Минобороны России к 60-летию космического полёта Юрия Алексеевича Гагарина опубликовало уникальные документы из фондов Центрального архива военного ведомства о первых космонавтах нашей страны и руководителях отечественной космической программы, офицерах-фронтовиках, ставших наставниками и передавших им свой богатый боевой опыт и частицы мужества и героизма, – руководителе подготовки первых космонавтов, участнике спасения челюскинцев и боевом командире Николае Каманине, отважном пилоте дальнебомбардировочной авиации, лётчике-испытателе реактивной техники и инструкторе первых лётчиков-космонавтов Марке Галлае, лётчике-фронтовике Георгии Береговом, участнике войны, разведчике Константине Феоктистове, воспитанниках специальных авиационных школ ВВС в годы войны Георгии Добровольском, Владимире Комарове и Владимире Шаталове. Документы представлены в специальном мультимедийном проекте «Земные орбиты покорителей космоса» на интернет-портале военного ведомства. Они эмоционально передают тот путь, который пришлось пройти первым участникам космической программы к великому свершению – началу освоения человечеством космического пространства на околоземной орбите.
Первый отряд космонавтов, май 1961 года. Слева направо, сидят – П.Р. Попович, В.В. Горбатко, Е.В. Хрунов, Ю.А. Гагарин, С.П. Королёв, Н.С. Королёва с дочерью Попович Наташей, 1-й начальник Центра подготовки космонавтов Е.А. Карпов, Н.К. Никитин, начальник отдела ЦНИИАК Е.А. Фёдоров. Средний ряд: А.А. Леонов, А.Г. Николаев, М.З. Рафиков, Д.А. Заикин, Б.В. Волынов, Г.С. Титов, Г.Г. Нелюбов, В.Ф. Быковский, Г.С. Шонин. Верхний ряд: В.И. Филатьев, И.Н. Аникеев, П.И. Беляев
Посетители нового раздела на сайте Минобороны России получили возможность окунуться в героическую эпоху космических первопроходцев, прочитав собственноручно написанные ими автобиографии и в опубликованных личных делах офицеров Военно-воздушных сил, первыми покоривших космос, – Юрия Гагарина, Германа Титова, Алексея Леонова и других. Здесь впервые представлены удостоверение космонавта №1, полётное задание на первый космический полет и боевой расчёт обеспечения пуска космического корабля, зачётные книжки, служебные характеристики, наградные листы, фотографии подготовки к полётам и тренировок, проводов и тёплых встреч, другие документы, рассказывающие о первооткрывателях космоса.
«Летать любит, летает смело и уверенно. В полётах смел, инициативен, настойчив», – такую характеристику получил Юрий Гагарин по выпуску из 1-го Чкаловского военного авиационного училища лётчиков имени Климента Ефремовича Ворошилова. Согласно выпускной аттестации на курсанта Юрия Гагарина, общий налёт на самолётах у будущего первого космонавта планеты составлял 166 часов, из которых 103 часа – на поршневых Як-18 и Як-18У, и 63 – на реактивных МиГ-15 и МиГ-15бис. С 1957 по 1959 год, находясь на службе в 769-м истребительном авиационном полку, Юрий Алексеевич налетал ещё 265 часов, в том числе 145 часов на реактивных истребителях. Это данные из его аттестации от 18 ноября 1959 года.
В опубликованных личных делах Гагарина, Титова, Леонова отчётливо прослеживается история первого отряда космонавтов. Например, в их послужных списках за 1960 год в графах «должность» и «войсковая часть» поставлены отметки: «слушатель» и «войсковая часть 26266». К этому времени относится и приказ командира в/ч №74479 от 11 марта 1960 года об исключении старшего лейтенанта Юрия Гагарина из списка личного состава в связи убытием его на новую должность в вышеупомянутую часть. 10 ноября 1960 года им всем было присвоено звание «Инструктор парашютно-десантной подготовки ВВС». А 25 января 1961 года старшие лейтенанты Гагарин и Титов заняли должности «космонавт». Долгожданный день приближался.
Как известно, в сообщении ТАСС про первый полёт человека в космическое пространство было сказано о Юрии Гагарине как о майоре. Внеочередное воинское звание старшему лейтенанту Гагарину было присвоено приказом Министра обороны СССР Маршала Советского Союза Родиона Малиновского № 77 от 12 апреля 1961 года. 14 апреля он стал первым, кому было присвоено почётное звание «Лётчик-космонавт СССР». Герман Титов получит это звание 9 августа 1961 года за второй полёт человека на орбиту, а Алексей Леонов – 23 марта 1965 года за первый выход в открытый космос.
В ходе двухгодичного международного турне, названного «Миссией мира», самый популярный человек на планете Юрий Гагарин посетил около двадцати стран (от Чехословакии на западе до Японии на востоке). Всюду его встречали лавиной восторженных приветствий и цветов многотысячные толпы ликующих людей и устраивались официальные приёмы на самом высоком уровне. Позднее, в 1963 и 1965 годах, Юрий Алексеевич совершит ещё восемь международных визитов, два из которых будут во Францию
Любителям истории техники будет небезынтересно в личном деле Алексея Леонова ознакомиться с авторским свидетельством космонавта на изобретение тренажёра ручной ориентации, стыковки космических кораблей и целенаправленной тренировки вестибулярного аппарата космонавта. Причём, основные принципы этого устройства до сих пор применяются в космонавтике.
В выпускных аттестациях и характеристиках Алексея Леонова, помимо высоких оценок лётной работы, отражён и такой характерный факт его увлечения живописью: «Хорошо рисует и имеет способности рисовать картины, член редколлегии стенной газеты, бессменный редактор сатирической газеты «Нептун», образцово оформляет наглядные пособия...». Сегодня мы знаем, что разносторонне одарённый Алексей Архипович является автором 10-ти научных трудов, 4-х изобретений и ряда книг, написал около 200 картин и в содружестве с художником-фантастом Андреем Соколовым создал ряд почтовых марок СССР на космическую тему, имел 2-й разряд по велоспорту и 3-й разряд по фехтованию.
Лётчик-космонавт СССР №11 Алексей Архипович Леонов
Совершив первые полёты, Юрий Гагарин, Герман Титов и Алексей Леонов продолжили своё образование, о чём говорит заметка в их послужных списках от 1968 года: «Окончил инженерный факультет Военно-воздушной инженерной академии имени Николая Егоровича Жуковского с дипломом по специальности «пилотируемые воздушные и космические летательные аппараты и двигатели к ним». Судя по зачётной книжке Юрия Гагарина, которая, значится под номером 1, большинство дисциплин (среди которых, например, было совершенно новое для того времени «радиоэлектронное оборудование космических аппаратов») он знал на «отлично». Единственный предмет, который требовал особого усердия от Юрия Гагарина, – высшая математика. По данному предмету у него на протяжении всей учёбы значится стабильное «хорошо».
Космонавты Павел Романович Попович, Валерий Фёдорович Быковский, Андриян Григорьевич Николаев и Юрий Алексеевич Гагарин на занятиях в Академии имени Жуковского, 1966 год
В разделе представлено почётное свидетельство от 6 июня 1977 года о присвоении планете № 1772 имени GAGARIN. Этот документ был лично подписан первооткрывателем планеты астрономом Людмилой Черных.
Юрий Гагарин был не только космонавтом №1, но и первым командиром отряда космонавтов, а с 1963 года – заместителем начальника Центра подготовки космонавтов, командиром и наставником для первых космонавтов.
«Возглавляемый им экипаж являлся передовым в части. Обладает организаторскими способностями, выражающимися в способности подчинить своей воле офицеров, организовать, сплотить и направить их усилия на выполнение задач. При принятии решений исходит из конкретной обстановки, что исключает шаблонов в решении задач», – записано в аттестации от его командиров на первого космонавта планеты Земля, большинство из которых прошли горнило войны, став наставниками для нескольких поколений лётчиков.
Особо отметим, что немало офицеров-фронтовиков было и среди космонавтов первых отрядов, а также руководителей отечественной космической программы, ставших наставниками и передавших покорителям космоса свой богатый боевой опыт. Так, в разделе опубликованы документы из личного дела Георгия Берегового, который был слушателем-космонавтом первого отряда, а затем – космонавтом второго. Свой первый полёт на орбиту он совершил 26 октября 1968 года в возрасте 47 лет. До этого у него был славный служебный и боевой путь военного лётчика, и лётчика-испытателя. В июне 1941 года он окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов и в звании сержанта стал пилотом 314 разведывательного авиаполка 28 авиадивизии Центрального фронта. С 3 октября 1941 года служил пилотом 15 запасного авиаполка Приволжского ВО, а с февраля 1942 пилотом 150 ближнебомбардировочного авиационного полка ПриВО. Позднее 150 ближнебомбардировочный авиаполк был переформирован в 451 штурмовой авиационный полк. С 15 августа 1942 года служил командиром звена 451 ШАП 3 ВА Калининского фронта и до конца войны сражался в штурмовой авиации на Калининском, Воронежском и 1 Украинском фронтах. За период Великой Отечественной войны совершил 185 боевых вылетов на самолётах По-2, Р-5, СБ, Р-6, Як-4, Ил-2. Имел лёгкое пулевое ранение в голень левой ноги.
В опубликованной боевой характеристике от 23 октября 1942 года на командира звена старшину Берегового Георгия Тимофеевича можно прочитать: «…является молодым командиром звена, ещё не имеющим достаточного опыта в воспитании подчинённых, но сам лично может служить примером для подчинённых во всех видах боевой подготовки». А в боевой характеристике лётчика-штурмовика Берегового от 3 сентября 1943 года сообщается, что с 25 марта 1943 года на Воронежском фронте «…тов. Береговой произвёл 28 боевых вылетов, из которых 15 раз водил группы от 6 до 9 единиц и все разы точно выводил на цель». В это время Георгий Тимофеевич был заместителем командира эскадрильи 90-го гвардейского штурмового полка. В соответствии с той же характеристикой данным подразделением с марта по сентябрь было «уничтожено 158 автомашин с разными грузами, 27 танков противника, сбито в воздушном бою лётчиками и стрелками 3 самолёта противника, уничтожено 4 артбатареи, взорвано 2 склада с боеприпасами, 13 повозок с разными грузами».
Штурман 90 гвардейского штурмового авиационного Староконстантиновского полка 4-й ШАД 5 ВА Одесского ВО, Герой Советского Союза гвардии майор Береговой Георгий Тимофеевич, 1945 год
Войну Герой Советского Союза, гвардии капитан Береговой Георгий Тимофеевич закончил командиром эскадрильи с огромным боевым опытом и множеством наград: двумя орденами Красного Знамени (1942, 1943), орденом Александра Невского (1943), орденом Богдана Хмельницкого III степени (1944), орденом Ленина (1944), Отечественной Войны I степени (1945), медалями «Золотая Звезда» (1944), «За взятие Будапешта» (1945), «За взятие Вены» (1945), «За победу над Германией» (1945), «За боевые заслуги» (1949).
В разделе также представлены документы из личного дела фронтовика и лётчика-испытателя Марка Галлая. Хотя он не посещал орбиту планеты, в первом отряде космонавтов он стал инструктором-методистом по пилотированию космических кораблей. На эту должность в 1960 году его лично пригласил Главный конструктор Сергей Павлович Королёв.
Боевой путь молодого испытателя ЛИИ имени Михаила Михайловича Громова начался в июле 1941 года, когда он стал лётчиком-истребителем 2-й отдельной истребительной авиаэскадрильи ПВО Москвы. Поясним, что в начале войны из лётчиков-испытателей были созданы два истребительных полка. Эти полки были полноценным боевыми единицами – их лётчики до того, как стать испытателями, служили в строевых частях, и были подготовленными воздушными бойцами. Другое дело – эскадрилья ЛИИ в составе полка: её лётчикам до этого никогда не приходилось даже нажимать на гашетку пулемёта, никто из них не летал ночью, личный налёт у каждого из пилотов был небольшой. Тем не менее, они успешно выполняли боевые задания. В первую же ночь налёта немцев на Москву капитан Галлай сбил бомбардировщик Do-215. Тогда Марк Лазаревич получил свою первую правительственную награду – орден Красного знамени. Вскоре начальника ЛИИ назначают командиром смешанной авиадивизии. Уезжая на фронт, он берет с собой несколько институтских лётчиков, в том числе, Галлая, которого направляет служить в 128-й бомбардировочный полк на самолёте Пе-2.
128-й полк был первым подразделением ВВС, который получил пикирующие бомбардировщики. Так как военные лётчики бомбометания с пикирования ещё не освоили, то у Галлая здесь было определённое преимущество. Хотя он прибыл в полк с документами практиканта, его сразу назначают заместителем командира эскадрильи. А вскоре он становится командиром эскадрильи. Марк Лазаревич на Калининском фронте сделал 28 боевых вылетов, одновременно обучая лётчиков полка бомбометанию с пикирования. Корреспондент фронтовой газеты, был в этом полку и написал о неразговорчивом капитане, который наотрез отказался рассказать о своих подвигах. Этим капитаном был Галлай. В конце 1941 года, после победы под Москвой, вышел приказ Верховного Главнокомандующего с требованием всех лётчиков-испытателей отозвать с фронта и вернуть на испытательную работу. В период с 1942 по 1943 года лётчики ЛИИ занимались доводкой и проверками доработок, испытанием многочисленных модификаций самолётов.
Летом 1943 года Марк Лазаревич опять на фронте, хотя его туда никто не отправлял. А получилось все таким образом: на аэродроме ЛИИ «Раменское» базировался полк 45 дивизии Дальней авиации, с самолётами Пе-8. Сначала на них стояли двигатели АМ-35А. Но так как все двигатели AM выпускались только для Ил-2 в комплектации АМ-38, пришлось срочно поставить на Пе-8 дизели Чаромского. Был случай, когда над Берлином при выполнении противозенитного маневра с большой перегрузкой остановились все четыре мотора. Тогда приняли решение ставить АШ-82. Марк Лазаревич в это время проводил испытания Ла-5 с этим двигателем. Поскольку дивизия стояла на этом же аэродроме, его попросили провести занятия с лётчиками и бортинженерами по особенностям эксплуатации этих моторов. На них стояли 2-х скоростные нагнетатели и высотные корректоры, и надо был объяснить, как ими пользоваться. Во время занятий кто-то с иронией ему задал вопрос: хорошо вы рассказываете здесь в Раменском, как управлять этими моторами, а как это делать, когда вы над целью и по вас кроют зенитки. Марк Лазаревич принимает решение, во что бы то ни стало слетать на Пе-8. Порядки тогда были строгие, и в боевой вылет даже лётчика-испытателя так просто никто пустить не мог. Командующим ДА был легендарный Голованов, а начальником штаба Шевелев, много лет командовавший полярной авиацией, с которым Марк Лазаревич был знаком. Через Шевелева он попал на приём к Голованову и тот разрешил включить Галлая в состав боевого экипажа.
Накануне Курской битвы самолёты ДА бомбили Брянский железнодорожный узел. На 6-м вылете вражеский снаряд попал в бомбоотсек, загорелись зажигательные бомбы, и экипаж с высоты 7000 м покинул самолёт. Последним прыгал Галлай. Естественно, с такой высоты их разнесло друг от друга. Галлай этой же ночью нашёл штурмана Гордеева, который хорошо знал местность. Гордеев предложил план: так как перейти линию фронта здесь не удастся – очень большая плотность войск – надо идти на север в Брянские леса, в партизанский край. Спустя несколько дней они попали в расположение партизанской бригады Ивана Моруля, через неделю их на По-2 вывезли на Большую землю. Остальные члены экипажа попали в плен и вернулись только после войны. Галлай возвратился в ЛИИ и продолжал испытывать самолёты.
Лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института Галлай Марк Лазаревич – впоследствии полковник (1951), Герой Советского Союза (1957), Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1959), доктор технических наук (1972), профессор (1994) и писатель. Его именем названа малая планета. Награждён 3 орденами Ленина (1944, 1947, 1957), 4 орденами Красного Знамени (1941, 1942, 1944, 1947), 2 орденами Отечественной войны I степени (1945, 1985), орденами Красной Звезды (1948) и «Знак Почёта» (1984), медалью «Золотая Звезда» (1957), «За боевые заслуги» (1954) и другими медалями
Сразу после войны началась эра реактивной авиации и вертолётов. Немцы освоили реактивные машины ещё во время войны. И первое, с чем пришлось познакомиться лётчикам ЛИИ, – это были трофейные летательные аппараты. Марк Лазаревич летал на Me.163, буксировавшимся за самолётом. В 1946 году появились наши реактивные первенцы Як-15 и МиГ-9. Очень ответственное испытание МиГ-9 было поручено Гринчику, Галлаю и Шиянову – лётчикам ЛИИ, уже имевшим опыт полётов на реактивных самолётах. Но МиГ-9 был машиной с очень высокими лётными данными и требовал к себе квалифицированного отношения. Двадцать шестой полет МиГ-9 окончился трагически – погиб легендарный Гринчик. Его место поручили Марку Галлаю. Хотя причина катастрофы к тому моменту не была определена, испытания продолжились и были им успешно завершены.
В конце 1940-х годов начали активно строить вертолёты. В то время это был самый ненадёжный и опасный аппарат из всего того, что летало. На первом милевском вертолёте потерпел аварию Байкалов. И опять испытания продолжил Галлай. Он успешно их провёл, и уже как самый опытный вертолётчик начал испытания яковлевского Як-100…
В 1954 году в разгар «холодной войны» Марка Лазаревича в своё КБ пригласил Владимир Михайлович Мясищев. США тогда окружили Советский Союз военными базами, строили и разрабатывали новые дальние бомбардировщики. СССР в ответ были необходимы межконтинентальные стратегические бомбардировщики. Такими стали Ту-95 и М-4. Испытания начинались с большими и серьёзными конструктивными и технологическими недоработками, а иногда даже и с дефектами. Но на лётной станции ОКБ Мясищева не потеряли ни одного самолёта благодаря высокому уровню методической проработки полётов и лётному мастерству испытателей, особенно двух ведущих лётчиков – Опадчего и Галлая. Следующий самолёт ЗМ испытывал с первого полёта Марк Лазаревич. В 1957 году, 1 мая, за испытания М4 и ЗМ ему присвоили звание Героя Советского Союза. Он единственный лётчик-испытатель с научным званием доктора технических наук.
Большую роль в подготовке космонавтов к первому полёту сыграл другой участник Великой Отечественной войны – Николай Каманин. В 1929 году он окончил 2-ю военную школу лётчиков имени ОСОАВИАХИМа, о чём кратко упоминает в автобиографии. Войну он встретил в должности командира 4-й авиационной бригады Среднеазиатского военного округа. Согласно служебной характеристике от 31 июля 1941 года Каманин «…за время командования авиабригадой проявил себя достаточно волевым командиром, свои знания может передать подчинённым».
С июля 1942 года и до окончания войны он находился на фронте. Из аттестации от 1 июня 1945 года на командира 5-го штурмового авиационного Винницкого Краснознамённого ордена Суворова II степени ордена Кутузова II степени корпуса следует: «Под командованием генерала Каманина части корпуса прошли большой боевой путь. Находясь в составе 2-й воздушной армии на 1-м Украинском фронте, корпус начал боевые действия с Орловско-Белгородской операции и прошёл с боями до Львова… Части корпуса семь раз отмечались приказом Верховного Главнокомандующего тов. Сталина как лучшие». Боевые заслуги комкора также отмечены в наградных листах от 11 августа 1944 года и от 28 апреля 1945 года. В первом случае он был награждён орденом Кутузова II степени, во втором, будучи уже генерал-лейтенантом авиации, стал кавалером ордена Суворова II степени. В послевоенное время он продолжил службу в Военно-воздушных силах.
Герои Советского Союза Юрий Алексеевич Гагарин и Николай Петрович Каманин в 1961 году у борта турбореактивного Ту-104 после очередного перелёта в рамках международного турне, начавшегося через месяц после исторического полёта в космос
В опубликованном послужном списке Каманина за 10 января 1961 года в графе «должность» записано: «Заместитель начальника боевой подготовки по космосу». За успехи в работе на новом поприще он был также представлен к государственным наградам, о чём в том числе свидетельствует наградной лист к ордену Ленина от 15 мая 1961 года, в котором, среди прочего, указано: «Перед полётом 12 апреля 1961 года лично возглавил подготовку майора Гагарина Ю.А. и запасного космонавта капитана Титова Г.С., перед стартом, в момент старта и в полёте вёл радиосвязь с майором Гагариным Ю.А., контролируя его состояние и информируя о выполнении полёта по заданной программе».
Также, в этом новом мультимедийном проекте на сайте Минобороны России представлены уникальные архивные материалы из личных дел участников войны, лётчиков-космонавтов Добровольского, Комарова, Феоктистова и Шаталова.
К 60-летию первого полёта человека в космос – специальный материал в ленте новостей нашего сайта
Фотоальбом «Юрий Алексеевич Гагарин на Брянщине в мае 1966 года»
К 60-летию первого отряда космонавтов – специальный материал в ленте новостей нашего сайта