MENU
Главная » 2022 » Октябрь » 1 » 95 лет назад началось формирование Брянской авиабригады
20:13
95 лет назад началось формирование Брянской авиабригады

    БРЯНСКАЯ АВИАБРИГАДА
    конвейер сталинских соколов


Введённый 20-го января 1928 года приказом №15 Революционного военного совета Союза Советских Социалистических Республик нагрудный знак «Отличный воздушный боец»

 

В Брянске на поле, где ныне построен микрорайон «Авиаторов», с 1927 по 1938 год базировалась 83-я истребительная авиационная бригада «имени ПРОФСОЮЗОВ ЗАПАДНОЙ ОБЛАСТИ».

Уже с этапа формирования неординарная Брянская авиабригада по своему боевому составу соответствовала дивизии и получила оборудованную базу, которая неуклонно развивалась. Первоначально на вооружении бригады было свыше ста бипланов И-2 и И-2бис конструкции Григоровича. А в июле 1928 года, для ознакомления и испытаний, авиабригада получила 2 итальянских истребителя FIAT CR.20, которые так в ней и остались, закончив свою лётную службу в 1931 году. Этот случай передачи штучных иностранных самолётов строевой части является уникальным в истории нашей авиации.

С августа 1929 года в авиабригаду стали поступать новые истребители И-3, для помощи в освоении которых в Брянск прибыл известный военный пилот, лётчик-испытатель НИИ ВВС Бенедикт Львович Бухгольц. 

Брянская авиабригада была увлекающим стартом и школой мастерства для множества преданных своему призванию авиаторов, ставших гордостью страны. Среди них прославленный лётчик-испытатель и авиатор-рекордсмен Валерий Павлович Чкалов, который в 1933 году поднял в воздух и в 1934 «ставил на крыло» опытные машины легендарного истребителя И-16.

С 28 августа по 3 ноября 1935 года 10 самолётов И-16 постройки завода №39 прошли войсковые испытания в 107-й эскадрилье авиабригады. Всего брянскими лётчиками было выполнено более 500 полётов (из них 100 ночью) и более 2000 фигур высшего пилотажа. В период быстрого внедрения передовой авиатехники бригаду неоднократно посещал гениальный конструктор советских истребителей Николай Николаевич Поликарпов. Его детальное личное взаимодействие со строевыми лётчиками кардинально ускорило устранение выявленных дефектов и совершенствование машины в лучший современный истребитель. Как лидеры освоения И-16, лётчики бригады в 1936-1938 годах в авангарде добровольцев сражались в небе республиканской Испании и Китая. Вскоре многие из них воевали с японскими захватчиками над Халхин-Голом в Монголии и участвовали в Советско-Финляндской войне.

Защищая небо республиканской Испании, лётчики-добровольцы из Брянской авиабригады первыми представителями ВВС РККА вступили в бой с европейскими фашистами. И одними из первых в Воздушных Силах страны, десять из них, за проявленные  самоотверженность и мужество, были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. В национально-революционной войне испанского народа против фашистских мятежников и иностранных интервентов участвовало 79 брянских пилотов, 17 из них погибли в боях и катастрофах…

Благодаря многолетним историческим исследованиям Александра Петровича Романова документально установлено, что из авиаторов, служивших в Брянской авиабригаде, впоследствии:
девятнадцати присвоено звание Героя Советского Союза (в том числе десяти нашим «испанцам» – Баланову Никифору Федотовичу, Бочарову Владимиру Михайловичу, Денисову Сергею Прокофьевичу, Колесникову Константину Ильичу, Лакееву Ивану Алексеевичу, Осипенко Александру Степановичу, Тархову Сергею Фёдоровичу, Хованскому Ивану Андреевичу, Черных Сергею Александровичу, Шевцову Петру Фёдоровичу; а также Благовещенскому Алексею Сергеевичу, Коневу Георгию Николаевичу, Козаченко Пётру Константиновичу, Полякову Сергею Николаевичу, Прокопенко Георгию Николаевичу, Птухину Евгению Саввичу, Пумпур Пётру Ивановичу, Семёнову Александру Фёдоровичу, Чкалову Валерию Павловичу);
двое удостоены этого звания дважды (Денисов Сергей Прокофьевич и Супрун Степан Павлович);
восемь стали военноначальниками в генеральских званиях (Благовещенский Алексей Сергеевич, Денисов Сергей Прокофьевич, Лакеев Иван Алексеевич,Осипенко Александр Степанович, Птухин Евгений Саввич, Пумпур Пётр Иванович, Черных Сергей Александрович, Яманов Валериан Александрович).

Кроме того сражались в Испании, а после боёв на Халхин-Голе представлялись к званию Героя Советского Союза, но не были его удостоены Смирнов Виктор Сергеевич и Степанов Андрей Михайлович. В Брянской авиабригаде проходил службу (по сути её начал после окончания в 1938 году 2-й Краснознамённой военной школы лётчиков имени ОСОАВИАХИМа в Борисоглебске – т.е. выпустился вместе с Азаровым и Камозиным и получил назначение в 21-й ИАП) будущий легендарный полярный лётчик Перов Виктор Михайлович. К сожалению, по сражавшимся в Китае добровольцам из Брянской авиабригады пока только фрагментарная информация. Но точно известно, что на основе её лётно-технических кадров было сформировано несколько подразделений добровольцев.

 

Историческая справка

Накопив силы, в июне 1937 года Япония начала полномасштабную захватническую войну в Китае, в которой проявила себя шокирующе жестоким агрессором, войска которого проводили массовые расправы над мирным населением оккупированных территорий. Специально поясним особую историческую значимость тщательно подготовленного японского вторжения – в Китае аргументированно считают началом Второй мировой войны общее наступление японских войск, развёрнутое после инцидента 7 июля 1937 года. Среди крупных держав Советский Союз оказался единственным, кто немедленно поддержал обороняющийся Китай, отправляя в страну добровольцев, военных специалистов, вооружение и военную технику. Так, в 1937-1941 годах, из СССР в Китай было поставлено 1250 самолётов разных марок.

Советские авиаторы-добровольцы сражались в Китае более 2-х лет – с осени 1937 года, вплоть до лета 1940-го. За это время в стране сменилось в общей сложности около 700 человек лётного и наземного состава. Около 240 советских лётчиков погибли, защищая Китай (это примерно в 1,5 раза больше, чем в республиканской Испании). Из них, более 100 – пассажирами в авиакатастрофах и засадах авиации японцев на крайне сложных, гигантских «воздушных мостах» при перевозках лётчиков в Китай и обратно в СССР. 14 стали Героями Советского Союза, более 400 награждены орденами и медалями. Защищая чужое небо, они проявили ошеломившие китайцев героизм и самопожертвование, вынесли на своих плечах тяжесть многих воздушных сражений. Стали мастерами дневных и ночных воздушных боёв. Успешно таранили самолёты противника, идя на смертельный риск во имя спасения жизней и защиты свободы китайского народа, с честью выполняя интернациональный долг. В Китае с великой благодарностью трепетно чтят их память.

Примечание: увы, из-за секретности архивов, некоторые из приведённых цифр до сих пор только приблизительные.

 

Особо отметим, что в Брянской авиабригаде крайне важную для своего профессионального становления лётную службу прошли прославленные участники боевых действий в Китае против японских ВВС Алексей Сергеевич Благовещенский и Степан Павлович Супрун…

В ноябре 1929 года (после юбилейного 25-го выпуска 2-й военной школы лётчиков Красного Воздушного Флота) младший лётчик Алексей Благовещенский прибыл в тогда 15-ю Брянскую истребительную авиабригаду Белорусского военного округа, где 4 года работы в составе звена, эскадрильи и групп более 100 самолётов, сделали из него лётчика, в совершенстве знавшего истребители, поражавшего всех железной выдержкой в воздухе и точным расчётом при маневре. Алексей Сергеевич Благовещенский как и Степан Павлович Супрун, уникальная личность в авиации с невероятными заслугами. Например, воюя в Китае, он за короткий срок, сумев создать ударную истребительную группу советских и китайских лётчиков (более 120 самолётов), разгромил лучшие японские эскадрильи: «Четыре короля неба», «Кисарадзу», «Сасебо» и другие. Совершив 73 боевых вылета и приняв участие в 11 воздушных боях, Алексей Сергеевич лично сбил 7 японских самолётов. Благовещенский особо запомнился противнику за битву 29 апреля 1938 года над Ханькоу в день рождения императора Японии, когда тайно поменяв аэродромы, его группа неожиданным ударом перерезала дорогу армаде бомбардировщиков в сопровождении истребителей. Праздничный «подарок» – 21 сбитый самолёт – на 3 дня погрузил Японию в траур.

Когда руководство Китая колебалось, чьи современные самолёты-истребители покупать – западные или советские, Благовещенским был предложен простой выход: организовать соревнования с лётчиками, летавшими на западной технике. При этом дать возможность взаимно изучить чужие самолёты и получить отзывы о нашей технике со стороны. Полетав на британском истребителе-биплане «Гладиатор», он доказал слабость регулировки его крыльев и предложил в присутствии комиссии лётчику, летавшему на «Гладиаторе», полетать на нашем И-16, но тот, по непонятным причинам, отказался. Когда прибыла покровительница китайской авиации мадам Чан Кай-ши, начался демонстрационный пилотаж. Лётчик на «Гладиаторе» искусно показал своё умение и качество самолёта держаться на больших углах атаки. За ним наш лётчик Рахов блестяще выполнил каскад фигур на истребителе И-15. Настала очередь Благовещенского вылететь на И-16. На максимальной скорости бреющего полёта он поставил вертикальную свечу до полной потери скорости, подвёл плавно самолёт к земле и в вертикальной плоскости исполнил ряд фигур при высокой скорости. Всего в 30 метрах от земли заложил двойной вираж с перегрузкой, при которой на крыльях возникли блестящие белые струи. Затем резко погасил скорость и эффектно «притёр» самолёт на 3 точки к земле, остановив его как, послушного коня, у самой кромки поля, где сидела мадам Чан Кай-ши. Встав с места, она восхищённо зааплодировала. На следующий день многие газеты Китая вышли с сообщением: «Русские победили с огромным счётом! Их перевес над западной техникой неодолим!..» Этим восхищением судьба кредитов и крупных поставок была решена в пользу советской техники. «Гладиаторы» были приобретены китайцами в небольших количествах. Всего китайским правительством в дальнейшем было приобретено 287 И-15бис и 197 И-16. Британских «Гладиаторов» Мк.I было поставлено в Китай всего 36 штук…

