удары по позициям и конвоям противника, самостоятельно и во взаимодействии с торпедоносцами и истребителями.

13 июня 1943 года полк понёс первую потерю. В этот день в районе Экере вражескими истребителями был сбит Ил-2 с экипажем младшего лейтенанта Шаульского.

4 июля 1943 года самолёты Ил-2 полка, впервые на Севере, использовались для нанесения удара по кораблям охранения, при атаке торпедоносцев 9-го гвардейского МТАП по конвою противника в районе Вардё. Однако оба штурмовика и один экипаж (командира 1-й АЭ капитана И. Колтунова) были потеряны.

25 ноября 1943 года, при налёте на вражеские аэродромы Луостари и Хебуктен, полк понёс серьёзные потери: 8 самолётов Ил-2 было сбито истребителями и зенитной артиллерией противника. При этом погибло 13 членов экипажей.

За 9 месяцев боёв на севере полк потерял 29 самолётов и 20 экипажей.

В апреле 1944 года полк вошёл состав вновь формируемой 14-й САД ВВС СФ, где и провоевал до конца войны. В качестве оперативного аэродрома, самолётами Ил-2 полка использовалась ВПП Пумманки на полуострове Средний, что значительно сокращало штурмовикам путь на перехват конвоев противника в заливе Петсамо.

В апреле-мае авиация СФ активно наносила удары по портам на побережье северной Норвегии: Петсамо, Киркенес, Вардё, Вадсё. В них больших успехов добились штурмовики 46-го ШАП, повредившие и утопившие только за 10 и 13 апреля 4 немецких судна.

23 апреля 1944 года, при атаке на немецкий конвой Ki-117-Rp, огненный таран совершил заместитель командира эскадрильи 46-го ШАП капитан Илья Борисович Катунин. На подбитом штурмовике он атаковал плавбазу «Везер» (по нашим данным судно после таранного удара затонуло, по немецким – самолёт упал в 100-150 метрах от плавбазы). Именем Героя Советского Союза Катунина впоследствии был назван гарнизон вблизи бывшего финского аэродрома Луостари, отошедшего с 1947 году к СССР.

22 июня 1944 года указом Президиума Верховного Совета СССР, за мужество и героизм, проявленные личным составом в боях с немецко-фашистскими захватчиками, 46-й ШАП был награждён орденом Красного Знамени, а заместитель командира полка капитан Демьян Васильевич Осыка в июле был удостоен звания Героя Советского Союза.

31 октября 1944 года приказом Верховного Главнокомандующего №0354, за образцовое выполнение заданий командования в Петсамо-Киркенесской операции, полку было присвоено почётное наименование «Печенгский», и 3 ноября 1944 года указом Президиума Верховного Совета СССР он был награждён вторым орденом Красного Знамени.

Но победы достались дорогой ценой. Потери полка в 1944 году были колоссальными: 56 самолётов Ил-2 сбитыми и потерпевшими катастрофу и 43 экипажа. Фактически, самолётный парк и лётный состав за год боёв на Севере обновился дважды!

Имеется информация, что летом 1945 года полк из 14-й САД был передан в состав 5-й МТАД ВВС СФ.

30 октября 1947 года, во время первой волны сокращения ВС СССР, на основании циркуляра НГШ ВМФ №0036 от 07 октября 1947 года, 46-й ОШАП был расформирован, а его личный состав обращён на укомплектование частей 5-й МТАД ВВС СФ.

На вооружении полка состояли самолёты: УТ-1б, УТ-2, Ил-2.

Известны следующие тяжёлые авиационные происшествия в полку:

– 17 апреля 1943 года произошла катастрофа самолёта Ил-2, в которой погибли пилот младший лейтенант Виталий Николаевич Архипов и стрелок краснофлотец Пётр Фёдорович Воротников;

– 24 октября 1944 года в катастрофе самолёта Ил-2 погибли лётчик младший лейтенант Александр Моисеевич Чукисов и механик сержант Василий Андреевич Шумский;

– 30 декабря 1944 года, во время учебного полёта, при выполнении стрельбы, из-за разрыва снаряда в стволе, потерпел катастрофу самолёт Ил-2, пилотируемый младшим лейтенантом Валентином Митрофановичем Пчельниковым, со стрелком младшим сержантом Геннадием Николаевичем Долгих.

Командиры полка: М.П. Михайлов (1942-1944 года), Герой Советского Союза Г.В. Павлов (1944-1945 года).

Просмотров: 581 | Добавил: kamozin100 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar