MENU
Главная » 2024 » Июль » 13 » К 107-летию со дня рождения гениального лётчика-истребителя, дважды Героя Советского Союза Павла Михайловича Камозина
11:22
К 107-летию со дня рождения гениального лётчика-истребителя, дважды Героя Советского Союза Павла Михайловича Камозина


Капитан Камозин Павел Михайлович в Москве, после торжественной церемонии награждения, на которой ему вручили знак особого отличия – вторую медаль «Золотая Звезда», 1944 год

 

В наших сердцах уже нескольких поколений потомков с искренней народной любовью трепетно сохраняется особый, проникновенный образ Павла Михайловича Камозина – высочайшего уровня, увлечённого профессионала, волевого фронтовика с восхищающими боевыми заслугами и принципиальной, чуткой, легендарной личности – по масштабу, по таланту и по уникальному характеру.

Поразительный воздушный боец, бесстрашный лидер и ответственный командир-новатор, ставший гордостью истребительных полков в битвах за Кавказ и освобождение Крыма, Павел Михайлович Камозин исключительно стойко и достойно преодолел крушащие испытания изломанной воинской судьбы. Просияв в многотрудных восхождениях упорной борьбы за крылатое призвание и ратную работу, сквозь ужасы тяжелейшей войны и выжигающую несправедливость – как одарённый, неутомимый труженик, невероятно сильный нравственно, скромный, несгибаемый Человек и самоотверженный, воодушевляющий воин-Герой.

В жгучем военном небе Камозин совершил около двухсот боевых вылетов и в 90 воздушных боях одержал 48 официальных побед: 35 вражеских самолётов он уничтожил лично и 13 в составе групп. Но это далеко не все победы гениального лётчика. Увы, по разным причинам, более десятка побед не защитаны. Здесь крайне важно отметить, что как и другие, выдающиеся боевые командиры-учителя, Павел Михайлович также отдавал личные победы своим ведомым, утверждая в молодых лётчиках бойцовский дух и бесценное фронтовое братство. Кроме этого были и другие весомые причины неполного отражения воздушных побед Камозина на его персональном боевом счёте.

Нашим земляком-авиатором Александром Петровичем Романовым по многолетним комплексным исследованиям боевой работы Павла Михайловича Камозина установлено, что на его счету 60 самолётов Люфтваффе. Эти 60 воздушных побед брянского самородка Русского неба представлены ниже в сводной таблице. Для предельно лаконичной наглядности понимания нами ошеломляющих заслуг выдающихся советских соколов, особо отметим, что по данным специальных изысканий, лучшим асом британо-американских союзников СССР по Антигитлеровской коалиции признан майор английских ВВС Мармадюк Томас Сент-Джон Пэттл из Южной Африки, сбивший около 50 итальянских и немецких самолётов.

Список самолётов противника, сбитых и подбитых Павлом Михайловичем Камозиным лично и в группе

В первые дни войны, 23 июня 1941 года, при штурмовке переправы на И-16, Павел Камозин был ранен в ступню навылет. Лечился в госпитале, а затем, по состоянию здоровья, был переведён в управление 44-й авиадивизии диспетчером штаба. После восстановления и долгожданного допуска к лётной работе, в конце декабря 1941-го в 253-м ЗАП Закавказского военного округа он переучился на ЛаГГ-3, и уже как лётчик-инструктор подготовил более сорока пилотов для маршевых авиаполков. При этом Камозин самостоятельно изучил и освоил три новых типа самолётов. На фронт, можно сказать, сбежал осенью 1942 года, прорвавшись на стажировку в 246-й ИАП. 7-го октября младший лейтенант Камозин ведущим группы из пяти ЛаГГ-3 сбил три «Мессершмитта». А его лётчики ещё три. И это в первом же бою с численно превосходящим противником! Причём немецкими лётчиками из элитной 52-ой истребительной эскадры (52JG) в этом бою командовал тогда обер-лейтенант Герхард Баркхорн. С феноменального «хет-трика» Камозина и далее до 9-го мая 1944 года эти асы будут противостоять друг другу в боях на южном участке огромного Восточного фронта. Камозину доведётся сражаться и с другими известными «экспертами» Люфтваффе. За 8 месяцев он станет дважды Героем Советского Союза! Начав воевать в октябре 1942 года, Камозин в марте 1943-го будет представлен командованием к званию Героя, и 6-го апреля будет его удостоен. Трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин, воевавший с 22-го июня 1941 года на МиГ-3, первую «Золотую Звезду» получил 24-го мая 1943 года – на 23 дня позже Камозина, у которого сбитых самолётов тогда было больше. Но далеко не все сбитые Камозиным самолёты были засчитаны на его официальный счёт.

Вот один из примеров. Хладнокровно и мастерски выполнив роль «живца» в воздушном бою 27-го января 1944 года южнее Керчи, старший лейтенант Камозин совместно с младшим лейтенантом Глоба (его ведомым) в 15.40 сбил Ме-109 («Мессершмитт» Bf.109G-6 из II группы 52-й эскадры Люфтваффе), который упал западнее Эльтигена. А уже в 15.45 Камозин сбил ещё и истребитель-штурмовик ФВ-190 («Фокке-Вульф» Fw.190A-5/U1 из II/SG2). Вероятнее всего произошло следующее: после трудного боя с парой Ме-109 «экспертов», Камозиным был замечен и сходу атакован ФВ-190 из эскадры штурмовиков. После чего Павел Михайлович ушёл на свой аэродром из-за малого остатка топлива и боекомплекта. В общем, падения этого противника он не наблюдал. Свидетелей с нашей стороны тоже нет. Так зачем тогда трепаться?! Очень скромным и нравственно чистым человеком он был.


На снимке 1943 года у борта истребителя P-39 «Аэрокобра» боевое звено лётчиков 3-й эскадрильи 66 ИАП (из состава 329 ИАД 4 ВА). Слева-направо: заместитель командира эскадрильи старший лейтенант Камозин Павел Михайлович; его ведомый, лётчик младший лейтенант Владыкин Алексей Васильевич; ведущий второй пары, старший лётчик младший лейтенант Глоба Алексей Семёнович и его ведомый, лётчик младший лейтенант Устюжанинов Юрий Анатольевич

 

А это другой, характерный пример. Штурмовка аэродрома противника Йоганнесбург 13-го января 1945 года. Рассказывает лётчик 57-го ГИАП Анатолий Иванов:
«При подходе к аэродрому видим, как дежурные экипажи самолётов первой пары, находившиеся в боевой готовности, успели запустить моторы. «Мессершмитты» начинают разбег, оставляя за собой полосу снежной пыли. Командир группы Павел Камозин, будучи ведущим группы блокирования, видит взлетающую пару «Мессершмиттов», догоняет ведомого и с кратчайшего расстояния расстреливает его в упор. Объятый пламенем «Мессершмитт» падает на землю. Камозин доворачивает свой самолёт влево и пристраивается к ведущему немцу. Длинная очередь вонзается в «Мессершмитт», и он тоже падает.
– Я – Камозин, – слышали по радио тихий и спокойный голос, – сбил два самолёта.
Через 5-6 минут всё окуталось дымом, и теперь трудно понять, что горит, а что взрывается».
Интересно, что эти два Bf.109 не записаны на официальный счёт Камозина.

Ещё один важный для нашего понимания пример. Сопровождение «Бостонов» в район Браунсберга 3-го февраля 1945 года. Бой с четырьмя Fw.190 – побед не записано.
Повествует ведомый Камозина – Виктор Васильевич Маслов:
«3-го февраля 1945 года было получено задание сопровождать девять наших бомбардировщиков, которые должны были нанести удар по скоплению врага около города Данцига. Шесть истребителей возглавлял Камозин. У него в этот вылет был назначен ведомым младший лейтенант Михнеев. Группа состояла: Камозин – Михнеев, КАЭ Морозов – Маслов, Прядько – Петров.
После нанесения удара бомбардировщики развернулись и взяли курс на свой аэродром. В воздухе было спокойно, истребителей противника не было. Ведомый Камозина немного отстал, и я слышал, как Камозин передал: «Михнеев, подтянись... Займи положенную дистанцию!» Они были в ударной группе. Вдруг из-за облачности вынырнула пара ФВ-190 и атаковала Михнеева, самолёт которого загорелся и пошёл со снижением к земле. Камозин увидел, резко развернулся и атаковал ведомого ФВ-190. Мы же продолжали прикрытие бомбардировщиков и этого боя не видели. Когда произвели посадку, а за нами сел и Камозин, то доложил командиру полка, что задание выполнили, был сбит младший лейтенант Михнеев. Вечером на ужине командир сообщил, что стрелки с бомбардировщиков видели, как был сбит наш самолёт и самолёт противника. «Доложите, кто сбил самолёт, – стали спрашивать Камозина. Он долго молчал, а потом говорит: «Когда увидел, что атакует пара ФВ-190 Михнеева, я резко развернулся, атаковал ведомого и сбил ФВ-190, но первый раз вижу, как прыгнул немец из горящего самолёта. Поэтому я не считал, что сбил самолёт противника. Пусть запишут на Петрова. Я не признаю, если лётчик выпрыгнул».

Следует специально пояснить, что такое отношение к сбитому противнику появилось у Павла Михайловича в битве за Кавказ, после того, как погиб его близкий друг Сергей Азаров. В своём последнем бою Сергей подставил свой самолёт под пулемётно-пушечные трассы немцев, пытавшихся расстрелять его выпрыгнувшего с парашютом командира. Приняв их огонь со всех стволов на себя, самоотверженный Азаров был сбит, покинул горящий самолёт, выбросившись с парашютом, и пылающим комом упал на землю. Ещё живым его подобрали пехотинцы. Командира Азаров спас, но от полученных ран и тяжелейших ожогов через три дня в мучениях умер. Узнав об этом, Камозин целенаправленно отработал прицельную стрельбу по кабине и мотору так, что как правило, поверженный им противник не выпрыгивал. После войны Павел Михайлович рассказал, как однажды уже в Крыму, он сбил Fw.190, и тот горящим пошёл под углом к земле. Камозин подошёл к нему близко. Двигатель Fw.190 горел, фонарь кабины был разбит, лётчик сидел без головы. Павел Михайлович сознался, что ему тогда стало не по себе, он отвернул, и уже позже успокоил себя – лётчик погиб, ничего не почувствовав.

Из воспоминаний Анатолия Леонидовича Иванова – заместителя командира эскадрильи 57-го ГИАП, в котором геройски воевал другой наш земляк Сергей Семёнович Азаров: «В дивизии было много опытных лётчиков. Особо выделялся старший лейтенант Камозин из соседнего полка. Даже бывалые пилоты, видавшие виды на фронте, не могли не восхищаться его боевой работой. Небольшого роста, неказист, немного сутуловат, медлителен, малоразговорчив, даже застенчив. Посмотрев со стороны, не скажешь, что впоследствии о нём люди будут слагать легенды. Пилоты звали его просто: Пашей или Михалычем. Камозин не обижался. Придёт в столовую после полётов, сядет в уголок. Ждёт, пока заметят официантки. Сам окликнуть никогда не осмелится. Но в воздухе он перевоплощался. Самолёт в его руках становился громом и молнией, несущими врагу смерть, а товарищам выручку».

Из характеристики на заместителя командира эскадрильи Камозина П.М. в Представлении 269-го ИАП на звание гвардейского: «Обладая отличной техникой пилотирования и отличной воздушно-стрелковой подготовкой, благодаря беззаветной смелости, умению быстро оценивать обстановку и принять тактически правильное решение за короткий срок стал непревзойдённым мастером воздушного боя, подлинным советским асом, грозой немецких фашистов. Личным примером в боях с превосходящими силами противника учил молодой лётный состав науке побеждать… Старший лейтенант Камозин вступал в бой при любом численном превосходстве противника и благодаря исключительному мастерству и смелости неизменно выходил победителем».

Вот что Павел Михайлович говорил о ЛаГГ-3, который кроме огневой мощи существенно уступал своему основному противнику Bf.109F-4, и тем более, Bf.109G-2 по ключевым боевым характеристикам – энерговооружённости, скороподъёмности, маневренности, высотно-скоростным характеристикам, а также оснащённости средствами связи и живучести: «Самолёт – как девушка, тонкости его поведения понимать надо. На пикировании от этого истребителя фриц не уйдёт. А вот появляться в районе боя на малой скорости – смерти подобно. Значит, надо отойти в сторону, набрать высоту и… соколом вниз». Надо сказать, на тот момент в СССР не было лётчика, который имел на ЛаГе больше побед, чем Камозин!

После ЛаГГ-3 Камозин сражался на американской «Аэрокобре» – мощной, хорошо вооружённой машине, способной на равных бороться с Мессерами и Фоккерами. Участвовал в Керченско-Эльтигенской десантной операции. Воюя с ноября 1943 по начало мая 1944 года в небе Кубани и Крыма, Камозин за этот период одержал 19 официальных побед. Выдержал охоту «экспертов» Люфтваффе и стал особым врагом рейха за дерзко сбитый на глазах у бессильного сопровождения транспортник с 18-ю высокими чинами вермахта, не долетевшими в Севастополь. Кроме звания дважды Героя Советского Союза с вручением второй «Золотой Звезды», за Крым Павел Камозин был также награждён вторым орденом «Красного Знамени» и орденом «Александра Невского».


Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1-го июля 1944 года о награждении пяти Героев Советского Союза истребительной авиации ВВС Красной Армии второй медалью «Золотая Звезда». На общем боевом счету этой пятёрки грозных советских соколов по самым скромным подсчётам более 260-ти самолётов врага

 

В Крымском небе Камозину противостоял всё тот же Герхард Баркхорн, ставший гауптманом и командиром II группы 52-й эскадры – одного из самых эффективных истребительных подразделений Люфтваффе с целой плеядой выдающихся «экспертов».  Надо сказать, что за время войны наши лётчики «спускали» Баркхорна с небес 9 раз. Однажды он даже попал в плен, но сбежал. Не исключено, что в Крыму Баркхорн и Камозин неоднократно встречались в бою – к сожалению, не хватает данных немецких архивов. Но суть не в этом. Камозина лётчики Баркхорна знали ещё по сражениям в Туапсе и на Кубани. И не удивительно, что в 1944 году на него была организована настоящая охота. Но поразительный брянский сокол оказался им не по зубам.


Дважды Герой Советского Союза Павел Михайлович Камозин (восстановленный снимок 1945 года)

 

После освобождения Крыма эскадрилья Камозина, во второй половине 1944 года участвовала в операции «Фрэнтик» для прикрытия самолётов союзников. «Frantic» («Неистовый») – это уникальная  совместная операция челночных рейдов дальней авиации союзников, бомбившей стратегические объекты в тылу противника со сквозным проходом через его территорию, и посадкой на авиабазах в СССР. Действуя с советских аэродромов в Полтаве, Миргороде и Пирятине, союзники наносили удары по ставшим теперь доступными целям противника, возвращаясь затем на свои базы в Италии и Англии. С продвижением советских войск на запад операция «Фрэнтик» потеряла своё стратегические значение и, освободившись от опеки над самолётами союзников, Камозин в декабре 1944 прибыл в 101-й ГИАП и сразу включился в боевую работу. До тяжёлой аварии в начале весны 1945 года он успел одержать несколько воздушных побед.

Из-за отказа двигателя «Аэрокобры», вылет 4-го марта 1945 года завершился вынужденной посадкой на опасную площадку, где самолёт несколько раз перевернулся. Камозин тянул машину до последнего, чтобы сесть на своей территории и жестоко пострадал. Но, несмотря на тяжёлые травмы, оставшись в сознании, он нашёл в себе силы выбраться из обломков «Аэрокобры», и знаками запретить посадку ведомому на сильно пересечённой местности. Вскоре его нашли наши пехотинцы и сами доставили в госпиталь. До декабря 1945 года Павел Михайлович находился на лечении. Запредельное упорство и стойкость волевого бойца позволили Камозину избежать ампутации раздробленной левой ноги, вопреки рекомендациям врачей...

 

P.S. С глубоким почтением мы вновь сердечно благодарим Александра Петровича Романова за предоставленные нам для общедоступной публикации материалы его исследований ярких судеб брянских Героев-авиаторов и авиационной истории Брянщины. Также мы тепло благодарим отзывчивый коллектив брянской Центральной городской библиотеки имени Петра Лукича Проскурина за оперативный поиск ценных для нас публикаций в своих архивах.

В далёких 60-х годах прошлого века директора двух трубчевских детских домов Н. Дудин и З. Жукова организовали незабываемую встречу с Камозиным. Приезд Павла Михайловича стал настоящим драгоценным подарком для их воспитанников. Дети сияли от счастья и оказали лётчику-Герою восторженный приём. Расспрашивали и с замиранием сердца слушали его рассказы о воздушных боях с фашистами, ратных делах Камозинских эскадрилий и фронтовой жизни авиаторов-однополчан. По-взрослому обстоятельно хотели знать, что нужно для достижения поставленной цели. Павел Михайлович ответил: «Окрылённость. В жизни, учёбе. Она необходима человеку, как птице крылья для полёта». В конце волнующей встречи ребята, среди которых были и те, кого война сделала сиротами, с трепетом фотографировались на память с их прославленным гостем. А Павел Михайлович очень интересовался жизнью и бытом детдомовцев, делая на ходу пометки в блокноте, чтобы потом оказать помощь.

 

Статья на нашем сайте о выдающемся начале боевого пути П.М. Камозина в битве за Кавказ «Лучший лётчик-истребитель 5-й армии»

Статья на нашем сайте о П.М. Камозине «Сталинский сокол Крыма»

Просмотров: 1159 | Добавил: kamozin100 | Рейтинг: 5.0/28
Всего комментариев: 0
avatar