В июне 1939 года 50 советских лётчиков-добровольцев привели свои самолёты во временную столицу Китая – Чунцин. Оперативная группа Супруна состояла из двух подразделений. Эскадрилья И-15 под командованием Константина Коккинаки предназначалась для борьбы с бомбардировщиками. И эскадрилья И-16 самого Степана Супруна – для борьбы с истребителями. Прибывшей группе предстояло спасти Чунцин от японских бомбардировщиков, массированные налёты которых с 4 мая сравнивали с землёй и сжигали в пожарах целые городские районы, вместе с их беззащитными жителями.

Свой первый бой, под руководством Супруна, молодые, ещё необстрелянные пилоты провели блестяще. Наблюдательные посты дали знать, что на Чунцин идут японские бомбардировщики. Сначала взлетели 3 звена И-15 Коккинаки. Через пару минут группа Супруна на И-16. «Пятнадцатые» сразу бросились на ведущую девятку бомбардировщиков. «Шестнадцатые» ушли с набором высоты, на солнце. Они должны были сковать истребители японцев, прикрывающие бомбардировщики. Один из ведущей девятки бомбардировщиков, прошитый огненной трассой задымил и резко пошёл на снижение. Строй японцев, однако, не нарушился. В эти минуты, разогнав истребители, сверху ударила по врагу группа Супруна. В считанные секунды были сбиты ещё 2 бомбардировщика. Огнём стрелков был подбит один И-15, но бой уже был выигран.

Группа истребителей, которой командовал майор Супрун, быстро навела порядок в небе над городом. Теряя свои самолёты при каждом налёте, японцы уже с июля стали летать преимущественно ночью. Предвидя ночные атаки врага по местам базирования советской авиагруппы, Степан Павлович рассредоточил самолёты на стоянках в кустарнике рядом с шоссе, ведущим на аэродром. Вместе с налаженной работой постов наблюдения, изобретательность командира позволила в темноте экстренно подымать эскадрильи в воздух, уничтожать подходящие японские бомбардировщики, а затем согласованно сажать свои машины при фонарях типа «летучая мышь» и свете фар самолётов, стоящих на аэродроме. По просьбе Супруна на нескольких И-16 установили крупнокалиберные пулемёты, что значительно увеличило мощь их огня. Уже к концу июля он лично сбил 2 самолёта противника и ещё несколько в группе.

Результативно сражаясь, авиагруппа Супруна быстро стала одной из главных «сил сдерживания» японцев. Вскоре это блистательно подтвердила её переброска на юг, где в провинции Юннань развернулись ожесточённые бои. 15 ноября 1939 года японцы высадили большой десант в Циньчжоу, стараясь занять Наньнин и перерезать связи китайцев с Бирмой и Индокитаем. В связи с этим Ставка перевела тридцать машин чунцинской группы во главе с Супруном на аэродромы Лючжоу и Гуйлиня. Благодаря поддержке советских соколов фронт был стабилизирован, а в декабре войска китайцев перешли в наступление.

В январе 1940 года Супрун, одержавший по различным источникам от 6 до 8 побед, был отозван в Москву. К тому времени лётчики его группы сбили в воздушных боях 34 вражеских самолёта и ещё более 20 самолётов уничтожили на земле, а также в прах разнесли 2 больших склада горючего и боеприпасов японцев. Свои потери составили 5 самолётов. Новым командиром авиагруппы стал Константин Коккинаки…

 

Сформированная в октябре 1927 года, Брянская авиабригада была в славной когорте флагманов грандиозного строительства и бурного развития молодого Воздушного Флота страны. Её боевые авиаторы ярко проявили себя в накалённом преддверии Второй мировой войны, а затем в ожесточённых сражениях Великой Отечественной войны и воздушных боях войны в Корее. Стали выдающимися испытателями нескольких поколений авиатехники. В честь этой плеяды поразительных крылатых ратников и легендарных личностей, мы горячо поздравляем Брянщину со знаковым юбилеем – с 95-летием создания Брянской авиабригады!

Статья на нашем сайте «БРИГАДА ПРОФСОЮЗОВ» или история Брянского аэродрома»

Просмотров: 816 | Добавил: kamozin100 | Рейтинг: 5.0/28
Всего комментариев: 0
avatar