MENU

Уважаемый посетитель, часть материалов о боевом пути Павла Михайловича Камозина размещена на его странице в разделе "Герои-лётчики Брянщины"

Павел Михайлович Камозин

Родился 16 июля 1917 года в городе Бежица.

В 1934 году впервые поднялся в воздух с Бежицкого аэродрома ОСОАВИАХИМа, где затем работал инструктором.

В 1938 году закончил Борисоглебскую лётную школу.

В первые дни войны, 23 июня 1941 года, при штурмовке переправы на И-16, был ранен в ступню навылет. Лечился, а после, по состоянию здоровья, был переведён в управление 44-й авиадивизии диспетчером штаба. После восстановления и долгожданного допуска к лётной работе, в конце декабря 1941 в 253-м ЗАП Закавказского военного округа переучивается на ЛаГГ-3, и уже как лётчик-инструктор готовит более сорока пилотов для маршевых авиаполков. Вернувшись на фронт в октябре 1942 года, в первом же воздушном бою сбил 3 истребителя противника, а за 6 месяцев в Битве за Кавказ на ЛаГГ-3 лично сбил 14 вражеских самолётов и 8 в составе групп. Был удостоен звания Героя Советского Союза и награждён орденами Отечественной войны I степени (19.12.1942 года), Красного Знамени (19.02.1943 года), орденом Ленина и медалью "Золотая Звезда" (01.05.1943 года), медалью "За оборону Кавказа" (20.10.1944 года). После переучивания на истребитель P-39 "Аэрокобра" и учёбы на штурманских курсах в Кировобадской школе пилотов, командир эскадрильи 66-го ИАП 329-й ИАД старший лейтенант Камозин с ноября 1943 по начало мая 1944 воюет в небе Кубани и Крыма. За этот период над Крымом Павел Михайлович одержал 19 официальных побед. Выдержал охоту "экспертов" Люфтваффе и стал особым врагом рейха за дерзко сбитый на глазах у бессильного сопровождения транспортник с генералами и высшими офицерами вермахта. Кроме звания дважды Героя Советского Союза (01.07.1944 года), с вручением второй "Золотой звезды", за Крым Павел Камозин бал также награждён вторым орденом "Красного Знамени" (21.11.1943 года) и орденом "Александра Невского" (31.01.1944 года).


Подготовка к боевому вылету самолёта в 101-м ГИАП


Боевые товарищи

 

Павел Камозин совершил около двухсот боевых вылетов и в 90 воздушных боях одержал 48 официальных побед: 35 вражеских самолётов он уничтожил лично и 13 в составе групп.

Самолёт ЛаГГ-3 - боевая машина П.М. Камозина в Битве за Кавказ

 

  

  

  

  

Самолёт "Аэрокобра" Р-39

Истребитель ЛаГГ-3

Истребитель P-39 "Airacobra"

Многие историки утверждают, что 48 сбитых самолётов - это далеко не все победы гениального лётчика. Увы, по разным причинам, более десятка побед не защитаны. И следует особо отметить, что как и другие, выдающиеся боевые командиры-учителя, Павел Михайлович также отдавал личные победы своим ведомым, утверждая в молодых лётчиках бойцовский дух и фронтовое товарищество.

Вот характерный пример.

13.01.1945 года. Штурмовка аэродрома противника Йоганнесбург. Рассказывает лётчик 57-го ГИАП Анатолий Иванов:

"При подходе к аэродрому видим, как дежурные экипажи самолётов первой пары, находившиеся в боевой готовности, успели запустить моторы. "Мессершмитты" начинают разбег, оставляя за собой полосу снежной пыли. Командир группы Павел Камозин, будучи ведущим группы блокирования, видит взлетающую пару "Мессершмиттов", догоняет ведомого и с кратчайшего расстояния расстреливает его в упор. Объятый пламенем "Мессершмитт" падает на землю. Камозин доворачивает свой самолёт влево и пристраивается к ведущему немцу. Длинная очередь вонзается в "Мессершмитт", и он тоже падает.

- Я - Камозин, - слышали по радио тихий и спокойный голос, - сбил два самолёта.

Через 5-6 минут всё окуталось дымом, и теперь трудно понять, что горит, а что взрывается".

Интересно, что эти два Bf.109 не записаны на официальный счёт Камозина.

Ещё один важный для нашего понимания пример.

03.02.1945 года. Сопровождение "Бостонов" в район Браунсберга. Бой с четырьмя Fw.190 - побед не записано.

Повествует ведомый Камозина - Виктор Васильевич Маслов:

"3-го февраля 1945 года было получено задание сопровождать девять наших бомбардировщиков, которые должны были нанести удар по скоплению врага около города Данцига. Шесть истребителей возглавлял Камозин. У него в этот вылет был назначен ведомым младший лейтенант Михнеев. Группа состояла: Камозин - Михнеев, КАЭ Морозов - Маслов, Прядько - Петров.

После нанесения удара бомбардировщики развернулись и взяли курс на свой аэродром. В воздухе было спокойно, истребителей противника не было. Ведомый Камозина немного отстал, и я слышал, как Камозин передал: "Михнеев, подтянись... Займи положенную дистанцию!" Они были в ударной группе. Вдруг из-за облачности вынырнула пара ФВ-190 и атаковала Михнеева, самолёт которого загорелся и пошёл со снижением к земле. Камозин увидел, резко развернулся и атаковал ведомого ФВ-190. Мы же продолжали прикрытие бомбардировщиков и этого боя не видели. Когда произвели посадку, а за нами сел и Камозин, то доложил командиру полка, что задание выполнили, был сбит младший лейтенант Михнеев. Вечером на ужине командир сообщил, что стрелки с бомбардировщиков видели, как был сбит наш самолёт и самолёт противника. "Доложите, кто сбил самолёт, - стали спрашивать Камозина. Он долго молчал, а потом говорит: "Когда увидел, что атакует пара ФВ-190 Михнеева, я резко развернулся, атаковал ведомого и сбил ФВ-190, но первый раз вижу, как прыгнул немец из горящего самолёта. Поэтому я не считал, что сбил самолёт противника. Пусть запишут на Петрова. Я не признаю, если лётчик выпрыгнул".

Следует специально пояснить, что такое отношение к сбитому противнику появилось у Павла Михайловича в битве за Кавказ, после того, как погиб его близкий друг Сергей Азаров. В своём последнем бою Сергей подставил свой самолёт под пулемётно-пушечные трассы немцев, пытавшихся расстрелять его выпрыгнувшего с парашютом командира. Приняв их огонь со всех стволов на себя, самоотверженный Азаров был сбит, покинул горящий самолёт, выбросившись с парашютом, и пылающим комом упал на землю. Ещё живым его подобрали пехотинцы. Командира Азаров спас, но от полученных ран и тяжелейших ожогов через три дня в мучениях умер. Узнав об этом, Камозин целенаправленно отработал прицельную стрельбу по кабине и мотору так, что как правило, поверженный им противник не выпрыгивал. После войны Павел Михайлович рассказал, как однажды уже в Крыму, он сбил Fw.190, и тот горящим пошёл под углом к земле. Камозин подошёл к нему близко. Двигатель Fw.190 горел, фонарь кабины был разбит, лётчик сидел без головы. Павел Михайлович сознался, что ему тогда стало не по себе, он отвернул, и уже позже успокоил себя - лётчик погиб, ничего не почувствовав.

Исключительно кратко характеризуя качества Павла Михайловича как истребителя, можно сказать что это одарённый лётчик, развивший свои способности до совершенства. Как профессионал и настоящий истребитель-самородок, имеющий собственное мнение, Камозин не боялся конфликтовать с начальством по остро волновавшим его вопросам боевой работы. Уже в битве за Кавказ, поступая как многие уникальные новаторы-истребители, даже на глазах у высокого начальства Камозин действовал в бою парами. Если есть драгоценный шанс уцелеть, то на войне учатся быстро. Но только в апреле 1943 года в высшем звене ВВС признали официально тактику действий парами. А в боевых условиях отстаивать свои неординарные взгляды и действия могли только те, кто имел знания, отточенные навыки, опыт, талант и сильный по духу характер бойца. Заботливый, внимательный командир, Камозин постоянно обучал своих ведомых всему, чем владел, и сам был этому примером как талантливый ученик. Ответственный лидер, Павел Михайлович высоко ценил умытую кровью фронтовую дружбу и берёг своих однополчан. Инициативный и самостоятельный, иногда неудобный командованию, он неизбежно страдал "за отсутствие гибкости".

Последние официальные победы Камозин одержал 20-го февраля 1945 при сопровождении шестёркой "Аэрокобр" девяти "Бостонов" в район Старогородка. В воздушном бою в районе цели он сбил два Fw.190.

В боевом вылете 4-го марта 1945 на сопровождение восьми бомбардировщиков "Бостон" командир группы из пяти "Аэрокобр" Павел Камозин из-за отказа двигателя совершил вынужденную посадку. Пришлось прекратить атаку и тянуть неисправный истребитель на свою территорию. Пара Fw.190 попыталась сбить лёгкую цель, но ведомый гвардии лейтенант Виктор Васильевич Маслов дал со всех стволов заградительную очередь по противнику. Затем парой с Камозиным они вошли в спасительную облачность, где противник их потерял. Павел Михайлович дотянул машину обратно через линию фронта и на небольшой площадке сел "на живот". Посадка оказалась неудачной, самолёт несколько раз перевернулся, плоскости помялись, нос по кабину отлетел в сторону. Сделав круг, Маслов увидел, как командир вылез из кабины, и не поднимаясь лёг около помятой плоскости. Виктор Васильевич решил произвести посадку невдалеке от ведущего, выпустил шасси и прошёл над Камозиным. Но Павел Михайлович взмахами рук запретил ему посадку на опасный участок и Маслов один вернулся на свой аэродром. Вылетевший к месту вынужденной посадки По-2 Камозина не обнаружил - его уже подобрали пехотинцы и отвезли в госпиталь. С марта по декабрь Павел Михайлович находился на излечении, а в полк вернулся уже после победы. В декабре 1945 Камозин выполнил первый полёт, вернувшись в родную стихию - небо, и прослужил в 101-м ГИАП до августа 1946 года. Поразительно, но прославленного лётчика в 1946 году уволили из армии, причём уволили без содержания, без пенсии. Воспользовавшись указанием командования избавиться от всех нарушавших дисциплину лётчиков, вне зависимости от их заслуг, начальник штаба полка майор Гейко "за многие обиды" от принципиального и прямолинейного Камозина, подал на него докладную, которую вышестоящее руководство, по меткому выражению командующего 2-й воздушной армии, Степана Акимовича Красовского "подмахнуло не глядя". Вот как описал это 1-го февраля 1985 года председатель совета ветеранов 66-го ИАП полковник Латышев Алексей Александрович:

"Камозин - хороший человек: добрый, порядочный, честный. Тому, кто неправ, умел сказать правду в глаза. К сожалению, во главе полка у нас оказались люди мелочные, трусливые, мстительные, способные на подлость".

Сбросить с неба отважного, грозного аса не удалось выдающимся "экспертам" Люфтваффе, но это проделали в мирное время злопамятные и мстительные недруги, не брезгующие клеветой и подтасовкой. Увы, невозможно защититься от подлости. И невероятно сложно её пережить, обугливая свою душу и нервы...

Но такую личность уничтожить трудно. Павел Михайлович вернулся в Брянск и начал новую трудовую жизнь с того аэродрома, где окрепли его молодые крылья. Вскоре стал заместителем командира 207-го авиаотряда спецприменения и местных воздушных линий Московского управления ГВФ по лётной работе. Долгие годы работал в Брянском объединенном авиаотряде, обучал и воспитывал молодое поколение авиаторов, передавая свой уникальный опыт и окрыляя великим духом Героев-победителей. Скончался 24 ноября 1983 года, похоронен в Брянске.

 

Официальные данные по сбитым самолётам из лётной книжки П.М. Камозина

Ниже представляем Вам уникальное исследование - список самолётов противника, сбитых и подбитых П.М. Камозиным лично и в группе. Эти сведения были предоставлены нам Александром Петровичем Романовым. 



Список самолётов противника,

сбитых и подбитых П.М. Камозиным лично и в группе

Предназначен для исследователей. Составлен по лётной книжке, журналам боевых действий, свидетельствам очевидцев. Некоторые победы по разным причинам не учтены, поэтому список не полный.

 

№ п/п Дата Кол-во Тип самолёта Комментарий
1 07.10.42 г. 3 Ме-109 Ф 10 км. восточнее села Шаумян.
2
3
4 08.10.42 г. 1 До-17 15:50÷15:55 – 20км. северо-западнее с. Шаумян.
5 16.10.42 г. 1 Ме-109 06:55 – высота 977 м.
6 27.10.42 г. 1 Ме-110 16:35 – 4 км. севернее с. Шаумян.
7 15.02.43 г. 1 Ме-109 11:40 – северо-западнее высоты 307,2 м.
8 19.02.43 г. 1 Ю-87 5 км. северо-западнее высоты 497 м. Район г. Новороссийск.
9 22.02.43 г. 1 Ме-109 Г 12:30 – 8 км. севернее станицы Гостагаевской.
10 1 Ме-109 Ф 12:45 – северо-западнее Мефодиевский.
11 13.03.43 г. 1 Ю-87 3-4 км. траверс Мысхако – Южная Озерейка.
12 2 Ю-87 Подбил двух Ю-87, возвращаясь из разведки.
13
14 1 Ю-88 Уничтожен на взлётной полосе, при взлёте.
15 20.03.43 г. 1 Ю-52 15:40 – 2км. восточнее п. Чекон.
16 22.03.43 г. 1 Фв-189 14:45 – 2км. северо-восточнее станицы Крымская.
17 12.11.43 г. 1 Ю-88 Район Абекчи. Совместно с Владыкиным.
18 16.11.43 г. 1 Ю-87 13:35 – подбит.
19 19.11.43 г. 1 Фв-190 16:10 – вероятно сбит в районе Багерово.
20 21.11.43 г. 1 Ме-109 Г 11:50 – упал юго-западнее г. Керчи.
21 1 Ме-109 Г 11:45÷11:55 – вероятно сбит, падения не наблюдал, вёл огонь с дистанции 100-150 м.
22 25.11.43 г. 2 Ю-88 11:08÷11:45 – сбиты в районе Багерово.
23
24 2 Ю-88 Подбиты в том же бою.
25
26 04.12.43 г. 2 Ме-109 Г 08:17÷08:54 – упали в море северо-восточнее и непосредственно в районе косы Тузла.
27
28 05.12.43 г. 1 Ю-87 09:27÷10:06 – 200м. восточнее Яныш Такил.
29 1 Ме-109 Г 09:15÷10:06 – подбит в этом же бою.
30 2 Ю-87 12:27÷12:50 – сбиты в районе п. Эльтиген.
31
32 1 Ме-109 Г 12:27÷12:50 – подбит.
33 1 Ме-109 Г 12:27÷12:50 – район косы Тузла, падение наблюдали моряки.
34 31.12.43 г. 1 2-х моторный транспортный 12:35 – самолёт неопознанного типа – 5 км. восточнее Месничи.
35 01.01.44 г. 1 Ме-109 Г 15:30 – упал юго-западнее г. Керчи.
36 04.01.44 г. 1 Ме-109 Г 12:40 – упал юго-западнее г. Керчи.
37 09.01.44 г. 1 Хе-111 14:05 – сбит в районе Багерово.
38 11.01.44 г. 1 Ю-87 14:05 – упал 5-6 км. севернее Булганак.
39 1 Ме-109 Г 15:45 – упал 3 км. восточнее Багерово.
40 1 Ю-87 15:52 – северо-западнее Булганак.
41 12.01.44 г. 1 Ю-87 08:45 – сбит северо-западнее Катерлез.
42 1 Ме-109 Г 08:55 – поджёг и бил горящего, падения не наблюдал.
43 1 Ю-87 13:45 – упал в районе м. Бабчик.
44 1 Ме-109 Г 13:50 – горящим ушёл на запад.
45 1 Фв-189 15:45 – зажёг его, вёл бой с 2-мя Ме-109, падения не наблюдал.
46 23.01.44 г. 1 Ме-109 Г Взорвался в воздухе и упал на гору Митридат.
47 24.01.44 г. 1 Ме-109 Г 09:30 – вместе с Соболевым. Упал в районе Кезы.
48 1 Ме-109 Г 16:30÷17:25 – район Кезы. По докладу – сбит.
49 26.01.44 г. 1 Фв-190 14:45 – упал западнее Керчи.
50 27.01.44 г. 1 Фв-190 10:20 – упал 2 км. Западнее Катерлез.
51 1 Ме-109 Г 15:40 – упал западнее Эльтиген, совместно с Глоба.
52 1 Фв-190 15:45 – упал юго-западнее г. Керчи. Подтверждается аппаратом прослушивания противника.
53 28.01.44 г. 1 Ме-109 Г 17:02 – упал северо-западнее г. Керчи.
54 22.03.44 г. 1 Ю-87 16:00 – упал западнее Тарасюк.
55 02.04.44 г. 1 Ме-109 Г 14:50 – зажёг, падения не наблюдал.
56 13.01.45 г. 2 Ме-109 Г При штурмовке аэродрома Иоганнесбург, свидетель ЗКАЭ 57-го ГИАП А. Иванов.
57
58 03.02.45 г. 1 Фв-190 Сбил лично, но отдал другому лётчику.
59 20.02.45 г. 2 Фв-190 Старогород, сбиты над целью.
60

Первый вылет - Первый орден
Уникальный "хет-трик" новичка

В октябре 1942 года Павел Камозин добился отправки на фронт с 246-м ИАП, воспользовавшись спасительным приказом о стажировке лётчиков-инструкторов во фронтовых условиях. Причём, находясь в запасном полку (после ранения и переучивания), он выполнил обескураживающий приказ командира подготовить перед убытием на фронт 40 лётчиков. Т.е. подготовил два полка истребителей (по штату того времени) - и это за девять месяцев! При этом самостоятельно изучил и освоил три новых типа самолётов.

Вспоминает однополчанин Камозина Николай Парфирьев: "Наши войска оставили Ростов. Немецкие полчища хлынули к Сталинграду и на Кавказ, к грозненской и бакинской нефти. Вот тогда и пришёл в наш 246-й истребительный полк Павка Камозин - незаурядный лётчик. Это показали учебные воздушные бои с командиром запасного полка, Героем Советского Союза майором Николаем Жердевым. И это он подтвердил, когда мы прибыли на фронтовой аэродром Адлер-Сочи, и показал на самолёте ЛаГГ-3 - "летающем бревне" своё мастерство!"

В конце сентября 1942 года на Закавказском фронте в направлении удара войск вермахта на Туапсе сложилась сложная обстановка. Наши обороняющиеся войска с воздуха прикрывала 5-я воздушная армия генерал-лейтенанта С.К. Горюнова. На начало октября в ней оставалось 52 истребителя, 12 штурмовиков и 12 разведчиков, которые базировались на аэродромах Адлер, Лазаревское, Агой, Геленджик. Превосходство в воздухе немецкой авиации по количеству производимых самолёто-вылетов было четырёхкратным. После неоднократных требований командования воздушной армии о пополнении частей новыми типами самолётов и увеличении их количества командование ВВС выделяло то, что могло. Истребителям 246-го ИАП, в составе которого только 7 лётчиков имели боевой опыт, предстояло с ходу вступать в бой. На следующий день после прибытия на фронт полк совершил первый боевой вылет. Прикрывая свои войска шестёркой ЛаГГ-3, наши лётчики сбили два "Мессершмитта", открыв боевой счёт полка. 6-го октября лётчиками 246-го ИАП было проведено два боевых вылета с воздушными боями. Свои потери составили один ЛаГГ-3 и четыре прикрываемых самолёта - два И-153 и два Ил-2. Наши лётчики сбили два "Мессершмитта": Bf.109 и Bf.110. Противник противостоял серьезный - пилоты JG-3 "Удет" и JG-52. Они имели отличную технику, солидный опыт воздушных схваток и применяли эффективную тактику. В Майкопе, где они базировались, было большое "осиное гнездо".

7-го октября в двух первых вылетах на сопровождение штурмовиков Ил-2 лётчики 246-го ИАП сбили два Bf.109 и семь Bf.110. Наши потери - три своих самолёта, погиб младший лейтенант В. Стародубцев (двое спаслись на парашютах). Лётчики обсуждали прошедшие вылеты, когда вошедший дежурный громко объявил:

- Младший лейтенант Камозин к командиру!

Капитан Кочетков пригласил Павла к столу:

- Вот какая задача, товарищ Камозин, возглавите группу из пяти ЛаГГ-3, над Лазаревской к вам присоединяться "Яки" из 518-го ИАП. Прикрывать войска 18-й армии. Немцы лезут, не считаясь с потерями. Наши войска героически стоят. Люфтваффе бомбит их, пользуясь своим превосходством в воздухе. Патрулировать в районе Хадыженская - Шаумян - Гойтх. Не допустить противника к нашим позициям. Задача ясна? Выполнять!

Обсудив с лётчиками вопросы взаимодействия, Павел подал команду:

- По самолётам! Запускаем!

Над аэродромом Лазаревское к "ЛаГГам" присоединилась пара "Яков". Ведя свою пятёрку на высоте 2600 метров ("Яки" шли ниже) восточнее населённого пункта Шаумян Камозин заметил группу самолётов, направлявшихся к нашим позициям. Около 18 Ju.87 и Bf.110, прикрытых шестёркой Bf.109.

Павел подал команду сомкнуть строй. "Якам" действовать против бомбардировщиков, а пятёрке "ЛаГГов" атаковать истребители Bf.109. Павел понимал, что потеря ведущего дезорганизует действия противника. Открыв огонь с дистанции 200 метров, наблюдал разрывы снарядов на двигателе и в кабине. Самолёт ведущего Bf.109 с переворотом, оставляя длинный чёрный след, ушёл вниз. За ним отправился ещё один "Мессер", сбитый кем-то из его пилотов. Довернув самолёт на следующую пару, он точной очередью поразил ещё один "Мессершмитт".
Тем временем пара "Яков" сбила двух "Юнкерсов". Такого напора враг не ожидал. И вскоре в районе боя появилось ещё около 15 "Мессершмиттов". Из этой группы Павел сбил один Bf.109, его лётчики - ещё два. Напряжённый бой длился около 10 минут. Немцы, потеряв шесть машин, решили покинуть поле боя.

А вот как описал этот бой сам Камозин: "В ноябре 1942 года на Кавказе в районе Шаумяна пятёрка самолётов под моим командованием обратила в бегство 25 фашистских стервятников. Это было так. Мы летели на высоте 3000 метров, когда я заметил большую группу вражеских истребителей. Гитлеровцы шли ниже нас. Несмотря на численное превосходство противника, я решил атаковать его. К тому же мы находились по отношению к нему со стороны солнца. Это создавало благоприятную возможность для внезапного нападения. И мы ринулись в атаку. Первый же удар принёс нам удачу. Потеряв несколько своих самолётов, враги заметались в панике. Используя замешательство в их рядах, я догнал одну из машин противника и ударил по кабине и мотору из пулемётов. Самолёт перевернулся в воздухе, вспыхнул и понёсся к земле. Я пошёл в атаку на другой вражеский самолёт, атаковал его в лоб и, когда он пытался проскочить подо мной, подбил его. Вдруг вижу: фашистский стервятник пристроился в хвост лейтенанта Тоичкина и готов его сбить. Я бросился на выручку товарищу и поджёг фашистский истребитель. В этом бою наша пятёрка уничтожила шесть вражеских машин."

У нас победы одержали: Камозин (три Bf.109), Тоичкин (два Bf.109), Варфоломеев, Колесников, Калмыков (по одному Bf.109). Не вернулся из боя Дагаев А.

Сбить три "Мессершмитта" в первом бою - это выдающийся результат! Прикомандированный стажёр произвел феноменальный "хет-трик" в первом воздушном бою против в разы превосходящих сил противника. Принудив до двух десятков "Мессеров" в беспорядке ретироваться. Влез в самое пекло боя, прикрыл товарищей и вовремя пришёл на выручку ведомым. 

После посадки Павла горячо поздравляли коллеги. И с тех пор он стал водить группы в бой, хотя и был младшим лейтенантом - командиром звена. Упросил командование оставить его на фронте, стал наконец штатным командиром истребительной эскадрильи. За этот бой и исключительную храбрость и мастерство воздушного бойца в других боях, командир звена младший лейтенант Камозин был награждён орденом Отечественной войны I степени - приказ №04/н 19.12.42 г. Причём непосредственное командование подало представление к награждению сразу высшей государственной наградой - орденом "Ленина". И всё же, Павел Михайлович получит орден "Ленина", вместе с первой "Золотой Звездой", только чуть позже. Эти награды Герою Советского Союза старшему лейтенанту Камозину вручат уже в Крыму - 25 ноября 1943 года.

На Черноморском побережье в тот опалённый вечер 7-го октября 1942 года, над заснеженными шапками Кавказских гор всходила молодая яркая звезда  - звезда лётчика-истребителя Павла Камозина.

  

Статья на нашем сайте о выдающемся начале боевого пути П.М. Камозина в битве за Кавказ "Лучший лётчик-истребитель 5-й армии"

Статья на нашем сайте о подвигах Павла Михайловича в Крыму "Сталинский сокол Крыма"

Статья на нашем сайте "Свидетельство-интервью Героя Советского Союза Ивана Андреевича Кашина"

Статья на нашем сайте "Помощь союзникам"

Статья на нашем сайте "Спины не гнул, смотрел в глаза"